Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные макроэкономические модели развития США и КанадыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С начала 1993 г. реформированием американской экономики занялась команда нового президента США Б. Клинтона. В основе реформ лежало изменение прежней бюджетной политики, возвращение к более активной регулирующей роли государства в экономике на новом уровне развития. В центр экономической политики Клинтона была поставлена новая бюджетная стратегия. Программа Клинтона в области экономики включала в себя следующие составляющие: 1) повышение основных федеральных налогов. Было подсчитано, что налоговые ставки при Рейгане и Буше-старшем были неоправданно занижены, они были даже ниже оптимума, приносящего небольшие поступления в государственный бюджет. Поэтому максимальная ставка индивидуального подоходного налога, который приносит наибольшие доходы правительству, была вопреки всем прежним неоконсервативным постулатам повышена с 31% до 36,9%; 2) сокращение федеральных расходов. Был введен режим экономии расходов правительства, сокращен государственный аппарат и непроизводственные расходы. 3) сохранение разумной социальной инфраструктуры рыночной экономики. Клинтон предложил программу увеличения инвестиций в общественный сектор экономики. Стимулировались государственные и частные инвестиции в науку и технологию, образование и переподготовку трудовых ресурсов. Предполагалось, что развитие социальной инфраструктуры сможет обеспечить дальнейший рост экономики. С 1993 г. в США начался очередной циклический подъем, который в определенном смысле доказал доказывает правильность макроэкономической стратегии Клинтона. Результатами изменений, внесенных в макроэкономическую модель развития США правительством Клинтона, стали значительное улучшение ситуации в государственных финансах и переход к новой стадии развития – т.н. «новой экономике». Рекордный дефицит государственного бюджета, зафиксированный в 1992 г. при Буше-старшем в 290,4 млрд. долл., уже в 1998 финансовом году был ликвидирован, а в 1999 г. (последнем году президентства Клинтона) положительное сальдо достигло 80 млрд. долл. Впервые в современной истории США приостановился рост государственного долга, снизился государственный спрос на кредитные ресурсы. В целом эпоха правления Клинтона была названа «золотой экономикой» или «клинтономикой». США удается одновременно поддерживать высокие темпы экономического роста и занятости при низком уровне инфляции. Инфляция снижена до 2-3% в год, безработица – до 4,5%, а экономический рост в конце 1990-х гг. составлял около 4%. Причинами успеха «клинтономики» стали: 1) предприимчивость и работоспособность американцев, для которых правительство создало все условия развития бизнеса; 2) успешная макроэкономическая политика Клинтона; 3) интеграционные процессы в североамериканском регионе, начавшиеся с 1994 г. Однако, следует заметить, что основы «золотой экономики» были все-таки заложены Рейганом и Бушем-старшим (в части сокращения налогов и стимулах к бизнесу), а Клинтон скорректировал в нужном направлении прежний неоконсервативный курс. С этого времени экономику США начали называть «новой экономикой». Американская модель «новой экономики» характеризуется, прежде всего, такими принципиальными чертами как глобализация бизнеса и информационная революция.
Глобализация бизнеса означает интеграцию страны и ее хозяйствующих субъектов в мировую экономику. Уже с начала 21века более 50% доходов крупных американских корпораций образуются за рубежом: огромное значение приобрел процесс развития внешней торговли и иностранного инвестирования. В свою очередь США также получают самые передовые зарубежные инвестиционные товары и технологии, в стране действуют многочисленные филиалы и дочерние компании европейских и японских фирм. Активизировался обмен передовым опытом управления, усилилась роль американских инвестиционных фондов на мировых финансовых рынках. Сильные внешнеполитические позиции США, лидерство американской модели развития экономики определяет лидерство США в процессе глобализации. Информационная революция служит вторым мощным источником роста экономики США. Страна переживает настоящий информационный бум: совершенствуются цифровые технологии, постоянно образуются новые компании, возникают новые отрасли промышленности. Только в Силиконовой долине – центре американских технологий (штат Калифорния) каждую неделю образуется более десятка новых компаний. Информационные технологии оказывают в свою очередь влияние на целый комплекс отраслей экономики. С помощью информационных технологий можно повысить производительность труда и эффективность управления, снизить издержки, сократить оборудование, в котором теперь отпадает необходимость, можно значительно облегчит коммерцию, используя глобальные компьютерные сети. Следует отдельно подчеркнуть, как фактор развития «новой экономики» американский вариант менеджмента. Он нацелен на быстрое принятие решений, развивает индивидуальные способности руководителя и его подчиненных. Американскому варианту управления характерно: – больший риск, чем в более консервативных и осторожных европейских и японских моделях менеджмента; – среди высшего управленческого персонала американских компаний немало сравнительно молодых людей, которые больше склонны к радикальным решениям, нежели пожилые директора; – постоянный тренинг персонала, т.к. технологии и методы управления время от времени приходится обновлять. Президент Джордж Буш-молодший мав намір повернутися до основних засад економічної політики монетаризму. Програма Дж. Буша-молодшого "Нові принципи" передбачала перш за все зниження податків, скасування податку на спадщину, ставки якого досягли 50 %. Програмою встановлювалися податкові пільги на наукові розробки й дослідження. Бюджетна програма передбачала жорстку економію, що мало й надалі сприяти скороченню державного боргу. На відміну від "рейганоміки" адміністрація Дж. Буша обережніше ставиться до скорочення витрат на соціальні потреби, зокрема діє п'ятирічна програма освіти для дітей з бідних сімей. Державна підтримка надається пенсійній системі та системі медичного обслуговування людей похилого віку. Незважаючи на докладені зусилля, сьогодні США залишаються найбільшим боржником у світі. За даними Бюро Державного боргу, державний борг США досяг у 2006 р. 8,507 трлн дол. США. Швидке зростання державного боргу відображає гігантський фіскальний дефіцит США. У 2000 p. президент Дж. Буш-молодший успадкував від президента В. Клінтона профіцитний бюджет, але вже у 2002 р. дефіцит становив 150 млрд. дол. США, що було наслідком, по-перше, зростання витрат (військові витрати), по-друге, скорочення податків у 2001 р. Результати діяльності адміністрації Дж. Буша-молодшого у сфері поліпшення соціального забезпечення суперечливі. За гарними починаннями — програмою "Жодна дитина не забута", збільшенням бюджетів Національного наукового фонду й Національного інституту здоров'я, були кроки, що скасовували або скорочували фінансування цих напрямів. Величезний вплив на економіку США справляла Федеральна резервна система (ФРС), яка контролює діяльність комерційних банків, що до неї входять, впливає на бюджетну політику, регулює грошово-кредитну сферу. Встановлені ФРС у 2001—2002 pp. низькі ставки рефінансування, з одного боку, пом'якшили наслідки економічної кризи, викликаної крахом "нової економіки" у 2000—2002 pp. і терористичними атаками у вересні 2001 p., з іншого боку, дешеві кредити, що наводнили країну призвели до зростання спекулятивної "мильної бульки" на ринку нерухомості. Криза 2007-2012 рр. Сучасна економічна політика Б.Обами.
КАНАДА Эпоха 1990-х годов стала периодом глубоких перемен и для канадской экономики. Одним из факторов бурного экономического развития Канады в это время стало, помимо реформ естественно, подписание между Канадой и США нового соглашения о свободной торговле и, соответственно, Канаде приходится принимать условия ведения бизнеса в США и создавать аналогичные у себя «дома». В связи с этим в начале 1990-х годов в Канаде начинается реальный демонтаж прежнего механизма государственного регулирования экономики. Среди основных направлений экономической реформы в Канаде следует отметить: 1. Приватизация, в ходе которой федеральное правительство передало в руки частного бизнеса крупные предприятия обрабатывающей и нефтегазовой промышленности, воздушный и железнодорожный транспорт, связь. В массовом порядке прошла приватизация портов, припортовых сооружений и аэропортов. Правительства провинций распродали телекоммуникационные компании и предприятия электроэнергетики, частные компании все активнее проникали в сферу социальных услуг. Программы по дерегулированию фактически ликвидировали субсидии на транспорте и в сельском хозяйстве. Последствием приватизации и дерегулирования стало значительное снижение государственных расходов, что отразилось и на сокращении объема государственных инвестиций, начиная с 1993 г. Кредитно-денежная политика федерального правительства в 1990-е годы сменила свой приоритет с антициклического регулирования на сдерживание инфляции и оздоровление государственных финансов (ликвидация дефицита государственного бюджета и сокращение государственного долга). 2. Интеграция. В 1994 г. к соглашению о свободной торговле между США и Канадой присоединяется Мексика, образуя НАФТА. НАФТА поставила новые условия перед экономическим развитием Канады: во-первых, снятием барьеров для конкуренции иностранных производителей из США и Мексики на канадском рынке; во-вторых, открытием для канадских производителей широких возможностей выхода на рынки США и Мексики. Именно НАФТА, а точнее внешняя торговля Канады в рамках НАФТА, стала движущей силой подъема канадской экономики. 3. Реформа структуры государственных финансов, а именно ликвидация дефицита госбюджета посредством значительного сокращения государственных расходов и сохранения стабильных ставок налогов. Уже в 1995 г. бюджетный дефицит впервые за 20 лет сокращается, а в 1998 г. полностью ликвидируется (при том, что в 1993 г. отношение дефицита госбюджета к ВВП достигало 6%, что составляло самый высокий показатель в Большой семерке). Канаде первой из Большой семерки удалось преодолеть дефицит федерального бюджета. Итогом реформ, проводимых в канадской экономике с середины 1980-х годов стало ее общее оздоровление и значительное улучшение в сфере государственных финансов. К основным достижениям реформы следует отнести: 1) разгосударствление экономики; 2) дерегулирование, ликвидация прямых субсидий в сельском хозяйстве и на транспорте; 3) сбалансированный федеральный бюджет и ликвидация бюджетного дефицита в большинстве провинций; 4) сокращение государственного аппарата: численность государственных служащих уменьшилась на 40 тыс. чел.; 5) создание новых прогрессивных секторов экономики и рост числа занятых в частном бизнесе. В настоящее время продолжается проведение экономических реформ в Канаде. Основной упор сделан на сокращение объема государственного долга. Также среди приоритетов современной экономической реформы в Канаде следует назвать сферу налогообложения. Несмотря на невысокий общий уровень налогообложения в экономике (налоги составляют в Канаде 36% величины ВВП, в то время как в среднем по странам ОЭСР эта величина равняется 38%), налоговый климат страны менее благоприятен, чем в большинстве развитых стран и, прежде всего, в США. Особенно ощутима разница в индивидуальном подоходном налогообложении и в косвенных налогах на предметы потребления. Так, прямые налоги на среднюю заработную плату составляют в Канаде 46%, а в США – менее 30%. С 1991 г. в Канаде действует федеральный косвенный налог на товары и услуги. Высокие налоги на доходы физических лиц становятся серьезным препятствием для дальнейшего притока в Канаду высокооплачиваемых специалистов, а сами канадцы предпочитают искать налоговые убежища в США или других странах. В настоящее время индивидуальный подоходный налог снижен только в одной провинции Онтарио. Уровень налогообложения компаний в Канаде (от 4% для предприятий обрабатывающей промышленности до 12,5% в сфере услуг) также превышает налоговые ставки в США. В результате многие частные предприниматели предпочитают вести свой бизнес в США, что отрицательно сказывается на потенциале канадской экономики. Тема 5. Экономика стран ЕС
Країни Європи займають особливе місце у світовому господарстві. Це розвинені країни Західної, Північної та Південної Європи (до них не належать країни постсоціалістичного прозору): Австрія, Андорра, Бельгія, Велика Британія, Греція, Данія, Ірландія, Ісландія, Іспанія, Італія, Кіпр, Ліхтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нідерланди, Німеччина, Норвегія, Португалія, Сан-Марино, Фінляндія, Франція, Швейцарія, Швеція. На сьогодні країни Європи мають досить великий потенціал науково-технічних досліджень, а провідні країни регіону витрачають на них понад 2 % ВВП. Країни Європи виділяють на дослідження майже стільки ресурсів, скільки в США припадає лише на одну велику компанію IBM. Серед найрозвиненіших та найприбутковіших напрямів європейських компаній: • виробництво телекомунікаційної техніки; • будівництво АЕС; • виробництво фармацевтичних препаратів; • окремі галузі транспортного машинобудування тощо. Слід зазначити, що перелічені види техніки і продукції впливають на технологічну структуру виробництва, саме тому вужчий ринок наукомісткої продукції в Європі (порівняно зі США) меншою мірою формується за рахунок внутрішнього виробництва. На сучасному етапі такі галузі, як суднобудування, чорна металургія, текстильна і вугільна промисловість, європейських країн зазнали структурної кризи. Також країни регіону відстають у таких ключових виробництвах: • виготовлення мікропроцесорів; • виробництво інтегральних схем і напівпровідників; • розробка та виробництво біоматеріалів. В Європі можна виокремити чотири промислові високорозвинені країни, а саме Німеччину, Францію, Італію та Велику Британію, в яких проживає понад 66 % населення та на які припадає майже 66 % ВВП країн Європи (за даними на 2006 р). Невеликі європейські країни займають особливе місце у регіоні, значно відрізняються за рівнем ВВП, їм притаманний високий рівень спеціалізації на виробництві складної технічної продукції. Ці держави належать до малих промислово розвинених країн та поділяються на декілька груп. До першої групи відносять Бельгію, Іспанію, Нідерланди, Швейцарію та Швецію. Ці країни поступаються чотирьом великим державам регіону в 4—5 разів, на їхню частку припадає 20,5 % ВВП європейських країн. До другої групи входять Австрія, Греція, Данія, Норвегія, Фінляндія. Значення цих країн в західноєвропейському господарстві відносно невелике — понад 9 % ВВП країн Європи. Третя група країн включає Ісландію, Ірландію, Кіпр, Мальту, Люксембург та Португалію. За окремими видами виробництва ці країни відіграють помітну роль, але загальна їх частка — майже 4 % ВВП країн Європи. Окрему групу утворюють так звані карликові держави — Андорра, Монако, Ліхтенштейн та Сан-Марино. Багато європейських країн є провідними виробниками споживчої продукції. Частка галузевої легкої промисловості в Італії, Греції, Португалії становить 18—24 %. Для більшості країн регіону характерні підвищення або стабілізація ролі харчової промисловості — це стосується як виробництва, так і зайнятості. У Бельгії, Данії, Греції, Португалії на її частку припадає до 20 % випуску промислової продукції. Провідними виробниками сільськогосподарських товарів у Європі є Франція (14,5 %), Німеччина (13), Італія (10), Велика Британія (8 %). Виробництво окремих видів продукції — зернових (крім кукурудзи), молока і молочних продуктів, цукру, яєць — перевищує внутрішні потреби. Тому постачання цих продуктів сільського господарства на зовнішні ринки є основним способом реалізації зайвої продукції країн регіону. Гірничодобувна промисловість нині займає одне з останніх місць — менш ніж 1 % сукупного ВВП (Греція — 4 %, Іспанія — 1,3%). На території країн Європи видобувається близько 30 видів корисних копалин, але тільки 3—4 види з них — у кількостях, значних у світових масштабах (цинк, боксити, поташ, нікель).
Основными интеграционными группировками Европы являются ЕС и ЕАСТ. Кроме того, в рамках ЕС функционирует экономический союз БеНиЛюкс. Идея объединения Европы возникла довольно давно. Об этом говорил в 16-м веке Эразм фон Роттердамский, в 19-м – Виктор Гюго, в 20-м – Уинстон Черчилль. Однако, до второй половины 1950-х годов под этой идеей кроме лозунгов не было никакого экономического фундамента и она была преждевременной. Развитие Европы как единого экономического пространства началось только после окончания Второй мировой войны. В послевоенном развитии Западной Европы выделяются следующие основные этапы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1088; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.15.112 (0.016 с.) |