Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Западная философия XIX-XX вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Философия жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон). 2. Позитивизм (О. Конт. Г. Спенсер, Д. С. Милль), неопозитивизм (Б. Рассел), постпозитивизм (Р. Карнап.). 3. Теория психоанализа и неофрейдизм (3. Фрейд, Э. Фромм, А. Юнг). 4. Философия экзистенциализма (Ж.П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс, М. Хайдеггер).
Литература 1. Антология мировой философии. В 5 т. Т.3 - М., 1971. 2. Долгов К.М. От Къеркегора до Камю. - М., 1991. 3. Конт О. Дух позитивной философии. - СПб., 2001. 4. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990. 5. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М.,1990 6. Проблема человека в западной философии. - М., 1988. 7. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. // Соч. В 2 т. – М., 1990. 10. Фрейд 3. Введение в психоанализ. - М., 1989. 11.Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
Методические рекомендации Первый вопрос: о предпосылке экзистенциализма. т. ео философии жизни, в которой за основания бытия человека принимается: воля к власти (Ф. Ницше), жизненный порыв (А. Бергсон) Согласно Ф. Ницше, для человека не обходимо стремление к такому предельному состоянию (напряжение творческих сил), которое и делает человека человеком. Подобное состояние Ф. Ницше называет сверхчеловеком, пришедшим вместо Бога после "смерти Бога" в культуре. Из факта "смерти Бога" делается оправдавшийся прогноз на ХХ век как время невиданных в истории социальных потрясений (мировые войны и революции). Следует обратить внимание на то, что Ф. Ницше работал не в стиле классического философствования, т.е. логицировзния, а средствами поэтических образов, символов, аллегорий и притч. (Ф. Ницше Так говорил Заратустра). Второй вопрос об истории и логике развития позитивизма, проходящего этапы: позитивизм середины XIX века, эмпириокритицизм (на рубеже ХIХ-ХХ веков), логический позитивизм и постпозитивизм Начавшись с программы: наука сама для себя философия (О. Конт), позитивизм, под влиянием революции в физике, превращается в махизм, а революция в математике XX века создает предпосылки для логического позитивизма (Р. Карнан). Неопозитивизм, выдвинувший принцип верификации (сведение языка теории к языку наблюдений) как критерий научности перерастает в постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд) с принципами фальсифицируемости (опровержение как критерий научности - Поппер) и включением социальных факторов в механизм детерминации научного знания. Третий вопрос: о модели сознания (или души человека), разработанной 3. Фрейдом и развитой К. Юнгом и Э. Фроммом. Согласно этой модели, у человека существует подсознание (с инстинктами полового влечения и агрессии), сверхсознание (культура с ее нормами и ограничениями) и сознание как результат взаимодействия первых двух уровней. Эта модель психической деятельности человека объясняет природу неврозов, психозов, явления сублимации и "комплексов". Она критикуется К. Юнгом за гиперболизацию либидо и дополняется введением понятия «архетипы коллективного бессознательного». Э. Фромм дополняет эту модель системой социальных факторов, действующих на подсознательную психическую деятельность человека. Четвертый вопрос относится к содержанию и развитию экзистенциализма, изменившего вопрос о фундаментальной метафизической установке о сущем на вопрос о сущем включающем в себя вопрошающего. Это оказало влияние на исследование пограничных состояний психики К. Ясперса и его работы по смыслу и назначению истории, а также на идею Ж.-П. Сартра о человеке как проекции в мир (Ж.П. Сартр. Бытие и ничто). Мир представляет собой, по Сартру, сложное образование, предварительно (на дорефлексивном уровне) всегда уже структурированное экзистенцией. Свобода как синоним сознания объявляется основанием (внутренней структурой) бытия, мира, истории. Переживание бытия на иррациональном уровне характеризуется А Камю как состояние абсурда, против которого человек бунтует (А. Камю. Бунтующий человек). Однако сам бунт также абсурден и человеку не на что надеяться. Их двух вариантов выхода: самоубийство и жить так, словно есть на что надеяться, А. Камю предлагает человеку придерживаться второго варианта.
Темы рефератов. 1. Проблема духовной свободы и ответственности личности в философии экзистенциализма. 2. Социальная концепция позитивизма. 3 Человек и культура с позиции психоаналитического метода. 4. Проблема человека в западной философии.
Вопросы для повторения и самопроверки 1. Этапы развития позитивизма. 2. Революция в физике на рубеже ХIХ-ХХ в. 3. Революция в математике в начале XX в. 4. Принципы верификации и фальсификационизма. 5. Понимание истины в прагматизме. 6. Понимание бытия в экзистенционализме. 7. Признаки неклассической философии ХХ века.
Тема 8. Проблема бытия в философии. 1. Бытие как фундаментальная категория философии. Основное формы бытия. 2. Проблема субстанции. Материя как субстанция. 3. Понятие движения, пространства, времени. Особенности их проявления в природе и обществе. 4 Проблема единства мира. Литература 1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства - М, 1990. 2 Библия,Книга бытия. - М, 1990. 3 Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук - М., 1974 –т. 1. 4. Гайденко П.П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // 8 кн. Античность как бытие культуры. - М., 1988. 5. Доброхотов А.Д. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986. Методические рекомендации В первом вопросе следует отметить, что категория бытия в философии - предельно абстрактное и всеобщее понятие, не имеющее иного основания кроме себя самого. Различные метафизические установки по-разному отвечают на вопрос о сущем бытия: природа, Бог, объект-субъект, иррациональные потребности человека. По-разному понимаемое бытие как единое, множественное, удвоенное называется соответственно: монизмом, плюрализмом, дуализмом. Философское учение, исходящее из первичности материи - материализм. Общественное бытие как система общественно-материальных отношений представляет собой экономическую структуру, рассматриваемую по отношению к общественному сознанию. Во втором вопросе следует отметить, что субстанция понимается как причина самой себя. Это мир, взятый по одному признаку – существование и составляющему содержание понятия «бытие мира». Мир, взятый с учетом других признаков (изменчивых), выступает как конкретный и составляет содержание понятия «бытие в мире». Мир как конкретно-материальный отличается от мира как абстрактно-материального способностью превращаться в ничто. Таково онтологическое понимание материи, а гносеологическое состоит в отношении абстрактно-материального к одной из сфер конкретного – сознанию. В этом определении выделяют признаки: 1. объективность (существование до, вне и независимо от сознания – направленность против субъектного идеализма); 2. способность вызывать ощущения (-против религии, т.к. Бог не вызывает ощущений); 3. отражаемость в ощущениях (-против агностицизма); 4. неисчерпаемость (-против метафизического, механистического понимания материи). В третьем вопросе необходимо определить движение как способ существования материи, движение как сущность пространства и времени. Противоречивость движения состоит в повторяемости устойчивости в сфере изменчивости, т.е. движение есть нахождение объекта в данном месте и не нахождении в нем одновременно. Такое понимание сущности движения представляет собой синтез тезиса и антитезиса, позволяет решить апории Зенона и входит в основание научных теорий рожденных форм движения материи, классификация которых состоит в их расположении от простых к сложным, от низшей (механическая) к высшей (социальная). Пространство и время как формы существования материи, т.е. ее атрибуты, имеют свойства, изучаемые в философии и в математике. Свойства пространства, изучаемые в философии: граница, место, протяженность, ориентация (правое-левое); времени: длительность, мгновение, хронологическая структура (от прошлого к будущему). Свойства пространства, изучаемые в математике, делятся на метрические (длина, кривизна, однородность, изотропность) и топологические (мерность, континуальность, связность), а времени – метрические (скорость течения, однородность), топологические (мерность, континуальность, необратимость, однонаправленость). Свойства пространства и времени зависят от структурной организации материи и специфики в различных ее формах. Четвертый вопрос посвящен проблеме единства мира, состоящей не в том, что он мыслится как единый (идеализм) и не в том. что он состоит из первоэлементов (метафизический материализм), а в том. что он материален (диалектический материализм). Материальное единство мира проявляется в единстве его закономерностей, пространственно-временной определенности, в отсутствии универсальных свойств без их носителей (субстратность). Принцип материального единства мира служит методологической основой в построении конкретно-научных теорий
Темы рефератов 1. Бытие как всеобщее, особенное и единичное. 2. Категория "бытия" в классической немецкой философии. 3. Общественное бытие: свобода, творчество, необходимость. 4. Сущность и специфика социального времени и пространства. 5. Бытие мира и человека. Вопросы для повторения и самопроверки 1. Как менялся взгляд на бытие в истории философии? 2. Что такое материя? 3. Что такое движение, пространство и время? 4. Современная наука о строении материи. 5. Материальное единство мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.54 (0.011 с.) |