Политика беларусизации: ее сущность, цели и задачи, этапы, успехи и трудности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика беларусизации: ее сущность, цели и задачи, этапы, успехи и трудности.



Если попробовать дать сжатое определение политики бело­русизации — то это ничто иное, как конкретное воплощение на­циональной политики Коммунистической партии и Советской вла­сти в Белоруссии в применении к ее экономическим, социальным и этнографическим условиям, историческим и культурным традициям. Истоки ее лежат в национальной программе партии большевиков, в революционном, включая и национально-освобо­дительное, движении. После победы Великой Октябрьской социа­листической революции она получила практическое воплощение в национально-государственном и национально-культурном стро­ительстве. После гражданской войны принципы и задачи, формы и методы политики РКП(б) по национальному вопросу были конк­ретизированы и развиты на X (март 1921г.) и XII (апрель 1923г.) съездах РКП(б). В 1923—1924г.г. Компартия и прави­тельство Белоруссии, исходя из решений этих съездов, разрабо­тали комплекс мер по дальнейшей реализации национальной по­литики в республике, за которой и закрепилось в качестве официального названия — политика белорусизации.

Если рассматривать политику белорусизации с хронологичес­кой точки зрения, то ее можно условно разделить на 3 этапа:

1) со времени победы Великой Октябрьской социалистичес­кой революции до июня 1923г. Это было время создания и укрепления белорусской советской государственности, выработ­ки основ национальной государственной политики;

2) июнь 1923 — июль 1924г. В это время шла интенсивная разработка конкретных мер по дальнейшему углублению государ­ственной национальной политики, разъяснению среди широких слоев населения задач белорусизации. В июне 1923г. при ЦК КПБ(б)Б была создана специальная комиссия, которой было по­ручено выработать конкретную программу действий в этом направлении. В июле 1923г. Пленум ЦБ КП(б)Б на основе предложений комиссии утвердил документ под названием «Кон­кретизация платформы по национальному вопросу, принятой По­литбюро ЦК РКП(б) в условиях Белорусской Советской Социалис­тической Республики». В постановлении Пленума, хотя и без детальной проработки, но уже достаточно выразительно был на­мечен комплекс мер по хозяйственному возрождению края, территориальному самоопределению белорусского народа, развитию Белорусского языка и расширению сферы его функционирова­ния, развитию национальной культуры и повышению культурно­го уровня населения, выдвижению и воспитанию кадров партий­ного, государственного, профсоюзного и кооперативного аппаратов из коренного населения, приобщению к активной ра­боте в советском строительстве революционно-демократических элементов нации. Эта программа неоднократно углублялась и конкретизировалась;

3) июль 1924—1928г. Эти четыре года были временем практической реализации намеченных мер. Особенно активно эта программа начала проводиться в жизнь после второй сессии ЦИК БССР, которая проходила в июле 1924г. На ней был принят ряд специальных постановлений по данному вопросу, а Президи­ум ЦИК БССР создал специальную комиссию по осуществлению национальной политики во главе с видным государственным дея­телем А.И.Хацкевичем. Аналогичные комиссии были созданы при окружных исполнительных комитетах. При агитпропотделе ЦК КП(б)Б были созданы специальные бюро по ведению пропаганды среди трудящихся еврейской, польской, латышской и литовской национальностей на их родных языках.

Характеризуя этот период в осуществлении белорусизации, необходимо отметить, что меры по хозяйственному возрождению республики, подъему ее экономики представляли самостоятель­ное направление в общей политике компартии и правительства Белоруссии. Вместе с тем они были и направлением политики национальной и поэтому всегда включались в соответствующие резолюции и постановления. Свидетельством тому является резолюция Октябрьского (1925г.) Пленума ЦК КП(б)Б. В ней говорилось: «Пролетарская постановка национального вопроса отличается от упрощенного мелкобуржуазного подхода к нему прежде всего тем, что вместо формального равноправия наций на передний план выдвигается реальная помощь ранее угнетен­ием национальностям в деле подъема их культуры и прежде всего экономической базы. Поэтому первой мерой успеха национальной политики в Белоруссии, с точки зрения Коммунистической партии, являются хозяйственные достижения республики и по­вышение уровня жизни трудящихся.

С позиций реального равноправия рассматривались и про­блемы территориальной консолидации белорусского народа, меж­национальных отношений в республике. Если после укрупнения территории БССР в республике проводилась реформа админист­ративно-территориального деления — создавались округа, райо­ны и сельсоветы, то одним из исходных начал этой реформы был национальный принцип. С целью учета интересов и потребнос­тей национальных меньшинств — изучения и использования родного языка, сохранения своей самобытности, ценностей родной культуры и так далее — в местах их компактного проживания были созданы национальные Советы. В 1928г. в БССР насчи­тывалось 23 еврейских, 19 польских, 16 русских, 5 латышских, 2 украинских и 2 немецких сельских Совета. В 1932г. был со­здан отдельный национальный польский район с центром в Дзер­жинске.

При всей базовой значимости этих направлений в националь­ной политике 20-х годов ее основное содержание определяли воп­росы развития белорусского языка и культуры с безусловным обес­печением прав и возможностей свободного развития языка и культуры национальных меньшинств.

В 1924—1928г.г. были созданы соответствующие усло­вия для научной разработки проблем белорусского языка, его истории, современной лексики и грамматических норм, терми­нологии на основе изучения народного языка. Основную работу в этом направлении осуществляли народный комиссариат просвещения БССР, Институт белорусской культуры, соответствующие университетские кафедры. Сделано было много, и сегодня филологи высоко оценивают достижения филологической науки в 20-е годы.

Необходимо отметить, что одновременно с научным изучением проблем белорусского языка в эти годы значительно распространилась сфера его применения. Несмотря на то, что белорусский, русский, еврейский и польский языки в Белоруссии были объявлены государственными и пользовались равными правами, белорусский язык в силу значительного большинства в республике коренной национальности имел преимущественное право для общения между государственными, профессиональными и общественными учреждениями и организациями. Вместе с тем не ущемлялись в своих правах и другие языки. Языком общения органов БССР с органами СССР и других союзных республик был русский язык. Каждому из граждан обеспечивалось право обращаться в любые инстанции и получать ответ на родном языке, право свободно пользоваться им на всех съездах, конференциях, заседаниях, собраниях.

Осуществлялся перевод преподавания на белорусском языке в высших учебных заведениях и техникумах республики, работа политико- и культурно-просветительных учреждений, территори­альных частей Красной Армии, периодической печати, изда­тельств.

Белорусский язык вводился также на рабфаках, в школах рабочей и крестьянской молодежи, в советско-партийных школах. В этих школах в качестве обязательных предметов изучались так­же история, экономика и география Белоруссии, белорусская ли­тература.

Осуществлялась также белорусизация партийных, государственных и общественных органов и организаций. Она включала и себя изучение их сотрудниками белорусского языка (при обяза­тельном владении русским) и перевод на него делопроизводства. Как осуществлялась эта работа и какие результаты были достиг­нуты в этом деле, свидетельствуют следующие данные. В 1927г. белорусским языком в центральных государственных учрежде­ниях владели 80% служащих против 20% в 1924г., в окружных и районных — 70%.

Начался перевод делопроизводства на белорусский язык и в народных комиссариатах Белоруссии. Первыми и в короткий срок перешли на белорусский язык ЦИК БССР, Совнарком, Наркомзем и Наркомпрос, те учреждения, которые непос­редственно соприкасались с белорусским населением. Все делоп­роизводство в государственных органах власти планировалось перевести на белорусский язык на протяжении трех лет. Сроки в основном были выдержаны. Но не все документы велись только на одном белорусском языке. Основная внутриреспубликанская до­кументация печаталась на четырех языках — белорусском, рус­ском, еврейском и польском. Документы общесоюзного значения печатались на белорусском и русском языках, публично-право­вые документы (паспорта, свидетельства и так далее) — на бело­русском и одном из трех других государственных языков.

Необходимо отметить, что широкому распространению бе­лорусского языка, успешному осуществлению политики белорусизации содействовало то, что большой вклад в них вносили бе­лорусские писатели и поэты. В это время на литературном небосводе рядом с Я.Купалой и Я.Коласом, Т.Гартным и другими уже известными писателями и поэтами появилась целая плеяда талантливой молодежи — К.Чорный, М. Лыньков, К.Крапива и др. Своим словом они будили национальное самочув­ствие и самосознание белорусов, оказывали животворное воздей­ствие на консолидацию белорусской нации.

Не стояли в стороне от этих процессов и белорусские ученые. В основных научных центрах — на университетских кафедрах, в Инбелкульте, в комиссии истории партии (Истпарте) — сформи­ровалось ядро талантливых ученых, велись исследования и изда­вались труды по проблемам истории, общественной мысли и эко­номики Белоруссии, постепенно внедрялся научный подход к решению исследовательских проблем. Ведущую роль в становле­нии белорусской науки играл Инбелкульт, преобразованный в 1928г. в Академию наук БССР.

Широкое развитие получило в это время и краеведение. С 1924г. в массовом порядке начали создаваться краеведческие организации. В 1927г. они уже объединяли более 10 тыс. человек.

Вскоре в политике белорусизации начали про­являться те тенденции, от которых предостерегали решения X и XII съездов РКП(б): с одной стороны — недооценка национальных особенностей, с другой — их возвеличение и выпячивание. Некоторые работники без учета объективных условий и материальных возможностей стремились форсировать темпы белорусизации. Во многих учреж­дениях начали составлять списки сотрудников, которым вменя­лось в обязанности изучить белорусский язык в кратчайшие сро­ки. Если они не укладывались в установленные сроки, их увольняли. Часто сроки для изучения белорусского языка сокра­щались настолько, что освоить язык за это время просто было невозможно. Да и соответствующих условий для этого не было. Курсы организовывались наспех, не хватало учебников, низким был уровень преподавания и т.д.

 

36. Становление и развитие общеобразовательной школы на Беларуси в 20-е годы ХХв. Борьба с неграмотностью.

Начало массовому походу за ликвидацию неграмотности было положено еще декретом СНК РСФСР от 26 декабря 1919г. за подписью В.И.Ленина «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Однако в Белоруссии в отличие от РСФСР и других районов страны систематическая работа в этом направлении началась гораздо позже — в конце 1920г. Только после окончания гражданской войны — 11 декабря 1920г. Военно-революционный комитет издал приказ, обязывающий всех негра­мотных в возрасте от 8 до 50 лет учиться на родном или русском языках.

С этого времени в республике развернулась большая работа по учету неграмотных, организации школ, курсов по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, обеспечению их учеб­никами, бумагой, помещениями и т.д. К этому делу Ком­партия Белоруссии привлекла Советы, профсоюзы, комсомол, кооперативы и другие общественные организации. В 1923г. в стране было создано общество «Долой неграмотность!». В Бело­руссии в августе 1926г. оно уже объединяло более 27 тыс. человек.

Однако в восстановительный период еще не было достаточ­ных материальных средств, чтобы придать этой работе нужный размах. Даже в 1927—1928 уч.г. на эти цели было выде­лено только 376 тыс. рублей, но в следующем 1928—1929 уч.г. ассигнования уже резко возросли и составили 1 мил. 82 тыс. рублей. И это дало свои результаты. К концу первой пятилетки неграмотность среди взрослого населения была почти ликвидирована.

В организации работы по ликвидации неграмотности наряду с определенными успехами имели место и серьезные недостат­ки — непродуманность, спешка и ограниченность задач, прояв­ления компанейщины, низкое качество обучения. Часть слушате­лей, которые за одну — две зимы немного научились читать и писать, прекращали посещение пунктов ликбезов и вскоре забы­вали о том, чему их учили. Чтобы закрепить знания, необходимо было продолжать обучение. В этих целях с 1926г. начали от­крываться школы для малограмотных, которые уже давали зна­ния в объеме начальной школы.

Одновременно с ликвидацией неграмотности и малограмот­ности в 20-е годы в республике проводилась большая работа по налаживанию системы народного образования вообще. После перехода к НЭПу, в 1922г., в БССР была проведена реформа школьной системы. Основным звеном ее становилась семилетняя трудовая общеобразовательная школа. В Витебской и Гомельской губерниях, которые входили в это время в состав РСФСР, сохранялась еще девятилетняя школа, и только после возвращения этих территорий в состав БССР она была реорганизована в семи­летнюю.

Но развитие образования, как и в целом культуры, сдержива­лось из-за недостатка средств, которые шли в первую очередь на самые неотложные нужды восстановления промышленности, транспорта, с/х. Приходилось экономить буквально на всем, «даже на школах», количе­ство которых начало сокращаться. Если в 1921г. в республике насчитывалось около 6 тыс. школ, то в 1922—1923 уч.г. их осталось 4157. В них обучались 270,6 тыс. (38%) детей. Сокращение сети школ происходило и по причине реорганиза­ции школьной системы.

Остановить сокращение школьной сети помогла поддержка общественности. Школьно-хозяйственные советы, созданные из представителей народного образования, профсоюзов и местных жителей, заботились об обеспечении школ оборудованием, орга­низовывали ремонт помещений. Проводились субботники и вос­кресники по оказанию помощи школе. Крестьяне брали нередко содержание школ на себя. Все это позволило сохранить их боль­шую часть в особенно тяжелые первые послевоенные годы.

Но средств катастрофически не хватало. В январе 1923г. по предложению В.И.Ленина были сокращены расходы на содер­жание государственного аппарата и освободившиеся средства были выделены на нужды народного образования. По мере даль­нейшего восстановления народного хозяйства стало больше средств выделяться и на содержание школ. Это произошло уже в 1924—1925 уч.г. В результате сеть школ вновь начала расширяться, и количество обучающихся детей в них увеличивать­ся.

Большие трудности возникали с подбором и комплектовани­ем школ учительскими кадрами, организацией их работы, созда­нием бытовых условий. В 1925—1926 уч.г. 26% учите­лей не имели даже среднего образования, 62% — специальной подготовки. Положение осложнялось тем идейным грузом, кото­рый учителя получили в старых учебных заведениях. Их надо было учить и перевоспитывать одновременно. В связи с этим была орга­низована переподготовка учителей, повышена их заработная плата.

 

 

37. Становление и развитие высшего и среднего специального образования на Беларуси в 20-е годы ХХ в.

Одновременно Советское правительство осуществляло меры, направленные на создание новой системы высшего и среднего специального образования для подготовки новых кадров специа­листов. Событием большого культурного и политического значе­ния явилось открытие 30 октября 1921г. в Минске Белорусско­го государственного университета. 1 ноября 1921г. уже начались занятия на медицинском факультете и факультете об­щественных наук, а несколько ранее — на рабфаке. В 1922г. в университете открылся педагогический факультет, в 1925г. — факультет народного хозяйства и советского права.

В становлении первого в Белоруссии высшего учебного заве­дения большую помощь оказало правительство РСФСР. Народный комиссариат просвещения РСФСР направил сюда известных уче­ных. Первыми профессорами университета были Н.А.Прилежа­ев, Н.Н.Никольский, В.Н.Перцев, Е.И.Баричевский, Е.Е.Сиротин, В.Н.Дьяков и др. Большую организаторскую, педагогическую и научную деятельность проводил первый ректор БГУ — профес­сор В.И.Пичета.

Белорусский государственный университет стал важнейшим центром подготовки специалистов высшей квалификации в БССР. В 1925г. из его стен вышли первые специалисты. В 1926г. университет выпустил 247 педагогов, 175 врачей, 119 экономис­тов и 117 юристов. К этому времени количество студентов в БГУ увеличилось вдвое по сравнению с 1921г. Университет располагал уже 11 клиниками, 8 лабораториями, 17 специальными кабинетами.

В восстановительный период были созданы и первые специ­альные высшие учебные заведения. 1 июля 1922г. на базе по­литехнического института, основанного в декабре 1920г., был открыт Белорусский государственный институт сельского и лес­ного хозяйства с двумя факультетами — лесным и агрономичес­ким. В 1923г. в нем обучались 515 студентов.

В связи с первым укрупнением территории БССР в 1924г. к республике отошли еще 2 высших учебных заведения — Горецкий земледельческий институт, возобновленный в апреле 1919г., и Витебский педагогический институт. Но с целью концент­рации сил и средств Витебский пединститут был слит с педагоги­ческим факультетом БГУ, а в августе 1925г. с/х институты в Минске и Горках объединены в Белорусскую с/х академию. Академия находилась в Горках. Она имела четыре факультета: мелиорационный, лесной, земле­устроительный и агрономический, на которых обучались более 1400 студентов и работали более 100 профессоров и преподава­телей.

Несколько ранее, 4 ноября 1924г., в соответствии с поста­новлением ЦИК БССР на базе Витебского с/х техникума начал работать ветеринарный институт. Всего в 1925г. в БССР работали 3 высших учебных заведения, в которых обучались 4342 студента, работали 436 преподавателей.

По мере восстановления народного хозяйства все более ост­ро ощущалась потребность в специалистах средней квалифика­ции. Поэтому в соответствии с нуждами хозяйства и культуры в республике создавались техникумы различных профилей: инду­стриально-технические, сельскохозяйственные, экономические, педагогические, медицинские, музыкальные и художественные. В 1921г. на базе трехлетних педагогических курсов в Минске, Борисове, Бобруйске и школ II ступени в Червене, Петрикове и Мозыре были открыты педагогические техникумы. В 1925—926 уч.г. в БССР действовало 10 педагогических техникумов, в которых обучались около 2 тыс. человек. В 1921—1925г.г. было открыто несколько с/х техникумов, уве­личилось количество индустриальных.

В основу комплектования высших и средних специальных учебных заведений был положен классовый принцип. Однако в число студентов, особенно первых наборов, попадало много не­трудовых элементов. Детей рабочих и крестьян из-за того, что материально они хуже были обеспечены и имели низкую образо­вательную подготовку, в вузах было еще сравнительно мало.

Чтобы увеличить рабочую прослойку среди студентов вузов, еще в годы гражданской войны по инициативе рабочего класса и комсомола возникла система рабочих факультетов при высших учебных заведениях. Они имели цель: ускорить подготовку детей рабочих и трудового крестьянства для поступления в высшую школу. В 1925—1926 уч.г. в БССР действовало три раб­фака, на которых обучались 882 слушателя. В большинстве своем это были участники гражданской войны, имеющие опыт органи­заторской и общественно-политической работы.

Рабфаки имели дневные и вечерние отделения. На дневном срок обучения был трехлетним, на вечернем — четырехлетним. На протяжении этого времени слушатели должны были овладеть знаниями в объеме четырех-пяти старших классов средней шко­лы. Рабфаковцы относились к учебе с чувством высокого долга и настойчиво овладевали знаниями.

В вузах и техникумах одновременно перестраивалась учеб­но-воспитательная работа и содержание преподаваемых дисцип­лин. В учебные планы вузов вводились новые курсы — история социалистической революции, Советского государства и права, исторический материализм и другие. Принимались меры и по подготовке преподавательских кадров для вузов и техникумов, особенно по гуманитарным дисциплинам. Их готовил Институт красной профессуры в Москве. Партийные организации вузов посылали туда на учебу наиболее подготовленных коммунистов. После окончания вузов при кафедрах оставляли способных к на­учной деятельности студентов. Некоторые выпускники команди­ровались для прохождения практики в научные учреждения и учебные заведения других республик.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1049; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.28.52 (0.013 с.)