Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Западная философия XIX-XX вв.

Поиск

1. Философия жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон).

2. Позитивизм (О. Конт. Г. Спенсер, Д. С. Милль), неопозитивизм (Б. Рассел), постпозитивизм (Р. Карнап.).

3. Теория психоанализа и неофрейдизм (3. Фрейд, Э. Фромм, А. Юнг).

4. Философия экзистенциализма (Ж.П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс, М. Хайдеггер).

 

Литература

1. Антология мировой философии. В 5 т. Т.3 - М., 1971.

2. Долгов К.М. От Къеркегора до Камю. - М., 1991.

3. Конт О. Дух позитивной философии. - СПб., 2001.

4. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.

5. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М.,1990

6. Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

7. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. // Соч. В 2 т. – М., 1990.

10. Фрейд 3. Введение в психоанализ. - М., 1989.

11.Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

 

Методические рекомендации

Первый вопрос: о предпосылке экзистенциализма. т. ео философии жизни, в которой за основания бытия человека принимается: воля к власти (Ф. Ницше), жизненный порыв (А. Бергсон) Согласно Ф. Ницше, для человека не обходимо стремление к такому предельному состоянию (напряжение творческих сил), которое и делает человека человеком. Подобное состояние Ф. Ницше называет сверхчеловеком, пришедшим вместо Бога после "смерти Бога" в культуре. Из факта "смерти Бога" делается оправдавшийся прогноз на ХХ век как время невиданных в истории социальных потрясений (мировые войны и революции). Следует обратить внимание на то, что Ф. Ницше работал не в стиле классического философствования, т.е. логицировзния, а средствами поэтических образов, символов, аллегорий и притч. (Ф. Ницше Так говорил Заратустра).

Второй вопрос об истории и логике развития позитивизма, проходящего этапы: позитивизм середины XIX века, эмпириокритицизм (на рубеже ХIХ-ХХ веков), логический позитивизм и постпозитивизм Начавшись с программы: наука сама для себя философия (О. Конт), позитивизм, под влиянием революции в физике, превращается в махизм, а революция в математике XX века создает предпосылки для логического позитивизма (Р. Карнан). Неопози­тивизм, выдвинувший принцип верификации (сведение языка теории к языку наблюдений) как критерий научности перерастает в постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд) с принципами фальсифицируемости (опровержение как критерий научности - Поппер) и включением социальных факторов в ме­ханизм детерминации научного знания.

Третий вопрос: о модели сознания (или души человека), разработан­ной 3. Фрейдом и развитой К. Юнгом и Э. Фроммом. Согласно этой модели, у человека существует подсознание (с инстинктами полового влечения и агрес­сии), сверхсознание (культура с ее нормами и ограничениями) и сознание как результат взаимодействия первых двух уровней. Эта модель психической деятельности человека объясняет природу неврозов, психозов, явления суб­лимации и "комплексов". Она критикуется К. Юнгом за гиперболизацию либи­до и дополняется введением понятия «архетипы коллективного бессознательного». Э. Фромм дополняет эту модель системой социальных факторов, действующих на подсознательную психическую деятельность человека.

Четвертый вопрос относится к содержанию и развитию экзистенциализма, изменившего вопрос о фундаментальной метафизической установке о сущем на вопрос о сущем включающем в себя вопрошающего. Это оказало влияние на исследование пограничных состояний психики К. Ясперса и его работы по смыслу и назначению истории, а также на идею Ж.-П. Сартра о человеке как проекции в мир (Ж.П. Сартр. Бытие и ничто). Мир представляет собой, по Сартру, сложное образование, предварительно (на дорефлексивном уровне) всегда уже структурированное экзистенцией. Свобода как синоним сознания объявляется основанием (внутренней структурой) бытия, мира, истории. Пе­реживание бытия на иррациональном уровне характеризуется А Камю как состояние абсурда, против которого человек бунтует (А. Камю. Бунтующий че­ловек). Однако сам бунт также абсурден и человеку не на что надеяться. Их двух вариантов выхода: самоубийство и жить так, словно есть на что надеять­ся, А. Камю предлагает человеку придерживаться второго варианта.

 

Темы рефератов.

1. Проблема духовной свободы и ответственности личности в философии экзистенциализма.

2. Социальная концепция позитивизма.

3 Человек и культура с позиции психоаналитического метода.

4. Проблема человека в западной философии.

 

Вопросы для повторения и самопроверки

1. Этапы развития позитивизма.

2. Революция в физике на рубеже ХIХ-ХХ в.

3. Революция в математике в начале XX в.

4. Принципы верификации и фальсификационизма.

5. Понимание истины в прагматизме.

6. Понимание бытия в экзистенционализме.

7. Признаки неклассической философии ХХ века.

 

Тема 8. Проблема бытия в философии.

1. Бытие как фундаментальная категория философии. Основное формы бытия.

2. Проблема субстанции. Материя как субстанция.

3. Понятие движения, пространства, времени. Особенности их проявления в природе и обществе.

4 Проблема единства мира.

Литература

1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства - М, 1990.

2 Библия,Книга бытия. - М, 1990.

3 Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук - М., 1974 –т. 1.

4. Гайденко П.П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // 8 кн. Античность как бытие культуры. - М., 1988.

5. Доброхотов А.Д. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.

Методические рекомендации

В первом вопросе следует отметить, что категория бытия в филосо­фии - предельно абстрактное и всеобщее понятие, не имеющее иного основа­ния кроме себя самого. Различные метафизические установки по-разному отве­чают на вопрос о сущем бытия: природа, Бог, объект-субъект, иррациональ­ные потребности человека. По-разному понимаемое бытие как единое, мно­жественное, удвоенное называется соответственно: монизмом, плюрализмом, дуализмом. Философское учение, исходящее из первичности материи - мате­риализм. Общественное бытие как система общественно-материальных от­ношений представляет собой экономическую структуру, рассматриваемую по отношению к общественному сознанию.

Во втором вопросе следует отметить, что субстанция понимается как причина самой себя. Это мир, взятый по одному признаку – существование и составляющему содержание понятия «бытие мира». Мир, взятый с учетом других признаков (изменчивых), выступает как конкретный и составляет содержание понятия «бытие в мире». Мир как конкретно-материальный отличается от мира как абстрактно-материального способностью превращаться в ничто. Таково онтологическое понимание материи, а гносеологическое состоит в отношении абстрактно-материального к одной из сфер конкретного – сознанию. В этом определении выделяют признаки: 1. объективность (существование до, вне и независимо от сознания – направленность против субъектного идеализма); 2. способность вызывать ощущения (-против религии, т.к. Бог не вызывает ощущений); 3. отражаемость в ощущениях (-против агностицизма); 4. неисчерпаемость (-против метафизического, механистического понимания материи).

В третьем вопросе необходимо определить движение как способ существования материи, движение как сущность пространства и времени. Противоречивость движения состоит в повторяемости устойчивости в сфере изменчивости, т.е. движение есть нахождение объекта в данном месте и не нахождении в нем одновременно. Такое понимание сущности движения представляет собой синтез тезиса и антитезиса, позволяет решить апории Зенона и входит в основание научных теорий рожденных форм движения материи, классификация которых состоит в их расположении от простых к сложным, от низшей (механическая) к высшей (социальная). Пространство и время как формы существования материи, т.е. ее атрибуты, имеют свойства, изучаемые в философии и в математике. Свойства пространства, изучаемые в философии: граница, место, протяженность, ориентация (правое-левое); времени: длительность, мгновение, хронологическая структура (от прошлого к будущему). Свойства пространства, изучаемые в математике, делятся на метрические (длина, кривизна, однородность, изотропность) и топологические (мерность, континуальность, связность), а времени – метрические (скорость течения, однородность), топологические (мерность, континуальность, необратимость, однонаправленость). Свойства пространства и времени зависят от структурной организации материи и специфики в различных ее формах.

Четвертый вопрос посвящен проблеме единства мира, состоящей не в том, что он мыслится как единый (идеализм) и не в том. что он состоит из первоэлементов (метафизический материализм), а в том. что он материален (диалектический материализм). Материальное единство мира проявляется в единстве его закономерностей, пространственно-временной опре­деленности, в отсутствии универсальных свойств без их носителей (субстратность). Принцип материального единства мира служит методологиче­ской основой в построении конкретно-научных теорий

 

Темы рефератов

1. Бытие как всеобщее, особенное и единичное.

2. Категория "бытия" в классической немецкой философии.

3. Общественное бытие: свобода, творчество, необходимость.

4. Сущность и специфика социального времени и пространства.

5. Бытие мира и человека.

Вопросы для повторения и самопроверки

1. Как менялся взгляд на бытие в истории философии?

2. Что такое материя?

3. Что такое движение, пространство и время?

4. Современная наука о строении материи.

5. Материальное единство мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.54 (0.011 с.)