Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политика беларусизации: ее сущность, цели и задачи, этапы, успехи и трудности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Если попробовать дать сжатое определение политики белорусизации — то это ничто иное, как конкретное воплощение национальной политики Коммунистической партии и Советской власти в Белоруссии в применении к ее экономическим, социальным и этнографическим условиям, историческим и культурным традициям. Истоки ее лежат в национальной программе партии большевиков, в революционном, включая и национально-освободительное, движении. После победы Великой Октябрьской социалистической революции она получила практическое воплощение в национально-государственном и национально-культурном строительстве. После гражданской войны принципы и задачи, формы и методы политики РКП(б) по национальному вопросу были конкретизированы и развиты на X (март 1921г.) и XII (апрель 1923г.) съездах РКП(б). В 1923—1924г.г. Компартия и правительство Белоруссии, исходя из решений этих съездов, разработали комплекс мер по дальнейшей реализации национальной политики в республике, за которой и закрепилось в качестве официального названия — политика белорусизации. Если рассматривать политику белорусизации с хронологической точки зрения, то ее можно условно разделить на 3 этапа: 1) со времени победы Великой Октябрьской социалистической революции до июня 1923г. Это было время создания и укрепления белорусской советской государственности, выработки основ национальной государственной политики; 2) июнь 1923 — июль 1924г. В это время шла интенсивная разработка конкретных мер по дальнейшему углублению государственной национальной политики, разъяснению среди широких слоев населения задач белорусизации. В июне 1923г. при ЦК КПБ(б)Б была создана специальная комиссия, которой было поручено выработать конкретную программу действий в этом направлении. В июле 1923г. Пленум ЦБ КП(б)Б на основе предложений комиссии утвердил документ под названием «Конкретизация платформы по национальному вопросу, принятой Политбюро ЦК РКП(б) в условиях Белорусской Советской Социалистической Республики». В постановлении Пленума, хотя и без детальной проработки, но уже достаточно выразительно был намечен комплекс мер по хозяйственному возрождению края, территориальному самоопределению белорусского народа, развитию Белорусского языка и расширению сферы его функционирования, развитию национальной культуры и повышению культурного уровня населения, выдвижению и воспитанию кадров партийного, государственного, профсоюзного и кооперативного аппаратов из коренного населения, приобщению к активной работе в советском строительстве революционно-демократических элементов нации. Эта программа неоднократно углублялась и конкретизировалась; 3) июль 1924—1928г. Эти четыре года были временем практической реализации намеченных мер. Особенно активно эта программа начала проводиться в жизнь после второй сессии ЦИК БССР, которая проходила в июле 1924г. На ней был принят ряд специальных постановлений по данному вопросу, а Президиум ЦИК БССР создал специальную комиссию по осуществлению национальной политики во главе с видным государственным деятелем А.И.Хацкевичем. Аналогичные комиссии были созданы при окружных исполнительных комитетах. При агитпропотделе ЦК КП(б)Б были созданы специальные бюро по ведению пропаганды среди трудящихся еврейской, польской, латышской и литовской национальностей на их родных языках. Характеризуя этот период в осуществлении белорусизации, необходимо отметить, что меры по хозяйственному возрождению республики, подъему ее экономики представляли самостоятельное направление в общей политике компартии и правительства Белоруссии. Вместе с тем они были и направлением политики национальной и поэтому всегда включались в соответствующие резолюции и постановления. Свидетельством тому является резолюция Октябрьского (1925г.) Пленума ЦК КП(б)Б. В ней говорилось: «Пролетарская постановка национального вопроса отличается от упрощенного мелкобуржуазного подхода к нему прежде всего тем, что вместо формального равноправия наций на передний план выдвигается реальная помощь ранее угнетением национальностям в деле подъема их культуры и прежде всего экономической базы. Поэтому первой мерой успеха национальной политики в Белоруссии, с точки зрения Коммунистической партии, являются хозяйственные достижения республики и повышение уровня жизни трудящихся. С позиций реального равноправия рассматривались и проблемы территориальной консолидации белорусского народа, межнациональных отношений в республике. Если после укрупнения территории БССР в республике проводилась реформа административно-территориального деления — создавались округа, районы и сельсоветы, то одним из исходных начал этой реформы был национальный принцип. С целью учета интересов и потребностей национальных меньшинств — изучения и использования родного языка, сохранения своей самобытности, ценностей родной культуры и так далее — в местах их компактного проживания были созданы национальные Советы. В 1928г. в БССР насчитывалось 23 еврейских, 19 польских, 16 русских, 5 латышских, 2 украинских и 2 немецких сельских Совета. В 1932г. был создан отдельный национальный польский район с центром в Дзержинске. При всей базовой значимости этих направлений в национальной политике 20-х годов ее основное содержание определяли вопросы развития белорусского языка и культуры с безусловным обеспечением прав и возможностей свободного развития языка и культуры национальных меньшинств. В 1924—1928г.г. были созданы соответствующие условия для научной разработки проблем белорусского языка, его истории, современной лексики и грамматических норм, терминологии на основе изучения народного языка. Основную работу в этом направлении осуществляли народный комиссариат просвещения БССР, Институт белорусской культуры, соответствующие университетские кафедры. Сделано было много, и сегодня филологи высоко оценивают достижения филологической науки в 20-е годы. Необходимо отметить, что одновременно с научным изучением проблем белорусского языка в эти годы значительно распространилась сфера его применения. Несмотря на то, что белорусский, русский, еврейский и польский языки в Белоруссии были объявлены государственными и пользовались равными правами, белорусский язык в силу значительного большинства в республике коренной национальности имел преимущественное право для общения между государственными, профессиональными и общественными учреждениями и организациями. Вместе с тем не ущемлялись в своих правах и другие языки. Языком общения органов БССР с органами СССР и других союзных республик был русский язык. Каждому из граждан обеспечивалось право обращаться в любые инстанции и получать ответ на родном языке, право свободно пользоваться им на всех съездах, конференциях, заседаниях, собраниях. Осуществлялся перевод преподавания на белорусском языке в высших учебных заведениях и техникумах республики, работа политико- и культурно-просветительных учреждений, территориальных частей Красной Армии, периодической печати, издательств. Белорусский язык вводился также на рабфаках, в школах рабочей и крестьянской молодежи, в советско-партийных школах. В этих школах в качестве обязательных предметов изучались также история, экономика и география Белоруссии, белорусская литература. Осуществлялась также белорусизация партийных, государственных и общественных органов и организаций. Она включала и себя изучение их сотрудниками белорусского языка (при обязательном владении русским) и перевод на него делопроизводства. Как осуществлялась эта работа и какие результаты были достигнуты в этом деле, свидетельствуют следующие данные. В 1927г. белорусским языком в центральных государственных учреждениях владели 80% служащих против 20% в 1924г., в окружных и районных — 70%. Начался перевод делопроизводства на белорусский язык и в народных комиссариатах Белоруссии. Первыми и в короткий срок перешли на белорусский язык ЦИК БССР, Совнарком, Наркомзем и Наркомпрос, те учреждения, которые непосредственно соприкасались с белорусским населением. Все делопроизводство в государственных органах власти планировалось перевести на белорусский язык на протяжении трех лет. Сроки в основном были выдержаны. Но не все документы велись только на одном белорусском языке. Основная внутриреспубликанская документация печаталась на четырех языках — белорусском, русском, еврейском и польском. Документы общесоюзного значения печатались на белорусском и русском языках, публично-правовые документы (паспорта, свидетельства и так далее) — на белорусском и одном из трех других государственных языков. Необходимо отметить, что широкому распространению белорусского языка, успешному осуществлению политики белорусизации содействовало то, что большой вклад в них вносили белорусские писатели и поэты. В это время на литературном небосводе рядом с Я.Купалой и Я.Коласом, Т.Гартным и другими уже известными писателями и поэтами появилась целая плеяда талантливой молодежи — К.Чорный, М. Лыньков, К.Крапива и др. Своим словом они будили национальное самочувствие и самосознание белорусов, оказывали животворное воздействие на консолидацию белорусской нации. Не стояли в стороне от этих процессов и белорусские ученые. В основных научных центрах — на университетских кафедрах, в Инбелкульте, в комиссии истории партии (Истпарте) — сформировалось ядро талантливых ученых, велись исследования и издавались труды по проблемам истории, общественной мысли и экономики Белоруссии, постепенно внедрялся научный подход к решению исследовательских проблем. Ведущую роль в становлении белорусской науки играл Инбелкульт, преобразованный в 1928г. в Академию наук БССР. Широкое развитие получило в это время и краеведение. С 1924г. в массовом порядке начали создаваться краеведческие организации. В 1927г. они уже объединяли более 10 тыс. человек. Вскоре в политике белорусизации начали проявляться те тенденции, от которых предостерегали решения X и XII съездов РКП(б): с одной стороны — недооценка национальных особенностей, с другой — их возвеличение и выпячивание. Некоторые работники без учета объективных условий и материальных возможностей стремились форсировать темпы белорусизации. Во многих учреждениях начали составлять списки сотрудников, которым вменялось в обязанности изучить белорусский язык в кратчайшие сроки. Если они не укладывались в установленные сроки, их увольняли. Часто сроки для изучения белорусского языка сокращались настолько, что освоить язык за это время просто было невозможно. Да и соответствующих условий для этого не было. Курсы организовывались наспех, не хватало учебников, низким был уровень преподавания и т.д.
36. Становление и развитие общеобразовательной школы на Беларуси в 20-е годы ХХв. Борьба с неграмотностью. Начало массовому походу за ликвидацию неграмотности было положено еще декретом СНК РСФСР от 26 декабря 1919г. за подписью В.И.Ленина «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Однако в Белоруссии в отличие от РСФСР и других районов страны систематическая работа в этом направлении началась гораздо позже — в конце 1920г. Только после окончания гражданской войны — 11 декабря 1920г. Военно-революционный комитет издал приказ, обязывающий всех неграмотных в возрасте от 8 до 50 лет учиться на родном или русском языках. С этого времени в республике развернулась большая работа по учету неграмотных, организации школ, курсов по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, обеспечению их учебниками, бумагой, помещениями и т.д. К этому делу Компартия Белоруссии привлекла Советы, профсоюзы, комсомол, кооперативы и другие общественные организации. В 1923г. в стране было создано общество «Долой неграмотность!». В Белоруссии в августе 1926г. оно уже объединяло более 27 тыс. человек. Однако в восстановительный период еще не было достаточных материальных средств, чтобы придать этой работе нужный размах. Даже в 1927—1928 уч.г. на эти цели было выделено только 376 тыс. рублей, но в следующем 1928—1929 уч.г. ассигнования уже резко возросли и составили 1 мил. 82 тыс. рублей. И это дало свои результаты. К концу первой пятилетки неграмотность среди взрослого населения была почти ликвидирована. В организации работы по ликвидации неграмотности наряду с определенными успехами имели место и серьезные недостатки — непродуманность, спешка и ограниченность задач, проявления компанейщины, низкое качество обучения. Часть слушателей, которые за одну — две зимы немного научились читать и писать, прекращали посещение пунктов ликбезов и вскоре забывали о том, чему их учили. Чтобы закрепить знания, необходимо было продолжать обучение. В этих целях с 1926г. начали открываться школы для малограмотных, которые уже давали знания в объеме начальной школы. Одновременно с ликвидацией неграмотности и малограмотности в 20-е годы в республике проводилась большая работа по налаживанию системы народного образования вообще. После перехода к НЭПу, в 1922г., в БССР была проведена реформа школьной системы. Основным звеном ее становилась семилетняя трудовая общеобразовательная школа. В Витебской и Гомельской губерниях, которые входили в это время в состав РСФСР, сохранялась еще девятилетняя школа, и только после возвращения этих территорий в состав БССР она была реорганизована в семилетнюю. Но развитие образования, как и в целом культуры, сдерживалось из-за недостатка средств, которые шли в первую очередь на самые неотложные нужды восстановления промышленности, транспорта, с/х. Приходилось экономить буквально на всем, «даже на школах», количество которых начало сокращаться. Если в 1921г. в республике насчитывалось около 6 тыс. школ, то в 1922—1923 уч.г. их осталось 4157. В них обучались 270,6 тыс. (38%) детей. Сокращение сети школ происходило и по причине реорганизации школьной системы. Остановить сокращение школьной сети помогла поддержка общественности. Школьно-хозяйственные советы, созданные из представителей народного образования, профсоюзов и местных жителей, заботились об обеспечении школ оборудованием, организовывали ремонт помещений. Проводились субботники и воскресники по оказанию помощи школе. Крестьяне брали нередко содержание школ на себя. Все это позволило сохранить их большую часть в особенно тяжелые первые послевоенные годы. Но средств катастрофически не хватало. В январе 1923г. по предложению В.И.Ленина были сокращены расходы на содержание государственного аппарата и освободившиеся средства были выделены на нужды народного образования. По мере дальнейшего восстановления народного хозяйства стало больше средств выделяться и на содержание школ. Это произошло уже в 1924—1925 уч.г. В результате сеть школ вновь начала расширяться, и количество обучающихся детей в них увеличиваться. Большие трудности возникали с подбором и комплектованием школ учительскими кадрами, организацией их работы, созданием бытовых условий. В 1925—1926 уч.г. 26% учителей не имели даже среднего образования, 62% — специальной подготовки. Положение осложнялось тем идейным грузом, который учителя получили в старых учебных заведениях. Их надо было учить и перевоспитывать одновременно. В связи с этим была организована переподготовка учителей, повышена их заработная плата.
37. Становление и развитие высшего и среднего специального образования на Беларуси в 20-е годы ХХ в. Одновременно Советское правительство осуществляло меры, направленные на создание новой системы высшего и среднего специального образования для подготовки новых кадров специалистов. Событием большого культурного и политического значения явилось открытие 30 октября 1921г. в Минске Белорусского государственного университета. 1 ноября 1921г. уже начались занятия на медицинском факультете и факультете общественных наук, а несколько ранее — на рабфаке. В 1922г. в университете открылся педагогический факультет, в 1925г. — факультет народного хозяйства и советского права. В становлении первого в Белоруссии высшего учебного заведения большую помощь оказало правительство РСФСР. Народный комиссариат просвещения РСФСР направил сюда известных ученых. Первыми профессорами университета были Н.А.Прилежаев, Н.Н.Никольский, В.Н.Перцев, Е.И.Баричевский, Е.Е.Сиротин, В.Н.Дьяков и др. Большую организаторскую, педагогическую и научную деятельность проводил первый ректор БГУ — профессор В.И.Пичета. Белорусский государственный университет стал важнейшим центром подготовки специалистов высшей квалификации в БССР. В 1925г. из его стен вышли первые специалисты. В 1926г. университет выпустил 247 педагогов, 175 врачей, 119 экономистов и 117 юристов. К этому времени количество студентов в БГУ увеличилось вдвое по сравнению с 1921г. Университет располагал уже 11 клиниками, 8 лабораториями, 17 специальными кабинетами. В восстановительный период были созданы и первые специальные высшие учебные заведения. 1 июля 1922г. на базе политехнического института, основанного в декабре 1920г., был открыт Белорусский государственный институт сельского и лесного хозяйства с двумя факультетами — лесным и агрономическим. В 1923г. в нем обучались 515 студентов. В связи с первым укрупнением территории БССР в 1924г. к республике отошли еще 2 высших учебных заведения — Горецкий земледельческий институт, возобновленный в апреле 1919г., и Витебский педагогический институт. Но с целью концентрации сил и средств Витебский пединститут был слит с педагогическим факультетом БГУ, а в августе 1925г. с/х институты в Минске и Горках объединены в Белорусскую с/х академию. Академия находилась в Горках. Она имела четыре факультета: мелиорационный, лесной, землеустроительный и агрономический, на которых обучались более 1400 студентов и работали более 100 профессоров и преподавателей. Несколько ранее, 4 ноября 1924г., в соответствии с постановлением ЦИК БССР на базе Витебского с/х техникума начал работать ветеринарный институт. Всего в 1925г. в БССР работали 3 высших учебных заведения, в которых обучались 4342 студента, работали 436 преподавателей. По мере восстановления народного хозяйства все более остро ощущалась потребность в специалистах средней квалификации. Поэтому в соответствии с нуждами хозяйства и культуры в республике создавались техникумы различных профилей: индустриально-технические, сельскохозяйственные, экономические, педагогические, медицинские, музыкальные и художественные. В 1921г. на базе трехлетних педагогических курсов в Минске, Борисове, Бобруйске и школ II ступени в Червене, Петрикове и Мозыре были открыты педагогические техникумы. В 1925—926 уч.г. в БССР действовало 10 педагогических техникумов, в которых обучались около 2 тыс. человек. В 1921—1925г.г. было открыто несколько с/х техникумов, увеличилось количество индустриальных. В основу комплектования высших и средних специальных учебных заведений был положен классовый принцип. Однако в число студентов, особенно первых наборов, попадало много нетрудовых элементов. Детей рабочих и крестьян из-за того, что материально они хуже были обеспечены и имели низкую образовательную подготовку, в вузах было еще сравнительно мало. Чтобы увеличить рабочую прослойку среди студентов вузов, еще в годы гражданской войны по инициативе рабочего класса и комсомола возникла система рабочих факультетов при высших учебных заведениях. Они имели цель: ускорить подготовку детей рабочих и трудового крестьянства для поступления в высшую школу. В 1925—1926 уч.г. в БССР действовало три рабфака, на которых обучались 882 слушателя. В большинстве своем это были участники гражданской войны, имеющие опыт организаторской и общественно-политической работы. Рабфаки имели дневные и вечерние отделения. На дневном срок обучения был трехлетним, на вечернем — четырехлетним. На протяжении этого времени слушатели должны были овладеть знаниями в объеме четырех-пяти старших классов средней школы. Рабфаковцы относились к учебе с чувством высокого долга и настойчиво овладевали знаниями. В вузах и техникумах одновременно перестраивалась учебно-воспитательная работа и содержание преподаваемых дисциплин. В учебные планы вузов вводились новые курсы — история социалистической революции, Советского государства и права, исторический материализм и другие. Принимались меры и по подготовке преподавательских кадров для вузов и техникумов, особенно по гуманитарным дисциплинам. Их готовил Институт красной профессуры в Москве. Партийные организации вузов посылали туда на учебу наиболее подготовленных коммунистов. После окончания вузов при кафедрах оставляли способных к научной деятельности студентов. Некоторые выпускники командировались для прохождения практики в научные учреждения и учебные заведения других республик.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.017 с.) |