Подходы к пониманию сознания в классической философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к пониманию сознания в классической философии.



Существует несколько основных подходов к сознанию:

 

1. Субстанциональный подход (идеалистический):

рассматривает сознание как с убстанцию, т.е. как нечто первичное, вечное. Этот подход присущ идеалистам. Сознание дано человеку от рождения, с их точки зрения. Оно и его проявления определяют все существующее.

Примеры. Совр. Психолог Ст.Гроф: «сознание – это безграничное информационное поле, которое по неизвестным каналам связи взаимодействует со всеми существующими органическими и неорганическими формами жизни». А ранее объективные идеалисты говорили «бог». Субъективные идеалисты (Юм) говорили, что мы не вправе задавать вопрос, откуда взялись наши ощущения. Они даны от рождения и всё!

 

2. функциональный подход (материалистический):

рассматривает сознание как функцию высокоорганизованной материи – социума и человека, наделенного сложным мозгом. Сознание выступает как высшая форма отражения. Сознание рассматривается как информационный процесс, как отражение скрытого содержания (сообщения) процессов и явлений в идеальном виде. Как идеальному, как информации сознанию необходим материальный носитель. Это может быть любая знаковая система. Прежде всего, язык, как система знаков (звуковых, письменных). Однако информация может быть закодирована и на других материальных носителях. Так возникла идея создания ЭВМ, где информация кодируется электрическими сигналами.

 

Подходы к пониманию сознания в постклассической философии

3. Экзистенциально-феноменологический подход:

занимается описанием феноменов сознания. Выделяются такие шаги сознания (феноменальные элементы) как ощущения, восприятия, «сырые чувства» (или как их сейчас принято называть, «квалиа», например, боль). Описание феноменов сознания важно – так мы выясняем его структуру, функции. Однако многие исследователи отмечают, что на самом деле мы не можем найти ощущения, восприятия как некие чистые формы сознания. На самом деле ощущения, восприятия всегда «нагружены», т.е. отражают внешний мир (жизненный мир).

 

Итак, существует множество подходов к сознанию, уточняющих вышеперечисленные. Это говорит о том, что сознание – это очень сложное явление и по-прежнему является тайной, которую человек не перестанет исследовать.

 

Сознание – сложное системное образование, совокупность разнообразных идеальных процессов (чувств, мыслей, эмоций, воли, памяти, интуиции, воображения и т.д.).

Вопрос № 25

Основные характеристики сознания. Проблема генезиса сознания. Социокультурная природа сознания.

Основные характеристики сознания:

1. идеальность (в том смысле, что, в отличие от материи, не дано в ощущениях: у нас нет ощущений от наших ощущений или от наших мыслей);

2. высшая форма отражения, которой присущ избирательный, активно-творческий характер; сознание перерабатывает информацию и создает новую информацию; (отражение – всеобщее свойство материи; отражает и зеркало, психика животных – тоже отражает по-своему мир, творческий характер им не присущ);

3. субъективный образ объективного мира;

4. предметность, т.е. оно всегда направлено на предмет;

5. общественный характер (общественно-индивидуальный)

6. сознание всегда со-знание (для материалистов это значит, что оно имеет общественный характер, а для идеалистов, что человеческое сознание причастно к высшему сознанию);

7. имеет определенную структуру;

8. связано с трудом, языком, общением;

9. функция мозга и т.д.

 

Функции сознания:

1. отражение мира, предметов и явлений;

2. переработка полученной информации;

3. регулирование человеческой деятельности;

4. предвидение на основе переработанной информации;

5 целеполагание и др. (познавательная, аксиологическая)

Функции можно и уточнить, добавить…

 

Социокультурная природа сознания

Сколь бы ни был сложен мозг, он не может мыслить сам по себе: мыслит не мозг, а социальный человек при помощи мозга. Аргументы в пользу социокультурной природы сознания:

1. Есть примеры, так называемых, «детей Маугли», которые, родившись нормальными детьми от нормальных родителей, попадали в лес к животным и выживали среди зверей. Однако сознание у них не формировалось, так как не было социального окружения, передававшего социальную информацию, не усваивался язык, трудовые навыки (считается, что где-то до пяти лет у ребенка - сенситивный период; если до этого времени не усвоен язык и др. навыки, то потом сформировать их практически невозможно).

Таким образом, сознание носит социокультурный характер.

2. Это доказывается также и тем фактом, что человек формируясь усваивает общественное сознание (мать, показывая предметы, людей, учит их называть. Так усваивается язык, а вместе с ним нормы и правила человеческого поведения, ценности, стиль мышления. Т.е. человек усваивает общественное сознание в различных его формах. Вместе с тем, каждый усваивает по-своему. В итоге, сознание носит противоречивый общественно-индивидуальный характер.

3. С развитием общества развивается сначала родоплеменное самосознание, а с общественным разделением труда, - личностное самосознание.

Гегель писал: «Сознание есть, с одной стороны, осознан» предмета, а с другой стороны, осознание самого себя». Как это происходит, объясняет К.Маркс: «Человек смотрится, как в зеркало в другого человека». Отражая другого человека, мы всегда в уме имеем его в виду и постоянно ведем внутренний диалог. Значит, и в этом смысле сознание носит общественный характер.

Благодаря самосознанию происходит не простое «зеркальное» отражение обстоятельств, но сознание строит само себя. Возникает возможность, с одной стороны, свободы воли, выбора, а с другой стороны, возможность ответственности за свои поступки.

4. Человек не только создавал материальные богатства, но и воплощал тело, ум в символические, неутилитарные формы. Имеются в виду такие универсалии культуры как язык, нормы, ценности, ритуалы, обряды, традиции. Это обеспечивало контроль над его психосоциальной средой (Мэмфорд).

5. Человек - всегда продукт, совокупность тех общественных отношений, в которых он формируется. Мы отражаем особенности культуры народа, к которому принадлежим, эпохи, в которую существуем, наш уровень развития зависит от уровня развития общественной практики, характерного дляданного времени и т.д.

 

Общественное сознание

Общественное сознание – это духовное поле человеческой общности. Общественное сознание существует в виде таких форм общественного сознания как: философия, наука,искусств о, религия, мораль, политика, право. Сегодня еще добавляют экологическое сознание.

 

Формы общественного сознания – это те формы, в которых человек сознает себя человеком, т.е. общественным существом. Общественное сознание – это то общее, что выработано всеми и знание о чем есть в том или ином виде у всех. Чем богаче становится субъективная реальность человека (сознание), тем в большей мере он проявляет себя как личность. Усвоение моральных норм, научных знаний, образов искусства, юридических законов и т.д. позволяет человеку стать человеком, т.е. осознать мир и себя в этом мире (мировоззрение). Без этого нет сознания.

Формы общественного сознания.

Усвоение форм общественного сознания позволяет осознать мир и себя в нем. Но каждый усваивает их по-своему.

На ранних этапах общественного развития формы сознания не были дифференцированы. Вначале сознание было вплетено в материальную деятельность (знания, навыки передавались в ритуалах и т.п.). Постепенно развились мораль, искусство. Далее общественная жизнь усложнялась: общественное разделение труда, появление частной собственности, классов, государства привело к возникновению религии, политического и правового сознания, науки, философии.

Функции общественного сознания:

1. познавательная;

2. выражения интересов социальных групп;

3. социально-практическая (объединение, разъединение социальных групп).

Формы общественного сознания различаются по:

1. предмету отражения;

2. по способу отражения;

3. по выполняемым ими функциям (какие потребности они удовлетворяют.

 

Вопрос № 26



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.012 с.)