Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные концептуальные положения виртуального подхода Н.А.НосоваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В данном параграфе следует дать краткое введение в общую виртуалистику (или в виртуальный подход), с целью разъяснения ее специфической терминологии и понятийного аппарата. Необходимо кратко, и вместе с тем как можно более полно, ответить на вопросы: Что такое виртуальный подход? Чем виртуальный подход отличается от остальных научных подходов? Что собой представляет полионтичная парадигма, на которой основан виртуальный подход? В этой главе, мы также четко обозначаем ее теоретическую философскую основу, базисные концептуальные положения, философские и онтологические категории. Данный параграф носит вводный характер концентрированной выжимки из трудов Центра Виртуалистики, и, особенности, Н.А. Носова, в которую мы включили тот необходимый минимум, который достаточен для понимания содержания всех последующих глав. Это особенно необходимо ввиду того, что виртуальный подход, базируясь на полионтичной парадигме, имеет собственную систему терминов и свой понятийный аппарат, смысл и значение которых наверняка не известен широкому кругу. Как пишет Н.А. Носов: «Новые понятия необходимы, поскольку виртуалистика имеет дело с еще не описанным в науке пластом реальности – для обозначения новых реалий, и требуются новые понятия» (493,с.3). Желающих познакомиться с виртуальным подходом и его применением в различных дисциплинах более детально, можно отослать к изданным работам Центра Виртуалистики ИЧ РАН, в особенности к «Виртуальной психологии» (449) Н.А. Носова и к его концептуальному «Словарю виртуальных терминов» (493). Главной отличительной особенностью виртуального подхода от всех других является новая парадигма мышления, которую можно определить как полионтичность в отличие от моноонтичности других подходов. Иными словами, виртуальный подход онтологически допускает существование множества независимых реальностей, в отличие от остальных, допускающих существование только одной реальности. По мнению Н.А. Носова, «одной из базовых структур современного менталитета, основывающегося на моноонтичной парадигме, является категориальная оппозиция «сущность – явление». В соответствии с этой оппозицией все делится на сущность, которая существует вечно, и явление – то, что является. Явление есть порождение сущности, поэтому самостоятельным статусом существования не обладает, то есть не существует. За любым явлением человек ищет сущность, которую считает причиной возникновения явления. Из такого представления вытекает представление о реальном как об одноуровневом, однородном образовании. Одноуровневом – потому, что сколько бы ни было видимых уровней, все они сводятся к конечной реально существующей сущности» (449, с.26). Н.А. Носов в качестве одного из примеров такого рода мировоззрений приводит атомизм, то есть утверждение, что все состоит из атомов. Это означает, пишет Носов, что статусом существования обладают только атомы, а все остальное есть проявление атомарных взаимодействий, то есть суть явления, не имеющие статуса существования (449, с.26). Специфический, категориальный моноонтичный строй мышления, продолжает мысль Носов, порождает неразрешимые онтологические проблемы, выдвигая на первый план в науке ее практическую часть: есть сильный крен в сторону практики в психологии, социологии, экономике, биологии (можно добавить в истории, археологии), при больших проблемах в построении теоретического пласта этих дисциплин. Отсутствие идей полионтичности приводит к стремлению построить в пределе единую теорию, модель мира, в которой все было бы связанно со всем (можно назвать это тщетной попыткой уместить весь мир в одну реальность, с едиными законами существования). Собственно, ничего плохого в этом нет, считает Носов, надо лишь понимать, что при этом сам теоретик выходит из этой модели и, к тому же претендует на то, чтобы обладать божественным разумом, что противоречит научной картине мира, поскольку если бы такой разум существовал, пишет он, то его тоже надо было вы включить в картину мира, и поэтому возникает необходимость обладать еще более сложным умом, который бы знал законы существования божественного разума первого уровня … и так далее до бесконечности (там же, с.28). Здесь мы видим, что подобный взгляд, рассматривающий явления разных реальностей с разными законами существования в рамках одной реальности с ее внутренними законами существования, приводит в тупик, к искажению и потере внутреннего смысла и содержания явления. Создаваемые моноонтичные теории (в истории, в частности) могут объяснить явления лишь в логике какой-то одной реальности. В рамках законов существования этой реальности, в ее внутренней логике, собирая в нее более или менее подходящие факты и явления. Смысл и логика этих явлений искажается ввиду претензий некоторых теорий объяснить не только явления одной реальности (на которой строится эта теория), но и претензий на глобальность и всеобщность концептуальных положений данных теорий. Если же теоретические построения не претендуют на глобальность (теории «среднего уровня»), то они не включают явления относящиеся к одной реальности, не включают явления относящиеся к другой реальности, логика которых противоречит логике теории. Из всего вышесказанного Н.А. Носов делает вывод о том, что: «Полагание существования промежуточных реальностей дает возможность строить непредельные теории – не сводя сущность события к конечным законам … Непредельная парадигма необходима для построения теории развивающихся объектов (психики ребенка, развивающихся организаций, развивающихся социумов и.т.п.), теории уникальных объектов (экология Земли, психология индивида, история отдельного государства и проч.) и в принципе – гуманитарных теорий» (там же, с.29). Можно добавить: региональной истории, истории сословных групп. Далее Н.А. Носов пишет: «… если признано существование нескольких уровней реальностей, то следует, с одной стороны, признать не сводимость реальностей друг к другу, иначе бы все сводилось к одной или двум предельным реальностям, а с другой стороны – найти, как же они друг с другом связаны, иначе мы вынуждены будем решать проблему построения сложного объекта из нескольких простых, когда есть несколько достаточно простых реальностей и их нужно объединить в нечто единое» (449,с.30). В своем концептуальном (понятийном) «словаре виртуальных терминов» Н.А. Носов дал следующее определение виртуалистики: «Виртуалистика – это дисциплина, включающая научные и практические знания, занимающаяся виртуальными реальностями. Виртуалистика не является научной дисциплиной, а есть парадигмальный подход, в рамках которого виртуальные реальности рассматриваются как реалии, обладающие онтологическим статусом существования, а не как эпифеномены. Виртуалистика основывается на признании полионтичности виртуальных реальностей. Виртуалистика есть подход, применимый в любой научной дисциплине. Во второй половине XX века идея виртуальности возникла независимо друг от друга в нескольких областях науки и техники. В физике элементарных частиц были обнаружены частицы, возникающие только в акте взаимодействия других частиц. Эти эфемерные частицы были названы виртуальными. Особенность их заключается в том, что, с одной стороны, нельзя сказать, что их нет, поскольку они существуют в процессе физического взаимодействия. И в то же время нельзя сказать, что они есть, хотя бы потенциально, в других частицах. Нет, в действительности их там нет. Они существуют только актуально, т. е. только здесь и теперь – порождаются во время взаимодействия других частиц, выполняют свою функцию в процессе их преобразования и исчезают, как будто их никогда и не было. Виртуальные частицы никогда не фигурируют на начальных и конечных условиях взаимодействия. В компьютерной технике широко используются понятия виртуальной машины, виртуальной памяти и т.д. В компьютере есть специальные элементы для хранения информации, но, создавая особые функциональные отношения между элементами компьютера с помощью программных средств, можно обеспечить человеку возможность пользоваться большим объемом информации, чем позволяют физические носители. Эта память, превосходящая емкость физических носителей, называется виртуальной памятью. Виртуальной памяти не соответствует никакой конкретно физический носитель, и она существует, только пока сохраняются построенные пользователем функциональные отношения между элементами компьютера. В эргономике было обнаружено, что в процессе функционирования системы для выполнения определенной задачи в данный момент времени могут образовываться особые динамические объекты, которые затем исчезают. Например, при выполнении фигуры высшего пилотажа, возникающие перегрузки заставляют летчика воспринимать самолет целиком, во всей полноте его функций, и даже не с точки зрения выполняемой в данный момент задачи (допустим преследования противника), а исключительно как определенный аэродинамический объект, который нужно вывести из состояния перегрузки. В психологии был описан особый тип психических состояний, существующих только актуально. Этот тип психологических состояний был назван «виртуальными состояниями» (Носов, Генисаретский, 1986) (449,с.13-14). В это время, была разработана отрасль психологии, основанная на применении виртуального подхода в психологии. Эта новая отрасль была названа виртуальной психологией. В концептуальном словаре Н.А. Носова дано следующее определение Виртуальной психологии: «Виртуальная психология – это отрасль психологии, изучающая психологические виртуальные реальности. Виртуальная психология как научная дисциплина: 1) Строится на вполне определенном философском базисе (виртуальная философия); 2) имеет теоретические модели (идеальные объекты); 3) адекватную (типу) теоретических моделей схему эксперимента; 4) собственную сферу практики (аретея). Базовой философской идеей, на которой строится виртуальная психология, является идея полионтичности, что предполагает рассмотрение психики как совокупности онтологически разнородных, не сводимых друг к другу, реальностей» (449,с.15). На наш взгляд, это самое главное отличие и преимущество виртуального подхода как такового, придающее ему наибольшую разрешающую силу. Далее Н.А. Носов продолжает: «Реально человек осуществляет на одном из возможных уровней психических реальностей, относительно которой все остальные, в которых он может существовать, имеют статус виртуального существования, и любая из них в любой момент может развернуться в самостоятельную реальность или свернутся в элемент другой константной реальности. Принятие идеи виртуальности приводит к тому, что психика рассматривается как сложное образование, т.е. включающая в себя разнородные реальности, не сводимые не только к непсихическим реальностям (например, физиологической или социологической), но и к друг другу» (449,с.16). Итак, виртуальный подход основан на полионтичной парадигме, то есть на признании существования множества реально существующих онтологически независимых, несводимых друг к другу реальностей, каждая из которой обладает своим временем, пространством и законами существования (Носов Н.А. 2000). В том же концептуальном словаре Носов дает следующее определение основной категории виртуалистики – виртуальной реальности: «Виртуальная реальность – реальность, независимо от ее природы (физическая, геологическая, психологическая, социальная, техническая и проч.), обладающая следующим рядом свойств : порожденность (виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней; психологические виртуальные реальности порождаются психикой человека); актуальность (виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность); автономность (в виртуальной реальности свое время, свое пространство и свои законы существования); интерактивность (виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей как онтологически независимая от них). В отличие от виртуальной, порождающая реальность называется константной реальностью. «Виртуальность» и «константность» образуют категориальную оппозицию, т.е. являются философскими категориями. В отличие от схоластики виртуальность противопоставляется не субстанциональности, а константности, и отношения между ними относительны: виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно не константной реальностью. И в обратную сторону – виртуальная реальность может «умереть» в своей константной реальности – свернуться в элемент своей константной реальности, которая имеет статус виртуальной по отношению к своей константной реальности. Относительность отношений категориальной пары «виртуальный – константный» образует онтологическую модель. Онтологически нет ограничений на количество уровней иерархии реальностей, но психологически, т.е. относительно конкретного человека, актуально функционируют только две реальности n-го уровня: одна константная и одна виртуальная. В философской модели человек при этом может положить существование обеих реальностей как предельных, порождая дуализм; может положить существование лишь одной реальности, считая вторую производной от первой. Учитывая, что философствующие субъекты могут, находится на разных иерархических уровнях, из этой парадигмы (иерархический уровень дуализм – монизм), можно реконструировать все западные типы философии» (449, с.16-17). Виртуальная реальность психологическая (мы, наверное, обозначили бы ее как человеческую; но это, на наш взгляд, в первую очередь зависит от контекста и ракурса исследования в различных сферах человеческой деятельности – Асадуллин Э.Ф.), по Н.А.Носову, есть отражение в самообразе характера актуализации образа. В словаре виртуальных терминов Н.А. Носова есть определение виртуального образа. «Виртуальный образ – психический образ, отражающий процессы, происходящие внутри психики и управляющий ими; человек, имеющий виртуальный образ, считает, что репрезентант этого образа объективно существует, вне зависимости от человека» (449, с.19). Самообраз, в отличие от образа (близких ему понятий, таких, как план, функциональный орган, когнитивная карта, паттерн, энграмма и т.д.), отражает в психике ее же текущие состояния. В самообразе представлено не все содержание психики (мировоззрение, самооценка и т.д.), а только выполняемый акт деятельности независимо от того, является акт внешним или чисто психологическим. Самообраз – это табло, на котором отражено текущее состояние разворачивающегося образа. Ощущения характера протекания психических процессов в самообразе и есть виртуальные переживания, и эти переживания образуют виртуальную реальность. Если образ актуализируется привычным способом, утверждает Н.А. Носов, то процесс актуализации не рефлексируется. Эти не рефлексируемые ощущения называются консуетальными (от латинского consuetus – «нормальный, обычный»). Если образ актуализируется не привычным способом, легче или труднее, чем обычно, то этот характер актуализации переживается в самообразе как состояние соответственно легкости и приятности или трудности и не приятности. Эти самоощущения называются гратуальными (от латинского gratus – «привлекательный») при легкой актуализации образа, и ингратуальными (от латинского ingratus – «непривлекательный») при трудной актуализации образа (102,с.54-55). В своем словаре Н.А. Носов дает следующее определение гратуалу и ингратуалу: «Гратуал – ощущение пребывания в виртуальной реальности более высокого уровня, чем константная реальность» (102,с.22). «Ингратуал – ощущение пребывания в виртуальной реальности более низкого уровня, чем константная реальность» (449, с. 23). Родовое имя для гратуала и ингратуала – виртуал. «Консуетал – ощущение в самообразе субъективной нормальности протекания осуществляемой человеком деятельности. Консуетал переживается, ощущается человеком как обычное событие, относящееся к тому типу психологической реальности, в которой «в норме» живет человек. В отличие от консуетала виртуал переживается как необычное психологическое событие. Консуетал – это обычный, привычный ряд событий, переживаемых нами привычным образом. Консуеталы случаются все время, за исключением тех случаев, когда возникает виртуал. Консуетал – это такое же нормальное, естественное, нерефлексируемое состояние человека, как и ощущение давления атмосферного столба. Следует подчеркнуть. – далее пишет Н.А. Носов, что консуетал – это не обязательно спокойное состояние. Консуетальным может быть любое психическое состояние или переживание, каким бы сильным или важным само по себе оно ни было. Дело не в интенсивности, а в том, что виртуал всегда переживается как выход за рамки обычной жизни. И все, что не выходит за эти рамки, является консуетальным, даже если переживания ввергли человека в обморок» (449, с.26). Необычную актуализацию образа можно представить как смену масштаба образа в сравнения с другими образами: укрупнение в гратуале и уменьшение в ингратуале. Появляется другой уровень психической реальности, в которой свой масштаб пространства и времени психических процессов и свои закономерности существования в сравнении с исходным уровнем. При следующем укрупнении масштаба развернутого образа или уменьшении масштаба свернутого образа появляется более высокий или более низкий уровень виртуальной реальности. Первичные эпизодические переходы в реальность более высокого уровня переживаются человеком гратуально – как необычные, непривычные, экзотические события. Но после того, как человек достаточно хорошо овладеет этой реальностью, переживания, происходящие в ней, становятся консуетальными, сама реальность становится константной, а гратуалы он переживает от переходов в новую, более высокую реальность. В качестве примера такого рода перехода в уровнях существования человека можно привести процесс профессионального роста. Ингратуалы возникают при переходе в виртуальную реальность более низкого уровня, например, когда человек вынужден выполнять деятельность значительно более простую, чем та, на которую он способен (493, с.56). Н.А.Носов выделяет в виртуальной реальности три типа событий: консуетал, гратуал и ингратуал, определения которых уже даны и свойства которых я уже кратко описал. Гратуал и ингратуал имеют родовое имя «виртуал». В том же концептуальном словаре Н.А. Носова можно найти следующее определение виртуала: «Виртуал – 1) обобщенное название для виртуальных событий, виртуальной реальности, фрагмента виртуальной реальности в противопоставлении соби; 2) родовое название для гратуала и ингратуала в противопоставлении консуеталу. Виртуал, в отличие от других психических производных, типа воображения, характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает его не как порождение своего собственного ума, а как реальность. Виртуал обладает следующими свойствами: непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективированность, измененность статуса телесности, сознания, личности, воли» (493, с.11). Далее Н.А. Носов пишет, что субъективно, т.е. с точки зрения человека, находящегося в виртуале, виртуал воспринимается как реальность, а с внешней точки зрения (виртуал другого человека или свой прошлый или будущий) виртуал воспринимается как особое состояние человека, особое событие, в которое попадает человек (493, с.57). Н.А. Носовым и Т.В. Носовой выделено восемь свойств виртуала: Непривыкаемость. Сколько бы раз виртуал не возникал, каждый раз он переживается как необычное и непривычное событие. Спонтанность. Никто в своих описаниях не говорит о точном моменте возникновения данного события. Нет временной границы довиртуального и виртуального режимов, как, впрочем, нет грани виртуального и послевиртуального режима. Всегда идет речь о себе уже в новом режиме. Виртуал возникает неожиданно и ненамеренно – возникновение виртуала не контролируется сознанием и не зависит от воли (намерений, желаний) человека. Другими словами, человек никогда не говорит о том, как возник у него данный режим, и фиксирует лишь то, что он в нем уже находится, т.е. переход из конуетала в виртуал и обратно не фиксируется человеком – он всегда либо «здесь», либо уже «там». Фрагментарность. У человека, находящегося в виртуале, появляется ощущение какой-то отделенности, отдельности частей своего тела от себя (в таком случае говорят, например, о том, что руки не слушаются или же, наоборот, руки все делают сами). Поскольку виртуал есть отражение характера актуализации лишь данного текущего образа, а не всей жизни, то человек в объективных терминах описывает не всего себя в целом (как в эмоции или стрессе – «я испугался», «я обрадовался» и.т.п.), а лишь те части самого себя, которые участвуют в исполнении этого акта («жар» в голове, а не жар, например, лихорадочный, не «я свеж и бодр», а «руки опережают мысль» и т.п.), хотя само переживание захватывает всего человека целиком. Иначе говоря, виртуал порождается фрагментом человеческой деятельности, а переживается всем человеческим существом. Объективированность. О чем бы человек не говорил – об изменениях в протекании деятельности, о наплыве чувств, о затмении сознания и т.п. – он говорит о себе не как об активном начале, от которого исходят эти события, эти мысли, эти действия, а как об объекте, которого охватывают мысли, переживания, действия. Рассказ идет о том, что происходит с человеком, о том, чему он оказывается подвластным. Измененность статуса телесности. В виртуале меняется ощущение собственного тела и ощущение внешнего пространства. В гратуале тело человека становится легким и приятным, а пространство, в котором человек действует, расширяется и воспринимается как привлекательное, аттрактивное. В ингратуале тело человека становится чужим, неподвластным, человек замыкается на каком-то отдельном фрагменте собственного тела, а пространство, в котором он действует, становится вязким, тяжелым и переживается как непривлекательное. Измененность статуса сознания. В виртуале меняется характер функционирования сознания. В гратуале сфера деятельности человека расширяется – человек легко схватывает и перерабатывает весь необходимый объем информации. В ингратуале сфера деятельности уменьшается – информация схватывается и перерабатывается с трудом. Находясь в гратуале, говорят о предельной ясности сознания, об обострения чувства прогнозирования и т.п. Находясь в ингратуале говорят о сознании, сузившимся, темном; мышление при этом становится вязким – внимание рассеянным и т.п. Измененность статуса личности. В виртуале человек иначе оценивает себя и свои возможности. В гратуале при сверхэффективной и чрезвычайно легко текущей деятельности у человека возникает чувство своего могущества: возможность преодолеть все препятствия, свернуть горы, ощущение окрыленности. В ингратуале же при очень трудно текущей деятельности у человека появляется чувство собственного бессилия, ощущение подавленности. Измененность статуса воли. В виртуале меняется роль воли в деятельности человека. В гратуале деятельность совершается без волевых усилий со стороны человека, как бы самопроизвольно, кажется текущей сама по себе, становится самодействующей силой. В ингратуале, напротив, осуществление деятельности возможно только с помощью напряжения волевых усилий, деятельность «не идет», «сопротивляется», тело человека «не слушается» его и т.п. В каждом конкретном случае каждое из этих свойств может проявляться с различной степенью интенсивности, подытоживает Н.А. Носов (493, с. 57-59). Здесь мы особо обращаем внимание на последние четыре свойства виртуала: измененность статуса телесности, сознания, личности и воли, а именно на роль гратуала и ингратуала, их влияние на человека, его способности, мировосприятие, самообраз, и как следствие, на логику его поступков и действий. Теперь, зная о свойствах гратуала и ингратуала в виртуале, можно рассмотреть их влияние на людей в историческом процессе: целые страны и народы, находящиеся то в гратуале, то в ингратуале на протяжении всей своей истории. Проследить на фактическом материале, как целые цивилизации, гратуальные или ингратуальные реальности которых консуетализировались, становятся при этом чрезвычайно устойчивыми во времени, (привычными, само собой разумеющимися, не рефлексируемыми), пропитывая гратуальными или ингратуальными оттенками всю их цивилизацию, от быта до психического склада и произведений искусства. Можно проследить влияние гратуала или ингратуала на восприятие людьми своей телесности, способности и эффективность действий (в том числе на интеллектуальные способности, физическую работоспособность, работоспособность в целом). Оценить часто определяющее влияние гратуала или ингратуала на их картину мира, логику поступков, самообраз и уровень притязаний целых исторических общностей в разные периоды на протяжении всего исторического процесса. Рассмотрев все вышеизложенные понятия и концептуальные положения виртуального подхода, мы полагаем, что можно ввести еще одно новое понятие – собь. Определение этого понятия в виртуальном подходе я дам из того же концептуального словаря Н.А. Носова: «Собь – виртуальная реальность, посредством которой человек самоидентифицируется. Виртуал порождается как разворачивание одного образа в целую реальность, собь образуется совокупностью имеющихся у человека виртуалов, ставших конуеталами, а по этому не переживаемых как особые реалии. Примером соби является виртуальная реальность телесности, виртуальная реальность сознания и проч. Виртуалы переживаются как события на фоне консуетальных состояний, собь – как естественное качество человека: тело, сознание, личность и т.п. Понятие виртуала фиксирует акт необычного функционирования образа, понятие соби – результат генезиса реальности. Моделью образования виртуалов является перевернутая «елочка», означающая разворачивание одного элемента константной реальности в самостоятельную виртуальную реальность. Моделью образования соби является «слоеный пирог», означающий, что совокупность объектов виртуальной реальности образуется как совокупность виртуалов. Данная модель образования виртуальной реальности называться «треугольной моделью», поскольку принципом появления и существования виртуальной реальности является разворачивание элемента константной реальности в полноценную реальность. В случае виртуала разворачивается один элемент константной реальности в виртуальную реальность, в случае соби много элементов константной реальности разворачиваются в виртуальные реальности, совокупность которых образует собь. Эта модель является не теоретической, а онтологической, т.е. определяющей то, что существует. Аналогично тому, как атомизм задает существование атомов, энергетизм – существование энергий и т.п. Онтологические схемы применимы для любых дисциплин. Например, атом в физике – это предельно неделимый элемент материи, атом в биологии – это клетка, атом в психологии – это ассоциация. На основе одной и той же онтологической модели могут строиться разные теоретические модели как в рамках различных дисциплин, так и в рамках одной и той же… На основании «треугольной модели» могут быть построены различные теоретические модели» (493, с.37-40). Мы бы, наверное, определили понятие соби более коротко: собь – это совокупность виртуальных и консуетальных, индивидуальных и коллективных реальностей человека (группы людей), приобретенных в процессе жизнедеятельности. Н.А. Носов, с точки зрения виртуального подхода, рассматривает генезис человека как образование новых видов соби. Рассматривая развитие (реальностей соби) человека в онтогенезе с младенчества до момента взросления, Н.А. Носов выделил пять реальностей (уровней реальности), развивающегося у человека с младенчества (когда ребенок обладает полностью виртуализированной психикой), на которых протекает бытие человека. Все эти реальности (телесности, сознания, личности, воли, внутреннего человека) приобретаются человеком в результате описанного Носовым феномена удвоения реальности, в процессе которого образуются новые виды соби. По этому поводу Н.А. Носов пишет: «Характеризуя процесс появления новой соби, можно говорить о принципе меланжевой нити. Меланжевая нить – это нить одного цвета, в которую постепенно вплетается нить другого цвета, так что в начале новый цвет практически и не заметен, но его становится все больше и больше, а старого цвета – все меньше и меньше, и в конце концов новый цвет полностью вытесняет старый. Затем следующий новый вытесняет старый цвет. Так же и с появлением новой соби. Проявление первых ее элементов практически не заметно, но постепенно она становится ведущей, вытесняя предыдущую. Процесс «ухода» из сферы виртуальности предыдущей соби есть ее девиртуализация, т.е. переход в статус константной реальности» (выделено мною – Асадуллин Э.Ф.) (493, с.76-77). В концептуальном словаре виртуальных терминов Н.А. Носова можно найти следующие определения этих понятий: «Виртуальная реальность телесности – собь человека, способ самоиндивидуализации, дающий человеку возможность выделять свое тело от других материальных объектов» (449, с.18). «Виртуальная реальность сознания – собь человека, способ самоиндивидуализации, дающий человеку возможность отделять свою психику (мысли, чувства, переживания) от психики другого человека» (449, с.18). Характеризуется тем, что: «Если до сих пор человек воспринимал чужие мысли, чужие состояния как свои собственные и, соответственно, свои мысли и свои состояния переносил на внешние предметы, то теперь он хорошо различает, где собственные мысли и состояния, а где – не его. Наличие собственного сознания и собственной телесности дает возможность человеку строить общие модели мироздания, общества, семьи и проч. и проч.» (выделено мною – Асадуллин Э.Ф.) (493,с.82). «Виртуальная реальность личности – собь человека, способ самоиндивидуализации, дающий возможность выделять себя (и свою позицию) через противопоставление позиции другого человека» (449,с.18). «Неразвитость соби (реальности) личности характеризуется в задержке развития человека на уровне личности, проявляющегося в культивировании внутреннего мира, в избегании ситуаций, требующих принятия волевых решений, в стремлении законсервировать тип жизненной ситуации, в которой человек находится» (493,с.92). «Виртуальная реальность воли – собь человека, способ самоиндивидуализации, дающий человеку возможность сделать объектом управления самого себя в целом и осуществлять управление своей жизнью» (выделено мною.– Асадуллин Э.Ф.) (449,с.18). Характеризуется тем, что человек (или группа людей, например крестьянство в России до 1917 года) может сам ставить себе экзистенциальные жизненные задачи, выступая как существо, которое может само управлять своей жизнью, выполнять поставленные перед собой как перед личностью задачи. Неразвитость (реальности воли) проявляется в неспособности к реализации каких либо волевых желаний (493,с.92). Рис. 10. Иерархия развития новых реальностей в индивидуальных И групповых собях «Виртуальная реальность внутреннего человека – собь человека, способ самоиндивидуализации, дающая человеку возможность сопоставления себя со всем остальным миром» (449,с.18). Эта реальность характеризуется «… ощущением себя как принадлежащего какому-то объемлющему целому: профессии, своему роду, чему то – трансцендентному и т.д.» (449, с.55). На наш взгляд, на этом уровне реальности располагается духовная основа челвека, вопросы, касающиеся религии философии, и мировоззрения. Все эти реальности образуются путем феномена удвоения реальности, который был выделен опять же Носовым Н.А. Он утверждает, что первым различением появляется различение собственной телесности от всего остального, от другой телесности (феномен удвоения реальности телесности – в 3 года), вторым различением – различение своего сознания от другого сознания (феномен удвоения реальности сознания – с 3 до 7 лет), третьим различением – различение своей личности от другой личности (феномен удвоения реальности личности – в 13-14 лет), четвертым различением – различение своей воли от другой воли (феномен удвоения реальности воли) и последним различением – является различение внешнего и внутреннего человека (феномен удвоения реальности человека – около 28-33 лет). «Феномен удвоения реальности означает, − продолжает Н.А.Носов, − что произошло разделение прежде единого, что означает его девиртуализацию. Феномен удвоения определенной реальности означает, что возникает соответствующая психическая собь». Далее Н.А. Носов пишет: «Генезис человека относительно процесса девиртуализации отдельной соби заключается в том, что до возникновения феномена ее удвоения, т.е. до ее девиртуализации, человек овладевает этой собью как новой для себя, а после ее девиртуализации он ее осваивает как уже привычную, лишь расширяя сферу владения этой реальностью, уже без качественного сдвига во взаимоотношениях с этой реальностью. Новая собь (реальность), точнее, ее элементы, появляется тогда, когда человек еще продолжает процесс активного овладения предыдущей реальностью. Каждая следующая виртуальная реальность порождается предыдущей виртуальной реальностью, ставшей константной, после возникновения феномена удвоения предыдущей виртуальной реальности» (493,с.78). На этом можно завершить изложение сущности основных концептуальных положений, понятийного аппарата виртуального подхода и обратиться в последующих главах непосредственно к его применению к конкретному историческому материалу, построению концептуальной модели виртуального подхода в истории, и ее применению в исторической науке. Хотелось бы особо подчеркнуть, что это самый первый и далеко не окончательный вариант. Эта работа выстроена на применении виртуального подхода, к сравнительно небольшому объему исторического материала: Средневековому рыцарству, Древнему Египту и Древней Греции, Древней Руси и Золотой Орде, феномену Казачества. В качестве социально-исторических феноменов были рассмотрены террор и терроризм, гражданское неповиновение М. Ганди, виртуальный конфликт в истории, историческое сознание студентов педвуза. Виртуальный подход, выявляет новые исторические закономерности и дает новое понимание, акцентируя вниматие на новой (виртуальной) грани человеческого бытия, как в общем течении, так и в конкретном историческом контексте. Мы полагаем, что в дальнейшем, при применении виртуального подхода к различному историческому материалу, придется уточнять и достраивать данную концептуальную модель.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.131 (0.011 с.) |