Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности поэтического, мираСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тютчев Фет
Ф.И. Тютчев Особенности биографии Тютчева: необычайная одаренность и ранняя карьера чиновника и поэта; позднее начало публикации стихов и поздняя слава; необычайно длительное нахождение вдали от родины – 22 года; знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры; трагические судьбы близких поэта. Основные темы лирики Тютчева: философская лирика, пейзажная лирика, любовная лирика, патриотическая лирика, стихи о поэте и поэзии. Это последний русский поэт-романтик, творивший в эпоху торжества реализма и все-таки сохранивший верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. Тютчев прежде всего певец природы, природа для него постоянный источник впечатлений и раздумий. Тема природы. Тютчев по мирочувствованию близок к пантеистам. Пантеизм – учение, согласно которому Вселенная покоится в Боге, а мир (т.е. природа) есть способ проявления Бога. Все есть Бог. Пантеисты обожествляют Вселенную, природу. Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильнее называть ее пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чем его Судьба. Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоборствующих сил, беспрерывной смены дня и ночи, круговороте времен года, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Неожиданны тютчевские эпитеты и метафоры, передающие столкновение и игру природных сил. Поэта особенно привлекают переходные промежуточные моменты жизни природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете ("Есть в осени первоначальной…") или же осенний вечер – предвестие зимы ("Осенний вечер"). Он воспевает не грозу в разгар лета, а весенний первый гром "в начале мая". Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. "В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык..." – убежден поэт. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено до пределов. Поэту чуждо не только современное общество, история, культура, цивилизация – все кажется ему призрачным, обреченным на гибель. Человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, немощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Вот почему невыносимо для него спокойное существование в однообразии, для него велик человек, оказавшийся участником или свидетелем исторических свершений. Выводы: 1) природа для Тютчева – неисчерпаемый источник размышлений о времени и вечности, об общечеловеческих ценностях, об устройстве миропорядка. «Вечный строй» природы вызывает восхищение поэта; 2) природа – универсальная сфера познания собственной личности Ценность и цельность человека поверяется близостью, созвучностью природе; 3) лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природы. Характерны начала его стихотворений: «как хорошо ты, о море ночное...», «Как весел грохот летних бурь...», «Люблю грозу в начале мая...». Любовная лирика. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева, 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми до смерти Денисьевой. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Смерть Денисьевой от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода. Любовь для поэта – "и блаженство", "и безнадежность", и напряженное чувство, несущее человеку страдание и счастье, "поединок роковой" двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрывается в стихах, посвященных Е.А. Денисьевой. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять ее сущность, место в жизни и ее судьбу. В стихах "О, как убийственно мы любим...", "Последняя любовь" и других любимая предстает уже не как "неземное создание", "младая фея", а как человек, которому присуще все человеческое: не только возвышенные и благородные чувства, но и слабости, ошибки, противоречия, и страсть, и гнев. Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминанием о былом счастье, непрочном, как и все на земле. Тютчев, как и Некрасов, стремится отказаться от узко субъективной точки зрения на любимую. Он хочет объективно раскрыть мир чувств, ее личность. Поэт сосредоточивает внимание не только на собственных переживаниях, но стремится проникнуть в духовный мир женщины. Главное, что Тютчев увидел и высоко оценил в женщине, – это силу чувства. Его любимая предстала в стихах как подлинная героиня любви, совершившая подвиг. Тютчев утверждает за женщиной право на личное чувство, на любовь, на борьбу за нее. В любви за нее героиня раскрыла себя, лучшие качества своей личности, свои возможности. В "денисьевском цикле" впервые в творчестве Тютчева нарисован конфликт между людьми. Чувство, страсть, личность человека в своих проявлениях и даже в своем развитии оказывается зависимыми от общества. У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим. Выводы: Прожитая поэтом драма запечатлелась в денисьевском цикле, одном из вершинных достижений любовно-психологической лирики в русской и мировой литературе. 1) Стихи этого цикла звучат как исповедь. («О, как убийственно мы любим...», «Не говори: меня он, как и прежде любит...», «О, не тревожь меня укорой справедливой!» и другие) 2) Все стихи исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя. Он запутался в своих отношениях, двойственном положении. Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминаниями о былом счастье, непрочном, как и все на земле. 3) Тютчев дает романтическую концепцию любви. Любовь – стихийная страсть, дисгармония и поединок роковой; любовь сближает героев, они не могут жить друг без друга. Это столкновение двух личностей, в этой борьбе сгорает как более слабая Денисьева. 4) Лирическая героиня стихов угасает, тает, душа ее измучена общественным порицанием света. И Тютчев и Денисьева понимали, что вина прежде всего лежит на Тютчеве, но он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она, страстно любя его, не могла отказаться от этой связи. 5) Основные пути раскрытия внутреннего мира героев – это монологи. 6) Стихи носят фрагментарный характер. Каждое стихотворение – мгновение любовных отношений. Для стихов этого цикла характерна поэтическая лексика, частое использование междометий: «ах, если бы живые крылья», «О, эти очи», «Ох, я дышу еще болезненно и трудно...». Большое количество восклицательных предложений, передающие душевные переживания героев Философская лирика. Человек – инструмент для постижения природы. Но и природа служит Тютчеву инструментом постижения человека. Человек, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, он – граница между двумя мирами (земным, природным, и космическим, Вселенной), он – соединение и объединение этих двух миров-бездн. Постижение мира человека путём сопоставления его с миром природы нашло свое специфическое выражение в поэтике тютчевских стихов философского характера. Очень многие из них имеют двухчастную композицию с чётким разделением содержания по строфам. А.А. Фет Судьбы поэтов Тютчева и Фета во многом схожи. Поэзия для них не профессия, не будничное дело, а потребность выразить в слове свои сокровенные мысли о «вечных проблемах» человеческого бытия. Тема природы. Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки и звуки. Для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий. У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благоговеет перед печальной березой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину. Вероятно, что Фет видел в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений. Поэт размышляет о связи человека и природы. Пейзажи в этих стихах выражают состояние человеческой души. Растворяясь в природе, герой Фета обретает возможность видеть прекрасную душу природы. Это счастье – чувство единства с природой. Характерное состояние героя – это состояние эстетической восторженности. Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение: «Учись у них – у дуба, у березы». Человек глядится в природу и познает свои законы и возможности. Природа – мудрый советчик человека и лучший его наставник. Тема любви. По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи Фета о любви. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом. Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. Как всякая истинная поэзия, поэзия Фета обобщает, и возвышает, и уводит в большой человеческий мир. В стихотворении «Сияла ночь...» две основные темы – любовь и искусство. На эти темы. Любовь и творчество для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. Вывод. Фет – мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.
Н.А.Некрасов Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова: а) о назначении поэта и поэзии; б) тема родины и народа; в) идеал общественного деятеля; г) Некрасов – поэт-сатирик; д) любовная лирика. Новаторство Некрасова-поэта: · Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления. · Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о помещике, который под пьяную руку бивал мужиков, о труде бурлаков и т.д. Новые герои вносят в стихи и новую речь – подчас «грубую», «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства». · Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются. Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью. · Все стихи многогеройные, многоголосые. Почти во всех есть сюжетность, иногда диалогичность. Всегда заметна страстная, патриотичная и высоконравственная позиция лирического героя. Язык стихотворений прост, вплоть до использования элементов народной речи. · Использование интересных композиционных приемов: рефренов, контрастов, сбивчивость композиции, ее «кинематографичность» (быстрая смена планов изображения). Разнообразил Некрасов и жанровую палитру лирического стихотворения: у него появились стихи-фельетоны, стихи-диалоги, стихи-зарисовки, рассказы, новеллы. Тема назначения поэзии и роли поэта в жизни общества. Стихотворения: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро». В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активной борьбы за гражданские убеждения. В стихотворении «Муза» Муза – крестьянка, потому что крестьянская тема среди особо волнующих поэта. Судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Некрасовская муза – страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу. Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Тема родины и народа. Некрасов впервые в русскую поэзию ввел образ народа: женщина-крестьянка, бурлак, крестьяне-просители, строители железной дороги – все они в центре внимания поэта. Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса». Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжать не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступникам. В стихотворениях Некрасова появляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине, способен отдать во имя нее жизнь («Памяти Добролюбова»). Некрасов-сатирик. Некрасов в русскую поэзию вошел не только как поэт-гражданин, патриот, народный певец, но и как сатирик. Ирония – сильное оружие некрасовской поэзии. Стихотворения «Колыбельная», «Нравственный человек». Любовная лирика. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозу жизни», которая в любви неизбежна. Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире. Любовь поэта – Авдотья Яковлевна Панаева. «Панаевский» цикл. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают. И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины – подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки. Вывод: Некрасов и для современников и для потомков прежде всего великий поэт-реалист, оказавший большое влияние на все развитие русской поэзии. Действительно, как сказал Р. Гамзатов: «Некрасов – целое поэтическое государство, живущее по своим законам». Отвергая «искусство для искусства» с его воспеванием эстетического чувства и будучи сознательным защитником сатирического «гоголевского направления», Некрасов считал истинными поэтами тех, кто служит народу, истинными гражданами тех, кто не стремится писать стихи, а своим образом жизни содействует борьбе за освобождение угнетенного народа. Некрасов всю жизнь упрекал себя в недостаточно активном служении народу, поэтому и учил свою музу петь пламенные песни борьбы. Предназначение поэта, по Некрасову, – беззаветно служить народу, даже если сам темный и забитый народ этого никогда не узнает и не оценит.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.78 (0.013 с.) |