Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Страх Божий — страх опечалить отца↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Приходит однажды к отцу Макарию бывший военный человек и говорит: — Отче, мне очень неприятно иметь какой-либо страх. Долгое время был я на службе государевой, не боялся ни врагов, ни смерти. И Бога бояться зачем я буду? Что есть страх Божий? В ответ на это батюшка спросил: — Скажи, у тебя есть отец? — Да, есть. — Ты его любишь? — Конечно, люблю. — Тогда скажи мне, смог бы ты после долгой разлуки со своим отцом прийти к нему пьяный, грязный, громко сквернословя? — Нет, я бы постарался не допустить такого, я бы не хотел опечалить своего отца. Я очень люблю его. — Значит, ты боишься его опечалить? — Конечно, боюсь. — Так это вот оно и есть — страх опечалить Бога, то есть страх опечалить своего Отца. Страх Божий в том, чтобы всем сердцем любя Бога, бояться оскорбить или опечалить Его своими делами, словами и мыслями. Зачем религия? Один человек спросил у старца: — Зачем мне нужна Ваша религия. Религия — участь слабаков, закомплексованных людей. Они не хозяева своей жизни. — Так ты называешь слабаками святых людей, которые могли годами жить в одиночку среди зверей, не иметь никаких благ цивилизации. Да и жили такие слабаки долго. К ним шли толпы людей за советом, за окормлением. Видимо, не иначе как такие же слабаки. Ты вот такой сильный и крепкий, а ты уверен, что доживешь до сегодняшнего вечера? Почему ты в этом уверен? — А может, они просто темные, неразвитые, неученые были, верили во что-то. Мы люди современные, начитанные, не верим в это. — А откуда ты такой развитый, если предки твои были темные и глупые? Ведь те, которые были неразвитые, жили в полной гаромонии с собой: растили детей, знали массу необходимых вещей, а главное, жили с собой в полном ладу. А ты живешь сейчас с такими страстями, переживаниями, мучениями. — Религия — это просто рабство. Она лишает свободы. — Как раз Православие рабством никогда не являлось. Ты когда-нибудь видел, чтобы Бог кого-нибудь насильно толкал на исповедь? Или пинками гнал на причастие? Бог даже тебе дает возможность совершить зло или добро прямо сейчас: ты можешь пойти убить кого-нибудь или подать нищему, ты свободен. Любой верующий человек волен совершить грех или правильный поступок. Но раб —я тебе покажу раба. Раб как раз ты. — Да как же так, отче? Я как раз свободный человек. Что хочу, то и делаю. Все у меня есть. — Так ты раб еды, ты не можешь даже поститься по доброй воле. Ты раб женщин. Страсть твоя управляет тобой. Ты же еще и раб любого начальника, а раб начальника потому, что раб денег. Потому что если ты не будешь в подчинении у начальника, то не получишь денег. А если не получишь денег, то не будет у тебя тех благ, рабом которых ты опять-таки являешься. Не слишком ли много рабства для тебя? Кто не выполняет закон, тот становится преступником и рабом. Разговор об исповеди Пришел в келью к старцу Кириллу один человек. И сказал он: — Отче Кирилле, уже год как я не исповедовался. И не хочу этого делать. Ибо сто раз я исповедовал одни и те же грехи, и тут же совершал их опять. Потом снова исповедовал и опять совершал. Какой смысл ходить на исповедь, если я не могу свои грехи исправить? Вот другое дело, если бы я их потом не совершал. Тогда бы исповедь имела смысл. Старец погладил задумчиво свою бороду, перекрестился и молвил: — Ну, раз так, то твое дело. Раз не можешь после исповеди остаться чистым, то и не ходи. Только, пожалуйста, сам не мойся и не стирай свою одежду в течение года. — Да как же это возможно, отче?! Я не смогу. Ибо тело мое покроется струпьями, я заболею, буду смердеть и наводить ужас на людей. Это невозможно, отче! — Да почему же невозможно, чадо? Зачем тебе мыть тело, если ты его скоро загрязнишь опять? Зачем тебе стирать одежды, если они будут в пыли в тот же день? Так же и с исповедью — надо очищать свою душу от налипшей грязи. Ибо не в том дело, что опять испачкаешься, а в том, что по нерадению можешь, не соблюдая гигиену, болезнь свою запустить. Вопросы к старцу — Каков признак добрых поступков? — Мир души. — Какой победитель лучший? — Победивший правдой. — Какой победитель наихудший? — Победивший силой. — Какой человек самый слабый? — Победивший других. — Какой человек самый сильный? — Победивший самого себя. — Какой человек никогда не умрет? — Любящий Бога и ближних. — Какой человек заживо уже умер? — Равнодушный. — Что портит отношения людей? — Зависть. — Что сближает людей? — Сострадание. — Что такое злорадство? — Скрытая месть. — Как избавиться от злорадства? — Состраданием к ближнему. — Что такое сострадание? — Память о своих грехах. — Что дает душе память о своих грехах? — Прощение и терпение. — Что дает душе прощение и терпение? — Милосердие и любовь к ближним. — Какой учитель самый лучший? — Страдание. — Какой учитель самый плохой? — Наслаждение. — Что нужно уничтожить? — Дурные страсти и помыслы. — Какая болезнь самая опасная? — Отчаяние. — Каков признак здоровой души? — Вера. — Каков признак больной души? — Безнадежность Зачем ходить в церковь Однажды некий молодой человек спросил у старца: — Зачем мне ходить в церковь, если Бог у меня в душе? На это старец ответил ему: — Знаешь что, в душе у тебя мрак, тление, грязь, но только не Бог. А не идешь ты в храм из-за духовной лени и бездействия, из-за нежелания избавиться от этих и других своих душевных недугов. Ведь мы ходим в церковь, как в лечебницу. Попробуй сказать себе, что у тебя врач в душе. Вот схватишь простуду — и постарайся в душе вылечиться, а потом, когда выздоровеешь, попробуй в душе сходить на работу, получить в душе оплату за свой труд, в душе же сходи и купи продуктов, поужинай в душе, потом ложись в душе спать, а потом, с утра, вставай и снова иди на работу в душе. Вот и посмотришь, как это все будет выглядеть у тебя в душе. Бог у тебя в душе тогда, когда ты готов его принять. Ведь такое состояние — когда Бог у человека в душе — это наивысший идеал духовной жизни христианина, достигнутый в результате многих духовных подвигов. Город кандалов Некогда купец отправился в другую страну и пришел в странный город, в котором все жители были в кандалах. Купец подумал: «А если и мне наденут кандалы, что тогда делать?» Неожиданно в ту же минуту появилась стража и, увидев нового свободного человека, сразу же заковала его в кандалы. Потеряв возможность вернуться домой, купец приуныл. Он обратился с расспросами к несчастным горожанам, почему они все в кандалах. И те отвечали, что в их городе издавна такие порядки. Купец спросил: «Неужели все жители города обречены всю свою жизнь носить кандалы?» Люди ответили ему: «По слухам, иногда в город приходит некий старик, который свободен и не носит кандалов. Только он знает, как от них освободиться. Он так редко появляется, что многие сомневаются, правда ли это?» «Делать нечего, — подумал купец, — может быть, еще увижу этого старика и узнаю, как мне освободиться?» С тех пор прошло немало лет, купец уже состарился и поседел. И вот однажды он неожиданно увидел старика, свободно идущего по улице и не закованного в кандалы. «Дедушка, — воскликнул узник, — помоги мне освободиться от уз». — «Сынок, — ответил старик, — мысленно скажи про себя: “Пусть стража немедленно освободит меня от кандалов”, — и ты будешь свободен». Узник подумал, что это неудачная, горькая шутка, но решил попробовать и произнес про себя эти заветные слова. Тут же появилась стража и освободила его от кандалов. Купец поспешил уйти из этого странного города, удивляясь происшедшему. Выбежав за ворота, он снова увидел того самого старика, который помог ему освободиться. «Дедушка, скажи мне, — обратился к нему купец, — в чем секрет этого странного города?» — «Этот город не простой, — ответил старик, — потому что в нем становятся узниками и освобождаются от уз, только лишь подумав об этом. Ты потому и спасся, что поверил моим словам. А те, кто не верит мне, остаются узниками этого города, и я уже ничем не могу им помочь». «...Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 31—32). Разговор с Богом Я просил у Бога забрать мою гордыню, и Бог ответил мне: — Нет! Гордыню не забирают, от нее отказываются. Я просил у Бога даровать мне терпение, и Бог ответил: — Нет! Терпение не дают, а приобретают в испытаниях. Я просил у Бога даровать мне счастье, и Бог сказал: — Нет! Дается благословение, и только от тебя зависит, будешь ты счастлив или нет. Я просил Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал: — Нет! Страдания помогают вспомнить Бога и приблизиться к Нему. Я просил сил, и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня. Я просил мудрости, и Бог послал мне проблемы, чтобы я научился решать их. Я попросил у Бога, чтобы научил меня любить людей так же, как Он Сам любит меня. — Теперь ты понял, о чем надо просить, — ответил Бог и послал ко мне людей, нуждающихся в моей помощи. Я не получил ничего из того, что хотел, но получил все, что мне было нужно. Кто виноват? Некий брат был в обиде на другого брата, который, узнав об этом, пришел для примирения к нему. Первый не отворил ему дверей. Второй пошел к некому старцу и рассказал ему о случившемся. Старец отвечал: «Посмотри, нет ли тому причины в твоем сердце? Не признаешь ли себя правым в своем сердце? Не имеешь ли намерения обвинить брата, а себя оправдать? По этой причине Бог не коснулся его сердца, и он не отворил тебе дверей. Но то, что скажу тебе, верно: хотя бы он был виноват перед тобой, положи в своем сердце, что ты виноват перед ним, и оправдай брата. Тогда Бог вложит в его сердце желание примириться с тобой». Брат, услышав это, поступил по слову старца, пошел к брату, постучался в дверь. Тот сразу же отворил дверь и, прежде чем пришедший попросил прощения, обнял его от души, и водворился между ними мир. Для памяти Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака: — Быстрее, опаздываю на работу! И тут увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом «трудись». — Зачем это? — спросил он. — Для памяти, — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться. — Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, — человек махнул рукой, — это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву? — Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. — Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся, и никакого движения вперед. Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: «молиться» и «трудиться» Покаяние Некий человек спросил у старца: — Как же это у вас, у православных, так: можно грешить, делать всякие мерзости, а потом покаяться — и все тебе простят? — А что же ты сам не попробуешь пойти и покаяться? Знаешь ли ты, что покаяние — тяжелый и кропотливый внутренний труд. Ведь придется как следует потрудиться, чтобы увидеть в своей душе грязь, скопившуюся там за время нерадивой жизни. Вот ты искренне покаешься и да, действительно, получишь прощение. Но видел ли ты когда-нибудь родителей, которые не простят своему ребенку любое прегрешение? Так же и Бог простит любого человека, который пришел и сам по своей воле принес искреннее покаяние, даже того, который тяжко согрешил, но не того, который рассуждает о несправедливости. Притча о соляной кукле Соляная кукла после долгого путешествия по суше пришла к морю и обнаружила нечто такое, чего никогда прежде не видела, и не могла понять, что это. Она стояла на твердой почве, плотная маленькая кукла из соли, и видела, что есть другая почва, подвижная, неверная, шумная, странная и неведомая. Она спросила море: «Кто ты?» И оно сказало: «Я — море». Кукла спросила: «Что такое море?» И ответ был: «Это я». Тогда кукла сказала: «Я не могу понять, а хотела бы; но как?» Море ответило: «Коснись меня». Кукла робко выставила вперед ногу, прикоснулась к воде и испытала странное впечатление, будто что-то начало становиться познаваемым. Она вынула ногу из воды и увидела, что у нее нет пальцев; испугавшись, она сказала: «Где же мои пальцы, что ты со мной сделало?» И море сказало: «Ты отдала нечто для того, чтобы понять». Постепенно вода смывала у куклы частицы ее соли, а кукла заходила все дальше и дальше в море, и в каждое мгновение у нее было чувство, что она узнает все больше, но все-таки не может сказать, что такое море. Она заходила все глубже и растворялась все больше, повторяя: «Но что же такое море?» Наконец, последняя волна растворила остатки ее, и кукла сказала: «Это я!» Она познала море, но не воду. Митрополит Антоний Сурожский так прокомментировал эту притчу: …Мы можем найти в этом маленьком рассказе много правды. Святой Максим приводит пример раскаленного Сказки, легенды, притчи докрасна меча: меч не знает, где кончается огонь, и огонь не знает, где начинается меч, так что можно, говорит Максим, резать огнем и жечь железом. Кукла познала, что такое море, когда при всей своей малости она стала простором моря. Так бывает и с нами, когда мы входим в познание Бога: не мы вмещаем в себе Бога, но сами содержимся в Нем, и в этой встрече с Богом становимся самими собой, обретая покой в Его беспредельности. СОДЕРЖАНИЕ — Вступительное слово — ЕПИСКОП ГЕРМОГЕН (ДОБРОНРАВИН). Биография — ТРУДЫ ЕПИСКОПА ГЕРМОГЕНА — Епископ Гермоген (Добронравин) — УТЕШЕНИЕ В СМЕРТИ БЛИЗКИХ СЕРДЦУ — СОКРОВИЩНИЦА ДРАГОЦЕННОГО ОПЫТА — СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ, ПРИТЧИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.57 (0.009 с.) |