Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Страх Божий — страх опечалить отцаСодержание книги
Поиск на нашем сайте Приходит однажды к отцу Макарию бывший военный человек и говорит: — Отче, мне очень неприятно иметь какой-либо страх. Долгое время был я на службе государевой, не боялся ни врагов, ни смерти. И Бога бояться зачем я буду? Что есть страх Божий? В ответ на это батюшка спросил: — Скажи, у тебя есть отец? — Да, есть. — Ты его любишь? — Конечно, люблю. — Тогда скажи мне, смог бы ты после долгой разлуки со своим отцом прийти к нему пьяный, грязный, громко сквернословя? — Нет, я бы постарался не допустить такого, я бы не хотел опечалить своего отца. Я очень люблю его. — Значит, ты боишься его опечалить? — Конечно, боюсь. — Так это вот оно и есть — страх опечалить Бога, то есть страх опечалить своего Отца. Страх Божий в том, чтобы всем сердцем любя Бога, бояться оскорбить или опечалить Его своими делами, словами и мыслями. Зачем религия? Один человек спросил у старца: — Зачем мне нужна Ваша религия. Религия — участь слабаков, закомплексованных людей. Они не хозяева своей жизни. — Так ты называешь слабаками святых людей, которые могли годами жить в одиночку среди зверей, не иметь никаких благ цивилизации. Да и жили такие слабаки долго. К ним шли толпы людей за советом, за окормлением. Видимо, не иначе как такие же слабаки. Ты вот такой сильный и крепкий, а ты уверен, что доживешь до сегодняшнего вечера? Почему ты в этом уверен? — А может, они просто темные, неразвитые, неученые были, верили во что-то. Мы люди современные, начитанные, не верим в это. — А откуда ты такой развитый, если предки твои были темные и глупые? Ведь те, которые были неразвитые, жили в полной гаромонии с собой: растили детей, знали массу необходимых вещей, а главное, жили с собой в полном ладу. А ты живешь сейчас с такими страстями, переживаниями, мучениями. — Религия — это просто рабство. Она лишает свободы. — Как раз Православие рабством никогда не являлось. Ты когда-нибудь видел, чтобы Бог кого-нибудь насильно толкал на исповедь? Или пинками гнал на причастие? Бог даже тебе дает возможность совершить зло или добро прямо сейчас: ты можешь пойти убить кого-нибудь или подать нищему, ты свободен. Любой верующий человек волен совершить грех или правильный поступок. Но раб —я тебе покажу раба. Раб как раз ты. — Да как же так, отче? Я как раз свободный человек. Что хочу, то и делаю. Все у меня есть. — Так ты раб еды, ты не можешь даже поститься по доброй воле. Ты раб женщин. Страсть твоя управляет тобой. Ты же еще и раб любого начальника, а раб начальника потому, что раб денег. Потому что если ты не будешь в подчинении у начальника, то не получишь денег. А если не получишь денег, то не будет у тебя тех благ, рабом которых ты опять-таки являешься. Не слишком ли много рабства для тебя? Кто не выполняет закон, тот становится преступником и рабом. Разговор об исповеди Пришел в келью к старцу Кириллу один человек. И сказал он: — Отче Кирилле, уже год как я не исповедовался. И не хочу этого делать. Ибо сто раз я исповедовал одни и те же грехи, и тут же совершал их опять. Потом снова исповедовал и опять совершал. Какой смысл ходить на исповедь, если я не могу свои грехи исправить? Вот другое дело, если бы я их потом не совершал. Тогда бы исповедь имела смысл. Старец погладил задумчиво свою бороду, перекрестился и молвил: — Ну, раз так, то твое дело. Раз не можешь после исповеди остаться чистым, то и не ходи. Только, пожалуйста, сам не мойся и не стирай свою одежду в течение года. — Да как же это возможно, отче?! Я не смогу. Ибо тело мое покроется струпьями, я заболею, буду смердеть и наводить ужас на людей. Это невозможно, отче! — Да почему же невозможно, чадо? Зачем тебе мыть тело, если ты его скоро загрязнишь опять? Зачем тебе стирать одежды, если они будут в пыли в тот же день? Так же и с исповедью — надо очищать свою душу от налипшей грязи. Ибо не в том дело, что опять испачкаешься, а в том, что по нерадению можешь, не соблюдая гигиену, болезнь свою запустить. Вопросы к старцу — Каков признак добрых поступков? — Мир души. — Какой победитель лучший? — Победивший правдой. — Какой победитель наихудший? — Победивший силой. — Какой человек самый слабый? — Победивший других. — Какой человек самый сильный? — Победивший самого себя. — Какой человек никогда не умрет? — Любящий Бога и ближних. — Какой человек заживо уже умер? — Равнодушный. — Что портит отношения людей? — Зависть. — Что сближает людей? — Сострадание. — Что такое злорадство? — Скрытая месть. — Как избавиться от злорадства? — Состраданием к ближнему. — Что такое сострадание? — Память о своих грехах. — Что дает душе память о своих грехах? — Прощение и терпение. — Что дает душе прощение и терпение? — Милосердие и любовь к ближним. — Какой учитель самый лучший? — Страдание. — Какой учитель самый плохой? — Наслаждение. — Что нужно уничтожить? — Дурные страсти и помыслы. — Какая болезнь самая опасная? — Отчаяние. — Каков признак здоровой души? — Вера. — Каков признак больной души? — Безнадежность Зачем ходить в церковь Однажды некий молодой человек спросил у старца: — Зачем мне ходить в церковь, если Бог у меня в душе? На это старец ответил ему: — Знаешь что, в душе у тебя мрак, тление, грязь, но только не Бог. А не идешь ты в храм из-за духовной лени и бездействия, из-за нежелания избавиться от этих и других своих душевных недугов. Ведь мы ходим в церковь, как в лечебницу. Попробуй сказать себе, что у тебя врач в душе. Вот схватишь простуду — и постарайся в душе вылечиться, а потом, когда выздоровеешь, попробуй в душе сходить на работу, получить в душе оплату за свой труд, в душе же сходи и купи продуктов, поужинай в душе, потом ложись в душе спать, а потом, с утра, вставай и снова иди на работу в душе. Вот и посмотришь, как это все будет выглядеть у тебя в душе. Бог у тебя в душе тогда, когда ты готов его принять. Ведь такое состояние — когда Бог у человека в душе — это наивысший идеал духовной жизни христианина, достигнутый в результате многих духовных подвигов. Город кандалов Некогда купец отправился в другую страну и пришел в странный город, в котором все жители были в кандалах. Купец подумал: «А если и мне наденут кандалы, что тогда делать?» Неожиданно в ту же минуту появилась стража и, увидев нового свободного человека, сразу же заковала его в кандалы. Потеряв возможность вернуться домой, купец приуныл. Он обратился с расспросами к несчастным горожанам, почему они все в кандалах. И те отвечали, что в их городе издавна такие порядки. Купец спросил: «Неужели все жители города обречены всю свою жизнь носить кандалы?» Люди ответили ему: «По слухам, иногда в город приходит некий старик, который свободен и не носит кандалов. Только он знает, как от них освободиться. Он так редко появляется, что многие сомневаются, правда ли это?» «Делать нечего, — подумал купец, — может быть, еще увижу этого старика и узнаю, как мне освободиться?» С тех пор прошло немало лет, купец уже состарился и поседел. И вот однажды он неожиданно увидел старика, свободно идущего по улице и не закованного в кандалы. «Дедушка, — воскликнул узник, — помоги мне освободиться от уз». — «Сынок, — ответил старик, — мысленно скажи про себя: “Пусть стража немедленно освободит меня от кандалов”, — и ты будешь свободен». Узник подумал, что это неудачная, горькая шутка, но решил попробовать и произнес про себя эти заветные слова. Тут же появилась стража и освободила его от кандалов. Купец поспешил уйти из этого странного города, удивляясь происшедшему. Выбежав за ворота, он снова увидел того самого старика, который помог ему освободиться. «Дедушка, скажи мне, — обратился к нему купец, — в чем секрет этого странного города?» — «Этот город не простой, — ответил старик, — потому что в нем становятся узниками и освобождаются от уз, только лишь подумав об этом. Ты потому и спасся, что поверил моим словам. А те, кто не верит мне, остаются узниками этого города, и я уже ничем не могу им помочь». «...Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 31—32). Разговор с Богом Я просил у Бога забрать мою гордыню, и Бог ответил мне: — Нет! Гордыню не забирают, от нее отказываются. Я просил у Бога даровать мне терпение, и Бог ответил: — Нет! Терпение не дают, а приобретают в испытаниях. Я просил у Бога даровать мне счастье, и Бог сказал: — Нет! Дается благословение, и только от тебя зависит, будешь ты счастлив или нет. Я просил Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал: — Нет! Страдания помогают вспомнить Бога и приблизиться к Нему. Я просил сил, и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня. Я просил мудрости, и Бог послал мне проблемы, чтобы я научился решать их. Я попросил у Бога, чтобы научил меня любить людей так же, как Он Сам любит меня. — Теперь ты понял, о чем надо просить, — ответил Бог и послал ко мне людей, нуждающихся в моей помощи. Я не получил ничего из того, что хотел, но получил все, что мне было нужно. Кто виноват? Некий брат был в обиде на другого брата, который, узнав об этом, пришел для примирения к нему. Первый не отворил ему дверей. Второй пошел к некому старцу и рассказал ему о случившемся. Старец отвечал: «Посмотри, нет ли тому причины в твоем сердце? Не признаешь ли себя правым в своем сердце? Не имеешь ли намерения обвинить брата, а себя оправдать? По этой причине Бог не коснулся его сердца, и он не отворил тебе дверей. Но то, что скажу тебе, верно: хотя бы он был виноват перед тобой, положи в своем сердце, что ты виноват перед ним, и оправдай брата. Тогда Бог вложит в его сердце желание примириться с тобой». Брат, услышав это, поступил по слову старца, пошел к брату, постучался в дверь. Тот сразу же отворил дверь и, прежде чем пришедший попросил прощения, обнял его от души, и водворился между ними мир. Для памяти Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака: — Быстрее, опаздываю на работу! И тут увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом «трудись». — Зачем это? — спросил он. — Для памяти, — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться. — Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, — человек махнул рукой, — это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву? — Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. — Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся, и никакого движения вперед. Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: «молиться» и «трудиться» Покаяние Некий человек спросил у старца: — Как же это у вас, у православных, так: можно грешить, делать всякие мерзости, а потом покаяться — и все тебе простят? — А что же ты сам не попробуешь пойти и покаяться? Знаешь ли ты, что покаяние — тяжелый и кропотливый внутренний труд. Ведь придется как следует потрудиться, чтобы увидеть в своей душе грязь, скопившуюся там за время нерадивой жизни. Вот ты искренне покаешься и да, действительно, получишь прощение. Но видел ли ты когда-нибудь родителей, которые не простят своему ребенку любое прегрешение? Так же и Бог простит любого человека, который пришел и сам по своей воле принес искреннее покаяние, даже того, который тяжко согрешил, но не того, который рассуждает о несправедливости. Притча о соляной кукле Соляная кукла после долгого путешествия по суше пришла к морю и обнаружила нечто такое, чего никогда прежде не видела, и не могла понять, что это. Она стояла на твердой почве, плотная маленькая кукла из соли, и видела, что есть другая почва, подвижная, неверная, шумная, странная и неведомая. Она спросила море: «Кто ты?» И оно сказало: «Я — море». Кукла спросила: «Что такое море?» И ответ был: «Это я». Тогда кукла сказала: «Я не могу понять, а хотела бы; но как?» Море ответило: «Коснись меня». Кукла робко выставила вперед ногу, прикоснулась к воде и испытала странное впечатление, будто что-то начало становиться познаваемым. Она вынула ногу из воды и увидела, что у нее нет пальцев; испугавшись, она сказала: «Где же мои пальцы, что ты со мной сделало?» И море сказало: «Ты отдала нечто для того, чтобы понять». Постепенно вода смывала у куклы частицы ее соли, а кукла заходила все дальше и дальше в море, и в каждое мгновение у нее было чувство, что она узнает все больше, но все-таки не может сказать, что такое море. Она заходила все глубже и растворялась все больше, повторяя: «Но что же такое море?» Наконец, последняя волна растворила остатки ее, и кукла сказала: «Это я!» Она познала море, но не воду. Митрополит Антоний Сурожский так прокомментировал эту притчу: …Мы можем найти в этом маленьком рассказе много правды. Святой Максим приводит пример раскаленного Сказки, легенды, притчи докрасна меча: меч не знает, где кончается огонь, и огонь не знает, где начинается меч, так что можно, говорит Максим, резать огнем и жечь железом. Кукла познала, что такое море, когда при всей своей малости она стала простором моря. Так бывает и с нами, когда мы входим в познание Бога: не мы вмещаем в себе Бога, но сами содержимся в Нем, и в этой встрече с Богом становимся самими собой, обретая покой в Его беспредельности. СОДЕРЖАНИЕ — Вступительное слово — ЕПИСКОП ГЕРМОГЕН (ДОБРОНРАВИН). Биография — ТРУДЫ ЕПИСКОПА ГЕРМОГЕНА — Епископ Гермоген (Добронравин) — УТЕШЕНИЕ В СМЕРТИ БЛИЗКИХ СЕРДЦУ — СОКРОВИЩНИЦА ДРАГОЦЕННОГО ОПЫТА — СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ, ПРИТЧИ
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.007 с.) |