Советы святых отцов, как утешать осиротевших детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советы святых отцов, как утешать осиротевших детей.



Вначале ответим на практические вопросы, связанные с похоронами и кладбищем.

Схимонах Паисий Святогорец:

«(Вопрос) Геронда, если умирает глава семьи, должны ли маленькие дети видеть тело своего мертвого отца?

(Ответ) Лучше не надо. Тут вон даже если умирает кто-то из близких взрослого человека, то ищешь способ, как бы помягче, щадяще сообщить ему об этом. Что уж тут говорить о детях!

(Вопрос) До какого возраста детям не на пользу видеть своих умерших близких?

(Ответ) Это зависит от (характера, склонностей, настроения) ребенка.

(Вопрос) А можно ли водить детей на могилу отца?

(Ответ) Да, на могилу детей водить можно. Надо им сказать: “Отец переселился отсюда на Небо. Если вы будете добрыми детьми, то он будет приходить с Неба к вам в гости”. Помню, когда умерла моя бабушка, меня отвели в дом наших знакомых, чтобы я не видел похорон и не знал, что она умерла. Там со мной играли, развлекали меня. Я смеялся, а они плакали. Когда меня привели обратно домой, я стал спрашивать: “А где бабушка?” — “Придет, придет”, — говорили мне. Я ждал возвращения бабушки, а спустя время узнал, что она умерла. Детям не на пользу видеть любимых людей мертвыми». (Семейная жизнь. Ч. 1, гл. 3)

А теперь приведем поучения об утешении сирот, находящихся в печали. Если осиротевшие дети испытывают сильную скорбь, то, конечно, необходимо окружить их еще большей заботой и лаской. При утешении необходимо просить не отчаиваться, что они остались без плотских родителей, так как имеют Отца Небесного и что родители с Небес заботятся о них, молясь Господу.

Святитель Тихон Задонский:

«Если отца лишаешься — имеешь Отца Бога, от Которого духовно родился. Он как об отце твоем промышлял, так и о тебе промышляет. Если без матери остаешься сиротой — имеешь также вместо матери того же Бога, Который есть «Отец сирот» (Пс. 67: 6), Который через пророка всех таких утешает: “забудет ли женщина чадо свое, чтобы не помиловать сына чрева своего? Но если и женщина забудет, Я не забуду тебя”, — говорит Господь (Ис. 49: 15)». (Об истинном христианстве. Кн. 1, § 164)

А вот совет-утешение бабушке осиротевших детей.

Преподобный Амвросий Оптинский:

«Наконец, вы можете иметь отрадные чувства и в том, что у покойного М. вашего остались дети, которых вы можете воспитывать и утешаться ими как детьми. Они будут для вас вместе и внуки, и близкие дети». (Письмо 83 // Письма к мирским лицам)

Печаль об умерших супругах, родителях и других родственниках.

Печаль о смерти одного из супругов также естественна, особенно если между ними была любовь и теплые отношения.

Святитель Василий Великий:

«Вы столько были сродны между собою нравами, что каждый из вас изображал в себе нрав другого, как в зеркале. И сколько бы ни наговорил кто, он не выразил бы и малейшей части вашего достоинства». (Письмо 293 (301) // Письма)

«…сильная любовь твоя к мужу и доброта ко всем заставляют меня опасаться, чтобы по простоте нравов, глубоко уязвившись скорбью, не предалась ты горести». (Письмо 261 (269) // Письма)

Как было сказано уже не раз, чрезмерная печаль об умершем супруге также является грехом.

Протоиерей Евгений Попов:

«Безутешные слезы по случаю вдовства показывают недостаток веры в будущее воскресенье и свойственны “не имущим обетования” (1 Сол. 4: 13)». (Чрезмерная печаль о чете или, напротив, забвение // Заповедь 7: «Не прелюбодействуй»… // Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих)

Тем более будет грехом печаль, сопровождающаяся другими грехами, например пьянством.

Протоиерей Евгений Попов:

«Мужья же иные овдовев выражают свою печаль тем, что начинают упиваться вином. Но если они любили своих жен, то для духа умерших большое обеспокоение, что смерть последних сделалась поводом к их слабости». (Чрезмерная печаль о чете или, напротив, забвение // Заповедь 7: «Не прелюбодействуй»… // Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих)

Какие советы дают святые отцы вдовцам и вдовам? Во-первых, практические советы, как вести мирскую жизнь после смерти одного из супругов.

Протоиерей Евгений Попов:

«Доколе еще не принят новый брак или нет совсем желания и самой возможности принять его, дотоле должно быть живое воспоминание об умершей жене или об умершем муже, как и само родство с родственниками умершей четы во все это время не прекращается. Авраам и оплакивал умершую Сару и много хлопотал о могиле для нее: он приобрел себе собственную землю, чтоб не могли другие обеспокоить праха его жены (Быт. 23). Вдовцы и вдовицы! По случаю своего горького вдовства, особенно в первые дни его, не спешите задаваться вопросами: как вам жить в одиночестве? Когда можете забыть свою потерю? Предайтесь воле Господа, и Он укажет вам пути жизни и облегчит ваше горе! Не останавливайте течение ежедневных ваших занятий по должности, по дому, по кабинету своему: это наилучшее спасение вам от полного упадка духом. Но и любите воспоминать в душе и в разговоре умершую свою чету. Эта любовь ваша будет иметь особенное достоинство; потому что в ней уже нет никаких расчетов или видов». (Чрезмерная печаль о чете или, напротив, забвение // Заповедь 7: «Не прелюбодействуй»… //

Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих)

Во-вторых, если вдова или вдовец остался с маленькими детьми, то не следует отчаиваться, а надеяться на милость и помощь Божию.

Новый эклогион:

«После смерти главы семейства вся забота и о поддержании имения, и о воспитании детей, особенно о Паисии, как самом младшем из чад, легла на плечи опечаленной матери. Однажды ночью ей во сне явился Ангел Господень, которого послал Сам Бог, Отец всех сирот, и сказал: “Почему ты так печалишься, что нужно заботиться о детях, как будто это только твое дело, а не Бога?”» (Житие и подвиги… Паисия Великого)

В-третьих, вдовствующий христианин должен или продолжать, или начинать вести духовную жизнь.

Святитель Тихон Задонский:

«Если муж жены лишился — освободился от закона брачного, которым жена мужу и муж жене обязывается, и удобнее может заботиться о том, “как угодить Господу”. Также и жена, лишившаяся мужа, удобнее может заботиться о том, “как угодить Господу” (1 Кор. 7: 32–34)». (Об истинном христианстве. Кн. 1, § 164)

Святитель Василий Великий:

«…от настоящего обратись душою к попечению о будущем, чтобы и тебе сподобиться за добрые дела получить одинаковое с ним место упокоения». (Письмо 261 (269) // Письма)

В переписке святых отцов часто встречаются утешения о смерти родителей или братьев и сестер.

Преподобный Макарий Оптинский:

«Судьбы Божии нам неисповедимы; каждому из нас Он положил предел жизни — и не прейдем, а вечность не имеет конца!.. Для нас, верующих христиан, смерть не есть всегдашняя разлука, но временное отшествие: “живем ли или умираем, — [всегда] Господни” (Рим. 14: 8), — учит св. апостол, и пред Богом все живы всегда, ибо душа бессмертна и вечна. Сие рассуждение да будет вам утолением скорби о лишении матушки вашей.

Вы и теперь находитесь с нею в общении молитвенном, когда исполняете долг ваш — приносите молитвы об упокоении души ее, и при церковном богослужении творите поминовение и делаете благотворения нуждающимся; для нее от сего есть великая польза душе, а для вас утешение». (Письма, 1, 141)

Георгий, затворник Задонский:

«Милостивый государь!.. мне приятно было видеть в письме вашем спасительное расположение чувства вашего к поминовению об упокоении души Богу преданной родительницы вашей. Вы хотите во сне видеть ее: на что ж вам такой сон? Лучше веровать в ту истину, что в день воскресения верующие во Христа, хотя и умерли во времени, но имеют воскреснуть в жизнь вечную, и радости их не будет конца». (Письмо 1, 48 // Письма)

Святитель Тихон Задонский:

«Если с братом или другом смертью разлучился — имеешь столько друзей и братьев, сколько христиан, которые “все одно во Христе Иисусе” (Гал. 3: 28). Плотская дружба временна и смертью пресекается; но союз духовной дружбы, который бывает между Христом и верными Его, есть нерушимый, твердый и вечный, потому самой смертью не пресекаемый. Это благословенное дружество здесь, в мире сем, начинается, а в будущем веке совершится, и во веки вечные нерушимо будет, где одна любовь друг к другу будет, друг о друге радоваться, утешаться, веселиться будут, Бог об избранных Своих радоваться будет: “И будет, как радуется жених о невесте, так возрадуется Господь о тебе” (Ис. 62: 5), избранное, спасенное и благословенное собрание. Избранные о Господе Боге своем веселиться и утешаться будут. Так каждый из них радостным духом возопиет: “Да возрадуется душа моя о Господе: ибо облек меня в ризу спасения и одеждою веселия одел меня” (Ис. 61: 10)». (Об истинном христианстве. Кн. 1, § 164)

Святитель Феофан Затворник:

«Я всегда молился и молюсь, чтобы Господь дал сестре пожить немного, пока последние дети станут на ноги. Но, судя по тому, что вы сказали, теперь уже надо молиться о мирной кончине. Что же делать? Что судил Бог, тому надо покориться. Что умирает, ничего необыкновенного нет. Вслед за нею и мы пойдем тою же дорогою. Это общий всех путь. Но всё же смерть поражает всех, и мы всех умирающих имеем так, как бы они нечаянно умерли. Вы останетесь доканчивать воспитание и пристроение детей, а она отойдет, и там, что нужно и можно, приготовит для встречи вас. Будьте мужем силы. Скрепите сердце и мужайтесь». (Письмо 159 // Собрание писем)

Георгий, затворник Задонский:

«Слава Богу! Господь благоволил освободить от тела, до всеобщего воскресения, душу любезного ваше го брата: так Богу угодно! А вам, рабе Божией, повинующейся воле Господа, как можно помыслить, чтобы сие посещение Божие было для вас оскорбительно? Спаси вас Господи и помилуй... Князь, брат ваш, не имел бы такой чести и похвал дома, как за границей, вне пределов своего отечества, кончив земную жизнь свою на самом стремлении защищать веру и отечество, исполняя повеление православного государя. Теперь отрите же ваши слезы и благодарите Господа, благоволившего успокоить его от бранных подвигов. И о чем ваше сердце болит и плачет? Не о земном ли лишении? Да что же вы видели постоянного на земле в жизни вашей? Все видимое временно, изменяется и тает! Вашему сердцу предлежит размышление о небесных, а не о земных вещах, отлучающих душу от Бога. Или о том плачете, что не вас прежде Господь освободил от временной жизни? Будьте готовы! Временное не вечно, скоро проходит. Пока есть время, умилостивляйте Господа Бога; повинуйтесь Его велениям и угождайте воле Его, да посетит и вас милостью Своею. Не смотрите на то, что мир делает и судит во угождение свое: вам благо, когда благоугождаете Господу. Желайте и ищите иметь в сердце единого Бога! Господь с вами! Покровительница ваша Матерь Божия и хранитель души Ангел — да утешат скорбное ваше сердце. Слава Богу о всем! Прочь смущение! Покойтесь в Господе и делайте, что вам надлежит по благоразумию…». (Письмо 1, 134 // Письма)

Эти же утешения можно приводить и при смерти друзей.

Печаль о смерти священнослужителей.

Смерть священнослужителя, который окормлял христиан, является великой утратой не для одного человека или одной семьи, а для множества людей. В писаниях святых отцов встречается много утешений при смерти пастырей. Приведем некоторые из них.

Святитель Феофан Затворник:

«Вы все тужите о Владыке и не надеетесь перестать тужить. Господь да утолит скорбь вашу! Восставьте ту уверенность, что Владыке там очень хорошо и что он не лишен вместе с тем возможности иметь свойственное таинственному его состоянию общение со всеми любящими его и молящимися о нем. Если верите сему, то поверьте, что он бывает у вас. Если бывает, то вы, стало быть, теперь получаете то, чего при жизни его не имели». (Письмо 424 // Письма)

Преподобный Ефрем Сирин:

«В глубокой печали она (Церковь) о смерти твоей: сетует о кончине твоей. Опустело в ней место стояния твоего, столь известное в кругу чад твоих. Сетует она о смерти твоей, горько болезнует об отшествии твоем, когда взирает на собрание чад своих и не видит тебя среди них. Велика болезнь ее, проливает она слезы, облечена в скорбь и печаль, не хотела бы тебя отпустить от себя, не желала бы согласиться на разлуку с тобой. Час смертный принуждает ее сопроводить тебя до обители умерших, но природа не дозволяет обитать мертвым вместе с живыми. Две разные обители — для живых и для мертвых: живой не может обитать в шеоле (царстве мертвых), а мертвый — на земле живых. Но наступит воскресение, и из обеих обителей соделается одна. Церковь ожидает тебя в Едеме, надеется увидеть тебя в раю. Покойся же до воскресения, молись, чтобы увидеть ее в брачном чертоге». (На кончину иерея)

«С нами пребывает душа праведных, потому что слово их — с нами. Как живые, вещают они нам в своих уставах и учениях. Душа их живет и мыслит; Творец блюдет ее в Едеме, а тело их хранится в земле; до возвращения вверено оно ей, как залог». (На кончину епископа)

«Нас постигла скорбь; мы лишились того, кто заботился о нас; а он — в сугубом приобретении, и без страха отошел от нас. Смерть увенчала его, как Моисея, и ввела в тихую пристань; свободен он стал от трудов, избавился от борьбы со страданиями плоти… Одно печалит нас: кому теперь иметь о нас попечение? Но не поскорбим о том, что вошел ты в пристань и в смерти приял венец». (На кончину епископа)

«Не о том плачем, что упокоился ты, ибо смерть праведных есть упокоение. Но печалимся о себе самих, ибо лишились своего попечителя… Плакать, скорбеть, облечься печалью должно братство наше, которое смертью твоей внезапно лишено богатого сокровища словес твоих. Сетуют и утешаются, скорбят и торжествуют сонмы учеников твоих, светлые лики сынов твоих. Смерть твоя ввергает их в скорбь, а слава твоя радует их. Когда обращают взоры и видят, что нет тебя с ними, проливают горькие слезы. А когда размыслят о славном подвиге твоем, исполняются всякой радости». (На кончину подвижника)

«(Это речение произносится от лица паствы почившего иерея) “Помолимся же при разлучении, братия, о разлученном с нами брате. Будем умолять Судию, Который внемлет гласу возлюбленных Им. Воззовем к Богу, Которому угодна жизнь, а не смерть грешников: “По благости Твоей помилуй раба Твоего, по милосердию Твоему помилуй чтителя Твоего. Не вниди, Господи, в праведный и строгий суд с рабом Твоим, потому что нет человека, который бы чист был от грехов и беззаконий. Не воспомяни прегрешений его, не помяни беззаконий его; по милосердию Твоему, изгладь грехи его и поставь его одесную Тебя. К Тебе взывал он в час смерти, Тебя умолял в день кончины, Тебя умилостивлял умирая, у Тебя со слезами просил отпущения грехов своих. Не отринь гласа моления его, не отврати от него лица Твоего. В Евангелии Своем дал Ты обетование: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам” (Мф. 7: 7). Вот, с упованием взывал он к Тебе, Господи, с верой в Евангелие Твое ударял в дверь. Услыши его милостиво, как обычно Тебе, и отверзи ему дверь Царства. По благодати Твоей даруй ему в наследие с праведными обетованное Царство. Да насладится он блаженством в Чертоге Света вместе с иереями, служившими непорочно, да воспевает благость Твою среди святых и праведных. Да возрадуется и возвеселится в кущах с присными Твоими, и торжествует в сонме возлюбленных Тобой, да славит и взывает: “Хвала Тебе, помиловавшему меня, по благости Твоей!”». (На кончину иерея)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.126.232 (0.017 с.)