Роман «преступление и наказание» (1866) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роман «преступление и наказание» (1866)



Жанровое своеобразие. Роман Достоевского можно определить как психологический и как философский. Все сюжеты изображены реалистично, четко обозначен социально-бытовой фон, подробно воссоздан внутренний мир героев, их психологические конфликты. Это полифонический роман. Принцип «полифонизма» (многоголосия) или «диалога» заключается в том, что каждый герой имеет свой независимый внутренний мир.

Проблематика. Герой Достоевского выступает как «человек идеи», он беззащитен перед властью идеи. Идея – центральный объект изображения автора. Проблема «восстановления погибшего человека» в эпилоге романа.

Спор идей в романе. Роман Достоевского – «роман идей».

1. Идеология Раскольникова излагается в статье «О преступлении», содержание которой мы узнаем из диалога Раскольникова с Порфирием Петровичем. Теория выстраданная, честная, она беспощадна и по-своему верна. Весь мир преступен, поэтому нет понятия преступления. Один разряд людей - «материал», другие – элита, герои или гении, они ведут за собой толпу, выполняя историческую необходимость. На вопрос Порфирия Петровича, к какой категории он относит себя. Раскольников отвечать не хочет. Все события, предшествовавшие убийству (письмо от матери, история Сони, размышления о «бессмысленных жертвах», подслушанный Раскольниковым разговор студента с офицером о старухе-процентщице, встречи на улицах), служат для Раскольникова подтверждением правильности его теории.

2. Идеология Свидригайлова. Свидригайлов проповедует крайний индивидуализм. Человеку от природы свойственна жестокость, он предрасположен совершать насилие над другими людьми для удовлетворения своих желаний. Это идеология Расколъникова, но без «гуманистической» риторики (по Раскольникову, миссия «Наполеонов» -облагодетельствовать человечество). Не следует забывать, что о преступлениях Свидригайлова сообщается только в форме «слухов», сам же он категорически отрицает большинство из них. Читатель не знает точно, совершил ли их Свидригайлов, это остается загадкой и придает образу героя отчасти романтический («демонический») колорит. С другой стороны, Свидригайлов совершает на протяжении всего действия романа едва ли не больше конкретных «добрых дел», чем остальные герои. Таким образом, автор показывает другую грань характера Свидригайлова, в подтверждение христианского представления о том, что в любом человеке есть и добро, и зло, и есть свобода выбора между добром и злом.

3. Идеология Порфирия Петровича. Следователь Порфирий Петрович выступает как главный идейный антагонист и «провокатор» Раскольникова. Он старается опровергнуть теорию главного героя, но при внимательном рассмотрении оказывается, что сам Порфирий строит свои взаимоотношения с Раскольниковым как раз по принципам этой самой теории: недаром он так заинтересовался ею. Порфирий стремится психологически уничтожить Раскольникова, добиться полной власти над его душой. Он называет Раскольникова своей жертвой. В романе он сравнивается с пауком, преследующим муху. Порфирий относится к типу «психолога-провокатора», который иногда встречается в романах Достоевского.

4. Идеология Лужина. Лужин представляет в романе тип «приобретателя». Воплощаемая в Лужине ханжеская буржуазная мораль кажется Раскольникову человеконенавистнической. Встреча с Лужиным определенным образом влияет на внутренний психологический процесс Раскольникова, она дает еще один толчок метафизическому бунту героя: «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне?»

Идейно-композиционная роль образа Сони. Соня является в романе едва ли не единственным внеидеологическим героем. У нее нет никаких «теорий», кроме веры в Бога, но это именно вера, а не идеология. Соня нигде не спорит с Раскольниковым. Соня страдает, но не жалуется, невозможно для нее и самоубийство. На Раскольникова она сначала производит впечатление «юродивой», «странной». Многие исследователи считают, что Соня – воплощение авторского идеала христианской любви, жертвенного страдания и смирения. Своим примером она показывает путь Раскольникову – восстановить утраченные связи с людьми через обретение веры и любви.

Преступление и наказание Раскольникова. Главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание» недоучившийся студент Родион Романович Раскольников идет на страшное преступление – лишение жизни другого человека – под влиянием теорий, популярных среди молодежи 60-х годов XIX века. Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. Делать жизнь по теории нельзя.

Родион Романович Раскольников человек добрый и чуткий к страданиям других людей, отзывчивый, добрый по натуре человек, мучительно воспринимающий чужую боль. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, делится своими скудными грошами с отцом умершего товарища, отдаёт последние деньги семье Мармеладова. Это одаренный и честный юноша, наделённый острым, пытливым умом. Но он горд, необщителен, одинок, убеждён в своей исключительности. Его гордость уязвляется на каждом шагу – он прячется от хозяйки, которой задолжал за комнату, питается объедками, появляется на улице в рубище, вызывая насмешки. Оказавшись «задавленным нищетой» и не имея возможности помочь близким людям. Раскольников ищет выход и «заболевает идеей» преобразования мира, общества. Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория преступления. Мир представляется Раскольникову несовершенным, и герой считает себя способным исправить его. Он мечтает защитить всех слабых и обездоленных, восстановить права униженных и бесправных.

Упорно думая о причинах несправедливого устройства общества, Раскольников создает теорию, согласно которой все человечество делится на два разряда: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе («тварь дрожащая» – это толпа, не способная изменить свое положение), и на людей необыкновенных (таких, например, как Наполеон), которые призваны повелевать остальными, их усилиями движется мир, прогресс. Если потребуется устранить мешающие препятствия для достижения гармонии, то особенный человек может разрешить себе нарушить нравственный закон и «переступить через труп, через кровь». Таким людям «разрешается кровь по совести», для них существуют особые критерии добра и зла. Разделив людей на две категории, Раскольников к «тварям дрожащим», принимающим молча и безропотно любой порядок вещей, относит старуху. Ко вторым, «сильным мира сего», которым ничто не стоит нарушить любые моральные нормы, он относит не только Наполеона, Магомета, но и себя. Идя на преступление, он хотел разобраться, к какому разряду людей он относится: «.. Вошь ли я, как все, или человек?». «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил», - признается Раскольников.

Вина Раскольникова заключается в том, что он переступает те нравственные границы, которые человек, если он желает остаться человеком, ни при каких обстоятельствах не может переступать. Раскольникова легко было бы оправдать, если бы он убил из-за бедности. Бедность толкнула его на преступление, это признает и сам герой. Но ведь Достоевский ясно показал стремление Раскольникова встать над толпой. Ему не важны деньги, главное – доказать себе самому, что ты, подобно Наполеону и Магомету, способен возвыситься над толпой, убив. Главная ошибка Родиона и вина его в том, что он забыл самое важное: никому не дано право лишать жизни других. Нельзя свои проблемы решать за счет других, лучше пострадать самому, чем заставлять страдать других, – вот великий нравственный смысл романа.

Родион Раскольников – человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям. Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Расколъникова – это игнорирование христианских заповедей, а человек, который в своей гордыне сумел преступить, по религиозным понятиям способен на все. Итак, по Достоевскому, Раскольников совершает первое, главное преступление перед Богом, второе – убийство – перед людьми.

В первой части романа Раскольников проверяет, может ли он переступить общепринятые человеческие законы, в частности, способен ли он переступить через чужую жизнь. Жизненные факты, казалось бы, утверждают правоту его идей (судьба семейства Мармеладовых, положение матери и сестры, уличные сцены и др.). Раскольников совершает преступление, по воле случая убивая не только «зловредную вошь» – старуху-процентщицу, но и ни в чем не повинную Лизавету, и себя, как потом сам же и скажет.

Вторая часть представляет собой как бы катастрофу. Из всех ощущений, пережитых Раскольниковым после убийства (от животной радости, что не попался, до отчаяния, не оставил ли улик, не проболтался ли?), самым мучительно-сильным, внезапным и непредвиденным было ощущение «бесконечного уединения и отчуждения». Это ощущение он испытал в полицейской конторе, на Николаевском мосту, и особенно остро при встрече с матерью и сестрой. Раскольников почувствовал, что своим преступлением он «как будто ножницами» отрезал себя от всех и ото всего. При встрече с родными невыносимое внезапное сознание ударило в него, «как громом». Он не смог обнять мать и Дунечку: «руки не поднимались».

Страшный сон Раскольникова об истязаемой пьяными мужиками лошади. Эта привидевшаяся ему во сне, насмерть забитая, ни в чём не повинная тварь олицетворяла собою душу Раскольникова, им же самим растоптанную, искалеченную его же злыми решениями. Ум, оторвавшись от сердца, губит человека. Очнувшись от ужасного сна, Раскольников почувствовал, что сбросил с себя мертвое бремя преступных измышлений. Сновидение о лошади успело лишь на мгновение вразумить Раскольникова.

Человеческая натура Раскольникова не приемлет отчуждения от людей Оказывается, человек не может жить без общения, душевная борьба героя становится все напряженнее. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, то и дело называя подлецом. Достоевский доказывает, что преступна сама теория «двух разрядов». Эта теория – даже не обоснование преступления, а само преступление, ибо она с самого начала предрешает, кому жить, а кому не жить.

Сюжет и композиция. Композиционное соотношение частей доказывает второстепенность детективного сюжета (совершению преступления посвящена одна часть, остальные -поискам истины и проблемам возмездия).

Первая часть подготовка и совершение преступления (соотношение частей: шесть глав о развитии теории Раскольникова, собственно убийству посвящена последняя глава):

жизнь героя; социальные предпосылки зарождения теории Раскольникова; исповедь Мармеладова; пьяная девочка на бульваре; разговор студента и офицера; письмо матери; первый сон Раскольникова – об убийстве лошади; совершение преступления: двойное убийство старухи-процентщицы и ее сестры; смерть безвинной Лизаветы – первая «трещина» в теории Раскольникова.

Вторая часть анализ состояния героя после совершения преступления, знакомство с основными персонажами:

болезненное состояние героя: страх, подозрительность. Кульминация –посещение конторы, обморок; знакомство с «двойником» – Лужиным. Отталкивающая теория Лужина, возведенная в стиль жизни; смерть Мармеладова; первая встреча с Соней; второй сон – об избиении квартирной хозяйки – отражение душевного состояния Раскольникова.

Третья часть – дискуссии вокруг теории Раскольникова, ее подтверждения и опровержения:

рассказ матери и сестры Раскольникова о Свидригайлове. Образ второго «двойника» – порок, возведенный в принцип жизни; начало интеллектуального поединка с Порфирием Петровичем; третий сон – переживание убийства заново, явление жертвы; крайнее напряжение душевных сил Раскольникова.

Четвертая часть – встречи и разговоры, опровергающие теорию героя:

дискуссии со Свидригайловым (противоборство дьявольского и божественного начал); теория Лужина – теория хозяина жизни; Соня и Раскольников: близость судеб и полярность мировоззрений; значение библейской истории «Воскресение Лазаря» в эволюции взглядов героя; диалог-борьба с Порфирием Петровичем; признание Миколки – формальное освобождение героя от подозрений.

Пятая часть – жизнь опровергает теорию Раскольникова:

трагизм положения и духовная сила Сони; трагизм судьбы Катерины Ивановны и детей; признание Раскольникова Соне (душа не выдержала и ждет суда); Соня – судья и спаситель.

Шестая часть – последняя борьба живой души и мертвой теории:

свидание с Порфирием Петровичем в квартире Раскольникова. Убежденность следователя в виновности подозреваемого, отказ героя прийти с повинной; самоубийство Свидригайлова: душа, отданная аду, жить не может; признание Раскольникова, отсутствие раскаяния.

Значение эпилога – воскрешение души Расколъникова, окончательная победа божественного над дьявольским:

жизнь на каторге; четвертый сон – мировое воплощение теории в жизнь; возрождение к новой жизни, любовь к Соне, возвращение к людям.

Система образов по отношению к теории Раскольникова:

образы униженных и оскорбленных, подтверждающие несправедливость этого мира (Мармеладов, Катерина Ивановна);

образы-двойники Раскольникова – в практической жизни руководствуются теорией «все дозволено» (Свидригайлов, Лужин);

образы, опровергающие теорию Раскольникова (Дунечка, Разумихин, Порфирий Петрович, Сонечка Мармеладова).

Значение образа Сони Мармеладовой в судьбе героя и конфликте романа:

близость судьбы Сони и Раскольникова (оба преступили черту – убийца и блудница);

принципиальное различие: идейное противостояние (Соня, став проституткой, сохранила душу, в основе ее падения – жертвенность; Раскольников, убив старуху и Лизавету, «убил себя», в основе его преступления – гордыня и духовное падение);

роль Сони в покаянии Раскольникова: ее отношение к жизни, диалоги с Раскольниковым помогают герою заново увидеть мир, понять, что разделение людей на две категории аморально, преступно, подвигают героя к раскаянию и покаянию.

Средства раскрытия образа:

портрет: «Он был до того худо одет, что иной, даже и приличный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»;

говорящее имя и фамилия (Родион – род и он, Раскольников – раскол);

поступки (помощь другим людям, убийство);

описание психологического состояния героя (болезнь Раскольникова, ощущение «отрезанности от всего мира», нелогичность поступков);

сны Раскольникова – отражениеего внутренней жизни;

монологи и диалоги героя;

отношения с другими персонажами.

Образ Раскольникова –прообраз всевозможных «антигероев» и идей XX века, которые провозглашали идеи возможности для избранных личностей решать судьбы людей и человечества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 3680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.059 с.)