И. А. Гончаров роман «обломов» (1849 – 1859) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И. А. Гончаров роман «обломов» (1849 – 1859)



«Обломов» – реалистический социально-бытовой роман. Гончаров раздвигает рамки социально-бытового романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера. Проблематика: 1) социальные проблемы, отражающие противоречие патриархального и буржуазного укладов жизни; 2) нравственные проблемы, выраженные во взаимоотношениях героя с персонажами романа; 3) историко-философская направленность, выводящая роман в сферу общечеловеческих, вневременных проблем.

Сюжет и композиция. Основу сюжета романа составляет история жизни главного героя – дворянского интеллигента и помещика Ильи Ильича Обломова и его драматической любви сначала к Ольге Ильинской – девушке возвышенной и цельной, затем к простой заурядной женщине Агафье Матвеевне Пшеницыной. Первая часть «Обломова» не имеет сюжетного движения: это картина жизни, где герой вписан в статичный бытовой интерьер. В этой части мало действий (Обломов лежит на диване), но дан рассказ о прошлом героя: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, неспособность к службе, мечта о путешествии. В конце первой части автор ставит вопрос: что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»? Во второй части описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба двух национальных начал, в результате возникла сильная гармоничная личность. В второй части повествование теряет статичность – с появлением Ольги завязывается любовный конфликт. Третья часть романа – об испытаниях любовью. Поэма любви длится недолго. Страсть Обломова к Ольге затухает, он заболевает, появляется вдова Пшеницына, вторая героиня обломовского «романа». Четвертая часть повествует о духовном умирании и физической смерти Обломова. Автор изображает «выборгскую обломовщину». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается все больше, погружается в спячку, а затем гибнет физически. В романе две сюжетных линии: Обломов – Ольга и Штольц – Ольга.

Все смысловые линии романа ведут так или иначе к главному герою. Сквозной принцип построения романа – сопоставление. Оппоненты главного героя появляются в первой части романа. Противопоставление построено по принципу: покой (Обломов) – движение (Волков, Судьбинский, Пенкин, Тарантьев). В результате этого противопоставления выигрывает Обломов. Главная композиционная функция всех героев состоит в том, чтобы ярче высветить личность главного героя.

Обломов – дворянин, имеет чин коллежского секретаря. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности... С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока». Портрет Обломова завершается описанием домашнего халата, который так идет «к покойным чертам лица его и к изнеженному телу». Живя в Петербурге, в ограниченном пространстве (на Гороховой улице в большом доме), Обломов занимав квартиру из четырех комнат, в которой сохраняется атмосфера обломовского быта. В трех комнатах, куда он редко заглядывал, мебель закрыта чехлами, шторы спущены.

Визиты посетителей. Хотя Обломов и не стремится к общению, его то и навещают разные люди. Гости интересны и важны не в плане фабулы, а сюжета. Они символизируют то, какую карьеру мог бы сделать Обломов, если бы последовательно прошёл путь, начатый в молодости, но брошенный. Посетители олицетворяют три жизненных пути. Вот что предлагает ему общество, если Обломов встанет с дивана: он может стать избалованным франтом, как Волков, или начальником отдела, как Судьбинский, если бы не отправил дело по ошибке вместо Астрахани в Архангельск и поэтому не уволился бы. Он мог бы зарабатывать свой хлеб писанием, как литератор Пенкин. Эти люди убеждены, что любого дворянина можно превратить в чиновника того типа, который нужен бюрократической администрации.

Обломов по-своему, пассивно протестует против моделей жизни, заранее подготовленных обществом, которые представлены тремя его посетителями. Состояться как личность он не может, отвергает и карьеру. Из-за такой карьеры не стоит лишаться покоя. По мнению Обломова, человек может жить полной жизнью лишь тогда, когда бросит работу, распыляющую его силы.

Столичное общество совокупно олицетворяют в романе визитеры Ильи Ильича в первой части. Смысл жизни здесь сводится к карьере с казенной квартирой и выгодной женитьбой (чиновник Судьбинский) или к удовлетворению пустого светского тщеславия (Волков), к сочинительству в модном духе и на любую тему (Пенкин), накопительству и тому подобным «страстям» и целям. По существу, эта, в свой черед, совершенно бездуховная жизнь – та же «обломовщина», но лишь на столично-цивилизованный лад.

История жизни Обломова. До 15 лет Илья жил и воспитывался родовом имении Обломовке, учился в пансионе Штольца, однако у мальчика не было внутренней потребности к ученью. После обучения в пансионе родители отправили Илюшу в Москву. Обломов не соединил своей жизни с наукой, считая, что знания не понадобятся ему. Служба в Петербурге. Окончив курс обучения, Обломов едет в Петербург, мечтая об успехах на служебном поприще, достойном положении в обществе, семейном счастье. Прошло десять лет, а он «ни на шаг не подвинулся ни на каком поприще». Обломов подал в отставку, считая, что добиваясь чинов, человек для всего остального в мире остается слепым и глухим. Отказот светской жизни. С годами Петербургский свет перестал увлекать и постепенно Илья Ильич погружался в уединение. Светскую жизнь он не признает: она не делает человека счастливым. Герой не способен чем бы то ни было заняться в жизни, поскольку обо всем имеет весьма отдаленные представления и не желает по-настоящему никакой деятельности. Обломов не способен ни на активно доброе, ни на злое дело, сохраняя душевную невинность и созерцательность.

Отрицательные черты характера. «Отсутствие определенной идеи» Оломова объясняет его вечное лежание на диване, ничегонеделанье, лень, апатию, инертность.

Положительные качества Обломова. За мягкостью, беспечностью и изнеженностью скрыта твердая и цельная натура. Ведь Обломов верен самому себе. Он порывает живые связи с теми друзьями, которые понимали «жизнь по-своему, как не хотел понимать ее Обломов». Он сохранил в себе честное, верное сердце, к которому не пристали ни грязь, ни фальшь, ни ложь.

Обломов – культурный человек, выходец из богатого дворянского рода, получивший приличное образование, которое открывало ему широкую дорогу в жизнь. Гончаров отмечает его богатую натуру, «внутреннюю вулканическую работу пылкой головы, гуманного сердца». По уму и развитию Обломов стоит значительно выше своих знакомых. Но положительные качества Обломова оказываются похожими на клад, который, по замечанию Штольца глубоко вален дрянью и всяким наносным сором. Этот культурный, умный человек лежит целыми днями на диване, и мысль его лениво бродит по стенам и потолку. Все мечты и планы его так и остаются неосуществлёнными. Что же послужило причиной этой бездеятельности? Безволие и лень. Эти пагубные свойства характера не позволяют Обломову работать над собой, служить своим идеалам. Зачем эта борьба, если можно беззаботно жить на семь-десять тысяч годового дохода, которые он получает с имения? Нормальным его состоянием сделал лежание. Халат и диван заменяют ему все радости жизни.

Значение сна Обломова. «Сон Обломова» можно назвать ключом к пониманию причин, приведших к гибели личности героя. Объяснение характера и дальнейшего поведения Ильи Ильича заключено в воспитании и дворянско-помещичъих понятиях героя. В детстве Обломов получил первые понятия и впечатления о жизни, которая, «как покойная река», течет мимо. Обломовка – это тихое и захолустное патриархальное поместье, где идеалом является покой и бездействие: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти». Родовое имение Обломовых автор сравнивает со своеобразным заколдованным царством, существующим обособленно, так, что чужаки и приезжие вызывают едва ли не страх. Покинуть этот уединенный мир Обломовки тоже не представляется возможным. Вернее, ее жителям это и не приходит в голову. Зачем куда-то уезжать, если здесь жизнь устоялась и течет по заведенному порядку, вяло и привычно. Умственные интересы в жизни обломовцев отсутствовали. Их главными занятиями были сон и приготовление-поглощение пищи. Этому царству сна и лени ненавистна даже мысль о какой-либо деятельности. Труд для обломовцев неприятная необходимость. Жизнь поглощена сном, тяжелым, как смерть.

Обломовка – это та Россия, которая воспитывает Обломовых – в праздности, в оторванности от настоящей жизни. на Илюшу негативно влияет крепостное право. Мальчик был здоровым, живым, любознательным. Но Обломовка и обломовцы заглушили постепенно в нем лучшие качества. Здоровое желание мальчика что-нибудь сделать самому пресекалось. Гончаров подчеркивает вредность фольклора в воспитании ребенка: в нем богатырь побеждает без труда, волшебным образом.

Причины «обломовщины». Барство, взлелеянное условиями русской поместной жизни, отсутствием необходимости заботиться о хлебе насущном, стало нормой существования Обломова и породило обломовщину, сгубив Илью Ильича.

Тонко чувствующий, сохранивший внутреннее достоинство герой заглушил в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия. Трагическая вина Обломова в том, что он погасил Божью искру, дарованную ему свыше. Обломов не понял себя, не осознал в себе человека, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нем. Герой так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его себе.

Центральной проблемой романа становится выяснение причин, погубивших неплохого от природы человека. Деградации личности Ильи Ильича происходит по двум причинам: издержки дворянского воспитания и несовместимые с ранимой, одухотворенной душой мерзости окружавшей героя действительности. Система патриархального воспитания и образ жизни поколений предков Ильи Ильича стали первопричиной его бездеятельности и жизненной несостоятельности; реалии мира, окружавшие взрослого Обломова, только усилили его стремление спрятаться от жизни за плотно запертыми ставнями.

Цель Гончарова при создании образа Обломова – показать типические черты уходящего патриархального русского дворянства, раскрыть некоторые загадки русского национального характера. Гончаров показал, что патриархальное дворянское воспитание, являясь источником лучших черт национального характера, все же уродует личность человека.

Когда жизнь начинает «обламывать» героя – имение не приносит доходов, служба не состоялась, любовь закончилась разрывом, – он не в состоянии ей противостоять. Сон – мир Обломова. Он несовместим с современностью.

Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине. Авторская позиция по отношению к образу Обломова противоречива. Показывая пустоту и инертность уже изжившей себя патриархальной среды, писатель вместе стем противопоставляет нравственную цельность Обломова и «обломовцев» бездушию дворянско-чиновничьего общества.

Обломов и Штольц. Обломов – бездеятельны, мечтательный, неряшливый, нерешительный, спокойный, одухотворенный, ему свойственны душевные переживания. Штольц – деятельный, резкий, практичный, аккуратный, уравновешенный, целеустремленный, рассудочный, трудолюбивый, разум преобладает над чувствами. Немаловажным для понимания внутреннего противоречия Обломова является образ Штольца. Будучи полной противоположностью своего друга, обладая, казалось бы, только положительными качествами, этот герой все же не столь привлекателен, как Илья Ильич. В Штольце как будто чего-то недостает. Он чувствует это сам (к примеру, он безошибочно осознает, что Ольга, став его женой, духовно переросла его). Поэтому Штольц так тянется к Обломову, пытаясь восполнить свой рассудочный, упорядоченный, деятельный характер мечтательностью и одухотворенностью Обломова. При всей своей прогрессивности Штольц лишен воображения. Эта душевная холодность делает характер Штольца нерусским.

Обломов и Ольга Ильинская. Традиционное для русской литературы испытание любовью Обломов не выдерживает. Никаких внешних препятствий к счастью у героев нет. Они искренне любят друг друга, они равны социально. Но осветившее на время жизнь Обломова чувство не смогло преодолеть жизненную апатию Ильи Ильича. И сам он, и Ольга осознают непреодолимую разницу их характеров. В любви Обломов продемонстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга активнее, практичнее. Любовь Обломова возвышенна, но отвлеченна, здесь он похож на Чацкого и Онегина. Всепоглощающая преданность, безотчетная нежность, воплощенные в бескорыстной материнской любви, - вот идеал Обломова. Интуитивно Илья понимает, что в чувствах Ольги он этого не найдет. Но любовь – это всегда жертва, а на самопожертвование герой Гончарова не способен. Обломов отказывается от Ольги. В этом поступке окончательное падение героя, а с другой стороны – решительное самопожертвование, так как Обломов осознает, что он не способен сделать любимую счастливой.

Агафья Пшеницына словно пришла из сказок, рассказанных Илюше в детстве. Ее образ родился из фольклорных традиций, и, возможно, поэтому от него веет теплотой и нежностью. Обломова любили две прекрасные женщины: деятельная, обаятельная Ольга Ильинская и мягкая, трогательная в своей любви Агафья Матвеевна. Не было бы их, и мы не узнали бы, что апатичный Обломов способен искренне любить – любовь действительно преображает его, заставляет жить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.009 с.)