Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Советы святых отцов, как утешать осиротевших детей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вначале ответим на практические вопросы, связанные с похоронами и кладбищем. Схимонах Паисий Святогорец: «(Вопрос) Геронда, если умирает глава семьи, должны ли маленькие дети видеть тело своего мертвого отца? (Ответ) Лучше не надо. Тут вон даже если умирает кто-то из близких взрослого человека, то ищешь способ, как бы помягче, щадяще сообщить ему об этом. Что уж тут говорить о детях! (Вопрос) До какого возраста детям не на пользу видеть своих умерших близких? (Ответ) Это зависит от (характера, склонностей, настроения) ребенка. (Вопрос) А можно ли водить детей на могилу отца? (Ответ) Да, на могилу детей водить можно. Надо им сказать: “Отец переселился отсюда на Небо. Если вы будете добрыми детьми, то он будет приходить с Неба к вам в гости”. Помню, когда умерла моя бабушка, меня отвели в дом наших знакомых, чтобы я не видел похорон и не знал, что она умерла. Там со мной играли, развлекали меня. Я смеялся, а они плакали. Когда меня привели обратно домой, я стал спрашивать: “А где бабушка?” — “Придет, придет”, — говорили мне. Я ждал возвращения бабушки, а спустя время узнал, что она умерла. Детям не на пользу видеть любимых людей мертвыми». (Семейная жизнь. Ч. 1, гл. 3) А теперь приведем поучения об утешении сирот, находящихся в печали. Если осиротевшие дети испытывают сильную скорбь, то, конечно, необходимо окружить их еще большей заботой и лаской. При утешении необходимо просить не отчаиваться, что они остались без плотских родителей, так как имеют Отца Небесного и что родители с Небес заботятся о них, молясь Господу. Святитель Тихон Задонский: «Если отца лишаешься — имеешь Отца Бога, от Которого духовно родился. Он как об отце твоем промышлял, так и о тебе промышляет. Если без матери остаешься сиротой — имеешь также вместо матери того же Бога, Который есть «Отец сирот» (Пс. 67: 6), Который через пророка всех таких утешает: “забудет ли женщина чадо свое, чтобы не помиловать сына чрева своего? Но если и женщина забудет, Я не забуду тебя”, — говорит Господь (Ис. 49: 15)». (Об истинном христианстве. Кн. 1, § 164) А вот совет-утешение бабушке осиротевших детей. Преподобный Амвросий Оптинский: «Наконец, вы можете иметь отрадные чувства и в том, что у покойного М. вашего остались дети, которых вы можете воспитывать и утешаться ими как детьми. Они будут для вас вместе и внуки, и близкие дети». (Письмо 83 // Письма к мирским лицам) • Печаль об умерших супругах, родителях и других родственниках. Печаль о смерти одного из супругов также естественна, особенно если между ними была любовь и теплые отношения. Святитель Василий Великий: «Вы столько были сродны между собою нравами, что каждый из вас изображал в себе нрав другого, как в зеркале. И сколько бы ни наговорил кто, он не выразил бы и малейшей части вашего достоинства». (Письмо 293 (301) // Письма) «…сильная любовь твоя к мужу и доброта ко всем заставляют меня опасаться, чтобы по простоте нравов, глубоко уязвившись скорбью, не предалась ты горести». (Письмо 261 (269) // Письма) Как было сказано уже не раз, чрезмерная печаль об умершем супруге также является грехом. Протоиерей Евгений Попов: «Безутешные слезы по случаю вдовства показывают недостаток веры в будущее воскресенье и свойственны “не имущим обетования” (1 Сол. 4: 13)». (Чрезмерная печаль о чете или, напротив, забвение // Заповедь 7: «Не прелюбодействуй»… // Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих) Тем более будет грехом печаль, сопровождающаяся другими грехами, например пьянством. Протоиерей Евгений Попов: «Мужья же иные овдовев выражают свою печаль тем, что начинают упиваться вином. Но если они любили своих жен, то для духа умерших большое обеспокоение, что смерть последних сделалась поводом к их слабости». (Чрезмерная печаль о чете или, напротив, забвение // Заповедь 7: «Не прелюбодействуй»… // Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих) Какие советы дают святые отцы вдовцам и вдовам? Во-первых, практические советы, как вести мирскую жизнь после смерти одного из супругов. Протоиерей Евгений Попов: «Доколе еще не принят новый брак или нет совсем желания и самой возможности принять его, дотоле должно быть живое воспоминание об умершей жене или об умершем муже, как и само родство с родственниками умершей четы во все это время не прекращается. Авраам и оплакивал умершую Сару и много хлопотал о могиле для нее: он приобрел себе собственную землю, чтоб не могли другие обеспокоить праха его жены (Быт. 23). Вдовцы и вдовицы! По случаю своего горького вдовства, особенно в первые дни его, не спешите задаваться вопросами: как вам жить в одиночестве? Когда можете забыть свою потерю? Предайтесь воле Господа, и Он укажет вам пути жизни и облегчит ваше горе! Не останавливайте течение ежедневных ваших занятий по должности, по дому, по кабинету своему: это наилучшее спасение вам от полного упадка духом. Но и любите воспоминать в душе и в разговоре умершую свою чету. Эта любовь ваша будет иметь особенное достоинство; потому что в ней уже нет никаких расчетов или видов». (Чрезмерная печаль о чете или, напротив, забвение // Заповедь 7: «Не прелюбодействуй»… // Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих) Во-вторых, если вдова или вдовец остался с маленькими детьми, то не следует отчаиваться, а надеяться на милость и помощь Божию. Новый эклогион: «После смерти главы семейства вся забота и о поддержании имения, и о воспитании детей, особенно о Паисии, как самом младшем из чад, легла на плечи опечаленной матери. Однажды ночью ей во сне явился Ангел Господень, которого послал Сам Бог, Отец всех сирот, и сказал: “Почему ты так печалишься, что нужно заботиться о детях, как будто это только твое дело, а не Бога?”» (Житие и подвиги… Паисия Великого) В-третьих, вдовствующий христианин должен или продолжать, или начинать вести духовную жизнь. Святитель Тихон Задонский: «Если муж жены лишился — освободился от закона брачного, которым жена мужу и муж жене обязывается, и удобнее может заботиться о том, “как угодить Господу”. Также и жена, лишившаяся мужа, удобнее может заботиться о том, “как угодить Господу” (1 Кор. 7: 32–34)». (Об истинном христианстве. Кн. 1, § 164) Святитель Василий Великий: «…от настоящего обратись душою к попечению о будущем, чтобы и тебе сподобиться за добрые дела получить одинаковое с ним место упокоения». (Письмо 261 (269) // Письма) В переписке святых отцов часто встречаются утешения о смерти родителей или братьев и сестер. Преподобный Макарий Оптинский: «Судьбы Божии нам неисповедимы; каждому из нас Он положил предел жизни — и не прейдем, а вечность не имеет конца!.. Для нас, верующих христиан, смерть не есть всегдашняя разлука, но временное отшествие: “живем ли или умираем, — [всегда] Господни” (Рим. 14: 8), — учит св. апостол, и пред Богом все живы всегда, ибо душа бессмертна и вечна. Сие рассуждение да будет вам утолением скорби о лишении матушки вашей. Вы и теперь находитесь с нею в общении молитвенном, когда исполняете долг ваш — приносите молитвы об упокоении души ее, и при церковном богослужении творите поминовение и делаете благотворения нуждающимся; для нее от сего есть великая польза душе, а для вас утешение». (Письма, 1, 141) Георгий, затворник Задонский: «Милостивый государь!.. мне приятно было видеть в письме вашем спасительное расположение чувства вашего к поминовению об упокоении души Богу преданной родительницы вашей. Вы хотите во сне видеть ее: на что ж вам такой сон? Лучше веровать в ту истину, что в день воскресения верующие во Христа, хотя и умерли во времени, но имеют воскреснуть в жизнь вечную, и радости их не будет конца». (Письмо 1, 48 // Письма) Святитель Тихон Задонский: «Если с братом или другом смертью разлучился — имеешь столько друзей и братьев, сколько христиан, которые “все одно во Христе Иисусе” (Гал. 3: 28). Плотская дружба временна и смертью пресекается; но союз духовной дружбы, который бывает между Христом и верными Его, есть нерушимый, твердый и вечный, потому самой смертью не пресекаемый. Это благословенное дружество здесь, в мире сем, начинается, а в будущем веке совершится, и во веки вечные нерушимо будет, где одна любовь друг к другу будет, друг о друге радоваться, утешаться, веселиться будут, Бог об избранных Своих радоваться будет: “И будет, как радуется жених о невесте, так возрадуется Господь о тебе” (Ис. 62: 5), избранное, спасенное и благословенное собрание. Избранные о Господе Боге своем веселиться и утешаться будут. Так каждый из них радостным духом возопиет: “Да возрадуется душа моя о Господе: ибо облек меня в ризу спасения и одеждою веселия одел меня” (Ис. 61: 10)». (Об истинном христианстве. Кн. 1, § 164) Святитель Феофан Затворник: «Я всегда молился и молюсь, чтобы Господь дал сестре пожить немного, пока последние дети станут на ноги. Но, судя по тому, что вы сказали, теперь уже надо молиться о мирной кончине. Что же делать? Что судил Бог, тому надо покориться. Что умирает, ничего необыкновенного нет. Вслед за нею и мы пойдем тою же дорогою. Это общий всех путь. Но всё же смерть поражает всех, и мы всех умирающих имеем так, как бы они нечаянно умерли. Вы останетесь доканчивать воспитание и пристроение детей, а она отойдет, и там, что нужно и можно, приготовит для встречи вас. Будьте мужем силы. Скрепите сердце и мужайтесь». (Письмо 159 // Собрание писем) Георгий, затворник Задонский: «Слава Богу! Господь благоволил освободить от тела, до всеобщего воскресения, душу любезного ваше го брата: так Богу угодно! А вам, рабе Божией, повинующейся воле Господа, как можно помыслить, чтобы сие посещение Божие было для вас оскорбительно? Спаси вас Господи и помилуй... Князь, брат ваш, не имел бы такой чести и похвал дома, как за границей, вне пределов своего отечества, кончив земную жизнь свою на самом стремлении защищать веру и отечество, исполняя повеление православного государя. Теперь отрите же ваши слезы и благодарите Господа, благоволившего успокоить его от бранных подвигов. И о чем ваше сердце болит и плачет? Не о земном ли лишении? Да что же вы видели постоянного на земле в жизни вашей? Все видимое временно, изменяется и тает! Вашему сердцу предлежит размышление о небесных, а не о земных вещах, отлучающих душу от Бога. Или о том плачете, что не вас прежде Господь освободил от временной жизни? Будьте готовы! Временное не вечно, скоро проходит. Пока есть время, умилостивляйте Господа Бога; повинуйтесь Его велениям и угождайте воле Его, да посетит и вас милостью Своею. Не смотрите на то, что мир делает и судит во угождение свое: вам благо, когда благоугождаете Господу. Желайте и ищите иметь в сердце единого Бога! Господь с вами! Покровительница ваша Матерь Божия и хранитель души Ангел — да утешат скорбное ваше сердце. Слава Богу о всем! Прочь смущение! Покойтесь в Господе и делайте, что вам надлежит по благоразумию…». (Письмо 1, 134 // Письма) Эти же утешения можно приводить и при смерти друзей. • Печаль о смерти священнослужителей. Смерть священнослужителя, который окормлял христиан, является великой утратой не для одного человека или одной семьи, а для множества людей. В писаниях святых отцов встречается много утешений при смерти пастырей. Приведем некоторые из них. Святитель Феофан Затворник: «Вы все тужите о Владыке и не надеетесь перестать тужить. Господь да утолит скорбь вашу! Восставьте ту уверенность, что Владыке там очень хорошо и что он не лишен вместе с тем возможности иметь свойственное таинственному его состоянию общение со всеми любящими его и молящимися о нем. Если верите сему, то поверьте, что он бывает у вас. Если бывает, то вы, стало быть, теперь получаете то, чего при жизни его не имели». (Письмо 424 // Письма) Преподобный Ефрем Сирин: «В глубокой печали она (Церковь) о смерти твоей: сетует о кончине твоей. Опустело в ней место стояния твоего, столь известное в кругу чад твоих. Сетует она о смерти твоей, горько болезнует об отшествии твоем, когда взирает на собрание чад своих и не видит тебя среди них. Велика болезнь ее, проливает она слезы, облечена в скорбь и печаль, не хотела бы тебя отпустить от себя, не желала бы согласиться на разлуку с тобой. Час смертный принуждает ее сопроводить тебя до обители умерших, но природа не дозволяет обитать мертвым вместе с живыми. Две разные обители — для живых и для мертвых: живой не может обитать в шеоле (царстве мертвых), а мертвый — на земле живых. Но наступит воскресение, и из обеих обителей соделается одна. Церковь ожидает тебя в Едеме, надеется увидеть тебя в раю. Покойся же до воскресения, молись, чтобы увидеть ее в брачном чертоге». (На кончину иерея) «С нами пребывает душа праведных, потому что слово их — с нами. Как живые, вещают они нам в своих уставах и учениях. Душа их живет и мыслит; Творец блюдет ее в Едеме, а тело их хранится в земле; до возвращения вверено оно ей, как залог». (На кончину епископа) «Нас постигла скорбь; мы лишились того, кто заботился о нас; а он — в сугубом приобретении, и без страха отошел от нас. Смерть увенчала его, как Моисея, и ввела в тихую пристань; свободен он стал от трудов, избавился от борьбы со страданиями плоти… Одно печалит нас: кому теперь иметь о нас попечение? Но не поскорбим о том, что вошел ты в пристань и в смерти приял венец». (На кончину епископа) «Не о том плачем, что упокоился ты, ибо смерть праведных есть упокоение. Но печалимся о себе самих, ибо лишились своего попечителя… Плакать, скорбеть, облечься печалью должно братство наше, которое смертью твоей внезапно лишено богатого сокровища словес твоих. Сетуют и утешаются, скорбят и торжествуют сонмы учеников твоих, светлые лики сынов твоих. Смерть твоя ввергает их в скорбь, а слава твоя радует их. Когда обращают взоры и видят, что нет тебя с ними, проливают горькие слезы. А когда размыслят о славном подвиге твоем, исполняются всякой радости». (На кончину подвижника) «(Это речение произносится от лица паствы почившего иерея) “Помолимся же при разлучении, братия, о разлученном с нами брате. Будем умолять Судию, Который внемлет гласу возлюбленных Им. Воззовем к Богу, Которому угодна жизнь, а не смерть грешников: “По благости Твоей помилуй раба Твоего, по милосердию Твоему помилуй чтителя Твоего. Не вниди, Господи, в праведный и строгий суд с рабом Твоим, потому что нет человека, который бы чист был от грехов и беззаконий. Не воспомяни прегрешений его, не помяни беззаконий его; по милосердию Твоему, изгладь грехи его и поставь его одесную Тебя. К Тебе взывал он в час смерти, Тебя умолял в день кончины, Тебя умилостивлял умирая, у Тебя со слезами просил отпущения грехов своих. Не отринь гласа моления его, не отврати от него лица Твоего. В Евангелии Своем дал Ты обетование: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам” (Мф. 7: 7). Вот, с упованием взывал он к Тебе, Господи, с верой в Евангелие Твое ударял в дверь. Услыши его милостиво, как обычно Тебе, и отверзи ему дверь Царства. По благодати Твоей даруй ему в наследие с праведными обетованное Царство. Да насладится он блаженством в Чертоге Света вместе с иереями, служившими непорочно, да воспевает благость Твою среди святых и праведных. Да возрадуется и возвеселится в кущах с присными Твоими, и торжествует в сонме возлюбленных Тобой, да славит и взывает: “Хвала Тебе, помиловавшему меня, по благости Твоей!”». (На кончину иерея)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.50 (0.011 с.) |