Истоки и идейные основы средневековой философии. Проблема веры и разума. Реализм и номинализм. Фома аквинский. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки и идейные основы средневековой философии. Проблема веры и разума. Реализм и номинализм. Фома аквинский.



Главная черта эпохи – господство церкви и религиозного мировоззрения. Философия была служанкой богословья и использовалась как способ логического обоснования проблем теологии.

Если главной чертой философии античности был космоцентризм, то для средневековой философии – теоцентризм. Центральная ее проблема - соотношение Бога и человека, веры и разума. В основе ее лежит принцип оппозиции духа и тела. Взглядам средневековья характерен креационизм (креативный – творческий): Бог творит и материальный мир и духовный мир человека. Основной способ познания – вера. Стиль средневекового мышления пронизан символизмом: любой объект, слово рассматривались как знак, требующий особого толкования, интерпретации. Так, природа – это «книга природы», написанная Богом. Природными явлениями Бог что-то хочет нам сказать. Мы должны понять это.

… Особое внимание уделяется человеческой истории. Она рассматривается как осуществление предусмотренного Богом плана спасения человека. В ней действует божественное провидение (провиденциализм). Тем самым истории приписывается сакральный (священный) характер. Она делится на периоды до Христа, после Христа и утверждается, что будет конец истории – царство божье восторжествует и на земле и на небе (царство божье – вечность, а не время, которое имеет начало и конец). Это учение Августина о конце истории, конце «града земного, грешного» называется эсхатологией. Т.е. история рассматривается не как в античности, как круговорот, а появляется идея «стрелы времени»…

 

Исторические этапы развития средневековой философии.

Апологетика – от греч. Защищать, оправдывать.

Один из основных представителей апологетики – Тертуллиан (160-220).

Тертуллиан утверждал несовместимость веры и разума. Бросая вызов неверующим, он писал: «Сын божий был распят; не стыдимся этого, хотя это и постыдно; сын божий умер, - вполне верим этому, потому, что это нелепо. И погребенный воскрес; это верно, потому, что это невозможно» (распинали преступников). Тертуллиан говорил: «Верую, потому, что абсурдно!». То, что понимаю разумом, не нуждается в вере. То, что понятно, сказал не Бог! Это иррационализм («ир»-не, «рацио»-разум).

Патристика (II-VIIIвв.).Название происходит от греч. Слова «отец». Т.е. это учения отцов церкви, епископов, которые формировали теологические доктрины в борьбе с ересями (ересь – отступление от учения). Крупный представитель Августин Блаженный (354-430 гг.).

С его точки зрения, Бог создал мир и человека по своей воле. Судьба – это не игра случая, как было у греков, она определяется божьим промыслом, провидением.

Богу характерна вечность и неизменность. Материальный мир изменчив, временен. Время создано Богом. Время он связывал не с движением небесных светил, как греки, а с человеческой душой. Ей присущи ожидание будущего, внимание к настоящему и память о прошлом. В итоге, и прошлого нет, и будущего нет, а настоящее – исчезающее малый миг… т.е. мир иллюзорен. Так надо ли привязываться к этому миру или надо стремиться в жизни вечной, к Богу?..

Средневековая схоластика. От слова «схола» или «школа». Монастыри были центрами культуры. Там толковались произведения отцов церкви и библейские тексты, велись диспуты. Одной из центральных проблем была проблема соотношения единичного и общего, за которой скрывалась проблема соотношения материального и идеального. Выделились 2 основных течения:

1. Реализм. Представители реализма считали, что реально существуют общие понятия (они – последователи Платона, неоплатоники), а единичные вещи – вторичны. Это объективный идеализм.

2. Номинализм. Его представители считали, что реально существуют единичные вещи, а понятия – это только имена, даваемые нами вещам («номине» - имя). Это (пусть и нечетко выраженная) линия материализма.

Представителем поздней схоластики является Фома Аквинский (1225-1274). Его учение – учение о двойственности истины. Бог есть истина в полном объеме. Как можно придти к Богу (уверовать в Бога)? Двумя путями: 1. Через божественное откровение, через веру нам вдруг открывается, что Бог есть; 2. Через науку - изучая сотворенную Богом природу, мы постигаем мудрость творца, признаем, что без него мир был бы невозможен. И хотя сам Фома был против науки, но объективно его учение узаконивало возможность научных исследований.

Подавление человеческой чувственности, потребностей тела за счет веры и схоластических рассуждений не могло быть вечным. Вызревало стремление к целостному человеку. Уже не Бог, а человек становится смыслом и целью в философии эпохи Возрождения.

Вопрос № 9

Основные идеи философии эпохи Возрождения, ее вклад в духовную культуру человечества.

Философия Возрождения характеризуется:

1. антропоцентризмом – в центре мировоззренческой картины мира стоит человек.

2. Гуманизмом – это воззрение, признающее ценность человека как личности, его право на свободу и развитие. Их идеал – всесторонне развитая личность.

3. Человек понимается как со-творец мира вместе с Богом. Из этого вытекала установка на преобразование природы.

4. Умеренный утилитаризм – это учение, отождествляющее цель жизни и добродетель с пользой. Особенно это проявилось в социальных теориях (Н.Макиавелли).

5. Натурфилософия – это умозрительное толкование природы в ее целостности. Натурфилософия выступила основой зарождавшейся науки.

6. Пантеизм – бог во всем, он сливается с природой, а природа обожествляется (это ступень к материализму). Природа воспринимается как источник красоты.

7. Секуляризация – от лат. «светский», т.е. это освобождение от влияния церкви на экономическую, политическую жизнь и т.д. (Богу – богово, Кесарю – кесарево).

Гуманизм Возрождения

Возрождение открыло человеческую индивидуальность как творческую личность. Творчество – это путь раскрытия способностей человека. Ценятся именно творческие личности (а не «плебс»). Человек творит в рамках, отведенных ему Богом.

Под «человеческим» они понимали совокупность качеств, требующих тренировки: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, манеры и т.п. (поэты Данте, Петрарка, Боккаччо, Шекспир, художники - Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.). Наука, техника для них – это тоже искусство («техника» от греч. «искусство», «мастерство»…). Так, Леонардо да Винчи считал живопись главной наукой.

(Некоторые события эпохи Возрождения:

1453: Иоганн Гутенберг изобрел наборное книгопечатание. Монах Бертольд Шварц переоткрыл порох (снач.в Китае) из смеси селитры и ртути и пришел конец рыцарям и замкам (стрелковое оружие, артиллерия). 1453: гибель Византии от турок-османов (Осман – основатель династии). А в 1389 на Косовском поле османы разгромили сербов). Пала Болгария. В России было татаро-монгольское иго (пало в 1480). Католическая Европа в 1396 и 1444 предприняла крестовые походы против османов, но они закончились поражением. На Западе начались великие географические открытия (был изобретен компас и астролябия, построены первые коравеллы). 1492: Колумб открыл Америку. 1519-1522: первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана. 1542: учреждена римская инквизиция. 1600: сожжен Джордано Бруно (был доминиканским монахом, как и Фома Аквинский). 1633: поставлен на колени Галилей. И многое другое).

Эпоха Возрождения породила идеи гуманизма. Но в Риме, Париже, Лондоне, Женеве людей заживо сжигали за их убеждения. Переживаемое гуманистами отрезвление наиболее рельефно проявляется в скептицизме 16 века. И здесь можно назвать имя Эразма Роттердамского (1469 - 1536). Эразм считает, что следует избегать категоричности в утверждениях, памятуя, что они не безупречны. Люди легко верят в устоявшиеся положения и счастливы. Ведь счастье зависит не столько он реального положения дел, сколько от мнения, которое человек по этому поводу составляет. Истинное же знание часто огорчает людей. Наиболее известна его ироническая работа «Похвала глупости».

Изречения:

-Лучше меньше знать и больше любить, чем больше знать и не любить.

-Любовь - это всё, что у нас есть, единственный способ, которым мы можем помочь другому человеку.

-Ничего нет трудного для человека, имеющего волю.

-Ничто так не ускоряет старости, как неумеренные попойки, необузданная любовь и не знающая меры похотливость.

-Хочешь, гневаясь, снискать похвалу? Гневайся на порок, а не на человека.

-Церковь основана на крови, кровью скреплена и кровью расширилась.

Скептицизм 16 в. Выдвигал требования свободы исследования, свободы мысли, свободы совести. Скептическое отношение к возможности получения полных знаний сочетается с требованием развивать опирающиеся на опыт рациональные знания. Эти взгляды прокладывали путь к опытной науке Нового времени, подводя к идеям Ф.Бэкона.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.009 с.)