Современный этап европейской интеграции и перехода к новой модели экономики (с 1993 Г. До наших дней) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современный этап европейской интеграции и перехода к новой модели экономики (с 1993 Г. До наших дней)



Европейская интеграция продолжила свое расширение в 1995 г. В ЕС были приняты Австрия, Финляндия и Швеция.

Основной целью этого этапа развития ЕС стало создание единой валютной системы. С этой целью были намечены три этапа построения данной системы:

А) 1 июля 1990 г. – 31 декабря 1993 г. – завершение формирования единого европейского рынка и разработка критериев валютной конвергенции;

Б) 1 января 1994 г. – 31 декабря 1998 г. – создание институциональной, административной и юридической базы валютного союза;

В) 1 января 1999 г. – 30 июля 2002 г. – поэтапное введение единой европейской валюты евро.

Евро способствовало повышению уровня конкурентоспособности экономик европейских стран и снижению роли американского доллара в мировой экономике.

Таким образом из разрозненной Западной Европы была образована единая интеграция, которая включает в настоящее время 27 стран-участниц (с мая 2004 г. новыми членами ЕС стали Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния) и является основным конкурентом США в системе мирохозяйственных связей.

Следует также отметить, что в настоящее время в большинстве развитых стран Западной Европы используется европейский вариант модели «новой экономики». Однако в Европе проповедуется социально-ориентированная модель развития в отличие от модели либерального капитализма в США. Такая модель несколько уступает в плане уровня конкурентоспособности экономики. Однако в некоторых отраслях европейские страны являются сильными конкурентами США и Японии.

Отраслями экономики стран Западной Европы, обеспечивающими ей глобальную конкурентоспособность, являются:

– авиастроение (Франция, Германия, Великобритания);

– автомобилестроение (Германия, Франция);

– финансовые услуги, банковская деятельность (Швейцария, Великобритания, Люксембург);

– страхование (Нидерланды);

– мобильная связь (Финляндия, Швеция, Великобритания);

– издательское дело (Германия);

– программное обеспечение (Германия, Бельгия, Ирландия);

– текстиль (Италия).

Несмотря на глобальную конкурентоспособность вышеназванных отраслей, сильная социальная защита граждан в странах ЕС делает немобильным рынок труда и по сути дестимулирует развитие предпринимательства. Проблема усугубляется, кроме всего прочего, еще и присоединением новых стран, которые находятся значительно ниже по уровня своего социально-экономического развития, чем большинство остальных стран-членов ЕС.

Таким образом, для дальнейшей успешной экономической конкуренции Западной Европы с США необходимы меры по дальнейшему преобразованию экономической политики ЕС в целом и его стран-участниц в отдельности.

 

2. Особенности социально-экономического развития крупных развитых стран Западной Европы.

ГЕРМАНИЯ

Общие сведения (2002 г.):

1) площадь – 357 тыс. кв. км;

2) численность населения – 82,3 млн. чел.;

3) плотность населения – 231 чел на кв. км;

4) темп прироста населения (2008/2009 г.) – 1,11%;

5) возрастной состав населения: 15% – до 14 лет, 68% – от 15 до 65 лет и 17% – свыше 65 лет.

6) административное деление: 16 земель

7) столица – Берлин;

8) крупнейшие города: Берлин (3,5 млн. чел.), Гамбург (1,7 млн. чел.), Мюнхен (1,2 млн. чел.), Кёльн (1 млн. чел.);

9) государственный язык – немецкий;

10) денежная единица – евро. 1 евро = 100 центам.

 

С 3 октября 1990 г. Германия существует в своих современных границах, т.е. ФРГ и ГДР объединились.

Германия не слишком богата запасами полезных ископаемых. Среди них выделяются только каменный и бурый уголь, калийные соли. Очевидно, что такие полезные ископаемые не представляют сколько-нибудь значительную хозяйственную ценность. Тем не менее скудность естественных ресурсов породила знаменитую немецкую бережливость и определила специализацию страны на промышленном производстве и развитии наукоемких отраслей экономики.

Что касается остальных природных ресурсов, то здесь следует сказать, что около 55% территории занимают сельскохозяйственные угодья, 30% приходится на леса. Германия богата водными, прежде всего, речными ресурсами (Рейн, Эльба, Майн, Дунай и т.д.), что способствует развитию речного судоходства (немецкий город Дуйсбург-Рурорт является крупнейшим речным портом в мире). Среди озер наиболее известным считается Боденское, находящееся на стыке Германии, Швейцарии и Австрии, что привлекает сюда множество туристов.

В западной части страны климат умеренный и влажный, с относительно теплым летом и прохладной мягкой зимой. В Восточной Германии лето более жаркое, а зимы холоднее.

Экономической системой современной Германии является, как и в большинстве развитых стран Западной Европы, социальное рыночное хозяйство. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая более-менее равное распределение социальных благ всем членам общества.

Другой особенностью макроэкономической модели развития Германии является т.н. «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки в Германии являются достаточно крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг.

Однако, высокий уровень оплаты труда и социальных гарантий, недостаток инноваций привел в конце 1990-х годов немецкую экономику к кризису. Кроме этого, на экономику Германии повлиял мировой валютно-финансовый кризис, когда спрос на немецкую продукцию значительно снизился, а курс немецкой марки начал стремительно падать. Для поддержания экономики Германии были увеличены ставки налогов до невиданных размеров (если в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании – 45%, то в Германии эта величина составила в конце 1990-х годов 65%). Высокий уровень налогообложения вынуждает многие немецкие компании развивать исключительно по этой причине свою производственную базу за рубежом, а физические лица с высокими доходами предпочитают перебираться на постоянное место жительства в другие страны мира.

Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций привело к тому, что Германия стала не слишком привлекательной для иностранных инвесторов. Кроме того, немецкие капиталы также начинают покидать национальную экономику. Все это обусловило постепенное технологическое ослабление страны.

Таким образом, к концу 1990-х годов Германия нуждалась в достаточно серьезных экономических реформах. Начало таким реформам положил новый федеральный канцлер Германии Герхард Шрёдер, который находится у власти с 1999 г.

Г. Шрёдер провозгласил программу движения Германии к рыночной экономике, восстановления утраченных конкурентных позиций страны, создание «Нового центра» (социализма, дружественного бизнесу или капитализма с сердцем). Либерализм в экономике должны были обеспечить:

– снижение налогов на юридические лица;

– гибкость на рынке труда и изменение продолжительности рабочего дня;

– сокращение издержек на оплату труда;

– модернизация общественного сектора экономики.

Эти реформы дали положительный результат уже в начале 21-го века:

1) уровень безработицы был сокращен до 7,9%;

2) объем прямых иностранных инвестиций увеличивается после спада в 2000 г.;

3) возрастает объем ВВП и ВВП на душу населения после спада в 1999-2001 гг. и т.д.

В то же время следует заметить, что Германия в 2002 г. не смогла еще достичь того уровня, на котором она находилась в 1990-е годы (уровень безработицы оставался высоким, объем ВВП, ВВП на душу населения и накопленных прямых иностранных инвестиций не так высоки), т.е. необходимость дальнейших экономических реформ очевидна.

Однако, Германия продолжает оставаться лидером европейской экономики и третьей в мире по объемам ВВП (1984,1 млрд. долл. или 6,1% от мирового продукта).

Структура экономики Германии. В 2001 г. на сельское хозяйство приходился 1% ВВП, в промышленности создавался 31% ВВП, а в сфере услуг – 68% ВВП.

Доля сельского хозяйства в экономике страны в послевоенный период значительно сократилась. Тем не менее, немецкое сельское хозяйство продолжает оставаться на высоком качественном уровне. Около 90% потребностей в продуктах питания удовлетворяется собственным сельскохозяйственным производством. ФРГ экспортирует такую сельскохозяйственную продукцию как мясо, молоко, зерно.

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями немецкой промышленности являются: автомобилестроение; транспортное машиностроение (вагоно- и самолетостроение); общее машиностроение (производство станков, различных приборов); электротехническая промышленность; точная механика и оптика; химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность; черная металлургия.

В сфере услуг Германия специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма высокоразвитой инфраструктурой: сеть автомобильных и железных дорог, большое количество аэропортов и морских портов.

Внешнеторговый оборот Германии в 2002 г. составил 1363,3 млрд. долл., в т.ч. на экспорт составил 719,1 млрд. долл. или 52,75% (товаров – 44,97% (613,1 млрд. долл.), услуг – 7,78% (106,0 млрд. долл.)) и импорт, соответственно, 644,2 млрд. долл. или 47,25% (товаров – 36,21% (493,7 млрд. долл.), услуг – 11,04% (150,5 млрд. долл.)).

Основными статьями товарного экспорта Германии в 2002 г. были машиностроение и транспортное оборудование (52%), продукция химической промышленности (11,8%), продукция продовольственной промышленности (4,2%). На остальные статьи товарного экспорта Германии приходится 32%.

Основными статьями товарного импорта Германии в 2002 г. были машиностроение и транспортное оборудование (37,7%), продукция химической промышленности (10,3%), топливо (8,1%) и продукция продовольственной промышленности (7,3%). На остальные статьи товарного импорта Германии приходилось 36,6%

Основными импортерами немецкой продукции являются страны Европейского Союза (54%), а также США и Канада (11,5%). В целом на долю развитых стран приходится 74,1% немецкого экспорта.

Основными поставщиками продукции на немецкий рынок, т.е. станами-экспортерами, являются страны ЕС (52,7%), США и Канада (7,8%) и Япония (3,6%). В целом развитые страны мира обеспечивают 70,6% импорта Германии.

Прямые инвестиции. Сумма накопленных иностранных инвестиций в экономике Германии в 2002 г. составила 451,6 млрд. долл. (6,3% от общемирового объема накопленных прямых иностранных инвестиций) а объем накопленных зарубежных немецких инвестиций – 577,8 млрд. долл. (8,4%)

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

(СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ)

 

Общие сведения:

1) площадь – 242,9 тыс. кв. км;

2) численность населения – 59 млн. чел.;

3) плотность населения – 246 чел на кв. км;

4) темп прироста населения (2002/2001 гг.) – 0,17 %;

5) возрастной состав населения: 19% – до 14 лет, 65% – от 15 до 65 лет и 16% – свыше 65 лет.

6) административное деление: в состав Великобритании входят 4 историко-географических области: Англия (39 графств, 6 метрополитенских графств и особая административная единица – Большой Лондон); Уэльс (8 графств); Северная Ирландия (26 округов), Шотландия (9 районов и островная территория). Кроме того, под контролем Великобритании остаются еще 10 территорий в Америке (7 – Ангилья, Бермудские о-ва, Британские Виргинские о-ва, Каймановы о-ва, Монтсеррат, о-ва Тёркс и Кайкос, Фолклендские о-ва)), Африке (1 – о-в Святой Елены), Океании (1 – о-в Питкэрн) и Европе (1 – Гибралтар)

7) столица – Лондон;

8) крупнейшие города: Лондон (6,9 млн. чел.), Бирмингем (1 млн. чел.), Лидс (0,8 млн. чел.), Глазго (0,7 млн. чел.).

9) государственный язык – немецкий;

10) денежная единица – фунт стерлингов. 1 ф.ст. = 100 пенсам.

Наиболее важными полезными ископаемыми, которыми обладает Великобритания, являются нефть, газ, уголь и известняк. Т.о., страна располагает собственными энергоресурсами, но прочими полезными ископаемыми наделена недостаточно, их приходится импортировать.

Земельные ресурсы страны, площади суши, пригодные для ведения сельского хозяйства, составляют 77% территории Великобритании.

Стране характерен мягкий и влажный климат, с очень изменчивой погодой.

Главной отличительной особенностью макроэкономического развития Великобритании является то, что страна развивается не на основе принципов социального рыночного хозяйства как Германия, а использует неолиберальную, англосаксонскую модель развития. Поэтому модель британской экономики наиболее близка к США и очень сильно отличается от континентальных европейских стран. Для данной модели характерны низкие расходы правительства, жесткая кредитно-денежная политика (процентные ставки, количество денег в обращении), приватизация предприятий стратегических отраслей экономики (телекоммуникации, угольная промышленность), значительное снижение налогов на доходы физических и юридических лиц).

Отличие английской модели экономики от немецкой или французской модели социального рыночного хозяйства – менее активная роль государства и свобода частному предпринимательству – являются следствием радикальных экономических реформ Маргарет Тэтчер и ее последователя на посту премьер-министра Великобритании Джона Мейджера.

Поражение консерваторов в 1997 г. и приход к власти лейбористов во главе с Энтони Блейером, те не менее не изменили положения вещей в экономике Великобритании. Прежде всего, отсутствие перемен объясняется достаточно высокой степенью конкурентоспособности британской экономики на мировых рынках и большей эффективностью данной модели экономического развития по сравнению с другими европейскими странами. Прежде всего, это:

1) низкий уровень безработицы – 4,8% в 2002 г. Это самый низкий показатель по сравнению с остальными крупными развитыми странами Западной Европы (Германия – 7,9%, Франция – 8,7%, Италия – 9,6%);

2) благоприятная налоговая политика. Налоговый климат является одним из самых благоприятных в Западной Европе: низкий уровень индивидуальных подоходных налогов и корпоративных налогов, налоговые льготы для инвесторов.

3) благоприятный инвестиционный климат. Таковым он является не только благодаря привлекательности налогового климата, но и сравнительно низкими процентными ставками, а также общим благоприятным состоянием экономики страны и высоким уровнем конкуренции на внутреннем рынке. Великобритания является лидером по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций в свою экономику в Европе – 638,6 млрд. долл. в 2002 г. или 24,3% объема накопленных иностранных инвестиций всех стран ЕС.

Все это обеспечивает Великобритании высокие темпы экономического роста (высший показатель среди крупных развитых стран Западной Европы –1,1% в 2002 г.); стабильность национальной валюты (курс фунта стерлингов практически не изменяется по отношению к доллару уже на протяжении достаточно продолжительного периода времени) и т.д.

Однако, по объемам ВВП Великобритания – вторая в Европе и третья в мире (1563,7 млрд. долл. или 4,8% от мирового продукта).

Структура экономики Великобритании. В 2001 г. на сельское хозяйство приходился 1% ВВП, в промышленности создавалось 27% ВВП, а в сфере услуг – 72% ВВП.

Сельское хозяйство Великобритании отличается высоким уровнем эффективности и производительности, при этом доля сельскохозяйственного производства в ВВП из числа развитых стран является одной из наименьших.

Великобритания примерно на половину обеспечивает себя продуктами питания собственного производства. Основными культурами являются пшеница, ячмень, овес, картофель, сахарная секла.

Среди отраслей промышленность выделяются:

– транспортное машиностроение;

– пищевая промышленность;

– общее машиностроение;

– электроника и электротехника;

– химическая промышленность;

– производство металлов;

– целлюлозно-бумажная промышленность.

Развитие современной промышленности Великобритании определяют высокие технологии. Великобритания – одна из стран, лидирующих в мировом НТП.

В сфере услуг наиболее развиты туризм и финансы. Последняя сфера создает 25% ВВП Великобритании и обеспечивает рабочими местами 12% трудовых ресурсов страны.

Внешнеторговый оборот Великобритании составил в 2002 г. 854,7 млрд. долл., в т.ч. экспорт – 405,1 млрд. долл. (47,4%), где экспорт товаров составил 279,6 млрд. долл. (32,71%) и экспорт услуг, соответственно, 125,5 млрд. долл. (14,69%); импорт – 449,6 млрд. долл. (52,6% внешнеторгового оборота), где на импорт товаров приходилось 345,3 млрд. долл. (40,4%), а на импорт услуг – 104,3 млрд. долл. (12,2%).

Основными статьями товарного экспорта в Великобритании в 2002 г. были машиностроение и транспортное оборудование (43,9% общего товарного экспорта Великобритании), продукция химической промышленности (13,6%) и энергоносители (7,8%), на остальные статьи экспорта приходилось всего 34,7%.

Основными статьями товарного импорта Великобритании в 2002 г. были машиностроение и транспортное оборудование (41,4%), продукция химической промышленности (10,2%) и продукция продовольственной промышленности (8,3%). На остальные статьи товарного импорта Великобритании приходилось 40,1%

Основными импортерами английской продукции являются страны Европейского Союза (55,8%), а также США и Канада (17,2%). В целом на долю развитых стран приходится 80,1% экспорта Великобритании.

Основными поставщиками продукции на английский рынок, т.е. странами-экспортерами, являются страны ЕС (49,8%), США и Канада (13,5%) и Япония (3,8%). В целом развитые страны мира обеспечивают 73,5% импорта Великобритании.

Прямые инвестиции. Сумма накопленных иностранных инвестиций в экономике Великобритании в 2002 г. составила 638,6 млрд. долл. (8,9% от общемирового объема накопленных прямых иностранных инвестиций) а объем накопленных зарубежных английских инвестиций – 1033,0 млрд. долл. (15,0%)

 

ФРАНЦИЯ

Общие сведения:

1) площадь – 551,5 тыс. кв. км;

2) численность населения – 61,2 млн. чел.;

3) плотность населения – 111 чел на кв. км;

4) темп прироста населения (2002/2001 гг.) – 3,38%;

5) возрастной состав населения: 19% – до 14 лет, 65% – от 15 до 65 лет и 16% – свыше 65 лет.

6) административное деление: 96 департаментов, в т.ч. особая территориально-административная единица Корсика. К роме того, в состав Франции входят 4 заморских департамента (Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника и Реюньон), 5 заморских территорий (Новая Каледония, Французская Полинезия, Французские южно-антарктические территории, о-ва Майота, Уоллис и Футуна) и специальная территориальная единица – о-ва Сан-Пьер и Микелон.

7) столица – Париж;

8) крупнейшие города: Париж (2,2 млн. чел.), Лион (1 млн. чел.), Марсель (0,8 млн. чел.), Лилль, Тулуза, Ницца (боле 0,3 млн. чел.);

9) государственный язык – французский;

10) денежная единица – евро

 

Основные природные ресурсы Франции – это железные руды, каменный уголь, бокситы, природный газ, уран, вольфрам, тальк, свинец, олово, серебро. В этом отношении у Франции есть преимущество перед Германией.

Для Франции характерен также широкий диапазон климатических условий, позволяющий развиваться и морским курортам, и центрам горнолыжного порта и альпинизма.

Экономическая система Франции очень сильно напоминает немецкую. Здесь так же действует социально-ориентированная модель экономики, в центре которой находится «государство благоденствия».

По сути проблемы экономики Франции аналогичны немецким. Причиной, прежде всего, является аналогичность моделей экономического развития. Основными проблемами Франции последнего десятилетия являются:

– система социальных гарантий, которая финансируется за счет налогоплательщиков. Во Франции самый высокий уровень социальных взносов – 19,3% ВВП страны. Это в значительной мере снижает привлекательность французской экономики, как для национальных, так и для иностранных инвесторов;

– различия между государственным и частным секторами экономики. Во Франции поощряется занятость в государственном секторе и созданы достаточно жесткие условия для частного предпринимательства. Т.о. значительно сдерживается научно-технический прогресс, который формируется, прежде всего, за счет крупного частного бизнеса;

– эмиграция высококвалифицированных кадров (утечка умов). Основной причиной этой проблемы является то, что вузы Франции готовят, в основном, не предпринимателей, а государственных чиновников. Так, государством по сути «поощряется» отток высококвалифицированных кадров за рубеж, которые не смогли найти работу по специальности в своей государстве (дома);

– проблема государственных финансов. Роль государства в экономике Франции очень высока. Государство перераспределяет 52,5% ВВП. Количество занятых в государственном секторе составляет 24% всего числа занятых. Вместе с тем наблюдается достаточно высокий уровень безработицы – 8,7% экономически активного населения (это более чем 2,3 млн. чел.). Более того, наблюдается высокий уровень безработицы среди молодых людей (моложе 25 лет) – 20,2%. Среди развитых стран Западной Европы это пятый показатель, а среди крупных развитых стран Европы – второй (больше только в Италии).

Реформы экономики Франции, обусловленные этими проблемами, прошли два этапа в своем развитии. Первый этап был начат в 1995 г., когда президентом Франции стал Жак Ширак, а премьер-министром Аллен Жюппе. Жюппе был сторонником достаточно жесткой либеральной экономической политики, имеющей много общего с «тетчеризмом» в Великобритании и «рейганомикой» в США. Основными моментами реформ правительства Жюппе стали:

1) сокращение государственных расходов на социальную сферу, снижение ряда социальных гарантий;

2) проведение широкомасштабной приватизации;

3) снижение налогов для стимулирования частного предпринимательства и, в дальнейшем, экономического роста;

4) снижение уровня безработицы посредством усиления гибкости рынка труда.

Однако такие реформы вызвали широкую волну протестов по всей стране, вылившихся в общенациональный социальных кризис в конце 1995 г. Государственные служащие, выступавшие против сокращения социальных гарантий организовывали массовые забастовки. Частный сектор поддержал реформы нового правительства, однако не смог выступить так же консолидировано, как профсоюзы государственных служащих, которые стали главной оппозиционной силой правительству Жюппе. В результате реформы приостановились, хотя некоторые из них все же проводились, в частности приватизация, налоговые реформы. Кроме того был введен новый порядок иммиграции, ужесточающий правила иммиграции во Францию и усложняющий нелегальную иммиграцию.

Второй этап реформ в экономике Франции, которые идут до сих пор, был начат в 1997 г., когда новым премьер-министром страны стал социалист Лионнэль Жоспен, в результате победы левых сил на внеочередных выборах в Национальное собрание Франции.

За время пребывания у власти Жоспена:

1) снижается роль государства в экономике и увеличивается, соответственно, частный сектор;

2) снижается роль профсоюзов в регулировании рынка труда, проявляется большая гибкость в оплате труда;

3) реструктуризация промышленности и повышение ее конкурентоспособности;

4) поощрение частных инвестиций в НИОКР.

Хотя значительная часть проблем французской экономики не решена до сих пор.

Тем не менее, по объемам ВВП Франция остается третьей в Европе и четвертой в мире (1431,3 млрд. долл. или 4,4% от мирового продукта).

Структура экономики Франции. В 2001 г. на сельское хозяйство приходилось 3% ВВП, в промышленности создавалось 25% ВВП, а в сфере услуг – 72% ВВП.

По объему выпуска продукции сельского хозяйства Франция занимает среди развитых стран мира третье место, а в Европе – первое. Треть всей сельскохозяйственной продукции поступает на внешний рынок. Франция входит в тройку ведущих производителей-экспортеров вина, ячменя, молока, сливочного масла.

Среди отраслей французской промышленности следует выделить:

– аэрокосмическая промышленность;

– военная промышленность;

– общее машиностроение и металлообрабатывающая промышленность;

– автомобилестроение;

– цветная и черная металлургия;

– электронная и электротехническая промышленность;

– атомная энергетика;

– фармацевтика и парфюмерия;

– химическая промышленность;

– транспортное машиностроение.

Среди отраслей сферы услуг во Франции наиболее развиты туристические услуги и финансовые услуги.

Внешнеторговый оборот Франции составил в 2002 г. 816,7 млрд. долл., в т.ч. экспорт – 418,5 млрд. долл. (51,24%), где экспорт товаров составил 331,8 млрд. долл. (40,63%) и экспорт услуг, соответственно, 86,7 млрд. долл. (10,62%); импорт – 398,2 млрд. долл. (48,76 внешнеторгового оборота), где на импорт товаров приходилось 329,3 млрд. долл. (40,32), а на импорт услуг – 68,9 млрд. долл. (8,44%).

 

Основными статьями товарного экспорта во Франции в 2002 г. были машиностроение и транспортное оборудование (43,6% общего товарного экспорта Франции), продукция химической промышленности (14,9%) и продукция продовольственной промышленности (11,2%), на остальные статьи экспорта приходилось всего 30,3%.

Основными статьями товарного импорта Франции в 2002 г. были машиностроение и транспортное оборудование (37,7%), продукция химической промышленности (12,9%), энергоносители (9,2%) и продукция продовольственной промышленности (8,7%). На остальные статьи товарного импорта Франции приходилось 31,5%

Основными импортерами французской продукции являются страны Европейского Союза (61,1%), а также США и Канада (8,7%). В целом на долю развитых стран приходится 76,0% экспорта Франции.

Основными поставщиками продукции на французский рынок, т.е. странами-экспортерами, являются страны ЕС (65,9%), США и Канада (7,4%). В целом развитые страны мира обеспечивают 80,0% импорта Франции.

Прямые инвестиции. Сумма накопленных иностранных инвестиций в экономике Франции в 2002 г. составила 401,3 млрд. долл. (5,6% от общемирового объема накопленных прямых иностранных инвестиций) а объем накопленных зарубежных французских инвестиций – 652,1 млрд. долл. (9,5%)

 

ИТАЛИЯ

 

Общие сведения:

1) площадь – 301,3 тыс. кв. км;

2) численность населения – 58,1 млн. чел.;

3) плотность населения – 193 чел на кв. км;

4) темп прироста населения (2002/2001 гг.) – 1,40%;

5) возрастной состав населения: 14% – до 14 лет, 68% – от 15 до 65 лет и 18% – свыше 65 лет;

6) административное деление: 20 областей (Пьемонт, Валле-д’Аоста, Ломбардия, Трентино-Альто-Адидже, Венеция, Фриули-Венеция-Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Молизе, Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия, о-в Сицилия, о-в Сардиния).

7) столица – Рим;

8) крупнейшие города: Рим (2,8 млн. чел.), Милан (1,4 млн. чел.), Неаполь (1,1 млн. чел.), Турин (1,0 млн. чел.), Палермо (0,7 млн. чел.), Генуя (0,7 млн. чел.);

9) государственный язык – итальянский;

10) денежная единица – евро

 

Италия бедна полезными ископаемыми. Здесь есть только месторождения бурого угля, серого колчедана, бокситов, цинка и свинца.

Зато страна располагает отличными климатическими условиями для развития сельского хозяйства и туризма.

Отсутствие в Италии сколько-нибудь хозяйственно значимых полезных ископаемых, слабая производственная база, отсталость от передовых стран Западной Европы и Северной Америки, медленное накопление капитала и общее неблагоприятное положение национальной экономики в мировом хозяйстве во многом определили особенности развития Италии. Прежде всего, это высокая и возрастающая (до начала 1990-х годов) роль государства и государственной собственности в национальном хозяйстве страны; неэффективность государственного сектора.

Именно до начала 1990-х годов просуществовала прежняя модель экономики Италии, в которой ведущую роль играло государство. Италия считалась в Западной Европе самой регулируемой страной, в которой действовали почти 150 тыс. различных законов, а бюрократия «способствовала» открытию новой частной компании только через 2-3 года после подачи документов.

Кроме того, в Италии, как ни в какой другой стране, государственные структуры были коррумпированы и связаны с мафией.

В результате такой неэффективной деятельности государственного аппарата к началу 1990-х годов в Италии наблюдался дефицит государственного бюджета в размере 9,5% и государственный долг – 108% ВВП. Кроме того, ситуация в итальянской экономике характеризовалась медленными темпами экономического роста, уменьшением внутреннего спроса, высоким уровнем налогообложения, сокращавшим реальные доходы населения, снижением государственного потребления из-за необходимости сокращения государственного сектора, ростом безработицы.

Такие проблемы встали пред Италией к 1992 г.

В 1992 г. к власти приходит правительство Сильвио Берлускони – известный предприниматель-телемагнат и сторонник свободного рынка. Приоритетными задачами правительства С.Берлускони становятся:

– оздоровление государственных финансов путем уменьшения бюджетного дефицита и государственного долга;

– уменьшение инфляции;

– ускоренная приватизация, причем передача государственных предприятий в частные руки должна была не только повысить их эффективность, но и принести государству немалые доходы от приватизации;

– стимулирование инвестиций путем сокращения уровня налогообложения и введения налоговых льгот;

– борьба с безработицей, особенно с молодежной (составившей 33%);

Основными мероприятиями, проводимыми для решения этих задач, стали:

1) жесткий государственный бюджет, минимально возможный уровень государственных доходов при одновременной максимизации поступлений в бюджет от приватизации и налогов;

2) ограничение роста заработной платы, т.е. отмена индексации заработной платы в зависимости от уровня инфляции, связь зарплаты с производительностью труда, контроль за ростом заработной платы в государственном секторе;

3) изменение пенсионной системы, увеличение пенсионного возраста, изменение порядка начисления пенсий;

4) изменение системы здравоохранения, сокращение бесплатных медицинских услуг.

Тактика реформ в итальянской экономике была избрана иная, чем в США или Великобритании: предусматривался не радикализм и «шоковая терапия», а осмотрительность, поэтапность и постепенность.

В результате реформ государственный сектор в Италии начал сокращаться, стала повышаться эффективность производства, начали создаваться новые рабочие места, постепенно оздоравливались государственные финансы. Уже в 1996 г. дефицит бюджета составлял 6,7% ВВП, инфляция сократилась до 2,2%. Однако не удалось приостановить рост государственного долга, который достиг 12,4% ВВП, безработица составляла 12%, а доля государственного сектора оставалась на уровне 53,4% ВВП.

Результатом сокращения социальных прав итальянцев для правительства Берлускони стала его отставка. На посту премьер-министра его сменил Романо Проди. Главной задачей политики Проди стало выведение Италии на ведущие позиции в ЕС, и в первую очередь соблюдение критериев валютной конвергенции при переходе на евро.

Приоритетом стали борьба с инфляцией, снижение процентных ставок, продолжение рыночных реформ и демократизации итальянского общества.

С этого времени начинает осуществляться приватизация банковской системы. Например, одна только продажа 36,5% государственных акций «Banko Di Roma» принесла свыше 1 млрд. долл. доходов в государственный бюджет.

Наиболее радикальные изменения произошли в налогообложении. Ставка налога на прибыль компаний была снижена с 53,2% до 37%, однако при этом был повышен НДС. Проблема состоит в том, что при невысоком уровне налогообложения в Италии (41% ВВП), сокрытие налогов достигает 15% ВВП.

В результате реформ современная итальянская экономика характеризуется следующими показателями:

1) уровень инфляции – 2,5% (2000 г.);

2) уровень безработицы – 9,6% экономически активного населения, в т.ч. молодежной – 26,3% (2002 г.);

3) доля государственного сектора в распределении ВВП – 48,5% (в 2001 г.)

4) уровень дефицита государственного бюджета – 2% (2000 г.)

Кроме того, за 1991-2000 гг. в государственный бюджет Италии поступило более 108 млрд. долл. доходов от приватизации. Это наивысший показатель среди всех развитых стран и стран ОЭСР.

Тем не менее, по объемам ВВП Италия является четвертой в Европе и пятой в мире (1184,3 млрд. долл. или 3,6% от мирового продукта).

Структура экономики Италии. В 2001 г. на сельское хозяйство приходилось 3% ВВП, в промышленности создавалось 29% ВВП, а в сфере услуг – 68% ВВП.

Сельское хозяйство в Италии получило преимущественное развитие на юге, где культивируются пшеница, картофель, сахарная свекла, ячмень, традиционные средиземноморские овощи и фрукты. Италия, в основном, специализируется на растениеводстве. Для итальянского сельского хозяйства отрицательные последствия имеет единая европейская сельскохозяйственная политика, поскольку неэффективное национальное сельскохозяйственное производство стране не может конкурировать на равных с другими европейскими производителями.

Среди продукции отраслей промышленности Италии следует выделить:

– машиностроительная продукция и транспортное оборудование (текстильное оборудование, сельскохозяйственные машины, дорожно-строительное оборудование, автомобили, железнодорожный подвижной состав);

– электроника и электротехника;

– продукция аэрокосмической промышленности;

– продукция химической (в т.ч. фармацевтической) промышленности;

– продукция сталелитейной промышленности;

– продукция легкой промышленности;

– стройматериалы.

Среди отраслей сферы услуг в Италии наиболее развиты туризм и банковская деятельность.

Внешнеторговый оборот Италии составил в 2002 г. 617,7 млрд. долл., в т.ч. экспорт – 311,3 млрд. долл. (50,40%), где экспорт товаров составил 251,0 млрд. долл. (40,64%) и экспорт услуг, соответственно, 60,3 млрд. долл. (9,76%); импорт – 306,4 млрд. долл. (49,60% внешнеторгового оборота), где на импорт товаров приходилось 242,9 млрд. долл. (39,32%), а на импорт услуг – 63,5 млрд. долл. (10,28%).

Основными статьями товарного экспорта в Италии в 2002 г. были машиностроение и транспортное оборудование (37,4% общего товарного экспорта Италии), продукция химической промышленности (10,0%) и продукция продовольственной промышленности (6,7%), на остальные статьи экспорта приходилось 45,9%.

Основными статьями товарного импорта Италии в 2002 г. были машиностроение и транспортное оборудование (33,2%), продукция химической промышленности (12,7%), энергоносители (9,1%) и продукция продовольственной промышленности (9,0%). На остальные статьи товарного импорта Италии приходилось 36,0%

Основными импортерами итальянской продукции являются страны Европейского Союза (53,1%), а также США и Канада (10,7%). В целом на долю развитых стран приходится 71,5% экспорта Италии.

Основными поставщиками продукции на итальянский рынок, т.е. странами-экспортерами, являются страны ЕС (57,0%), США и Канада (5,3%). В целом развитые страны мира обеспечивают 70,0% импорта Италии.

Прямые инвестиции. Сумма накопленных иностранных инвестиций в экономике Италии в 2002 г. составила 126,5 млрд. долл. (1,8% от общемирового объема накопленных прямых иностранных инвестиций) а объем накопленных зарубежных итальянских инвестиций – 194,5 млрд. долл. (2,8%)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.173 с.)