Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественно-политическая жизнь на Беларуси в 30-е годы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Под воздействием зарождающейся командно-административной системы здесь также стали перечеркиваться гуманистические ценности строящегося социалистического общества. Все, что не вкладывалось в конструкцию сталинских установок, объявлялось враждебным ленинизму, льющим воду на «мельницу классового врага». Если не хватало фактов для доказательства «оппозиционеров», их придумывали методом прямых фальсификаций и искажений. В Белоруссии в первую очередь пострадали деятели науки и культуры, представители коренной белорусской нации. Их все чаще и чаще начали обвинять в так называемом «национал-демократизме». «Национал-демократизм» определялся вначале как тенденция «ставить национальные интересы выше классовых, создавать национальную культуру во вред ее пролетарскому содержанию». Это понятие первоначально рассматривалось как правый уклон в культурном строительстве. Но уже в 1930г. оценки «национал-демократизма» резко изменились и стали характеризоваться в партийных документах и печати как враждебная Советской власти идеология и практика контрреволюционного националистического течения, ставящие своей целью реставрацию капитализма в Белоруссии. В действительности опасности такого рода, представляющей реальную угрозу Советской власти, не существовало, хотя отдельные преувеличения роли и значения национального фактора наблюдались. Они имели место в деятельности той части научной и творческой интеллигенции, которая не сразу восприняла идеи Октябрьской революции и придерживалась мелкобуржуазных взглядов и убеждений. К ним в первую очередь следует отнести бывших деятелей БНР В.Ю.Ластовского, Я.Ю.Лесика, С.Н.Некрашевича, А.А.Смолича, А.И.Цвикевича и др. Их позитивная, творческая деятельность на ниве культуры, науки и образования пользовалась признанием и поддержкой со стороны многих партийных и советских руководителей, которые смогли подняться выше вульгарно-догматических схем. Они не драматизировали ситуацию в общественно-политической жизни республики, в том числе и в национально-культурном строительстве. Но после и эту группу партийных и государственных руководителей обвинили в так называемом «национал-уклонизме», поставив им в вину преувеличение национальных моментов в ущерб общегосударственным и общепартийным интересам. Обвинения в «национал-демократизме» все чаще и чаще звучали в адрес таких видных партийных и государственных деятелей, как Д.Ф.Жилунович, В.М.Игнатовский, Д.Ф.Прищепов, А.В.Балицкий, П.В.Ильюченок, А.Ф.Ульянов, М.С.Куделько (М.Чарот), П.Р.Головач, А.Ф.Адамович и других, особенно в отношении тех, кто до вступления в ряды ВКП(б) являлся членом других политических партий и организаций. Стрелы критики часто направлялись и против Председателя ЦИК БССР А.Г.Червякова. Чтобы показать, что «национал-демократизм» имеет широкое распространение и организационное оформление, было сфабриковано дело о существовании глубоко законспирированной контрреволюционной организации «Союз освобождения Белоруссии» (СОБ), ставившей своей целью свержение Советской власти и установление белорусской буржуазной государственности. В связи с этим в конце 1929 — начале 1930г. в республике прокатилась серия арестов лиц, которые будто бы являлись членами СОБ. Всего было арестовано 86 человек. Руководство организацией приписывалось Я.Ю.Лесику, С.Н.Некрашевичу, В.Ю.Ластовскому и др. За первой волной арестов «по делу СОБ» во второй половине 1930г. прокатилась следующая, когда уже была арестована группа руководителей наркоматов БССР: Д.Ф.Прищепов (нарком земледелия), А.В.Балицкий (нарком просвещения), А.Ф.Адамович (заместитель наркома земледелия), П.В.Ильюченок (заместитель председателя Белпайтреста). Они, как и некоторые другие, были обвинены в «национал-уклонизме» и исключены из партии. Постановлением Коллегии ОГПУ БССР от 18 марта 1931г. Д.Ф.Прищепов, А.В.Балицкий, А.Ф.Адамович, П.В.Ильюченок были приговорены к 10 годам тюремного заключения. 10 апреля 1931г. к разным срокам заключения и высылке были приговорены 86 человек по делу СОБ, в том числе Лесик, Некрашевич, Красковский, Цвикевич, Смолич, Ластовский и др. Необходимо отметить, что арестованные по данному делу часто давали искаженную оценку не только своей деятельности, но и тем лицам, с которыми они были связаны по роду своих занятий. Это явилось поводом для обвинений В.М.Игнатовского, первого президента АН БССР, который после исключения из партии и вызовов на допросы в ГПУ 4 февраля 1931г. застрелился. Обвинения в «национал-демократизме» и «национал-уклонизме» были предъявлены также второму секретарю ЦК КП(б)Б А.И.Василевичу, редактору газеты «Чырвоная змена» П.Р.Головачу, заместителю наркома просвещения Д.Ф.Жилуновичу и др. Но тогда они еще сумели себя оправдать. В конце 1930г. угроза расправы нависла и над классиками белорусской литературы Я.Купалой и Я.Коласом. В конце ноября 1930г. Я.Купала, не выдержав организованной против него травли, предпринял попытку самоубийства. Но она оказалась неудачной. Благодаря усилиям врачей он остался жить. После этого его на некоторое время оставили в покое. Но в конце 30-х годов над ним и Я.Коласом вновь нависла опасность. Только благодаря смелому поступку первого секретаря ЦК КП(б)Б П.К.Понамаренко им удалось спастись. Но уже черный молот репрессий успел перемолоть в своих жерновах большинство членов Союза писателей Белоруссии (были репрессированы около 120 человек). Многие из них погибли в лагерях и тюрьмах: Максим Горецкий, Владислав Голубок, Михась Чарот, Михась Зарецкий, Алесь Дудар, Платон Головач, Тишка Гартный и др. Репрессиям подверглись также рабочие и крестьяне. Первые репрессии против рабочих были связаны с ликвидацией троцкистско-зиновьевской оппозиции, с открытыми судебными процессами по делу «вредителей» — специалистов из города Шахты, а в БССР — по делу «вредителей» на Витебском и Оршанском железнодорожных узлах, в деревообрабатывающей промышленности. Репрессии против крестьянства начались в 1928—1929г.г. Уже тогда органы госбезопасности привлекли к уголовной ответственности многих крестьян за укрытие хлебных излишков. В 1930г. в связи с массовой коллективизацией и «ликвидацией кулачества как класса» экспроприации и выселению подлежало 34 тыс. крестьянских хозяйств (кулаков), или 4,2% от общего количества крестьянских хозяйств. К маю того же года было раскулачено 15629 хозяйств, что составляло 1,9% от общего количества крестьянских подворий. Кстати, на XIII съезде КП(б)Б отмечалось, что 2393 хозяйства, или каждое седьмое, были раскулачены необоснованно. Работники НКВД уничтожили также лучших представителей командно-политического состава Белорусского военного округа. Только с мая 1937 г. по сентябрь 1938г. было репрессировано около половины командиров полков, почти все командиры бригад, дивизий и корпусов, около третьей части комиссаров полков. Накануне войны 75% командиров и политработников находились на должностях не более одного года. В июне 1937г. был расстрелян командующий округом, герой гражданской войны Е.П. Уборевич, покончил жизнь самоубийством Гамарник, бывший секретарь ЦК КП(б)Б, который проходил по этому делу. Выискивание вредительских элементов осуществлялось и по партийной линии. В результате чистки КП(б)Б в 1933г. партийных билетов лишились 9,7 тыс. членов и кандидатов в члены партии, что составило более 20,6% от их общего количества. В ходе обмена и проверки партдокументов в 1935—1936г.г. из рядов республиканской парторганизации было исключено около половины ее состава.
50. Развитие общего и среднего специального образования на Беларуси в 30-е годы. Социально-экономические преобразования, проводимые в БССР в связи с начавшейся индустриализацией, требовали значительного повышения образовательного и культурного уровня населения. В решении этой задачи большая роль отводилась осуществлению всеобщего начального образования. Большая часть сельских школ в это время размещалась в неприспособленных для этих целей помещениях — крестьянских избах, не хватало учительских кадров, многие дети крестьян, занятые на работах в хозяйствах родителей, не посещали школу. На материальном положении системы народного образования сказывался недостаток финансовых средств, которые шли преимущественно на нужды индустриализации. Но в годы первой пятилетки финансирование народного образования значительно увеличилось. В 1932г. на эти цели уже было выделено 124,5 мил. рублей. Это дало возможность строить больше школ, улучшить обеспечение их оборудованием и учебными пособиями. Для быстрейшей реализации всеобщего начального образования при исполкомах местных Советов повсеместно были созданы комитеты содействия всеобучу. Они вовлекали в свою работу широкие массы рабочих и крестьян, помогали ремонтировать школы, заготавливать топливо и т.д. Результатом этого явился значительный рост сети школ и обучающихся в них детей. Если в 1927-1928 уч.г. в БССР работало 5536 школ, то в - 1932 уч.г. — 6680 школ. Количество учащихся возросло за это время с 484,7 до 779,4 тыс. В конце первой пятилетки уже почти все дети школьного возраста учились в школах, в основном было осуществлено всеобщее начальное образование. Быстро росла и сеть семилетних школ, увеличивалось количество учительских кадров. Если в 1927—1928 уч.г. в общеобразовательных школах работали 12,7 тыс. учителей, то в 1931—1932 — уже 19,5 тыс. Изменился их социальный состав, увеличилась прослойка выходцев из рабочих и трудящихся крестьян. В годы второй пятилетки народное образование в республике получило дальнейшее развитие. XVII съезд ВКП(б) поставил задачу добиться осуществления в ближайшие годы всеобщего обязательного обучения в объеме семилетней школы. На эти цели правительство Белорусской ССР в 1933г. выделило 156,6 мил. рублей, в 1940г. — 836 мил. Широкий размах в республике приняло строительство новых школ. С 1931 по 1935 годы было построено 612 новых школьных зданий, приспособлено к занятиям 1193 помещения. К строительству школ активно привлекалось население. Одновременно проводилась большая работа по совершенствованию системы народного образования. Здесь также имелись значительные трудности. Не было единой структуры школы, стабильных учебников и цельной системы учебно-воспитательной работы. Поэтому школа не давала достаточно глубоких знаний учащимся, не обеспечивала нужной подготовки своим выпускникам для поступления в высшие и средние специальные учебные заведения. Важное значение для дальнейшего развития школы имели принятые в 1931—1935г.г. постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР о программах, учебниках, структуре, режиме, организации учебной работы, внутреннем распорядке и др. На основе их была выработана единая школьная система. Если до этого в БССР основным типом общеобразовательной школы была семилетка, то к середине 30-х годов основой школьной системы стала десятилетняя общеобразовательная школа. Во всех школах вводился единый режим и основы внутреннего распорядка, единая структура учебного года. Были отброшены не оправдавшие себя методы обучения, значительно поднято значение педагогической науки. К концу второй пятилетки в БССР действовало 1893 средних школы ив них обучались в V — X классах 284,7 тыс. учащихся. Совершенствовалась и воспитательная работа в школах. Особое внимание обращалось на воспитание у детей советского патриотизма, любви к Родине, чувства интернационализма. Возрастала роль комсомольских и пионерских организаций в повышении успеваемости и укрепления среди учащихся сознательной дисциплины. Активизировалась деятельность ученических организаций. Много внимания уделялось трудовому воспитанию: на фабриках и заводах, в мастерских, в колхозах и совхозах, на пришкольных участках учащиеся приобретали трудовые навыки. Таким образом, за годы предвоенных пятилеток в БССР были достигнуты определенные успехи в развитии народного образования. В 1939—1940 уч.г. в восточных областях БССР уже действовало 7195 школ, из них 1707 семилетних и 759 средних. В школах обучались 1116,8 тыс. учащихся. В городах полностью было осуществлено всеобщее семилетнее образование. Республика приблизилась к осуществлению его и в деревне. Значительное развитие получило и среднее образование. 51. Развитие высшего образования на Беларуси в 30-е годы. Осуществление широкомасштабных социально-экономических преобразований и технической реконструкции народного хозяйства потребовало ускоренной подготовки инженерно-технических кадров, квалифицированных работников народного образования и культуры. Имеющиеся в 1928г. только три высших учебных заведения не могли решить возникшие задачи и это поставило на повестку дня вопрос о создании широкой сети новых учебных заведений, особенно технических, экономических и педагогических. В 1929—1931г.г. в БССР было открыто 7 высших технических учебных заведений (химико-технологический, торфяной, строительный, энергетический, механико-машиностроительный, автодорожный и лесотехнический институты) и 4 экономических института (планово-экономический, финансово-экономический, институт потребительской кооперации и институт советского строительства и права). В это же время были открыты Минские медицинский и педагогический институты, Витебский, Могилевский и Гомельский учительские институты и др. Всего в конце 1932г. в БССР уже насчитывалось 31 высшее учебное заведение. В них обучались уже 10,6 тыс. студентов. Более быстрыми темпами стало развиваться и среднее специальное образование. В 1932г. в БССР уже действовало 104 техникума, в которых обучались 19,7 тыс. человек. Ускорилось и изменение социального состава студентов. Удельный вес рабочих и крестьян среди студентов вузов и техникумов поднялся до 70—75%. Значительную роль в этом играли рабфаки, существующие при всех высших и некоторых средних учебных заведениях. В 1932г. в БССР имелось 50 рабочих факультетов, на которых обучались 10,9 тыс. слушателей. В дальнейшем, по мере роста численности средних школ, которые давали учащимся более высокую подготовку, количество рабфаковцев стало сокращаться. Меры, предпринятые партийными и советскими органами по развитию высшего и среднего специального образования, привели к значительным сдвигам в подготовке кадров. Только за годы первой пятилетки в БССР было подготовлено 3,5 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием. Преимущественно это были выходцы из рабочих и крестьян. Но форсированное открытие вузов и их узкая специализация на рубеже 20—30-х годов привели к распылению преподавательских кадров, учебно-материальной базы и отрицательно влияло на качество подготовки специалистов. Поэтому было решено объединить ряд высших и средних специальных учебных заведений и на их основе создать более крупные. В 1933г. все технические вузы Минска были объединены и на их основе создан Белорусский государственный политехнический институт, а на базе экономических вузов создан Институт народного хозяйства. В 1933—1934 уч.г. учительские институты в Витебске, Могилеве и Гомеле были преобразованы в пединституты, а в 1935—1936г.г. были открыты еще 4 учительских института. Значительно расширилось заочное обучение. В 1939—1940 уч.г. в восточных областях БССР работало 22 высших и 102 средних учебных заведения. В них обучались соответственно 15,4 тыс. и 33,6 тыс. человек. Около 20 тыс. человек занимались на заочных отделениях и курсах. Только в 1938—193 г.г. в республике было подготовлено 6670 специалистов с высшим и 17488 со средним специальным образованием. На 1 января 1941г. в БССР уже работали 27,7 тыс. специалистов с высшим и около 60 тыс. со средним специальным образованием. В подавляющем большинстве это были воспитанники советских высших и средних специальных учебных заведений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.234.44 (0.011 с.) |