ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виртуальные миры древних египтян и древних греков в динамике исторического развития (развитие и движение реальностей соби)



На первом этапе исследования мы решали задачу реконструкции изнутри психического склада (доминирующей реальности соби) древних египтян и древних греков, применяя технику совмещения логических уровней (для реконструкции специфических законов существования виртуального мира). Его результаты дали возможность произвести сравнительный анализ виртуальных реальностей, содержимого индивидуальных собей, социальных собей, этнических собей, специфики содержания и гратуальной или ингратуальной окраски, виртуальных миров древних египтян и древних греков.

На втором этапе исследования снаружи мы рассматривали содержимое индивидуальных и групповых собей, то есть, возникновение, развитие, взаимодействие и движение реальностей в индивидуальной соби, социальной соби, этнической соби человека и общества древнего Египта и Греции. На этом этапе в качестве орудий сравнительного анализа мы взяли описание реальностей телесности, сознания, личности, воли и виртуального человека для анализа их движения в индивидуальных, социальных, этнических собях древних египтян и греков. Реконструкция психического склада (виртуального мира) с помощью теории иерархии логических уровней Бертрана Рассела (взятой в качестве конкретной методики): уровней окружения, поведения, стратегий, верований и убеждений, идентичности и миссии – позволяет реконструировать специфику законов существования доминирующей реальности: виртуального мира, его гратуальной или ингратуальной окраски и, тем самым, выстроить основы для реконструкции причин специфического развития реальностей телесности, сознания, личности, воли и внутреннего человека, древних египтян и древних греков. В нашем исследовании мы обнаружили специфику развития и движения реальностей воли и внутреннего человека, характерную для людей этой эпохи.

Первый уровень: окружение. В древности Египтом называли узкую долину реки Нил, начиная от первого порога, и обширную дельту Нила, образованную несколькими руслами, впадающими в Средиземное море. «Египет есть вся та земля. – писал греческий историк Геродот. – которую своими водами орошает Нил, а египтяне все те, которые живут ниже города Элефантины и пьют воду из реки Нил» (130, с.124). Геродот определил Египет как «дар Нила», тем самым подчеркнув исключительную роль реки в жизни древних Египтян. Наносами была образована почва долины Нила и его дельта. Нил был единственным источником влаги в засушливом Египте, где практически не выпадает дождей. Длинная лента могучей реки обеспечивала связь всех областей Египта между собой и с берегами Средиземного моря. Особенностью водного режима Нила были его регулярные ежегодные разливы. Плодородная, легкая для обработки почва, ежегодно удобряемая нильским илом почва – главное богатство Египта, основа основ жизни его населения, развития египетской цивилизации.

Древний египтянин жил в таких природных условиях, когда вся его жизнь зависела от разливов Нила, что требовало построения и обслуживания сложной ирригационной системы, что, в свою очередь, и породило жесткую систему централизованной власти. Нильская долина и окружающие ее земли имели богатый растительный и животный мир. На орошаемых землях выращивали ячмень, эммер (полбу) пшеницу, лен, кунжут. В самой долине произрастали финиковые и кокосовые пальмы, древовидные акации (основной строительный материал египтян) сикоморы, в Дельте – виноградные лозы и фруктовые деревья. В Ниле водилась рыба, которая была одним из основных продуктов питания египтян, заросли кишели птицами. В крупных масштабах занимались скотоводством на обширных травянистых площадях Дельты.

Египет был окружен племенами, стоящими на более низкой ступени развития. Этот уровень окружения, способов жизнедеятельности отражался в религиозных взглядах египтян. Религия Древнего Египта в фантастической, но закономерной форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли Солнце, Луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. «Египтяне – самые богобоязненные люди из всех…», – писал о них греческий историк Геродот (130,с.110). Объектом почитания стал царствующий фараон, организатор ирригационной системы земледелия. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т.е. имел двойную природу – человеческую и божественную. Мироощущение древних египтян выражалось в их религии, в их представлениях о месте человека в мире (на шестом уровне по технике совмещения логических уровней). Их боги были всемогущественными и грозными. Они создавали людей с одной целью: чтобы заставить их служить себе. Если люди об этом забывали, их ждали суровые кары. Божественный промысел определял и судьбы людей. Для того, чтобы обеспечить себе благоволение богов, они должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. Для почитания их строились храмы, целый штат жрецов содержал жертвенных животных. Все это и порождало такие особенности психического склада (законов существования их виртуального мира) египтян, как:

1. Преклонение пред силами природы, богами, как воплощениями этих сил.

2. Восточная деспотия порождала ощущение незначительности жизни отдельного человека.

3. Весь смысл жизни египтянина состоял в подготовке к смерти (такова была их картина мира, определенная законами существования их доминирующей реальности – виртуального мира).

4. Разница в культурном уровне древнего Египта и окружающих племен создавала ощущение богоизбранности Египта у древнего египтянина.

5. В Древнем Египте египтянин не чувствовал себя равным среди других, он занимал определенное место в строжайшей иерархии. Методом управления в деспотичном Египте был приказ, внушение словом, то есть, реальность воли у древних египтян была лишь в этнической соби Египтян и социальной соби государства, но отсутствовала в индивидуальной соби отдельного египтянина и в социальной соби отдельных социальных групп.

Таким образом, уровень окружения, определял мировоззрение и оказывал влияние на реальность внутреннего человека, которое было одно на всех в этнической соби всех египтян и социальной общегосударственной соби их государства.

Весь психический склад – содержание, законов существования виртуального мира древнего египтянина – отражали его мироощущение (в картине мира) или же глобальной метапрограмме, которая в нейро – лингвистическом программировании имеет два полярных вида: «мир опасен» или же «мир прекрасен». Именно эти глобальные метапрограммы отражали содержание и психического склада, и идентичности, и верований и.т.д. В древнем Египте преобладает метапрограмма «мир опасен» со всеми вытекающими отсюда особенностями и отношения к миру, к другим людям, к активности в этой жизни, отношению к смерти. Иными словами, доминантными виртуальными реальностями в индивидуальной соби, социальной соби государства, отдельных социальных групп и этнической соби древних египтян были ингратуальными, со всеми характеристиками ингратуала, описанными Н.А. Носовым (493,с.23). Доминирующая реальность – виртуальный мир большинства египетских земледельцев – был развернут на уровне реальности телесности с ингратуальным оттенком. Реальность сознания доминировала в социальной соби городского населения. У египетской знати в ее социальной соби доминировала реальность личности с тем же ингратуальным оттенком. В общеегипетской этнической соби и в социальной соби государства доминировала реальность воли и внутреннего человека, на основе которых был развернут этнический виртуальный мир. Это значит, что Древний Египет в своей социальной соби всего государства и этнической соби египтян составлял всю полноту реальностей, соответствующей одному человеку с соответствующей устойчивостью. Это дало Древнему Египту уникальную возможность просуществовать самому в себе, автономно и самодостаточно, в течение длительного времени.

Первый уровень: окружениедревних греков. Материковая или Балканская Греция отрогами Балканских гор делится на три области: Северную, Среднюю и Южную. В Северную Грецию входят Эпир на Западе и Фессалия на востоке, их разделяет горный хребет – Пинд. Эпир – это обширная горная область, изолированная от других районов страны высокими, скалистыми отрогами Пинда, она имеет наиболее суровый континентальный климат. Склоны гор в древности были покрыты густой чащей лесов. В соответствии с окружением определялись уровни поведения и способов деятельности древних греков. Горные долины использовались Эпиротами для пастбищ. Эпир славился молочным скотом. Фессалия считалась житницей Греции и вывозила в другие области пшеницу. Занятиями ее жителей было хлебопашество, виноградарство, садоводство. Географические условия древней Греции были благоприятными и способствовали относительно быстрому развитию греческих племен. Этому способствовала также близость народов Древнего Востока с их установившимися экономическими связями и высокой культурой.

Четвертый уровень по технике совмещения логических уровней – это уровень верований и ценностей, убеждений. Греки не видели сходства сфер человеческой активности, поэтому для них не было единого обозначения деятельности. Есть тяжелый, но почетный труд свободного земледельца, он имеет религиозную ценность (и к нему примыкает воинская служба гражданина). Действия под принуждением, доля раба, подневольная работа не обязательно что-то производят: к ним относится все то, что человек делает не по своей воле. Когда упор делается на техническом исполнении, то это – творение, направляемое внешней целью-формой. Инженерная мысль в Древней Греции еще не получила своего логического выражения и вынуждена пользоваться приемами более развитых познавательных сфер: философии, риторики или более архаичных (магии). Полисное устройство (которое возникло в ответ на определенные обстоятельства греческой истории) напрямую связано с более или менее массовым распространением грамотности, стереотипной логики, доказательной речи и социально-инициативной личности. Это маленькая, но очень пестрая и живописная страна, поделенная морем и горами на полунезависимые области. Здесь много наслаждений для взгляда, ценимых греками среди высших радостей жизни. Именно это определяет специфику психического склада древних греков на четвертом уровне – ценностей и верований. Греческие боги – это нормативно-эстетические сущности, телесные символы природы и человека. В соответствии с четвертым уровнем сформирован и шестой уровень – миссии. Человек гармонично входит в мир, он может успокоить и объединить свои разнообразные стремления в эстетическом созерцании, если он не отрекается от конечного и чувственного бытия, соразмерного его телу. Таким образом, все мироощущение древнего грека можно выразить метапрограммой «мир прекрасен». Иными словами, доминирующими реальностями в индивидуальной соби, социальной соби государства и социальных групп, этнической соби древнего грека были гратуальные, со всеми характеристиками (и преимуществами) гратуала, описанными Н.А. Носовым (Н.А. Носов, 2000). Они определяют и социальную активность древнего грека, его ценности гармонии, эстетики, ценности наслаждения жизнью и красотой, ощущения себя частью гармонии мира и т.д.

Отсюда, у древних греков возникли следующие особенности психического склада как следствие специфических законов существования их доминирующей в общеэтнической соби реальности (виртуального мира):

1. Ощущение гармонии с миром, боги, как эталон, символы человека и мира.

2. Полисная система с демократическим строем дала возможность ощутить человеку свою индивидуальность, ценность, проявление социальной активности, участия в жизни общности, и, самое главное – в предоставляемой возможности и даже в некотором поощрении в приобретении самостоятельности в форме приобретения своих индивидуальных реальностей в своей индивидуальной соби.

3. Греки наслаждались жизнью, гармонией и красотой, относили красоту к высшим радостям жизни. Это указывает на гратуальный характер их виртуального мира и в целом реальностей личной, социальной и этнической соби.

4. Древние греки презрительно относились ко всем, кто не был свободным греком, достаточно справедливо считая их менее развитыми (по критерию сформированности реальностей в индивидуальной соби), но не считали себя богоизбранным народом.

5. Древний грек чувствовал себя относительно равным среди других. Средством управления в демократическом полисе было убеждение.

В числе различных способов реконструкции психического склада (реальности личности) древнего населения Египта и Греции мы будем использовать анализ памятников культуры, в которых отразилась внутренняя картина мировосприятия человека, которая становится видимой в рисунках, фресках, скульптуре и т.д. Здесь отражалась доминирующая реальность древних Египтян и Греков, гратуальная или ингратуальная окраска их виртуального мира. Для анализа реальности телесности изнутри мы в качестве одной из конкретных методик (инструмента) виртуального подхода в истории (моноонтичного изначально, но удобного инструмента для реконструкции, определения гратуальности или ингратуальности доминирующей реальности собей – виртуального мира) мы будем использовать метод Вильгельма Райха – основателя телесно ориентированной терапии. Этот найденный эмпирически способ, на наш взгляд, является эффективным, так как изображения человека в древнем Египте и древней Греции достаточно представлены в памятниках культуры. Метод Вильгельма Райха прекрасно подходит для реконструкции изнутри реальности телесности древних египтян и греков, и определения ее гратуальной или ингратуальной окраски.

Вильгельм Райх рассматривал ум человека и его тело как нерасторжимое единство. Он полагал, что в процессе своей жизни в обществе человек теряет свою свободу из-за ограничений общества (давление на развитие реальности (телесности) индивидуальной соби реальностей социальных и этнических собей) и ограничений окружения, наложенных на него; человек терял, подавлял свои инстинкты и свои потребности, что вызывает в человеке характерные зажимы. Вильгельм Райх называл их мышечным панцирем. Это в свою очередь оказывало свое влияние на походку, осанку, мимику, позу. «Конфликт, который действовал в определенный период жизни, всегда оставляет свои следы в характере в форме ригидности» (593,с.37). Все это есть отражение тех зажимов, которые существуют в характере человека (или в реальностях его личной, социальной, этнической соби). Вильгельм Райх утверждал, что мышечный панцирь состоит из семи основных защитных сегментов. Эти сегменты расположены под прямым углом к позвоночнику, в областях глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

Изобразительное искусство отражает психический склад людей, и метод Вильгельма Райха позволяет определить наличие или отсутствие зажимов как подавление человека (индивидуальных реальностей личной соби) условиями общества и окружения (реальностями социальной, родовой и этнической соби), с их законами существования, не соответствующими законам существования реальностей индивидуальных собей отдельных людей. Эти противоречия отражались и оставили следы на уровне реальности телесности. Мы полагаем, что по этим следам противоречий (мышечному панцирю) можно восстановить характер и возможные противоречия реальностей коллективных и индивидуальных собей.

Анализируя памятники изобразительного искусства древних египтян и древних греков, легко увидеть, насколько гармоничны и в меру расслаблены мышцы в скульптурах и рисунках древних греков, в них присутствует любование телом человека, как предметом эстетического восприятия и наслаждения красотой. Здесь заметно, что реальности индивидуальной соби, в частности реальность телесности (индивидуальной соби), древних греков не испытывает сильных противоречий с коллективными реальностями и не задавлена реальностями социальной соби государства и этнической соби древних греков.По результатам анализа заметно, что в Древней Греции создаются наиболее благоприятные условия для развития в индивидуальной соби остальных реальностей.

Метод Вильгельма Райха по полученным результатам позволяет утверждать о наличии ощущения свободы, отсутствия выраженного подавления у человека его потребностей в древнегреческом обществе. Стилизованное изображение человека в искусстве древних египтян привлекает внимание застывшим телом, неестественно напряженной позой, бесстрастным выражением лица. Все это говорит о том, что характер (реальности индивидуальной соби) древнего египтянина складывался под сильным давлением общества, контролем окружения. Известная исследовательница Древнего Египта Барбара Метц пишет: «Поражает то, что на протяжении столетий египтянами изображаются одни и те же физические типы – приблизительно с трехтысячного года до нашей эры (возможно с отклонением в несколько столетий в ту или иную сторону) вплоть до первого столетия нашей эры» (378, с.23). Все это говорит о том, что реальность телесности древних египтян, их виртуальный мир на этом уровне был чрезвычайно устойчив и неизменен в течение всего этого времени. Виртуальная реальность телесности древних греков была развита нормально, притом у каждого человека. Реальность телесности индивидуализирована, присутствует в индивидуальной соби каждого человека, а не только в этнической соби всех греков и социальной соби греческого государства или социальной группы. У древних египтян реальность телесности была недоразвита, хоть индивидуализирована. Это было характеристикой всей их культуры. Отношение к телесности хорошо иллюстрируется различием педагогических идеалов в Древнем Египте и Древней Греции.

Известный отечественный педагог А.Н. Джуринский пишет, что идеалом древних египтян считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло воспитание детей древних египтян. Приобретение образования требовало немало труда. Занятия шли в школе с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно карались. Для того, чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями. А.Н.Джуринский приводит цитату из одного из папирусов, где учитель наставляет ученика: «Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши своими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь учение, предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь, избит гиппопотамовой плетью» (168, с. 33-34).

В соответствии с государственным устройством типа восточной деспотии складывалось и обучение детей. Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. В ходе был афоризм: «Послушание – это наилучшее в человеке». Наиболее эффективными методами воспитания считались физические наказания, как естественные и необходимые. «Дитя несет ухо на своей спине. Нужно бить его, чтобы он услышал» (168, с. 32).

Изображение человека в Древнем Египте показывает наличие мощного «защитного панциря» как средства подавления своих чувств, свободного выражения потребностей. Это указывает на наличие сильных противоречий на уровне индивидуальных и коллективных реальностей Древнего Египта. Изображениям соответствуют и цели, и методы воспитания в Древнем Египте, где с детства подавляли естественные для ребенка ощущение свободы и выражение чувств. Эта реальность этнической и социальной соби насильственно распространялась на индивидуальные соби всех египтян, где эта реальность, доминировала на всех уровнях, подавляя все остальные, создавая препятствия для развития индивидуальных реальностей в их индивидуальной соби. Это особенно заметно по сильным противоречиям между индивидуальными потребностями в развитии тела и духовной сферы египтян и накладываемыми этническими и социальными нормами ограничениями.

Иные идеалы человека были в Древней Греции. Сократ считал, что сутью достижения всех жизненных целей является нравственное самосовершенствование (развитие реальностей индивидуальной соби). Достижение счастья состоит, прежде всего, в устранении противоречия между личным и общественным бытием. Сократ был родоначальником диалектики как метода отыскания истины. В поисках истины ученик и наставник должны были находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю». В методах воспитания отразилось уважение к личности человека, к его индивидуальности. Целью обучения и воспитания было не подавление личности (потребностей личности) обществом (общественными нормами), а разрешение противоречия между личным и общественным. Сократический метод мог зародиться только в демократическом государстве, равно как и совершенно непохожие на отношения ученика и учителя в Древнем Египте, равное положение ученика и учителя. В отличие от жесткой иерархии Древнего Египта, в Древней Греции был идеал равного для всех образования. Аристотель считал целесообразным равное воспитание для свободного воспитания в идеальном государстве. Пифагор считал, что правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика. «Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если не добровольно, то негодно и безрезультатно» (168,с. 56).

В культуре Древнего Египта было очень суровое отношение к телу, поэтому все воспитание и культура были направлены на подавление реальности телесности, тем самым, препятствуя развитию в индивидуальной соби всех остальных реальностей. Деспотизм Древнего Египта ярко выражен именно в воздействии на реальность телесности, и суровый контроль осуществлялся именно через реальность телесности, тем самым, безусловно, узурпируя реальность волистержень на котором держится государство и реальность внутреннего человека – ее духовную основу.

В Древней Греции реальность телесности была развита нормально. Реальность телесности была ценностью, к ней было внимание, ее развивали у детей. Нормальное развитие реальности телесности считалась условием нормального развития человека. Массовое, нормальное развитие реальности телесности древних греков и сейчас остается образцом для человечества.

Реальность личности, реконструированная через методы и цели воспитания, педагогические идеалы в Древней Греции и Древнем Египте, позволяет полагать, что реальность личности в Древнем Египте и в Древней Греции была сформирована не только на уровне социальной и этнической соби, но и на уровне индивидуальной соби каждого отдельного человека.

Реальность воли греков была сформирована только на уровне этнической соби всех греков и социальной соби отдельного города – государства – полиса. На уровне индивидуальной соби каждого человека она еще не была сформирована. Именно поэтому древний грек не мыслил своего существования вне родного города-государства. Ввиду этого для древнего грека было очень важно его право гражданина на участие в политической жизни города. А самым ужасным наказанием для грека было изгнание из стен родного полиса. Он просто не имел своей индивидуальной реальности воли, а потому подчинялся своей социальной и этнической реальности воли. Именно по этой причине и древний египтянин не прекословил этническому и социальному владыке – фараону, ведь он выразитель воли всего этноса и государства.

Возможно, что реальность воли была развита у такой социальной общности египтян как жрецы, но, видимо, только как коллективная реальность социальной соби жрецов. А у древних греков реальность воли была сформирована на уровне этнической соби греков и социальной соби не только государства (полиса), но и социальных групп. На индивидуальном уровне у древнего грека реальности воли тоже не было (хотя и возникла впоследствии, сначала у верхов, а затем у всех остальных при социальном расслоении греческого общества). Однако в плане развития реальности воли все же Древняя Греция была впереди Древнего Египта. Отдельные исторические личности, конечно, отличались по уровню развития индивидуальной соби (жрецы, фараоны). В Египте социальная собь всего египетского государства и этническая собь всех древних египтян совпадала и представляла собой единое целое.

 

Таблица 6.

Уровень сформированности реальностей в индивидуальных и коллективных собях Древнего Египта

    Реальности Индивидуальная собь отдельного человека Социальнаясобь социальных групп Социальная собь всегогосударства Этническая собь всех египтян
Телесности + + + +
Сознания + + + +
Личности + + + +
Воли _ _ + +
Внутреннего человека _ _ + +

В Древней Греции реальность внутреннего человека была развита на различных уровнях, и в этнической соби всех греков и в социальной соби отдельных городов-государств-полисов. Общеэтническая собь греческого этноса не совпадала с социальной собью греческих городов – государств (полисов), и вследствие этого социального, государственного единства в этнической среде древних греков не было.

В Древнем Египте реальность внутреннего человека существовала только на уровне этнической соби египетского этноса, совпадавшей с социальной собъю египетского государства, обуславливающее устойчивое государственное, социальное, культурное и этническое единство на протяжении столь огромного отрезка времени его существования.

 

Таблица 7.

Уровень сформированности реальностей в индивидуальных и коллективных собях Древней Греции

 

  Реальности Индивидуальная Собь отдельного человека Социальнаясобь отдельных Социальных Групп Социальная Собь отдельных Государств (полисов) Этническая Собь греческого этноса
Телесности + + + +
Сознания + + + +
Личности + + + +
Воли _ + + +
Внутреннего Человека _ _ + +

 

Результаты нашего исследования показывают, что вфилогенезе есть два взаимосвязанных процесса: возникновение и развитие виртуальных реальностей, с одной стороны, с другой стороны, процесс возникновения и формирования этой реальности сначала в этнической соби, затем в социальной соби государства, затем в социальной соби социальных групп и, в последнюю очередь, в индивидуальной соби (некоторых) отдельных людей.

Также прослеживается несомненная взаимосвязь между внутренним содержанием виртуального мира (законами его существования, окраски) и присутствием, сформированностью (развитостью) уровня реальностей: телесности, сознания, личности, воли и внутреннего человека, в соби отдельного человека и в этнических и социальных собях групп людей.

Удалось проследить следующую закономерность развития реальностей в соби древних египтян и греков: Зарождение и развитие реальностей телесности, сознания, личности, воли и внутреннего человека идет с начала в этнической соби, затем в социальной соби государства, потом в социальной соби отдельных социальных групп, и лишь затем в индивидуальной соби каждого отдельного человека.

Специфика развития человека и общества в филогенезе древних египтян и греков заключается, по – видимому, именно в этих характеристиках. Однако следует еще раз отметить, что, все это требует отдельного, еще более глубокого методологического рассмотрения и прицельных исторических исследований.

 

2.3. Борьба виртуальных реальностей на примере взаимоотношений Древней Руси и Золотой Орды

В следующей части нашего исследования мы собираемся описать процесс борьбы реальностей, явление столь же интересное, сколь и распространенное, на примере взаимоотношений Древней Руси и Золотой Орды.

Если реконструкция доминирующей реальности коллективной и индивидуальной соби – это ключ к реконструкции, как к пониманию (изнутри) картины мира (законов существования доминирующей реальности, коллективного и индивидуального виртуального мира, на всех уровнях), а, следовательно, к пониманию внутренней логики тех или иных поступков, и поведения древнего человека, их смысла и значения в рамках доминирующей реальности. Тогда реконструкция реальностей социальных собей древних государств, классов, сословий и социальных групп на предмет развитости индивидуальной, социальной и этнической соби может позволить по-новому (снаружи),относительно их каждой конкретной реальности, взглянуть и понять как структуру отдельных исторических процессов и событий, происходивших в конкретном месте в конкретное время, так и общеисторических процессов.

Каждая индивидуальная собь отдельного человека, образуя с такими же людьми социальную собь государства, социальной группы и этническую собь в их взаимодействии во времени (путем борьбы или согласования реальностей), образует полиреальную структуру исторической действительности.Виртуальный подход позволяет анализировать историческую действительность как извне – во взаимодействии реальностей соби, борьбы реальностей, развитие реальностей – телесности, сознания, личности, воли в индивидуальной соби каждого человека, так и изнутри – реконструируя психический склад (доминирующую реальность или виртуальный мир, его содержание, специфику законов существования), реконструируя картину мира людей определенного исторического времени и на этой основе восстанавливая логику их поступков. Знание закономерностей процессов, происходивших изнутри и снаружи, позволяет адекватно реконструировать исторические процессы и события во «внутренней» логике каждой отдельной реальности и интерпретировать все события и процессы во внешней (по отношению к каждой изучаемой реальности) логике.

С точки зрения виртуального подхода сложная система взаимоотношений людей, социальных групп и этносов выглядит как взаимодействие их континуумов виртуальных реальностей – собей как отдельных людей, социальных собей государств, социальных групп и этнических собей, посредством содержащихся в них реальностей. В процессе взаимодействия отдельных людей и общностей происходит также два вида взаимодействия их реальностей: согласованиеи борьба реальностей, которая выглядит следующим образом.

В процессе общения двух человек или двух групп людей каждый из них пытается повлиять на другого всеми средствами, какие у него есть (прежде всего, внедряя реальности своей соби в чужую собь). Каждый человек или группа людей в своей виртуальной части индивидуальной соби, социальной соби государства или группы, этнической соби имеет одну или несколько реальностей, которые отражают его желаемую картину мира представления о себе, других людях, их месте в мире и их соотношении, а также его потребности, желания. Одна из консуетальных реальностей является доминирующей и общей для социальной или этнической общности людей, которую они считают реально существующей. В процессе взаимодействия с другим человеком (или группой людей) каждый человек (или группа людей) стремится развернуть эту виртуальную, желаемую для себя реальность из (чаще всего виртуальной части) своей соби в консуетальной части соби другого человека (или группы людей), сделав ее доминирующей, то есть развернуть в виртуальный мир, с тем, чтобы другой человек (или группа людей) принял её как естественную и занял отведенное ему, согласно желаниям этого человека (или группы людей), место в этой общей, разделенной, доминирующей в собях всех субъектов взаимодействия реальности – виртуальном мире. Впоследствии эта общая разделенная реальность девиртуализуется и консуетализируется в собях того и другого субъекта взаимодействия.

В процессе взаимодействия (борьбы реальностей) одному человеку или группе удается развернуть свою реальность в соби другого человека или группы, тем самым управляя структурой и содержимым соби другого человека или группы людей. Эта разделенная, ставшая общей и доминирующей реальность, приобретает статус актуальной (реальной, действительной) в глазах всех субъектов взаимодействия, разворачиваясь в виртуальный мир, который чаще всего ставит одного человека или группу людей в зависимость от другой.

Эта разделенная, ставшая общей и доминирующей реальность, развернутая в виртуальный мир, обладает всеми специфическими свойствами виртуальной реальности, выделенными Н.А.Носовым – порожденность, актуальность, автономность, интерактивность.

Примером разделенного, общего, виртуального мира могут служить исторические события, которые происходят в Средневековье между сословиями и различными социальными группами, государствами (например, виртуальный мир – реальность татаро-монгольского мира). Система их взаимоотношений определяется той разделенной, доминирующей реальностью (виртуальным миром), развернутой в процессе взаимодействия их социальных собей государств и социальных групп (сословий). Порожденная и разделенная этими социальными собями виртуальная реальность (общий виртуальный мир), девиртуализовавшись и консуетализовавшись, определяет картину мира, видение текущей ситуации людьми, входящими в эту реальность, социальные соби, и эта реальность (мир) полностью определяет логику их поступков и действий. История и исторические факты и события находятся в прямой зависимости от текущей общей разделенной, доминирующей, уже (для них) не виртуальной (консуетальной) реальности (мира),«которая имеет свое время, пространство и законы существования»(449, с.15)(выделено мною.– Асадуллин Э.Ф.).

 
 
Виртуальная (желаемая) реальность
Внедрение реальности из своей виртуальной части соби в собь субъекта взаимодействия
Доминирующая, разделенная, общая реальность – виртуальный мир
Собь
Собь
 
  Внедрение реальности из своей виртуальной части соби в собь субъекта взаимодействия
Виртуальная (желаемая) реальность

 

Рис. 17. Борьба реальностей





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.018 с.)