О ТОМ, КОГДА ПЕЧАЛЬ О СМЕРТИ БЛИЖНЕГО ЯВЛЯЕТСЯ ГРЕХОВНОЙ И О ДРУГИХ ГРЕХОВНЫХ ЧУВСТВАХ 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О ТОМ, КОГДА ПЕЧАЛЬ О СМЕРТИ БЛИЖНЕГО ЯВЛЯЕТСЯ ГРЕХОВНОЙ И О ДРУГИХ ГРЕХОВНЫХ ЧУВСТВАХ



Печаль становится греховной, когда превысит меру 80 естественной печали, то есть будет сильной и долгой или неблагопристойной, сопровождается гневом и ропотом на Бога, на людей и на себя, а также и при других случаях, если, например, наносит вред здоровью скорбящего. Грехом также в некоторых случаях является холодность чувств при смерти ближнего. Далее кратко рассмотрим все эти случаи.

Преподобный Макарий Оптинский:

«Данное же нам время здешнего пребывания постараемся употребить для пользы душ наших и для ближних наших; а когда будешь предаваться безгодной печали, то совсем себя расстроишь и здоровье потеряешь; чем немало погрешишь пред Богом». (Письма, 5, 81)

Протоиерей Евгений Попов:

«Она (чрезмерная печаль) только ослабит телесные силы, отвлечет от должностных или хозяйственных занятий, хотя в меру всегда уместна». ( Чрезмерная печаль о чете или, напротив, забвение // Заповедь 7: «Не прелюбодействуй»… // Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих)

Сильная печаль не приятна ни Богу, ни усопшим. Кроме того, чрезмерная скорбь усугубляет состояние твоих ближних, также переживающих смерть дорогого человека.

Святитель Василий Великий:

«Пощади престарелую матерь, пощади юную дочь, для которых одна ты осталась утешением. Будь примером мужества для прочих жен». (Письмо 261 (269) // Письма)

«А сверх всего этого скажу сильное убеждение. Пощади супруга: будьте утешением друг другу; сокрушая себя горем, не делай для него несчастия еще более тяжким». (Письмо 6 // Письма)

Чрезмерная печаль — бесполезная печаль, так как она ничего не может изменить.

Святитель Тихон Задонский:

«Хотя как ни будешь скорбеть, сетовать, плакать, рыдать и рваться, уже не можешь возвратить умершего. В твоей воле — плакать или не плакать, но возвратить не в твоей воле и власти. Ты за умершим будешь следовать непременно, а он к тебе не возвратится, и потому тщетны слезы и плач». (Об истинном христианстве. Кн. 1, § 164)

Наравне с сильной печалью есть другая крайность — совсем не печалиться о смерти умершего из-за особых нелюбви, обиды и злопамятства к нему.

Протоиерей Евгений Попов:

«Но с другой стороны, как постыдно не трогаться смертью своей жены или мужа, злопамятствовать на них или поминать их злом…» (Чрезмерная печаль о чете или, напротив, забвение // Заповедь 7: «Не прелюбодействуй»… // Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих)

Тем более является грехом, если кто-то радуется смерти другого человека, но не по-христиански (о чем мы скажем позже), а по злорадству.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«…а может, кто в душе даже и смерти желал своим недругам или, что уж совсем страшно, радовался смерти своих недругов и горю их родных». (Опыт построения исповеди, 3-я заповедь блаженства)

Печаль о смерти ближнего греховна, если сопровождается ропотом на Бога и на людей.

Вот что говорят святые о ропоте на Бога и несогласии с Его волей о смерти ближнего.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«Может, кто из вас сам говорил или присоединялся к словам других, или соглашался с ними в душе, что если бы Бог был благ, то не было бы войн, не страдали бы дети, не было бы болезней, не было бы внезапных смертей в расцвете молодости и сил и т. п. Может, кто из вас в этих мыслях доходил до отрицания даже бытия Божия, Промысла Божия?! Кайтесь Господу! Как безрассудно своим ограниченным умом судить о Твоем Домостроительстве и делать безумные выводы из того, что недоступно нашему пониманию!» (Опыт построения исповеди, 3-я заповедь блаженства)

Святитель Тихон Задонский:

«От скорби излишней многие до того доходят, что говорят: “Обидел-де меня Бог, что того-то любезного от меня 82 взял”, — и так страшно хулят Бога. Бог никого не обижает, а всё делает по премудрому Своему Промыслу о нас. Что Богу угодно, как Верховному Господу и Творцу, то и делает. Итак, когда скорбишь и сетуешь об умершем, который по воле Божией умер, показываешь свое неблаговоление, и тем самым воле Божией противишься, в чем грешишь перед Создателем своим. Господь тебе дал сына, или дочь, или жену, или тебе, жена, мужа. Он у тебя и забирает сына, или дочь, и прочее; и потому Свое берет, что тебе дал, а не твое собственное. Все мы Божии: и отцы, и матери, сыны и дочери, мужья и жены, братья, друзья, господа и рабы. И потому нечего скорбеть и сетовать неутешно, но должен всякий со святым Иовом в таком случае говорить: “Господь дал, Господь и отнял; как Господу изволилось, так и было. Буди имя Господне благословенно вовеки” (Иов. 1: 21)». (Об истинном христианстве. Кн. 1, § 164)

Святитель Иоанн Златоуст:

«Если мы будем думать, что умерший мертв и что Бог оставил его, мы не получим достаточного утешения. Негодовать на это есть свойство тех, кто ищет от природы того, что выше ее. Человек рожден и смертен: итак, что же скорбишь о совершившемся сообразно с природой? Ведь ты не скорбишь, что питаешься, принимая пищу? Не стремишься жить без питания? Так и относительно смерти: не ищи бессмертия, родившись смертным. Это однажды определено и узаконено. Но когда Бог призывает и хочет нечто взять от нас, не станем, как неблагодарные рабы, покидать Владычного. Если бы Он взял деньги, честь и славу, тело, самую даже душу, Он взял бы свое; если бы Он взял твоего сына, — не сына твоего, но раба Своего Он взял бы. Если мы сами не принадлежим себе, как может быть нашим то, что есть Его?» (О смерти // Полное собрание сочинений. Т. 12, ч. 2)

Георгий, затворник Задонский:

«Смертные на то и рождены, чтобы умереть. Что же в том странного или страшного, что не по нашему желанию переселяются в вечность, один прежде, другой после, как кого Господь потребует, — в молодых летах, или в старых? Наше дело повиноваться и не роптать на Его Святой Промысел». (Письмо 3, 58 // Письма)

Святитель Феофан Затворник:

«Извольте же пресечь свои критические замечания на дела Божии. Все они близки к хуле на Бога... Вот эту речь: “зачем Бог так гадко создал эту смерть?” — как назвать? Это прямая хула. Кайтесь и плачьте! “Нужные люди умирают, а ненужные живут”. Кто вам сказал, что, если б шло дело по-вашему, было бы лучше?! Я же верю, что было бы гораздо хуже... И что в отвращение сего худшего Бог сделал так, как случилось. Начните и вы так веровать, — и будете покойны... а главное, избежите греха хулы на Бога». (Рукописи из келии. Разрешение сомнений…)

Схимонах Паисий Святогорец:

«Да вот и вчера сюда приходила одна заплаканная мать. “Бог забрал моего единственного сына”, — плакала она и обвиняла в этом Бога. “Если ты как следует подумаешь о том, что с тобой произошло, — сказал ей я, — то придешь к выводу, что Бог оказал тебе честь. Он забрал к Себе маленького Ангела, забрал ребенка крещеным, не попустив ему приобрести грехи и страсти. Бог взял к Себе Ангела, а ты Его за это еще и ругаешь? Очень скоро ты ощутишь, как твой умерший сын молится о тебе Богу”». (Семейная жизнь. Ч. 6)

А вот что говорит схимонах Паисий Святогорецв случае, когда люди сомневаются в существовании Бога или говорят о Его несправедливости:

«…некоторые, у которых не хватает в голове соображения, говорят: “Если бы существовал Бог, Он не позволил бы совершаться такому множеству преступлений. Он наказывал бы преступников”. Такие люди не понимают, что Бог оставляет преступников жить для того, чтобы в день Суда им было нечем оправдаться в том, что они не покаялись, несмотря на то, что Он дал им для этого годы. А тех, кого преступники убивают, Бог тоже не оставит». (Семейная жизнь. Ч. 6)

Все подобные недоумения и, можно сказать, претензии относятся к ропоту на Бога и на Его Промысел, а также к греху пытливости при виде непонятных действий Промысла. И поэтому, если они возникают у нас, то это говорит о нашем маловерии, неуповании на благую волю Божию о всех людях и о нашем духовном неразумии.

Схимонах Паисий Святогорец:

«Если человек перестает относиться к вещам по-мирски, то его душа находит покой. Ведь как человек может обрести истинное утешение, если он не верит в Бога и в истинную жизнь — в жизнь после смерти, в жизнь вечную? Когда я был в монастыре Стомион, (рядом) в Конине жила вдова, которая постоянно ходила на кладбище и по несколько часов рыдала там навзрыд. Она билась головой о могильную плиту и своими криками будоражила всю округу! Она давала на кладбище выход всей своей боли. Люди приходили туда, забирали ее, а она все равно возвращалась. Это продолжалось годы. Муж этой женщины был убит немцами, а ее дочь через несколько лет после смерти отца, едва только ей исполнилось девятнадцать, умерла от сердечной болезни. Так эта несчастная женщина осталась одна. Если кто-то посмотрит на происшедшее с ней внешне, то скажет: “Почему Бог попустил это?” И сама женщина, относясь к происшедшему с ней именно так — внешне, не могла утешиться. Однажды, когда я тоже пришел на кладбище, чтобы посмотреть, что происходит, она начала мне говорить: “Почему Бог сделал все так? Мой муж убит на войне. У меня была единственная дочь. Бог забрал у меня и ее...” Она всеговорила, и говорила, и обвиняла Бога. Дав ей немного выговориться, я сказал: “Я тебе тоже кое-что скажу. Мужа твоего я знал. Человек он был очень хороший. Он погиб на войне за Отечество, выполняя свой священный долг. Бог не отнесется к нему несправедливо. Потом, после смерти твоего мужа, Бог на несколько лет оставил тебе дочь. Она жила с тобой, и ты имела какое-то утешение. Однако потом Бог, видя, что девушка, может быть, сбилась бы (в скором времени) с правильного пути, забрал ее в том добром устроении, в котором она находилась. Он сделал это, чтобы ее спасти”. Эта вдова, хотя муж ее был очень тихим человеком, сама была немножко мирской. Конечно, я не сказал ей об этом прямо, не сказал ей “ты была мирским человеком”, но спросил ее: “О чем думаешь сейчас ты сама? Ты любишь мир?” — “Я не хочу никого и ничего видеть”, — ответила она. “Вот видишь, — сказал я ей, — мир умер и для тебя тоже. Боль помогает тебе, и ничто мирское тебя не интересует. Таким образом, очень скоро все вы вместе будете в раю. Кому еще Бог оказал такую честь, как тебе? Ты это понимаешь?” После этой беседы несчастная перестала ходить на кладбище. Как только — с чужой помощью — она смогла уловить глубочайший смысл жизни, так сразу же успокоилась». (Семейная жизнь. Ч. 6)

Далее подробнее рассмотрим вопрос о ропоте по поводу смерти родных разной степени родства, и что об этом говорят святые отцы.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.008 с.)