Развитие культуры в 20-е годы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие культуры в 20-е годы.



В республике постепенно налаживалось издательское дело. В 1924г. при народном комиссариате просвещения БССР было создано Государственное издательство Белоруссии, наладившее издание разнообразной литературы, в том числе на белорусском языке. Примерно в это же время было создано Государственное управление по делам кинематографии — Белгоскино. В 1925г. в БССР уже работало 20 кинотеатров, 46 киноустановок в горо­дах и 25 кинопередвижек в деревне. В 1925г. выпуском кино­хроники начала работу собственно белорусская кинематография. С целью подготовки национальных кадров для постановки худо­жественных фильмов в Ленинграде была создана киностудия «Советская Белоруссия». В 1926г. был поставлен первый художественный фильм «Лесная быль» Ю.Тарича.

В 20-е годы широкое развитие получили литература и искус­ство в Белоруссии. Одной из особенностей развития белорусской литературы в эти годы было то, что в писательскую среду влилась большая группа талантливой сельской молодежи, но с малым твор­ческим опытом и не совсем определившимся мировоззрением. В силу этого они группировались вокруг различных организаций, исповедующих разные идейно-эстетические течения.

В конце 1923г. в республике возникло литературное объе­динение «Молодняк». В 1925—1926г.г. оно объединяло около 500 человек. В их числе были А.Александрович, П.Головач, А.Звонак, М.Лыньков, П.Трус, В.Хадыко, М.Хведорович, М.Чарот и др.

Объединение «Молодняк» считало себя организацией проле­тарских писателей, которые признавали активную роль литера­туры в борьбе за новую жизнь. Но его члены грешили ультраре­волюционной фразеологией, в погоне за эффектом часто использовали в своем творчестве экстравагантные проявления псевдоноваторства. В силу этого произведения некоторых из них страдали однобокостью, тенденциозностью. Многие молодняковцы недооценивали значение классического наследия, противопо­ставляли молодых писателей «старым», чрезмерно увлекались идеями Пролеткульта.

В 1926г. группа писателей и поэтов вышла из «Молодня­ка» и создала новое литературно-художественное объединение «Узвышша». Его основателями были А.Бабарэка, З.Бядуля, П.Глебка, В.Дубовка, К.Крапива, М.Лужанин, Я.Пуща, К.Чорный. Новое объединение проповедовало принципы высокого искусства, кри­тиковало нигилистическое отношение молодняковцев к клас­сическому наследию, больше внимания в творчестве уделяло на­циональной специфике. Последнее достигалось через повышенное внимание к культуре белорусского языка, образности, динамич­ности композиции, жанровости, единству художественной идеи. Представители объединения стремились увлечь молодежь идея­ми строительства новой культуры через выражение того, чем бо­гата Белоруссия. Члены объединения стремились научно обосно­вать пути строительства национальной культуры.

В 1927г. сформировалось литературное объединение «По­лымя». В него вошли преимущественно писатели старшего и сред­него поколений. Среди них были Я.Колас, Я.Купала, А.Александ­рович, А.Вольный, Т.Гартный, А.Дудар, М.Зарецкий, М.Чарот и др. Это объединение признавало высокое общественное пред­назначение литературы. Свои задачи оно связывало с совершен­ствованием национальной формы как отдельных произведений, так и литературы в целом. Объединение «Полымя» фактически стало сдерживающим центром, уравновешивающим крайние по­зиции.

В 1928г. была создана Белорусская ассоциация пролетар­ских писателей (БелАПП). Своей задачей это объединение счита­ло концентрацию литературных сил с целью активной поддерж­ки социалистического строительства.

В 20-е годы белорусская литература обогатилась новыми про­заическими произведениями. Были опубликованы повести «В полесской глуши» и «В глубине Полесья» Я.Коласа, роман «Соки целины» Т.Гартного, «Стежки-дорожки» М.Зарецкого, «Сестра» К.Чорного и др. Основной темой прозы 20-х годов были судь­бы людей в драматических событиях революции и гражданской войны. В этот период наблюдался подъем литературного творчества как опытных мастеров, так и многочисленного молодого пополнения. Но в конце 20-х годов некоторые белорусские литера­торы разочаровались в советской действительности, стали болезненно реагировать на первые попытки партийных органов вмешиваться в литературное творчество, стали даже открыто при­зывать к смене существующих порядков. Это нашло проявление в творчестве А.Дудара, Я.Пущи и некоторых других. Отдельные писатели протестовали против искажений национальной политики, имевших место в конце 20-х годов, выступали в защиту крестьянства в связи с начавшейся принудительной коллективизаци­ей. Это характерно было для творчества М.Зарецкого, А.Мрия и др.

В эти годы активную деятельность развернул коллек­тив Белорусского драматического театра. Только за первые два сезона (1921—1922гг.) он поставил около 30 пьес. Репертуар театра в основном соответствовал требованиям тогдашнего зри­теля, но многие спектакли еще ставились на низком художествен­ном уровне. Это было результатом недостаточного профессио­нального мастерства многих артистов, а также отсутствия квалифицированной режиссуры.

В улучшении работы БГТ большую роль сыграл Е.А.Мирович, который в сентябре 1921г. стал его художественным ру­ководителем. Он долго работал в театрах Петербурга и приобрел большой опыт режиссерской работы. Под его руководством в те­атре сформировалась группа талантливых актеров, получивших всеобщую известность. Это Ф.Жданович, В.Крылович, Г.Григонис, Е.Миронова. Успешно начинали свою творческую деятельность Л.Ржецкая, И.Жданович, Б.Платонов, О.Галина, В.Владомирский, Г.Глебов, В.Полло. Наряду с классикой театр ставил произведе­ния белорусской драматургии. Значительная часть постановок театра заостряла внимание зрителя на социальных вопросах и революционной борьбе масс. К числу лучших постановок театра относились спектакли «Разоренное гнездо» Я.Купалы, «На купалье» М.Чарота, «Кастусь Калиновский» Е.Мировича и др.

В районы республики выезжала Белорусская театральная труппа под руководством В.Голубка, выросшая из кружков худо­жественной самодеятельности. В 1926г. она была преобразо­вана в Белорусский передвижной театр. В конце 1921г. в Мос­кве была организована Белорусская драматическая студия. Молодые артисты, окончившие ее, составили впоследствии ядро Второго Белорусского государственного театра, который открылся в Витебске в 1926г.

В белорусском музыкальном искусстве еще преобладало са­модеятельное творчество музыкальных, хоровых и танцевальных коллективов. Композиторы В.Терравский, Н.Соколовский и дру­гие записывали и обрабатывали белорусские народные песни, которые включались в репертуар многих самодеятельных коллек­тивов.

В 1924г. сначала в Гомеле, а после и в Могилеве были со­зданы небольшие симфонические оркестры, которые исполняли произведения Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана, Листа, Глин­ки, Чайковского. В Гомеле ставились концерты из произведений молодых композиторов Белоруссии А.Туранкова, Р.Пукста. В эти годы начинали свой творческий путь композиторы Н.Аладов и М.Матисон. Важным событием в культурной жизни республики явилась постановка в 1924г. в Могилеве первой белорусской советской оперы М.Чуркина «Освобождение труда», в которой рассказывалось о рабочем классе и его борьбе за свое освобо­ждение.

В борьбе с формализмом различных направлений происхо­дило становление и белорусского изобразительного искусства. Достижения его были продемонстрированы на I Всебелорусской художественной выставке, которая происходила в 1925г. в Минске. На ней были представлены работы В.Волкова, Б.Владимирского, М.Филиповича, В.Кудревича. Портреты известных людей Белоруссии создали художники Д.Полозов, Я.Кругер, Ю.Пэн и др. Художники А.Марикс, К.Елисеев, К.Ти­хонов работали в области театрально-декоративного искусства, А.Остапович, М.Энде, И.Гембицкий и другие — в области бело­русской книжной графики.

В первой половине 20-х годов начинали свой творческий путь скульпторы А.Грубе, А.Бразер, З.Азгур, А.Бембель, А.Глебов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.130.77 (0.007 с.)