Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О том, когда Печаль о смерти ближнего является греховной и о других греховных чувствахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Печаль становится греховной, когда превысит меру 80 естественной печали, то есть будет сильной и долгой или неблагопристойной, сопровождается гневом и ропотом на Бога, на людей и на себя, а также и при других случаях, если, например, наносит вред здоровью скорбящего. Грехом также в некоторых случаях является холодность чувств при смерти ближнего. Далее кратко рассмотрим все эти случаи. Преподобный Макарий Оптинский: «Данное же нам время здешнего пребывания постараемся употребить для пользы душ наших и для ближних наших; а когда будешь предаваться безгодной печали, то совсем себя расстроишь и здоровье потеряешь; чем немало погрешишь пред Богом». (Письма, 5, 81) Протоиерей Евгений Попов: «Она (чрезмерная печаль) только ослабит телесные силы, отвлечет от должностных или хозяйственных занятий, хотя в меру всегда уместна». (Чрезмерная печаль о чете или, напротив, забвение // Заповедь 7: «Не прелюбодействуй»… // Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих) Сильная печаль не приятна ни Богу, ни усопшим. Кроме того, чрезмерная скорбь усугубляет состояние твоих ближних, также переживающих смерть дорогого человека. Святитель Василий Великий: «Пощади престарелую матерь, пощади юную дочь, для которых одна ты осталась утешением. Будь примером мужества для прочих жен». (Письмо 261 (269) // Письма) «А сверх всего этого скажу сильное убеждение. Пощади супруга: будьте утешением друг другу; сокрушая себя горем, не делай для него несчастия еще более тяжким». (Письмо 6 // Письма) Чрезмерная печаль — бесполезная печаль, так как она ничего не может изменить. Святитель Тихон Задонский: «Хотя как ни будешь скорбеть, сетовать, плакать, рыдать и рваться, уже не можешь возвратить умершего. В твоей воле — плакать или не плакать, но возвратить не в твоей воле и власти. Ты за умершим будешь следовать непременно, а он к тебе не возвратится, и потому тщетны слезы и плач». (Об истинном христианстве. Кн. 1, § 164) Наравне с сильной печалью есть другая крайность — совсем не печалиться о смерти умершего из-за особых нелюбви, обиды и злопамятства к нему. Протоиерей Евгений Попов: «Но с другой стороны, как постыдно не трогаться смертью своей жены или мужа, злопамятствовать на них или поминать их злом…» (Чрезмерная печаль о чете или, напротив, забвение // Заповедь 7: «Не прелюбодействуй»… // Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих) Тем более является грехом, если кто-то радуется смерти другого человека, но не по-христиански (о чем мы скажем позже), а по злорадству. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «…а может, кто в душе даже и смерти желал своим недругам или, что уж совсем страшно, радовался смерти своих недругов и горю их родных». (Опыт построения исповеди, 3-я заповедь блаженства) Печаль о смерти ближнего греховна, если сопровождается ропотом на Бога и на людей. Вот что говорят святые о ропоте на Бога и несогласии с Его волей о смерти ближнего. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Может, кто из вас сам говорил или присоединялся к словам других, или соглашался с ними в душе, что если бы Бог был благ, то не было бы войн, не страдали бы дети, не было бы болезней, не было бы внезапных смертей в расцвете молодости и сил и т. п. Может, кто из вас в этих мыслях доходил до отрицания даже бытия Божия, Промысла Божия?! Кайтесь Господу! Как безрассудно своим ограниченным умом судить о Твоем Домостроительстве и делать безумные выводы из того, что недоступно нашему пониманию!» (Опыт построения исповеди, 3-я заповедь блаженства) Святитель Тихон Задонский: «От скорби излишней многие до того доходят, что говорят: “Обидел-де меня Бог, что того-то любезного от меня 82 взял”, — и так страшно хулят Бога. Бог никого не обижает, а всё делает по премудрому Своему Промыслу о нас. Что Богу угодно, как Верховному Господу и Творцу, то и делает. Итак, когда скорбишь и сетуешь об умершем, который по воле Божией умер, показываешь свое неблаговоление, и тем самым воле Божией противишься, в чем грешишь перед Создателем своим. Господь тебе дал сына, или дочь, или жену, или тебе, жена, мужа. Он у тебя и забирает сына, или дочь, и прочее; и потому Свое берет, что тебе дал, а не твое собственное. Все мы Божии: и отцы, и матери, сыны и дочери, мужья и жены, братья, друзья, господа и рабы. И потому нечего скорбеть и сетовать неутешно, но должен всякий со святым Иовом в таком случае говорить: “Господь дал, Господь и отнял; как Господу изволилось, так и было. Буди имя Господне благословенно вовеки” (Иов. 1: 21)». (Об истинном христианстве. Кн. 1, § 164) Святитель Иоанн Златоуст: «Если мы будем думать, что умерший мертв и что Бог оставил его, мы не получим достаточного утешения. Негодовать на это есть свойство тех, кто ищет от природы того, что выше ее. Человек рожден и смертен: итак, что же скорбишь о совершившемся сообразно с природой? Ведь ты не скорбишь, что питаешься, принимая пищу? Не стремишься жить без питания? Так и относительно смерти: не ищи бессмертия, родившись смертным. Это однажды определено и узаконено. Но когда Бог призывает и хочет нечто взять от нас, не станем, как неблагодарные рабы, покидать Владычного. Если бы Он взял деньги, честь и славу, тело, самую даже душу, Он взял бы свое; если бы Он взял твоего сына, — не сына твоего, но раба Своего Он взял бы. Если мы сами не принадлежим себе, как может быть нашим то, что есть Его?» (О смерти // Полное собрание сочинений. Т. 12, ч. 2) Георгий, затворник Задонский: «Смертные на то и рождены, чтобы умереть. Что же в том странного или страшного, что не по нашему желанию переселяются в вечность, один прежде, другой после, как кого Господь потребует, — в молодых летах, или в старых? Наше дело повиноваться и не роптать на Его Святой Промысел». (Письмо 3, 58 // Письма) Святитель Феофан Затворник: «Извольте же пресечь свои критические замечания на дела Божии. Все они близки к хуле на Бога... Вот эту речь: “зачем Бог так гадко создал эту смерть?” — как назвать? Это прямая хула. Кайтесь и плачьте! “Нужные люди умирают, а ненужные живут”. Кто вам сказал, что, если б шло дело по-вашему, было бы лучше?! Я же верю, что было бы гораздо хуже... И что в отвращение сего худшего Бог сделал так, как случилось. Начните и вы так веровать, — и будете покойны... а главное, избежите греха хулы на Бога». (Рукописи из келии. Разрешение сомнений…) Схимонах Паисий Святогорец: «Да вот и вчера сюда приходила одна заплаканная мать. “Бог забрал моего единственного сына”, — плакала она и обвиняла в этом Бога. “Если ты как следует подумаешь о том, что с тобой произошло, — сказал ей я, — то придешь к выводу, что Бог оказал тебе честь. Он забрал к Себе маленького Ангела, забрал ребенка крещеным, не попустив ему приобрести грехи и страсти. Бог взял к Себе Ангела, а ты Его за это еще и ругаешь? Очень скоро ты ощутишь, как твой умерший сын молится о тебе Богу”». (Семейная жизнь. Ч. 6) А вот что говорит схимонах Паисий Святогорец в случае, когда люди сомневаются в существовании Бога или говорят о Его несправедливости: «…некоторые, у которых не хватает в голове соображения, говорят: “Если бы существовал Бог, Он не позволил бы совершаться такому множеству преступлений. Он наказывал бы преступников”. Такие люди не понимают, что Бог оставляет преступников жить для того, чтобы в день Суда им было нечем оправдаться в том, что они не покаялись, несмотря на то, что Он дал им для этого годы. А тех, кого преступники убивают, Бог тоже не оставит». (Семейная жизнь. Ч. 6) Все подобные недоумения и, можно сказать, претензии относятся к ропоту на Бога и на Его Промысел, а также к греху пытливости при виде непонятных действий Промысла. И поэтому, если они возникают у нас, то это говорит о нашем маловерии, неуповании на благую волю Божию о всех людях и о нашем духовном неразумии. Схимонах Паисий Святогорец: «Если человек перестает относиться к вещам по-мирски, то его душа находит покой. Ведь как человек может обрести истинное утешение, если он не верит в Бога и в истинную жизнь — в жизнь после смерти, в жизнь вечную? Когда я был в монастыре Стомион, (рядом) в Конине жила вдова, которая постоянно ходила на кладбище и по несколько часов рыдала там навзрыд. Она билась головой о могильную плиту и своими криками будоражила всю округу! Она давала на кладбище выход всей своей боли. Люди приходили туда, забирали ее, а она все равно возвращалась. Это продолжалось годы. Муж этой женщины был убит немцами, а ее дочь через несколько лет после смерти отца, едва только ей исполнилось девятнадцать, умерла от сердечной болезни. Так эта несчастная женщина осталась одна. Если кто-то посмотрит на происшедшее с ней внешне, то скажет: “Почему Бог попустил это?” И сама женщина, относясь к происшедшему с ней именно так — внешне, не могла утешиться. Однажды, когда я тоже пришел на кладбище, чтобы посмотреть, что происходит, она начала мне говорить: “Почему Бог сделал все так? Мой муж убит на войне. У меня была единственная дочь. Бог забрал у меня и ее...” Она всеговорила, и говорила, и обвиняла Бога. Дав ей немного выговориться, я сказал: “Я тебе тоже кое-что скажу. Мужа твоего я знал. Человек он был очень хороший. Он погиб на войне за Отечество, выполняя свой священный долг. Бог не отнесется к нему несправедливо. Потом, после смерти твоего мужа, Бог на несколько лет оставил тебе дочь. Она жила с тобой, и ты имела какое-то утешение. Однако потом Бог, видя, что девушка, может быть, сбилась бы (в скором времени) с правильного пути, забрал ее в том добром устроении, в котором она находилась. Он сделал это, чтобы ее спасти”. Эта вдова, хотя муж ее был очень тихим человеком, сама была немножко мирской. Конечно, я не сказал ей об этом прямо, не сказал ей “ты была мирским человеком”, но спросил ее: “О чем думаешь сейчас ты сама? Ты любишь мир?” — “Я не хочу никого и ничего видеть”, — ответила она. “Вот видишь, — сказал я ей, — мир умер и для тебя тоже. Боль помогает тебе, и ничто мирское тебя не интересует. Таким образом, очень скоро все вы вместе будете в раю. Кому еще Бог оказал такую честь, как тебе? Ты это понимаешь?” После этой беседы несчастная перестала ходить на кладбище. Как только — с чужой помощью — она смогла уловить глубочайший смысл жизни, так сразу же успокоилась». (Семейная жизнь. Ч. 6) Далее подробнее рассмотрим вопрос о ропоте по поводу смерти родных разной степени родства, и что об этом говорят святые отцы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.204 (0.009 с.) |