Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.Философия средневековья и возрождения

Поиск

1. Апологетика как этап средневековой христианской философии.

2. Патристика. Проблема отношения Бога, мира и человека у Августина.

3. Фома Аквинский как систематизатор схоластики. Проблема ве­ры и разума. Номинализм и реализм в средневековой схоластике.

4. Философия Возрождения: проблема имманентного бытия Бога. Социально - политические концепции.

Литература

1. Августин Аврелий. Исповедь – М., 1991.

2. Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969. - т. 1, ч.2. - с. 581-605; 787-907.

3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.

4. Роузентал Франц. Торжество знания: концепция знания в средневековом исламе. - М., 1978.

5. Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.

6. Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.

7. Чапышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.

8. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

9. Гуковский М.А. Итальянское возрождение. – М., 1990.

Методические указания

Средневековая христианская философия проходила этапы апо­логетики, патристики и схоластики. Раскрывая первый вопрос, обратите внимание на то, что в апологетике Оригена и Кли­мента Александрийского содержится ссылка на герметизм древнего Египта, что позволяет интерпретировать характер христианского мировоззрения как аллегорический и символи­ческий.

Второй вопрос содержит указания на специфику христианского Бога как сверхприродной и сверхразумной сущности, раскрывающей­ся в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом аспектах соответственно: Бог как творец мира, высшая цель познания, высшая ценность. В постановке вопроса о божественном творении мира содержится предпосылка проблемы универсалий, соотношения общего и единичного.

В третьем вопросе обратите внимание на идею Ф.Аквинского отношения к Богу как к пределу и идеальному, которое является предпосылкой теории пределов в математике и идеальных моделей в новоевропейской науке. Соотношение веры и разума в трудах Фомы Аквинского, т.е. концепция двух истин: откровения и логически выводного знания предвосхищает строение первой научной теории, содержащей принципы и фундаментальные законы. Появляется новое отношение к Богу.

В четвертом вопросе, в работах Н. Кузанского, знаменующих собой переход от средневековой схоластики к философии Возрождения, как к не иному по отношению к миру, природа, а из этого следует идея не греховной природы человека (предпосылка гуманизма эпохи Возрождения и эстетизации человека). Кроме того, поскольку Бог в природе и говорит "языком математики", занятие математическим естествознанием становится продолжением средневековой традиции познания Бога новыми средствами. На этой мировоззренческой установке возникают явления Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона, Декарта.

Социально-политические концепцииследует раскрывать исходя из антропоцентризма мировоззрения Возрождения, обоснованного М. Монтенем, Э. Роттердамским, Н Макиавелли, Т. Мором.

Темы рефератов

1. Влияние нравственных и философских идей Библии на развитие филосо­фии Средневековья.

2. Патристика. Проблема отношения Бога, мира и человека у Августина.

3. Метафизическая теория бытия Фомы Аквинского.

4. Геоцентризм и проблемы человека.

 

Вопросы для повторения и самопроверки

1. Каковы этапы развития средневековой философии?

2. Понятие христианского Бога и специфика отношения к нему в патристике.

3. Что такое схоластика, в чем состоит проблема универсалий?

4. Какова специфика отношения к Богу в эпоху Возрождения?

5. Каковы предпосылки гуманизма и науки Возрождения?

 

Тема 4. Философия Нового времени.

1 Проблема познания - центральная проблема философии Нового времени. Проблема метода научного познания эмпиризм и рационализм (Ф.Бэкон, Р.Декарт).

2Связь гносеологии с онтологией в философии XVII века: монизм (Б Спино­за), дуализм (Р. Декарт), множественность субстанций (Г. Лейбниц).

3 Французский материализм эпохи Просвещения о природе, обществе и че­ловеке.

Литература

1Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. В 2 т. Т. 2. - М. 1972.

2Декарт Р.Рассуждение о методе // Соч. В 2 т. Т.1. – М., 1989.

3. Мир философии. - М., 1991. - ч. 1 и 2.

4 Рассел Б. История западной философии. - М., 2000.

5. Гельвеций К. Об уме // Соч. В 2 т. Т.1. – М., 1977.

6. Длугач Т.Б. Подвиг здравогог смысла, или рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). – М., 1995.

 

Методические рекомендации

Вопросы соотношения единичного и общего в схоластике принимают математическую форму в новоевропейской науке (дифференциальное и интегральное исчисления, аналитическая геометрия, математическая логика).

Отвечая на первый вопрос, следует иметь в виду, что под новой философией Ф. Бэкон понимает то, что в наше время называют научной теори­ей. В методологии научного познания Ф. Бэкона, Р. Декарта формируется новый образ науки, основанный на идеальных моделях, экспериментальной практике и математической форме.

Второй вопрос раскрывается, если учесть, что новоевропейская фи­лософия базируется на субъектно-объектном отношении, позволяющим отно­ситься к миру как к образу мира. Тождество и различие бытия и мышления порождают проблему связи онтологии и гносеологии в философии 17 века.

В третьем вопросе необходимо обратить внимание на проблему сознания в философии и естествознании. Ограниченность французского материализма 18 века в решении этой проблемы: при понимании материаль­ною аспекта сознания как свойства, непонимание идеального аспекта созна­ния как отражения. Отсюда, неспособность решения проблемы соотношения личности и общества, общества и природы.

Темы рефератов

1. Роль метода индукции в научном познании.

2. Роль метода дедукции в построении научной теории.

3. Проблема субстанции в философии Спинозы и Лейбница.

4. Проблема личности, среды и воспитания в учении французских материалистов 18 в.

 

Вопросы для повторения и самопроверки.

1. Что такое эмпиризм и рационализм философии Нового времени?

2. Что такое деизм, пантеизм и гилозоизм?

3. Какие направления в философии называются монизмом, дуализмом и плюрализмом?

4. В чем состоит проблема сознания в философии и естествознании?

5. Какова проблема отношения личности и среды в философии французских материалистов XVIII в.?

 

Тема 5. Классическая немецкая философия

1. Критическая философия И.Канта. Теория познания и этика.

2. Послекантовский немецкий идеализм (диалектика "Я" и "не Я" И. Фихте, натурфилософия Ф.Шеллинга).

3. Система Гегеля и его диалектический метод.

4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Литература

1. Кант И.Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может возникнуть как наука // Соч. в 8 т. Т.4. М.1994.

2. Асмус В. Иммамунл Кант. - М., 1987.

3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук // В 3т. - М., 1974-1977

4. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. - М., 1990.

5. Фейербах Л. Сущность христианства. - М., 1965.

6. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс, Энгельс Соч. Т.21

7. Гулыга А. Немецкая классическая философия. – М., 2001.

Методические рекомендации

В раскрытии первого вопроса следует иметь в виду, что И. Кант предложил вариант решения дилеммы эмпиризма и рационализма: знание, полученное из опыта, и априорное (доопытное). Знание существует на 3 уровнях познания: чувст­венном, рассудочном, разумном, а учение об этих формах знания получило на­звание трансцендентальной, соответственно, эстетики, аналитики, диалектики. Чистый разум и способность суждения, по И. Канту, подчинены практическому разуму, а наука служит нравственным нормам, выраженным в категорическом императиве

Во втором вопросе необходимо отметить, что И. Фихте помимо тезиса и антитезиса, характерных для кантовской критики чистого разума, вводит в качестве третьего этапа – их синтез. Тем самым, возникает триада «Я», «не Я», «абсолютное Я», сохраняемая и развитая в гегелевской диалектике. Другими важным моментом в философии И. Фихте является идея активности сознания как творческого «Я»;. Ф Шеллинг как бы заменяет субъективное «Я» Фихте на понятие абсолюта, представляющего собой тождество бытия и мышления. Подобное тождество постигается в интуиции фило­софа и художника, и Шеллинг показывает это в работах по натурфилософии и философии искусства.

В третьем вопросе: следует показать, что система Гегеля, представляющая собой после­довательную и разветвленную триаду, содержит метод мышления, названный диалектическим. Этот метод формируется как результат критики законов формальной логики Аристотеля и представляет собой предпосылку неклассических логик XX столетия. Диалектический метод мышления исходит из того, что каждое понятие внутри себя содержит противоположное себе, взаимодей­ствуя с которым оно развивается. Это выражается в методе восхождения от абстрактного к конкретному, который является методом построения конкрет­но-научных теорий, в частности, экономической теории Маркса.

В четвертом вопросе следует обратить внимание на попытку Л. Фей­ербаха преодолеть спекулятивный характер гегелевской философии и от ло­гических оснований мышления перейти к изучению чувственной природы чело­века. Антропологический материализм Л. Фейербаха, освобождаясь от абсо­лютной идеи Гегеля, возвращается к французскому материализму, но на ос­нове уровня развития науки XIX века. Аналогично преобразуется религия Бога в религию человека, согласно которой, по Фейербаху, человек человеку Бог.

Темы рефератов

1. Этика И.Канта.

2. Концепция свободы и философии И.Фихте.

3. Философия искусства Ф. Шеллинга.

4. Проблема мышления в философии Г. Гегеля.

5. «Религия любви» Л. Фейербаха.

 

Вопросы для повторения и самопроверки.

1. Каковы виды трансцендентального в теории познания и. Канта?

2. В чем заключается учение о категорическом императиве И.Канта?

3. В чем состоит активность познающего субъекта в философии И.Фихте и Ф.Шелленга?

4. Г.В.Ф.Гегель о соотношении формальной и диалектической логики.

5. В чем состоит антропологический материализм Л. Фейербаха?

 

Тема 6. Философия в России

1. Западники и славянофилы: П Чаадаев, А. Герцен, Н.П. Чернышевский, А.С. Хомяков. И.В. Киреевский, К.С. Аксаков.

2. Философия «всеединства» Вл. Соловьева. Русский космизм.

3. Философия свободы как учение о человеке Н. Бердяева.

 

Литература.

1 Асмус В.Ф., В.С. Соловьев: Опыт философской биографии. // Вопр. фи­лософии, 1988. - № 6.

2 Бердяев Н.А. Русская идея. // В кн.: «О России и русской философской культуре». - М., 1990.

3 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

4 Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии СПб., 1995.

5 Ермичев А.А. О философии в России. СПб., 1998.

6 Сафронов И.А. Человек и космос в истории культуры. СПб., 1995

7 Герцен А.И.Соч. в 8 т.Т. 2 - М., 1975.

8 Лосев А Владимир Соловьев и его время. - М., 1996.

9 Лосский И.О. История русской философии. - М., 1991.

10 Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. - М., 1989.
11 Федоров Н.Ф. Сочинения. - М., 1982.

12 Русский космизм. М., 1993

Методические рекомендации

В первом вопросе обратите внимание на единство двух противоположных тенденций в русской философии: ориентация на западноевропейскую культуру и на самобытность русской культуры. Представители последнего направления получили название славянофилов (А.С. Хомяков И.В, Кириевский, К.С. Аксаков), первого – западников (декабристы, революционные демократы).

Во втором вопросе следует вскрыть истоки философии русского космизма как уникальной идеи в мировой культуре. В работах В.С.Соловьева нашли концептуальное завершение идеи солидарности, соборности и всеединства как синтеза науки, религии и философии. Теософские увлечения В.С.Соловьева дополненные влиянием «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова, в которой изложено единение человека с природой как антропоцентризм, содержат идею бессмертия человеческого духа. Естественнонаучное направление русского космизма развивалась в трудах К.Э. Циалковского, В.И. Вернадского, Н.Г. Умова.

В третьем вопросе вцентре внимания работа Н.А. Бердяева. «Смысл творчества», в которой свобода трактуется как предпосылка и условие творчества и реализация божественного в человеке. Философская эволюция Н.А. Бердяева подразделяется на 4 периода: эпический, религиозно-мистический, историософский, персоналистический. По Бердяеву, самоосуществление духа в субъекте реализуется в отчужденных объектах, подчиненных необходимо­сти. Творческие усилия людей преодолевают отчужденную внеположенность объектов человеку. Подлинное бытие человека («космос») есть царство люб­ви и свободы. Задача человека: освободить свой дух, перевести его «из раб­ства в свободу, из вражды мира в космическую любовь». Н. Бердяев пишет, что цель человека не спасение, а творчество (Н.А. Бердяев Философия сво­боды. Смысл творчества. М., 1989).

Темы рефератов

1. «Русская идея» в интерпретации Н. Бердяева.

2. Мировоззренческие основания русского космизма.

3. Философия «общего дела» Н. Федорова.

4. Гуманизм философских взглядов Ф. Достоевского

5. Философия «всеединства» Вл. Соловьева

6. Антропологические аспекты русской философии.

 

Вопросы для повторения и самопроверки

 

1. Проблема человека и общества у А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.

2. Что означает центральное понятие «всеединства» в философии Вл. Соловьева?

3. В чем смысл понятия свободы вфилософии Н. Бердяева?

4. Как обосновали идею бессмертия всего живого русские космисты?

5. Назовите основные идеи этики «общего дела» Н. Федорова.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.63.83 (0.011 с.)