Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О поминовении милостыней и частной молитвой неправославных и некрещеных людей

Поиск

Как известно, для церковного поминовения в записках «О упокоении» пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

О частном поминовении и милостыне за некрещеных и неверующих людей.

Вот что говорят святые отцы о частном поминовении и милостыне за некрещеных и неверующих людей.

Святитель Иоанн Златоуст:

«Но это (при совершении Страшных Таин поминать усопших) (говорим) о тех, которые скончались в вере; а оглашенные не удостаиваются этого утешения, но лишены всякой такой помощи, кроме одной. Какой же именно? За них можно подавать бедным; это доставляет им некоторую отраду, потому что Богу угодно, чтобы мы помогали друг другу. Иначе для чего бы Он повелел молиться о мире и благосостоянии мира? Для чего бы — о всех людях? Хотя здесь между всеми есть и разбойники, и гробокопатели, и воры, и исполненные бесчисленных пороков, однако ж мы молимся за всех: быть может, это послужит сколько-нибудь к их обращению. Потому как мы молимся за живых, которые нисколько не отличаются от мертвых, так можно молиться и за умерших». (Беседа 28 // Полное собрание сочинений. Т. 11, ч. 1)

«Есть, действительно есть возможность облегчить наказание усопшего грешника, если пожелаем. Так, если будем совершать за него частые молитвы, если будем подавать милостыню, то хотя бы он сам был и недостоин, Бог услышит нас. Если ради Павла Он спасал других и ради одних милует других, то не сделает ли того же самого и ради нас? Из собственного его имения, из твоего, из чьего хочешь, окажи помощь, возлей на него елей или, по крайней мере, воду. Он не может представить собственных дел милосердия? Пусть они будут совершены за него. Таким образом, жена может ходатайствовать за мужа, сделав за него необходимое для его спасения. Чем в больших он виновен грехах, тем более необходима для него милостыня. И не поэтому только, но и потому, что теперь она уже не имеет той силы, но гораздо меньше, ибо совсем не все равно, творит ли ее кто-либо сам или другой за него. Итак, чем она меньше по силе, тем более мы должны увеличивать ее по количеству. Собери вдовиц, скажи имя покойного, пусть они творят за него молитвы и моления. Это преклонит на милость Бога, хотя не он сам, но другой за него совершит милостыню. Это сообразно с человеколюбием Божиим. Стоящие вокруг и плачущие вдовицы могут спасти если не от настоящей, то от будущей смерти. Многие получили пользу от милостыни, совершаемой за них другими, ибо если они и не совершенно помилованы, то, по крайней мере, получили некоторое утешение». (Беседа 21 // Полное собрание сочинений. Т. 9, ч. 1)

Святитель Феофан Затворник:

«Как он не хотел знать Бога здесь; так там Бог не похощет знать его, и оставит за пределами Своей милости на вечные веки». (Письмо 1366 // Сборник писем)

«Церковь молится о чадах своих, да сохраняют веру свою и преуспевают в ней, о сущих же вне Церкви молится — обратить их к вере и присоединить к Церкви. Как обращение сие должно совершиться здесь, на земле, то и сила молитвы сей ограничивается пребыванием на земле тех, о коих идет молитва. Церковь есть живой союз всех верующих, кои все, сочетаваясь во едино под единой главою — Христом Господом, составляют единое тело. Составляют ее верующие и живые и умершие. Неверующие — и живые и умершие — суть вне ее и вне Господа Спасителя — главы ее. Здешние неверующие призываются, и если воспользуются сим здесь и внидут в Церковь, то и там таковыми же будут, т. е. чадами Церкви. Спаситель говорит: “иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет”. И еще: “кто не крестится водою и духом не внидет в Царствие Божие”, а это на земле должно совершиться. И еще: на небе разрешенным явится только то, что разрешено на земле… Умирающие вне веры и Церкви похожи на самоубийц. О самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе неразрешенном, не очищенном покаянием». (Письмо 479 // Сборник писем)

О частном поминовении умерших в сектантстве или иноверцев.

Далее приведем советы, как поминать умерших в сектантстве или иноверцев.

Преподобный Феодор Студит:

«…я запретил православному поминать на священных поминаниях и на Божественной литургии некоего, притворявшегося православным и не перестававшего иметь общение с еретиками и еретичеством. Ибо если б он, хотя в час смерти исповедал грех свой и приобщился Святых Таин; то православному можно бы делать за него приношение. Но как он отошел в общении с ересью, то, как можно вчинять такого в православное общение?.. Но о таковых плакать подобает; о тех из них, кои остались еще в живых, молиться, да дано им будет исторгнуться из сетей диавола; о себе же благодарить, яко “Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению” (2 Сол. 2: 13), чтоб поработать Ему в православной вере до настоящего исповедничества, за которое, если совершим его непорочно и безукоризненно, да сподобит Он нас Небесного Царствия Своего». (Добротолюбие. Т. 4, гл. 330)

Святитель Феофан Затворник:

«Спрашиваете, как поминать умерших в сектантстве родителей ваших! В своей частной молитве поминайте их и молитесь о них, обращаясь к беспредельной милости Божией, и ей предавайте их участь. В церкви же нечего их поминать… Горько это слышать любви вашей о родителях своих, но к ним можно приложить, что положено о младенцах, умерших без крещения. Последние предаются беспредельному милосердию Божию. И вы предайте Богу участь родителей своих, и молитесь о них в своей частной молитве — сотворить с ними по сему милосердию и по вере вашей в сие милосердие». (Письмо 479 // Сборник писем)

Преподобный Амвросий Оптинский:

«Во все времена при служении в Православной Церкви всегда поминались об упокоении души усопших только православных христиан; потому в постановлениях церковных и не пишется о непоминовении иноверцев, ибо нигде их не поминали… Заповедь Самого Господа в Евангелии:

“если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Мф. 18: 17). Этими словами с тем вместе определяется ясно забота и попечение православных в отношении иноверцев, кто бы они ни были… Но по закону любви Церковь наша молится о соединении Церквей, т. е. об обращении иноверных еще при их жизни с той мыслью, чтобы Господь, имиже весть судьбами обратил их к свету истины и привел на путь спасения. Если обратятся, то добро и благо; когда же при жизни своей не обратятся по недоведомым нам судьбам Божиим, то по смерти... Церковь уже не может их поминать, так как они не имели общения с ней при своей жизни… Достойно замечания, что когда кого-либо из православной царской фамилии выдают в замужество за иноверца, то супруг этот только при жизни его поминается на ектениях, и притом безымянно; по смерти же не поминается. А для царских родственников могла бы Церковь сделать снисхождение, если бы это возможно было». (Письмо 237 // Письма к мирским лицам)

О частном поминовении самоубийц

Вначале приведем каноны Церкви о самоубийцах.

Матфей Властарь:

«Тимофей Александрийский в 14-м прав. велит лишать обычного за благочестивых приношения, молитвы, псалмопения и узаконенного поминовения умерших насильственно, кои, т. е. имея здравый разум и не повредив ума от болезни, от печали или малодушия, из страха или “обиды” какой-либо, сами на себя наложили руки. Закон: Убивший самого себя или покусившийся на самоубийство из-за страха преступления, а не по болезни, наказывается как убивший другого, и имущество его отбирается в казну». (Алфавитная Синтагма. Буква В. Гл. 12)

Тимофей Александрийский:

«Вопрос 14: Если кто, будучи вне себя, подымет на себя руки или повержет себя с высоты: за такового должно ли быть приношение, или нет?

Ответ: О таковом священнослужитель должен рассудить, подлинно ли, будучи вне ума, соделал сие. Ибо часто близкие к пострадавшему от самого себя, желая достигнуть, да будет приношение и молитва за него, неправдуют и глаголют, яко был вне себя. Может же быть, яко соделал сие от обиды человеческой, или по иному какому случаю от малодушия: и о таковом не подобает быть приношение, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытывать, да не подпадет осуждению». (Канонические ответы)

Основы социальной концепции РПЦ, п. 12.8:

«Умышленный самоубийца, который “соделал сие от обиды человеческой или по иному какому случаю от малодушия”, не удостаивается христианского погребения и литургического поминовения (Тимофея Алекс. прав. 14). Если самоубийца бессознательно лишил себя жизни “вне ума”, то есть в припадке душевной болезни, церковная молитва о нем дозволяется по исследовании дела правящим архиереем».

А вот как говорят святые отцы по этому поводу.

Святитель Феофан Затворник:

«Молиться ли за самоубийц?! Церковь не велит, как же сыны и дщери будут молиться? Мысль, что можно молиться о тех, кои удостоены церковных похорон, разрешает молитву, предполагая, что разрешившие церковное погребение не признали убийцу убившим себя сознательно. Мне иногда думается, что можно молиться дома в своей частной молитве. Но тут проглядывает покушение показать, что милосерднее Церкви и даже Самого Бога. Довольно ограничиться жалением о нем, предавая участь его безмерному милосердию Божию». (Письмо 583 // Письма)

Преподобный Амвросий Оптинский:

«Еще пишешь о несчастной кончине брата одной из ваших послушниц и спрашиваешь, можно ли его поминать. По церковным правилам поминать его в церкви не следует; а сестра и родные его могут келейно о нем молиться». (Письмо 388 // Собрание писем к монашествующим)

Схиигумен Савва:

«Церковь не молится только за самоубийц. Самоубийство — это страшный смертный грех, хула против Духа Святого, трусость и малодушие. Церковное правило говорит: молиться можно только за тех самоубийц, которые покончили с собой в невменяемом состоянии, то есть бессознательно. Если же человек, даже и психически больной, покончил с собой сознательно, молиться за него нельзя». (О молитве // Путь ко спасению)

Схимонах Паисий Святогорец:

«…о людях, которые оканчивают жизнь самоубийством, не будучи душевнобольными, Церковь не молится, так же, как Она не молится и за умерших еретиков. Этих людей Церковь оставляет на суд и на милость Божию. Имена таких людей священник не поминает на проскомидии и не вынимает за них частицу, потому что самоубийством такие люди отказываются от жизни, презирают ее. А ведь жизнь — это дар Божий. Но, оканчивая жизнь самоубийством, такие люди все равно что швыряют этим даром в лицо Бога. Но мы должны много молиться за тех, кто оканчивает жизнь самоубийством, чтобы Благий Бог что-то сделал и для них. Ведь мы не знаем, отчего они наложили на себя руки, не знаем и того, в каком состоянии они находились в последний момент жизни. Может быть, в час, когда их душа выходила из тела, они покаялись, попросили у Бога прощения, и их покаяние было принято. И, может быть, их душу принялАнгел Господень…» (Семейная жизнь. Ч. 6)

Протоиерей Евгений Попов:

«Вопрос: Как судит самоубийцу Церковь?

Ответ: “О таковом не подобает быти приношение”, т. е. не должно быть поминовения, говорится в правилах церковных. Если его родственники и будут уверять священника, что он поднял на себя руки в сумасшествии: священник должен “со всяким тщанием испытывать”, справедливо ли это уверение. Иначе священник сам подпадает осуждению. В номоканоне при большом требнике сказано: “если убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают его”. Да и одно то обстоятельство, что он перешел в загробную жизнь без примирения с Церковью, что умер, не исповедавшись и не причастившись Святых Таин, уже составляет достаточное основание для того, чтоб отказать ему в отпевании и поминовении. Но Церковь примет в свои материнские объятия тех из самых намеренных самоубийц, кто, не успев вдруг лишить себя жизни, одумается и прибегнет чрез нее ко Христу, Искупителю грешников. Она удостоит этого человека всех Таинств, которых удостаиваются прочие в смертельных болезнях: исповеди, приобщения и елеопомазания. В отношении же к самоубийцам, которые совсем отреклись от Церкви, и ей остается одно: отречься от них». (Страшная участь самоубийцы)

Если же люди, знающие, что нельзя молиться церковной молитвой за самоубийц, все же дерзают это делать, то тем самым они согрешают, ставя свое «милосердие» выше правды и милосердия Божия.

Схимонах Паисий Святогорец:

«Один человек попросил священника: “Прошу тебя, отче, отслужи заупокойную литию за Иуду”. Все равно что говорил: “Ты, Христе, несправедлив. То, что Иуда Тебя предал, было Твоей волей. Поэтому сейчас помоги ему”». (Семейная жизнь. Ч. 5)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.93.61 (0.008 с.)