Причины возможной печали о смерти христианина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины возможной печали о смерти христианина



Как было уже было сказано, христиане должны радоваться о смерти христиан и не должны печалиться. Но есть и причины, по которым они могут в меру печалиться. Далее перечислим некоторые из них. При этом обращаем внимание, что причины печали о смерти христианина во многом отличаются от причин печали о смерти неверующего грешника.

Печаль от памяти, что есть не только рай, но и ад.

Ранее уже было сказано, что радость при смерти христиан присутствует потому, что они отходят ко Господу. Но наряду с этим есть память, что грешникам предстоит ад.

Святитель Иоанн Златоуст:

«…(Плач о смерти ближнего) будет делом сострадания, это и тебе принесет пользу. Кто плачет так о другом, тот тем более сам будет стараться, чтоб не подвергнуться тому же, — после того и грех тебе будет страшен». (Беседа 28 // Полное собрание сочинений. Т. 11, ч. 1)

Печаль от неизвестности участи души умершего христианина.

Печаль может быть от того, что мы не знаем участи души ближнего. Но этот факт не должен лишать христианина надежды на вечную жизнь ближнего со Христом.

Преподобный Лев Оптинский:

«Для неверующих, не имущих упования в жизни вечной, точно неутешимо лишение близких. А мы, хотя и грешны, но имеем упование на милость всещедрого и человеколюбивого Бога, Господа Иисуса Христа, искупившего нас бесценною Своею Кровию и даровавшего нам по сей жизни живот вечный…». (Утешение в смерти близкого // Поучения)

Святитель Феофан Затворник:

«Скорбна безвестность положения отшедшего, но вера, что отшедший переходит в руки Божии, разгоняет всякий при этом мрак». (Письмо 1348 // Собрание писем)

«Об участи покойного кто из смертных может произнести решительный приговор? Но в духе веры нашей не можем не питать упования, что милостивый Господь сотворит с ним милость Свою. Подкрепляется сие упование добрым настроением, в каком всё время пред смертью был почивший». (Письмо 1369 // Собрание писем)

«Да упокоит Господь душу усопшей рабы Своей N — матушки вашей! Неожиданная смерть. Потому хоть печальная, неизбежна; но не чуждая утешений христианских. Зрелый плод! Прямо к столу Господню. Будем молиться о ней. Но не скорей ли от нее получим молитвенную помощь! Мы, христиане, не к безвестному течем. Почему, если не тяготят кого смертные грехи, несомненно веруем, что двери Царствия отверсты ему. Если же к этому присоединить и кое-какое добро и кое-какие жертвы Господа ради; то тем более сомнение не должно оставаться о блаженстве участи отходящих. Такова матушка ваша! Как и батюшка, как и брат!» (Письмо 393 // Собрание писем)

«Можно бы скорбеть, если бы не было основания веровать, что она обретет милость у Господа. Какие на ней грехи?! Веровала и работала Господу, сколько сил было. Как нет человека без греха, были, конечно, и у нее свои. Но вот Господь послал болезнь тяжеловатую, и ею отребил все эти грешки, немощи и неведения. За что же после сего останется карать ее правде Божией? Не сомневаясь же, что она обретет милость Божию, какой смысл в плаче и сокрушении безмерном?». (Письмо 429// Собрание писем)

Печаль оттого, что ближний был нерадивым христианином и имел не исповеданные грехи.

Также стоит печалиться, когда вы точно знаете, что умерший имел не исповеданный грех или по нерадению откладывал покаяние, так как об участи таких душ известно следующее:

Святитель Димитрий Ростовский:

«Преподобный (Нифонт) видел и еще одну душу, которую несли в воздухе Ангелы, а их встречали полчища бесов; не дошли они и до четвертого мытарства, как бесы отняли из рук святых Ангелов ту душу и с поруганием бросили в бездну. Это была душа одного клирика церкви святого Елевферия; этот клирик постоянно прогневлял Бога блудом, чародейством и разбоем, умер же он внезапно без покаяния, и была радость бесам». (23 декабря. Житие Нифонта Кипрского // Жития святых)

Преподобный Феодор Студит:

«Поведать вам хочу и печаль души моей о брате Василии скончавшемся, что он отошел, не очистив совести своей, так как у него нашли два сребреника. Увы! Какое ослепление! На чем удержал его диавол? Два сребреника почел ценными более Царствия Небесного. Не раз говорил я ему, что овол ли, или иглу, или писало, или другое что возьмет кто и припрячет у себя, этим одним наполняет он все место греха. Вы, конечно, видели это и сами у св. Кассиана, который говорит, что, по св. Марку, один грех наполняет место одиннадцати (измеряя полноту грешности двенадцатью). Почитая нечто своим и имея то, он душу и сердце свое туда вложил: ибо где сокровище, там и душа. Где же отречение? — Помолимся же о нем, и одну неделю будем каждодневно класть за него по три поклона и творить тридцать молитв, да простит ему Господь прегрешение его». (Добротолюбие. Т. 4, сл. 200)

Печаль о том, что ближний перед смертью не сподобился Святого Причастия.

Бывают случаи, когда христианин, не успев исповедаться и причаститься, умирает. Хотя эта причина скорби и относится к благой печали, но все же не стоит об этом смущаться.

Святитель Феофан Затворник:

«Даже если и не удалось совершить ей пред смертью, и то ничего — вспомните прежнее приятие сих Таинств — то, что она чадо истинной Церкви Христовой, которая есть Тело Христово». (Письмо 482 // Собрание писем)

Преподобный Лев Оптинский:

«Покойный супруг ваш был истинный христианин, сохранивший веру до конца жизни, и с оною отошел ко Господу, хотя и не сподобился, видимо, при кончине причастия Святых Таин… Не смущайтесь этим и воз-верзите все ваше упование на неизреченные щедроты и милость человеколюбивого Господа». (Утешение в смерти близкого // Поучения)

При этом отметим и следующий факт, связанный с Причастием перед смертью, когда человек умер внезапно.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«…все мы должны помнить, что Господь — Источник жизни, оживляющий причащающихся Его, есть вместе с тем и огнь поядающий, и не быть легкомысленными и невнимательными. Достойно причащающийся вкушает жизнь, а недостойно причащающийся вкушает смерть… Вот иногда мы слышим, что кто-то причастился и, не дойдя до дома, умер по той или иной причине. “Ну, слава Богу, только что причастился человек, каждому бы так умереть”. Как еще сказать: счастливая ли это смерть, а может быть, и эта смерть — следствие недостойного причащения Святых Христовых Таин, от чего сохрани нас, Господи!» (Опыт построения исповеди, 3-я заповедь)

Печаль о том, что близкий умер раньше нас.

Такая печаль может происходить от зависти, которая есть двух видов: зависть от того, что оставшийся в живых желает своей смерти, как желают ее истинные христиане (об этом мы еще скажем позже), а может быть зависть по нежеланию терпеть скорби или от тяготы одиночества. Но ни в том, ни в другом случае не стоит завидовать, а нужно благодарить Бога и праведно проводить свою жизнь.

Святитель Иоанн Златоуст:

«…(ты) не должен плакать об умершем, что он освободился от многих таких несчастий. Итак, не завидуй ему.

Действительно, просить смерти самому себе, по причине преждевременной его кончины, и плакать о том, что он не жил долее, чтобы претерпевать множество таких скорбей, — свойственно более завидующему». (Беседа 31 // Полное собрание сочинений. Т. 7, ч. 1)

Святитель Василий Великий:

«А если скорбим о том, что скорее нас переселилась она отсюда, то не позавидуем ей в том, что не более вкусила тревог жизни, но оставила нас, когда еще не успели мы налюбоваться ею, как приятным цветком. Всего же более да остановит на себе твое внимание догмат воскресения, потому что ты христианин и проводишь жизнь в надежде будущих благ. Итак, надобно представлять себе, что она (умершая) прошла уже путь, по которому и нам должно будет идти. А если прошла прежде нас, то не сетования это требует, ибо, может быть, в скором последствии судьба наша сделается бедственнее, если, долее промедлив здесь, будем подлежать большим наказаниям. Напротив того, рассудок наш, свергнув с себя бремя печали, пусть приимет попечение о том, чтобы в последующее время, сколько должны мы, благоугож-дать Господу». (Письмо 293 (301) // Письма)

Печаль со скорбящими об умерших.

В том же случае, если умер не ваш родной человек, а ближний вашего знакомого, необходимо сочувствовать ему.

Святитель Василий Великий:

«…постигшую тебя скорбь о блаженном сыне твоем признал я собственною своею скорбью и восстенал о безвременной разлуке с ним, всего более соболезнуя о тебе и рассуждая, как тяжела будет болезнь сия для отца по естеству, когда столько было сердечной печали и в нас, которые стали близкими ему по заповеди!» (Письмо 292 (300) // Письма)

Преподобный Амвросий Оптинский:

«Есть совет святой — приходить в дом плачущих. Но так как я немощен и слаб и не могу вас по этой причине навестить лично, то решился, хотя заочно, побеседовать с вами через письмо, чтобы утолить, сколько возможно, великую печаль вашу». (Письмо 83 // Письма к мирским лицам)

Георгий, затворник Задонский:

«Вы плачете, и я сострадаю вам. Я говорю непосредственно с душой вашей словом сердца моего. Буди моя недостойная молитва о вашем родном брате, как о самом себе, ежели бы я и был в таком состоянии...» (Письмо 1, 134 // Письма)

Но, несмотря на это, нельзя самому предаваться сильной печали.

Святитель Василий Великий:

«И еще: “дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших” (Лк. 23: 28). Следовательно, Божие слово повелевает нам скакать и веселиться с праведными, а плакать и сетовать с теми, которые проливают слезы покаяния, или оплакивать тех, которые живут беспечально, потому что не знают и о своей погибели. Но не должно еще почитать исполнителем заповеди того, кто оплакивает смерть людей, и вопиет с плачущими. Не хвалю того врача, который не помогает страждущим, но сам заражается болезнями; не хвалю того кормчего, который не плывущими с ним управляет, не с ветрами борется, не волн избегает, не робких ободряет, но сам страждет морскою болезнью и теряет бодрость вместе с неизведавшими моря. Таков и тот, кто, приходя к плачущим, не пользу им подает словом своим, но принимает на себя безобразие чужих страстей. Сообразно с разумом — печалиться о бедствиях людей плачущих; ибо таким образом сблизишься с страждущими, не показывая ни веселья по причине бедствий, ни равнодушия к чужим горестям. Но неприлично вместе со скорбящими вдаваться в излишества, как-то вопить, или плакать вместе со страждущими, или в чем другом подражать и соревновать омраченному страстью, например, вместе с ним затворяться, носить черное платье, падать наземь, не причесывать волос; ибо сими средствами можно более увеличить, нежели облегчить бедствие. Не видишь ли, что отверделости и перевязки, прилагаемые к ранам и к воспаленным местам, увеличивают боль, а руки легким своим прикосновением уменьшают ощущение боли? Потому и сам ты не ожесточай страданий своим присутствием и не падай вместе с падшим. Кто поднимает лежащего, тому непременно должно находиться выше упадшего; а кто до такой степени пал, тот сам имеет нужду, чтоб другой его поднял. Но как надобно трогаться происшествиями и молча печалиться со скорбящими, выражая душевное страдание видом глубокомыслия на лице и степенностью, внушающею уважение: так в разговорах не должно вдруг приступать к выговорам, как бы кидаясь и нападая на лежащих; потому что несносны выговоры людям, у которых душа мучается скорбью; да и слова находящихся совершенно в бесстрастном состоянии худо принимаются страждущими, и не столько убедительны, чтоб могли утешить. Но, дозволив скорбящему излить свои пустые и бесполезные вопли и жалобы, когда зло уже ослабеет и истощится несколько, тогда можешь осторожно и кротко коснуться и увещания. Объезживающие молодых коней, когда конь упрям, не вдруг стягивают его уздою и осаживают, — ибо в таком случае привыкает он брыкаться и сбрасывать с себя всадника, — но сперва уступают ему и сами предаются его стремительности; когда же увидят, что конь истощил свою рьяность в собственной своей стремительности и в усилиях, тогда уже, укротившегося,

взяв в свои руки, с помощью искусства делают еще более послушным. Так да будет, по слову Соломонову, “Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира” (Еккл. 7: 2), если кто, искусно и кротко пользуясь даром слова, намерен страждущему сообщить собственное свое здоровье, а не заразиться чужою скорбью, как воспалением в глазах». (Беседа 5 // Беседы)

Христианское утешение скорбящих возможно и тогда, когда умер наш ближний и родные сильно скорбят. Приведем пример, достойный подражания, когда один скорбящий утешал другого скорбящего, а не усугублял его скорбь.

Святитель Григорий Нисский:

«Тогда-то (после смерти брата Навкратия) и проявилась доблесть достославной Макрины (сестры Василия Великого и Григория Нисского), когда, выставив против страдания рассудок, она и сама и пала (духом), и, став опорой матери в ее немощи, воздвигла ее из пучины скорби, (примером) собственной твердости и несгибаемости (как ребенка) обучая душу матери мужеству. Поэтому и мать не была поглощена своим горем и не отдавалась ему по-женски малодушно — так, чтобы в голос оплакивать свою беду, или рвать на себе одежду, или причитать о несчастье, или скорбными песнопениями усиливать рыдания. Она молча подавляла порывы естества, превозмогая их помощью доводов собственного рассудка, и тех, которые приводила дочь для облегчения боли. Вот когда сильнее всего раскрылась великая и возвышенная душа этой девы, потому что и ее естество испытывало те же (побуждения). Братом ведь был ей, и из братьев любимейшим тот, кто был похищен смертью, (да еще) так (внезапно). Однако сама став над естеством, она и мать подняла вместе с собой своей рассудительностью, и поставила выше страдания, собственным примером направляя ее к терпению и мужеству. Впрочем, само житие ее, всегда возвышавшееся добродетелью, не давало матери случая, чтобы сокрушаться о потерянном более, нежели радоваться об уцелевшем». (Послание о жизни преподобной Макрины)

Итак, христиане должны утешать скорбящих христиан христианскими истинами.

Святитель Василий Великий:

«Хотел было я умолчать пред твоим благонравием, рассуждая, что как воспаленному глазу причиняет боль и самое нежное пособие, так и душе, пораженной тяжелою скорбью, кажется несколько докучливым слово, предлагаемое во время самой живой горести, хотя бы заключало оно в себе и много утешительного. Но когда пришло мне на мысль, что слово мое обращено будет к христианке, которая издавна обучена Божественному и приготовлена ко всему человеческому, тогда не признал я справедливым не выполнить своей обязанности». (Письмо 6 // Письма)

Иногда наши утешения имеют маловерный и душевный характер.

Святитель Николай Сербский:

«…мы утешаем скорбящих… словами: “Не плачь!”, хотя и наше сердце исполнено плача. Но мы чувствуем себя бессильными предложить скорбящим что-либо другое, кроме этих слов и своей жалости. Настолько сила смерти превзошла нашу силу, что мы копошимся в ее тени, как насекомые; и, закапывая мертвеца в землю, мы всегда чувствуем, что закапываем в могильную тьму смерти часть себя самих… Сегодня многие говорят “не плачь” скорбящим о своих усопших, то есть в смысле: “Не плачь, слезами его не воротишь! Так уж суждено! Все там будем!” Таково неутешительное утешение, которое мы даем другим, но которое не утешает и нас самих, когда мы от других его слышим». (Беседа в неделю 20-ю по Пятидесятнице)

Также необходимо молиться и об умершем, и о том, кто скорбит, чтобы Господь дал последнему силы достойно перетерпеть смерть ближнего.

Святитель Василий Великий:

«Вообще же не думаю, чтобы к утешению достаточно было слова, но рассуждаю, что в настоящем случае нужна молитва. Поэтому молю самого Господа, неизреченною силою Своею коснувшись сердца твоего, произвести в душе твоей свет благими помыслами, чтобы в себе самой иметь тебе источники утешения». (Письмо 6 // Письма)

Печаль-раскаяние оттого, что человек неверно вел себя с умершими.

Печаль о себе может быть от саможаления, что человек остался сам; также может быть злопамятство оттого, что умерший его обижал. Понятно, что печаль по этим поводам — грех. У христианина может быть печаль о себе при смерти ближнего, но она должна быть печалью-покаянием.

К спасительной причине печали об умершем относится ваше раскаяние за свои грехи относительно умершего.

В случае, если умер человек, которого вы ненавидели или вы были в раздоре, есть следующее правило Церкви:

Протоиерей Евгений Попов:

«В правилах церковных, когда она бывает явна, непримирима и злостна, полагается за нее такая епитимия: в случае смерти того, к кому выражалась ненависть или с кем была непримиримая вражда, ненавистник в продолжение 40 дней должен прощаться на могиле умершего...

Вот как звучит это правило:

Номоканон (Правило 127): “Аще кто имать с некоим вражду, и преставится едина часть, да запретится другая, о умершем лето едино, и канон отходя на гроб, скончавшагося днии четыредесят. И глаголя в себе: “прости ми брате, и Бог да тя простит”. (Если кто имеет с кем-либо вражду и умрет один из них, то да не причащается другой один год, и исполняет канон — посещать могилу умершего в течение сорока дней, и говоря в себе: “прости меня брат, и Бог да простит тебя”.)». (Злая и нескрываемая ненависть // Заповедь 6: «Не убий» // Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих)

Также следует сказать, что существует печаль, при которой живой человек считает, что, например, каким-то образом он мог быть виновником смерти другого человека, что совершенно неправильно.

Преподобный Амвросий Оптинский:

«Письмо француженки: “Несколько лет тому я была опасно больна, и тогда я обещала Богу, что если он сохранит мне жизнь и возвратит мое здоровье, я буду вести себя так, чтобы Господь мог забыть прошедшие грехи мои. Но, увы! Этого обещания, данного мною тогда на смертном одре, я не сдержала. Господь сохранил жизнь, а я, вместо воздаяния, сделалась еще хуже, чем прежде; и потому Бог меня наказывает и поражает меня в том, что мне дороже всего. У меня жил друг, очень дорогой мне; он был католический священник. И Бог, Который даровал мне этого друга, отнял его у меня; он умер от чахотки в Неаполе, — и упреки совести меня преследуют. Я не знаю, какая причина его болезни, потому что он ничего не открыл мне об этом. Не перехвачены ли были письма мои к нему? Или не сердился ли он на меня? Почему он мне ничего не открыл (о своей болезни)? Вот вопрос, который я постоянно предлагаю себе и который меня непрестанно мучит. Иногда я боюсь, что сойду с ума, потому что какой-то голос мне говорит, что он мне писал. Но где его письма? От кого их требовать?.. Потом другая мысль мне приходит: не я ли причина его смерти, не понес ли он наказание за свою вину? Зачем я его мучила своими письмами? Зачем бес избрал меня, чтобы искушать его; и почему я столько страдала и еще страдаю за него, почему я решительно не хочу забыть его?.. Отец мой, помогите мне, дайте мне советы, что мне делать? Я желаю умереть, чтобы свидеться с ним. В жизни нет ничего привлекательного для меня; а я виновна, я очень дурна и не могу явиться пред Богом, ибо я была бы осуждена, и боюсь, что уже проклята. Мучения, которые я испытываю, имеют свою причину. Почему Бог посылает их мне? Чтобы я принесла покаяние, а в моем положении это очень трудно. В моей должности требуется, чтобы я была здорова, чтобы я была весела. Что я должна делать? Скажите мне...”

Ответ старца Амвросия: “…Вы пишете, что имели друга, который умер от чахотки. Вас теперь мучат различные помыслы, сомнения и недоумения, не были ли вы причиной его смерти, потому что мучили его своими письмами, на которые он не отвечал. На это я вам скажу, что человека письмами уморить нельзя. А что он не отвечал вам, на это может быть очень простая причина: или не хотел вас огорчить известием о своей болезни, или надеялся скоро выздороветь и тогда вам отписать, как все чахоточные думают и питают такую надежду. Еще пишете: “Не понес ли он наказание за свою вину?” Если у вас вина была общая, то вам следует принести и покаяние, и молиться Милосердному Господу, чтобы Он простил эту вину и вам, и другу вашему, потому что Сын Божий во плоти пришел на землю для того, чтобы призвать не праведников, но грешников на покаяние... Пишете также, что “хотя все страдаю, но друга моего забыть не могу”. Так бывает со всеми, когда кто любит другого любовью не по Богу, а любовью человеческой. Впрочем, если вы будете поминать друга своего, как выше сказано, то есть с мыслью покаяния пред Богом, тогда такое памятование будет полезно ему и вам. К такой мысли о покаянии обязывает вас и прежде данное вами обещание исправить жизнь свою и вести оную так, как было бы угодно Богу. Но вы пишете, что будто бы настоящая ваша должность препятствует такому настроению духа, так как она требует здоровья и веселости. Ни внешняя веселость, ни телесное здоровье не могут препятствовать мысли о покаянии, которое хотя и требует внутреннего и духовного сетования, но это сетование может растворяться некоторой радостью, как пишет апостол Павел (1 Фес. 5: 14–16): “долготерпите ко всем. Всегда радуйтеся, непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия”. Слово апостола показывает, что не одни праведные, но и согрешившие могут радоваться в некоторой степени, при той мысли, что Милосердый Господь даровал им средство к получению милости Божией вечной; и это средство состоит в искреннем раскаянии и в посильном исправлении своей жизни…”». (Письмо 104 // Письма к мирским лицам)

Печаль-раскаяние, если человек каким-либо образом был причастен к смерти другого человека.

К сожалению, бывают и такие случаи, когда человек, вольно или невольно, был причастен к смерти другого человека. И тогда печаль-раскаяние является спасительной.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«Не умер ли кто из ваших ближних или еще кто по причине того, что вы им не оказали вовремя помощи: может, кто умирал от голода, а вы знали и не помогали; может, кто тонул на ваших глазах, а вы не приняли мер и не спасли; может, кто умирал от болезни, а вы не пришли вовремя на помощь, и человек умер; может, на ваших глазах убивали человека, а вы не защитили, или издевались, а вы не пришли на помощь; может, слышали крики погибающего, просящего помощи, но убежали или покрепче закрыли двери, погасили свет, заткнули уши. Господи! Какие же мы после этого христиане?! Господи, прости нас, грешных! Не приблизили ли мы чьей-либо смерти, подвергая человека опасным случаям, изнуряя его трудами, не верили болезни ближнего, насмехались над ним и упрекали в симуляции, заставляли перемогаться в болезни и тем самым направили ее к смертельному исходу. Господи, прости нас, грешных!» (Опыт построения исповеди, 6-я заповедь)

Есть и еще одна невольная причастность: когда близкий или знакомый совершил самоубийство, а христианин знал о таком его настроении и не попытался ему помочь.

Протоиерей Евгений Попов:

«Вопрос: Как можно оказаться виновным в чьем-либо самоубийстве?

Ответ: Тяжелая ответственность пред Богом за самоубийцу падает на тех, которые видели его в состоянии отчаяния и ничем не помогли ему: ни деньгами, ни советом, ни защитой. Так поступили первосвященники иудейские с предателем Иудой. Когда предатель, мучимый совестью, обратился к ним, чтоб найти у них помощь, они бессердечно ответили ему презрением. Пусть иной человек, выражающий в отчаянии угрозу убить себя, и не возбуждает к себе сострадания, потому что сделался уже противен всем. Любовь христианская не дозволяет нам отступаться и от самых отчаянных людей, которые притом желают, чтоб мы “не вмешивались в их жизнь”. Кто может сказать, наверное, что наши усилия помочь им, не увенчаются, в конце концов, успехом?» (Страшная участь самоубийцы)

«…лица, сделавшиеся причиною внезапной смерти или самоубийства другого, должны слезно каяться пред Богом с преданием себя праведной воле Божией и с извлечением себе отсюда уроков на целую жизнь!» (Доведение кого через себя до внезапной смерти или до самоубийства // Заповедь 6: «Не убий» // Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих)

Христианская печаль о смерти явного грешника или неверующего человека.

Как при смерти праведника и истинного христианина должны присутствовать два чувства — нужно радоваться и почти не печалиться; так и при смерти грешника должны быть два чувства — печаль и радость. О радости уже было сказано, теперь скажем о печали.

Итак, следует печалиться о тех, кто провел жизнь в явных грехах.

Святитель Иоанн Златоуст:

«Итак, будем оплакивать не просто умерших, но умерших во грехах. Они-то достойны плача, рыдания и слез. Какая, скажи мне, надежда отойти во грехах туда, где уже нельзя сложить с себя грехов? Доколь они были здесь, то очень можно было ожидать, что они переменятся, что будут лучше; а когда пошли во ад, то там нельзя получить пользы от покаяния: “В тесноте, — сказано, — ада кто будет призывать Тебя” (Пс. 17: 6)? Как же они недостойны слез? Будем плакать о тех, которые так умирают, я не препятствую... Будем плакать о них не один, не два дня, но во всю нашу жизнь. Эти слезы — следствие не безрассудной страсти, но нежной любви; а те (малодушные и страстные) происходят от безумной страсти, и потому скоро осушаются. Лишь то, что происходит из страха Божия, бывает постоянно». (Беседа 28 // Полное собрание сочинений. Т. 11, ч. 1)

«Почему же ты плачешь, скажи мне?.. О, если бы это было (только над грешниками)! Тогда я не стал бы останавливать слез. О, если бы такова была цель (их)! Это — плач апостольский, это — плач Самого Господа. И Иисус плакал об Иерусалиме… Плачь и рыдай о грешнике, (о нем) и я буду проливать слезы; и я (буду плакать) тем больше, чем большему он подлежит и наказанию; и я буду плакать с этою целью. О таком (умершем) не тебе только следует плакать, но и всему городу и (всем) встречающимся, как (плачут) о ведомых на смерть. Смерть грешников поистине лютая смерть. Но (у нас) все извращено. Такой плач есть плач исполненный любомудрия и великого назидания… Если бы все мы плакали таким плачем, то исправляли бы их при жизни. Как если бы ты имел возможность доставить лекарство, не допускающее смерти телесной, то ты сделал бы это, так и теперь, если бы ты оплакивал эту смерть (грешников), то ты не допустил бы ее ни в себе, ни в другом. А теперь непонятно что делается: имея возможность не допустить этой смерти постигнуть нас, допускаем; а когда она приключилась, плачем. Поистине достойны слез (грешники); когда они предстанут пред престолом Христовым, какие они услышат слова, какие потерпят мучения! Напрасно жили они; или лучше, не напрасно, а во вред (себе). И о них прилично сказать: “лучше было бы тому человеку не родиться” (Мк. 14: 21). Что, в самом деле, пользы, скажи мне, истратить столько времени во вред себе самому? И если бы только оно было истрачено напрасно, то разве маловажна была бы потеря? Скажи мне: если бы какой-либо наемник потрудился напрасно двадцать лет, то не стал ли бы он плакать и рыдать и считать себя несчастнее всех? А этот всю жизнь трудился напрасно, и ни одного дня не жил для себя, но для удовольствий, для роскоши, для любостяжания, для греха, для диавола.

О нем ли не будем плакать, скажи мне? Его ли не постараемся похитить от опасностей?» (Беседа 21 // Полное собрание сочинений. Т. 9, ч. 1)

Следует также печалиться о людях, проживших жизнь в удовольствиях.

Святитель Иоанн Златоуст:

«Плачь о тех, которые умерли в богатстве и из своего богатства не придумали сделать ничего к утешению душ своих, которые имели возможность очистить грехи свои и не хотели». (Беседа 28 // Полное собрание сочинений. Т. 11, ч. 1)

Печалиться надо, и когда умер человек, который не был христианином, или был неверующим, или маловерующим.

Святитель Иоанн Златоуст:

«Плачь о неверных, плачь о тех, которые нисколько не отличаются от них, которые умирают без крещения и миропомазания; подлинно такие достойны слез и сетования, они вне Царского Чертога с обвиненными и осужденными: “Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3: 5)». (Беседа 28 // Полное собрание сочинений. Т. 11, ч. 1)

Святитель Лука Крымский:

«Есть основание терзаться душой, плакать горькими слезами, когда близкие умирают в неверии, во грехах. Есть основание плакать, когда они, хотя и верили, но жили не по-христиански». (Жизнь наша — время терпения // Евангельское злато)

Если мы будем по-христиански печалиться о таких умерших, то это будет в какой-то мере спасительный плач для умершего. Но лучше, как говорят святые отцы, не просто печалиться и плакать, а молиться и творить за этих людей милостыню.

Святитель Иоанн Златоуст:

«…если умерший был грешник и много оскорбил Бога, в таком случае должно плакать, или лучше — не плакать только по тому, что отсюда для него нет никакой пользы, но и делать то, что может принести ему некоторое облегчение, милостыню и приношения». (Беседа 62 // Полное собрание сочинений. Т. 8, ч. 1)

«Есть, подлинно есть возможность облегчить его наказание, если пожелаем. Так, если будем совершать за него частые молитвы; если будем подавать милостыню, то, хотя он сам был и недостоин, Бог услышит нас». (Беседа 21 // Полное собрание сочинений. Т. 9, ч. 1)

Печаль о близком человеке, покончившим жизнь самоубийством.

Конечно, очень прискорбны случаи, когда кто-то из близких покончил жизнь самоубийством. Приведем советы святых отцов по этому поводу.

У Оптинского старца Леонида (в схиме Льва) был ученик, у которого отец покончил жизнь самоубийством; и вот как об этом рассказывается:

Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида, в схиме Льва:

«Кратка была жизнь этого юноши, которую окончил он на 26 году (4 августа 1835 г.), если не в победе над всеми страстями, по крайней мере, в борьбе с ними, низложенный на смертный одр величайшим для него бедствием. Отец его, которого он уважал чрезмерно, сделался самоубийцею. Для верующих христиан, что могло быть страшнее мысли, что погибла навсегда душа, ближайшая к нему? Это помышление, повсюду преследуя юного страдальца, было выше его сил. Сначала он впал в меланхолию от борения духа, потом огнь душевный воспламенил внутренность, и горячка прервала дни его».

Далее приведем вопросы этого ученика и ответы старца на тему печали о самоубийстве близких.

Вопросы учеников и ответы Оптинского старца иеромонаха Леонида (вопросы ученика Павла Тамбовцева):

«— Несчастная кончина моего родителя есть для меня тяжкий крест… Воображая о ужасной для грешников вечности, в которой нет уже покаяния, я мучусь представлением вечных мучений, которые ожидают моего родителя, без покаяния умершего. Скажи, отче, чем я могу утешить себя в настоящей горести?

— Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго чудес. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней.

— Но каким образом молиться о таковых?

— По духу добродетельных и мудрых так: “Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего, если возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя”. Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего, но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, и Который смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. Притом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью — ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: “Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно”. Справедливо; но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебеостается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?»

О МОЛИТВЕ И МИЛОСТЫНЕ

ЗА УМЕРШИХ

Наша печаль о смерти ближнего не несет никакой пользы. А молитва о них и милостыня за них приносит пользу и им, и нам, грешным.

Преподобный Амвросий Оптинский:

«…(во-первых), поминать душу… на Бескровной Жертве, на чтении Псалтири и в домашних ваших молитвах; во-вторых, о душе его творить и посильную милостыню. Все это полезно будет не только покойному сыну вашему… но и вам самим». (Письмо 83 // Письма к мирским лицам)

Святитель Феофан Затворник:

«Об усопшем больше молитесь. Ему паче всего теперь нужна молитва. Молитва и пред Богом — ходатаица, и прямо действует на отшедшую душу, воодушевляя ее, согревая и укрепляя». (Письмо 1348 // Собрание писем)

Далее приведем несколько поучений о молитве и милостыне за умерших.

Ответ на заблуждение о том, что не следует молиться за умерших и делать приношение за упокой их. Святитель Лука Крымский:

«К большому огорчению моему, некоторые из вас ходят в собрания сектантов и там заражаются их лжеучениями. Заразились некоторые и лжеучением о том, что не следует молиться за умерших, не следует делать приношения за упокой их. А вы ведь знаете, что Великим постом каждую субботу совершается поминовение умерших. Надо вам поэтому утвердиться в православном учении о поминовении умерших, надо, чтобы вы не верили тому, что слышите от отщепенцев Церкви. Как же учит Святая Церковь? Имеем мы древние и древнейшие удостоверения о том, что уже святые апостолы совершали поминовение умерших и молитвы творили о них. Имеются в дошедших до нас трудах Учителей и Отцов Церкви удостоверения, что уже в глубокой древности, в самые первые века христианства, совершали молитвы о умерших и поминали их… Скажите, кого следует больше слушать: отщепенцев ли от Церкви, сектантов, или святого Иоанна Златоуста? А теперь послушайте, что говорит св. Иоанн: “Не напрасно установлено апостолами творить перед Страшными Тайнами поминовение об усопших; они знали, что великая бывает от него польза для усопших, великое благодеяние. Не напрасны бывают приношения за усопших, не напрасны моления, не напрасна милостыня, все это установил Дух Святый, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга”. Запомните, запомните эти слова, поверьте, что поминовение усопших установлено самими апостолами и, как говорит св. Иоанн Златоуст, даже Самим Духом Святым… На чем основываются сомнения тех, кто слушает сектантов, кто слушает лютеран? Они основываются на том, что, как указывают сектанты — баптисты, евангелисты, — нет в Святом Писании прямых указаний на молитвы за умерших, но значит ли это, что данные молитвы бесполезны и даже не угодны Богу? Никак не значит, ибо святой апостол Иаков в соборном послании велит молиться друг за друга (5: 16). Это не значит, что мы должны молиться только за тех, кто жив, кто около нас, ибо знаете, что “Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых” (Мк. 12: 27). Ибо Сам Он свидетельствовал о том, что все живы пред Богом… “Умерших о Иисусе”, значит, умерших с верой во Христа, Бог приведет с Ним туда, где Он Сам. Скажите, разве мало среди нас, разве не составляют огромного большинства люди грешные, люди, не успевшие еще омыть свои грешные дела слезами покаяния? Таких большинство, а апостол Павел говорит, чтобы не скорбели, ибо и их за веру в Иисуса Бог может привести с Ним. А что в будущей жизни, в загробной жизни до Страшного Суда, могут быть прощены грехи тем, кто не успел принести достойные плоды покаяния, не находим ли прямого с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.078 с.)