Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как бороться с сильной печалью о смерти ближнего

Поиск

Во всех учениях, приведенных выше, можно найти множество советов относительно правильного понимания смерти. Но в дополнение к этим правым христианским суждениям стоит выделить отдельным разделом вопрос о духовной брани со страстью печали о смерти ближних. Вначале приведем слова утешения о смерти родных людей для того, чтобы иметь христианские суждения, а не языческие. А затем приведем слова святых отцов о том, как справляться непосредственно со страстью печали о смерти ближнего, если она поразила ваше сердце.

В этом разделе приведены поучения и утешения святых к людям, которые переживают смерть родных и близких: детей, родителей, супругов, друзей и пастырей. Эти утешения не привычны для нас, когда мы просто жалеем человека и говорим общие фразы; в них есть и кроткое обличение, и объяснение христианских истин, и память о Боге, и молитва, и утверждение надежды. И пусть такая форма утешений и поучения послужат для утешения и научения.

Святитель Феофан Затворник:

«Желаю вам в сих неложных мыслях почерпнуть себе утешение». (Письмо 177 // Собрание писем)

Печаль о смерти младенцев и маленьких детей.

Естественно то, что смерть детей вызывает скорбь, особенно у матери. И, конечно, такая мать нуждается в особой помощи Божией, помогающей вынести эту скорбь.

Преподобный Ефрем Сирин:

«Как горьки слезы при смерти дитяти! Как тяжко матери, когда лишается она грудного младенца! Возрасти его, Господи, в Чертоге Твоем! Этот день возбуждает в родителях скорбь об утрате детей, потому что смерть сокрушает опору их старости. Ты, Господи, подкрепи их! Этот день отъемлет нередко у матери единородного, лишает ее руки, которая дотоле ее поддерживала. Ты, Господи, поддержи ее! Вот день, который разлучает младенца с его матерью и оставляет ее в грустном одиночестве, в скорби и печали. Ты, Господи, утешь ее! Вот день, который грудного младенца отрывает от матернего лона. Рыдает и сетует мать, что не стало ее утехи. Да узрит она его во Царстве! Блаженно детство! Оно наследует рай. Горе старости! Она остается здесь в бедствии. Ты, Господи, помоги ей!» (На смерть младенца)

Несмотря на то, что скорбь тяжела и естественна, родители, которым дано Господом пережить смерть младенцев, не должны впадать в сильную печаль, продолжать оставаться сильными в вере. Поэтому далее приведем поучения святых отцов на эту тему.

Некоторые вопросы об участи умерших младенцев и маленьких детей.

1. Какова участь некрещеных младенцев? Некрещеные младенцы относятся к тем, кто:

Святитель Григорий Богослов:

«…даже не имеют возможности и принять дара, или, может быть, по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати, хотя бы сами того и желали… (И они) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, не достойный чести, достоин уже наказания». (Слово 40)

Святитель Феофан Затворник:

«…(младенцы, умершие без крещения) предаются беспредельному милосердию Божию». (Письмо 479 // Сборник писем)

2. Все ли дети наследуют жизнь вечную?

Святитель Григорий Двоеслов:

«Правда, должно верить, что все крещеные младенцы и умирающие в самом младенчестве входят в Царство Небесное». (Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Гл. 18)

Схимонах Паисий Святогорец:

«Посмотри: когда умирает малыш, Христос берет его к Себе словно маленького Ангела, а его родители рыдают и бьют себя в грудь, тогда как им следовало бы радоваться. Ведь откуда они знают, кем бы он стал, когда вырос? Смог бы он спастись? Когда в 1924 году мы уезжали из Малой Азии на корабле, я был младенцем. На корабле было полно беженцев. Я лежал на палубе, закутанный матерью в пеленки. Один матрос случайно на меня наступил. Мать подумала, что я умер, и начала плакать. Одна женщина из нашей деревни размотала пеленки и убедилась, что со мной ничего не произошло. Но если бы я умер тогда, то точно был бы в Раю. А сейчас мне уже столько лет, я столько подвизался, но в том, окажусь я там или нет, все равно еще не уверен. Но, кроме того, смерть детей помогает и их родителям. Родители должны знать, что с того момента, как у них умирает ребенок, — у них появляется молитвенник в раю. Когда родители умрут, их дети с рипидами придут к двери рая, чтобы встретить души отца и матери. А это ведь немалое дело! Кроме того, маленьким детям, которые были измучены болезнями или увечьем, Христос скажет: “Придите в рай и выберите в нем самое лучшее место”. А дети ответят Христу так: “Здесь прекрасно, Христе, но мы хотим, чтобы вместе с нами была и наша мамочка”, и Христос, услышав прошение детей, найдет способ, чтобы спасти их мать». (Семейная жизнь. Ч. 6)

Но следует знать тот факт, что вхождение младенцев в Царствие Божие не делает их святыми.

Схимонах Паисий Святогорец:

«Конечно, матери не должны бросаться и в другую крайность. Некоторые матери верят, что их умерший ребенок стал святым, и от этого впадают в прелесть. Одна такая мать хотела дать мне что-то из вещей своего умершего сына — в благословение, потому что верила, что он стал святым. “Благословите, — спросила она меня, — давать людям его вещи в благословение?” — “Нет, — сказал я ей, — лучше не надо”. А другая такая мать в Великий Четверг прикрепила к стоящему посреди храма Распятию фотографию своего ребенка, которого убили немцы. Она говорила: “И мой сын пострадал так же, как Христос”. Женщины, которые оставались в храме на ночь перед Распятием, не стали ей мешать, оставили ее в покое, чтобы ее не ранить. А что ей было говорить? Ведь ее душа была травмирована». (Семейная жизнь. Ч. 6)

Что касается участи умерших детей старшего возраста, то святые отцы говорят следующее:

Святитель Григорий Двоеслов:

«…но должно также верить, что не все малые дети, которые могут уже говорить, входят в Царство Небесное. Некоторым детям вход в него заключают родители, когда худо воспитывают их. Один муж, всем известный в нашем городе, за три года пред сим имел сына лет, кажется, пяти, которого, по причине чрезмерной плотской любви, слабо воспитывал. Этот мальчик, как только встречал что-нибудь противное себе, имел обыкновение (тяжело и говорить) хулить величество Божие. За три года пред сим он тяжко заболел и приблизился к смерти. Когда отец держал его на руках, мальчик, затрепетав от ужаса, увидел, как свидетельствовали бывшие при смерти его, идущих к себе злых духов и начал кричать: “Защити, отец, защити, отец”. Во время крика он наклонил лицо, чтобы скрыться от них на груди у отца. Отец спросил его, дрожащего, что он видит, мальчик отвечал: “Черные люди пришли, хотят меня унести”. Сказавши это, он тотчас похулил имя величества Божия и испустил дух. Всемогущий Бог, чтобы показать, за какую вину он предан был таким мучителям, допустил умирающего повторить то, в чем не хотел исправлять его отец при жизни, допустил, чтобы долго живший, по долготерпению Божию, богохульником, произнес хулу при смерти, дабы отец его познал вину свою и увидел, что небрежением о душе малого сына он воспитал немалого грешника для огня гееннского». (Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Гл. 18)

Как христианин должен переносить смерть младенцев и маленьких детей.

Следует помнить, что предаваться сильной печали — грех.

Протоиерей Евгений Попов:

«Скорбеть же об умершем дитяти до потери сна, до болезни, до отрицания всякого постороннего утешения, это значит: “кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня” (Мф. 10: 37)». (Безутешная печаль об умершем дитяти // Заповедь 5: «Чти отца твоего и мать…» // Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих. Нельзя печалиться без меры о смерти младенца, а благодарить Бога. Для неверующего или маловерующего человека кажется жестоким и кощунственным этот совет. Но для верующего человека найдется множество поводов к благодарению.

Святитель Тихон Задонский:

«Если детей, которые малыми или младенцами умирают, лишаешься, благодари Бога, что восхищает их, “чтобы не изменила злоба разума их, или коварство не прельстило души их” (Прем. 4: 11). И так плоды свои предпосылаешь Христу в Царствие Его Небесное. Также благодари, что не будешь о них иметь попечения в воспитании и наставлении христианском: ибо родители за детей, которых по-христиански не наставляют, сильно перед судом Божиим истязаны будут». (Об истинном христианстве. Кн. 1, § 164)

Преподобный Ефрем Сирин:

«Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые как чистые агнцы в Едеме упитываются в Царстве! По сказанному Духом Святым (Иез. 34: 14), пасутся они среди дерев, и Архангел Гавриил — пастырь сих стад. Степень их выше и прекраснее, нежели у девственников и святых; они — чада Божии, питомцы Духа Святаго. Они — сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий. В тот день, когда услышат они глас Сына Божия, возрадуются и возвеселятся кости их, преклонит главу свою свобода, которая не успела еще возмутить дух их. Кратки были дни их на земле, но блюдется жизнь их в Едеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям». (Блаженство умерших во младенчестве)

Поэтому смерть детей следует воспринимать как милость Божию, так как они наследуют блаженную вечную жизнь.

Святитель Григорий Двоеслов:

«Как род человеческий предан многим, бесчисленным порокам, то Небесный Иерусалим, я думаю, большею частью, наполнен малыми детьми и младенцами». (Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Гл. 17)

И в учениях отцов и в молитвах Церкви есть утешения родителям от лица умерших младенцев. Преподобный Антоний Оптинский:

«Возлюбленному сыну вашему, блаженному младенцу Пафнутию, даруй, Господи, вечный покой со святыми! Вы о нем плачете, а он теперь во светлостях святых радуется и веселится, и оттуда вещает к вам: “Обо мне не рыдайте, родители мои, но паче самих себе, согрешающих, плачьте всегда; младенцам бо определися праведных всех радость, ибо мы во временной жизни ничего не сделали, о чем бы ныне плакали”». (Письма к разным лицам)

Итак, утешением родителям должно служить то, что умирающие младенцы отходят к Отцу Небесному и избегают всех земных скорбей.

Святитель Димитрий Ростовский:

«…гораздо счастливее те из людей, которые исполняют смертный долг в молодых годах, чем те, которые живут много лет. Они меньше претерпевают телесных бедствий и намного меньше творят душевного зла, и скорее переходят вслед за Христом к Отцу Небесному для безбедной и беспечальной жизни. Но и при малых летах во многом превосходят и столетних старцев, ибо пред Богом имеют значение не годы, прошедшие от рождения, а добрая жизнь… “Да не смущается сердце ваше и да не устрашается”, родители, лишающиеся своих детей в молодых годах! Если любите их, лучше радуйтесь, что они по изволению Божию восходят от этой горестной жизни к Отцу Небесному. Если любовь ваша родительская желает неразлучного пребывания с ними, то здесь оно неразлучным быть не может. Желайте его там, где возможно вместе пребывать вечно, а на земле — до тех пор, пока захочет Бог. Вы не лишаетесь, не погубляете умершего, но, напротив, передаете свое чадо из изгнания в Отечество, из плена и уз на свободу, с земли на небо, от смерти к жизни, чего да сподобит и его Всемилостивый Бог получить, и вас после этой долголетней жизни там достигнуть и навеки с ним и с Ангелами, и всеми святыми вселиться, прославляя Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь». (Слово на поминовение («Да не смущается сердце ваше и да не устрашается и прочее. Если бы вы любили Меня, то воз-166 радовались бы, что Я сказал: иду к Отцу» (Ин. 14: 27–28))

Для подтверждения учений о блаженной участи детей приведем пример из Патерика.

Новый эклогион:

«После двенадцати лет совместной жизни, их дети, будучи в том возрасте, когда родители не могли нарадоваться на них, вдруг умерли в один день. Блаженный Андроник не выказал при этом никакого малодушия, не рыдал бесчинно, как в таких случаях обычно поступает большинство, но, умеренно поскорбев, как и полагается по законам естества, перенес эту напасть, восклицая блаженным гласом Иова: “наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь” (Иов. 1: 21). А супруга его Афанасия скорбела по детям неутешно, и после погребения их близ церкви Святого Мученика Юлиана не хотела отходить от могилы, говоря, что тоже хочет умереть и быть погребенной вместе со своими детьми. Чтобы утешить Андроника, его взял к себе в Патриархию патриарх, а Афанасия, в скорби, не могла отойти от того места и оставалась вблизи церкви Святого Мученика Юлиана, плача и рыдая со многими воздыханиями и воплями. И вот посреди ночи в образе монаха ей явился мученик Юлиан и спросил: “Женщина, что ты плачешь и не даешь покоя тем, кто здесь находится?” И отвечала она ему: “Господин мой, не сердись на рабу свою. Сердце мое сильно болит, потому что было у меня двое детей, а ныне я их похоронила, вот и плачу сейчас”. — “Не плачь о детях своих. Уверяю тебя, что как тело нуждается в пище и не успокоится, пока не дать ему еды, так и дети твои малые, которые умерли, просят у Бога Небесных благ, говоря: “Господи, Праведный Судия, вместо земных благ, которых мы лишились, дай нам Небесные”. И невозможно, чтобы Бог не дал им”. Услышав это, Афанасия пришла в себя и, умилившись, переменила печаль на радость, сказав: “Дети мои живы и радуются небесным благам, тогда зачем же я плачу и скорблю?” Она обернулась, ища монаха, который с ней говорил, но, обыскав весь храм, никого не нашла. Тогда женщина обратилась к служке с вопросом: “Где тот монах, который сейчас зашел сюда?” — “Видишь, все двери храма закрыты. Как же ты спрашиваешь, где монах?” Однако служка понял, что женщине было видение. Афанасия, устрашенная, пошла домой и обо всем рассказала мужу, а затем стала проситься в монастырь. Блаженный Андроник с радостью воспринял ее слова, потому что и сам желал того же, в чем и признался ей. И так оба решили отречься от мира и стать монахами». (Житие и подвиги преподобного Андроника и жены его Афанасии)

Вот примеры истинно христианского молитвенного рассуждения родителей о смерти младенцев.

Преподобный Ефрем Сирин:

«Любезный сын, по Божией благости образовавшийся в матернем чреве, по Божиим щедротам приявший совершенный свой вид, как цветок явился ты в этот мир скорбей. И вот, попалила тебя смерть; ее дыхание сильнее знойного солнца, и она сделала, что опали листья твои, увял ты, и не стало тебя. Но не смею о тебе плакать, ибо знаю, что Сын Царев поял тебя в светлый Чертог Свой. Природа побуждает меня, сын, по естественной любви плакать о кончине твоей, но подумаю сам с собой, что перенесен ты в страну света, и боюсь своими жалобами обесчестить

Царский Чертог, боюсь заслужить осуждение, что в страну радостей прихожу с болезненными слезами. А потому хочу радоваться, что принесена мною чистая жертва. Глас песен твоих трогает еще меня и, смущая до глубины, отдается в слухе моем. По памяти, внутренно потрясаемый, внимаю приятным звукам и сладким речам твоим. Но как скоро начинаю о том плакать, душа моя приходит в себя, с изумлением внемлет песнопениям горних и славословиям духов, на брачной твоей вечери восклицающих: “Осанна!”». (На смерть малолетнего сына)

«Залогом у Тебя да будут дети сии, да вкушают они блаженство горе (вверху) на небесах, да предстоят там молитвенниками за всех нас, потому что детская молитва чиста. Благословен Дарующий детям блаженство в Чертоге Своем! Восприял некогда Спаситель наш детей на руки Свои, благословляя их пред сонмами народа, и тем показал, что любит Он детство, ибо чисто оно и далеко от всякой скверны. Благословен Вселяющий детей в чертоге Своем! Праведный видит, что лукавство умножилось на земле, и над всеми владычествует грех, потому посылает Ангела Своего поять отселе сонм прекрасных детей и призывает их в чертог радостей. Как лилии в поле — пересаженные в рай дет и, как жемчужины в венце — пере се -ленные в Царство младенцы, неумолчную воспевают там хвалу. Кто не будет радоваться, видя детей, отводимых в брачный чертог? Кто станет оплакивать юность, если избегает она греховных сетей? И нас, Господи, вместе с ними возвесели в брачном чертоге! Хвала Тому, Кто изводит отселе юность и переселяет ее в рай! Хвала Тому, Кто поемлет детей и оставляет их в Чертоге блаженств! Безопасно там радуются они!». (Блаженная кончина детей)

Печаль о смерти взрослых детей. Преподобный Ефрем Сирин:

«Всем равно не избежать дня смерти, но особенно горек и тяжел он в юности. Ты, Господи, утешь меня! Этот день разлучает жениха и невесту, и веселые песни пременяются им в плач. Сподоби их, Господи, быть на брачной Твоей вечери. Мир взывает к тебе: “Приходи и трудись”, а гроб взывает к тебе: “Иди, немощный, и успокойся”. Хвала Даровавшему тебе упокоение! День смерти и детей влечет во гроб, и прекрасную юность ввергает в шеол. Да возвеселятся они, Господи, в Чертоге Твоем! О юность, венец старости! Кто уничтожил красоту твою, кто сделал, что увяло благолепие твое? Да возвеселится она во Царстве! Плачь старость, лишившись юности, которая как жезл служит старцу опорой жизни. Да подкрепит нас сила Твоя, Господи!» (На кончину юноши)

В учениях святых отцов и в их переписке есть много обличений чрезмерной печали родителей-христиан о смерти взрослых детей.

Преподобный Макарий Оптинский:

«Из письма твоего вижу, что ты унываешь и скорбишь, и более поражает твое сердце смерть (сына). Это очень для меня прискорбно, тем более, что ты хороший христианин, верующий в Бога и в всепремудрый Его Промысл; но тут вера твоя изнемогает, и оттого ты подвергаешься унынию и томлению. Как же нам не веровать Его благости, когда мы, на всяком шагу, видим всепремудрый и отеческий Его Промысл? Кто ж лучше возлюбил твоего сына, ты или Он? Мы твердо веруем, в чем и ты не сомневаешься, что Он принял его в вечное блаженство; а если бы он был жив, каким бы мог подвергнуться искушениям, и соблазнам, и грехопадениям, также и несчастиям, и мог ли ты избавить его от всего этого? А паче не имел бы силы и разума приготовить его к Царству Небесному». (Письма, 1, 444)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.23.225 (0.013 с.)