Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Утешение в смерти близких сердцу↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Утешение в смерти близких сердцу
Минск Белорусский Экзархат Московского Патриархата УДК 271.2-186 ББК 86.372 У84 Допущено к изданию Издательским советом Белорусского Экзархата Московского Патриархата. Решение № 1157 от 09.10.2012 г. Серия основана в 2013 году Составитель Михаил Хасьминский Утешение в смерти близких сердцу / сост. М. И. Хасьминский. — Минск: Белорусский Экзархат Московского Патриархата, 2013. — 272 с. — (От сердца к сердцу).
ISBN 978-985-511-543-5. В этом издании собран бесценный опыт преодоления и осмысления горя. Первая часть издания — книга епископа Гермогена (Добронравина), которая более столетия помогает горюющим пройти через боль утраты и принять смерть близкого. Во второй и третьей частях издания собраны цитаты святых отцов, притчи и легенды о Божественном Промысле, о жизни и смерти, о смысле бытия, о вере. Они заставляют переосмыслить вопросы веры, любви, сострадания, человеческого рождения и предназначения, выводя из горестного плена скорби на светлый путь единения с Богом и принятия Его святой воли.
© Хасьминский М. И., составление, 2013 © Белорусская Православная Церковь (Белорусский Экзархат Московского Патриархата), 2013
Вступительное слово У вас в руках не совсем обычная книга. Можно даже сказать, что это не столько книга, сколько «лечебный бальзам», который «настаивался» столетиями. Для его создания использовались самые лучшие, самые красивые и дивные плоды ума и веры. Это чистейшее живительное средство излечило миллионы израненных потерей близкого человека душ. Свою целительную мудрость оно прольет и на вашу сердечную рану. Что же это за книга, и почему Мы называем ее бальзамом? Тысячи лет смерть заставляет нас страдать: войны, несчастные случаи, болезни, катастрофы прерывают жизни дорогих нам людей — отцов и матерей, бабушек и дедушек, сыновей и дочерей, женихов и невест, братьев и сестер, любимых, соседей, коллег, одноклассников. Миллионы сердец как прежде, так и ныне разрываются и страдают от боли. В чем же находили помощь люди в прошедшие века? Как справлялись с той раздирающей душевной болью, потерей смысла существования? Как избавлялись от чувства вины и навязчивых мыслей? Как уходили от отчаяния и черной скорби, где черпали силы для жизни, как поддерживали своих страдающих детей? Ответы на все эти вопросы вы найдете в этой книге серии «От сердца к сердцу». Все материалы издания адресованы людям, переживающим смерть близких. Они изложены понятным современному человеку языком. Книга состоит из трех частей, каждая из которых по-своему бесценна. Первая часть — замечательный труд Преосвященного епископа Гермогена (Добронравина) «Утешение в смерти близких сердцу». Это плод долгих раздумий над жизнью и смертью после утраты любимой супруги и огромного опыта врачевания душ скорбящих. Вторая часть — собранный по крупицам в течение тысячелетий бесценный жемчуг христианской мудрости. В ней цитаты подвижников благочестия, духоносных старцев и людей святой жизни о переживании смерти близкого человека собраны воедино, чтобы помочь горюющим преодолеть боль и найти смысл существования заново. В третьей части вы сможете ознакомиться с прекрасной коллекцией притч и метафор, одновременно и простых и глубоких, учащих думать и находить пути преодоления трудностей, дающих понимание жизни, утешение и веру. К сожалению, имена авторов безвозвратно утеряны. Но, несмотря на это, их творения не только не пропали, но и стали главными ориентирами сотен поколений на пути к пониманию Истины. Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким) Книги серии «От сердца к сердцу» — плод коллективного труда. Над ними в течение нескольких лет трудились десятки людей. Составитель искренне благодарит авторов материалов и тех людей, кто смог поделиться не только своей болью, но и опытом выхода из тяжелейшего кризиса, а также журналистов, редакторов, дизайнеров, верстальщиков, расшифровщиков текстов. Хотелось бы отметить и вклад программистов, оптимизаторов и администраторов сайта «Мемориам.ру» (memoriam.ru). Книги не были бы изданы, если бы не их нужная и важная работа над ресурсом. Особая благодарность — администраторам и модераторам форума «Мемориам.ру». Эти люди помогли в создании книг своей самоотверженной работой, щедрыми советами и обоснованной критикой, что дало возможность лучше составить, дополнить и доработать издания. Также выражаю признательноть сайту ni-ka.com.ua за замечательную подборку и структуризацию цитат cвятых отцов на тему горя. Составитель благодарит всех, кто принимал прямое и косвенное участие в создании этих книг. Земной вам поклон. Просим у читателей молитв за всех тех, кто создал эти издания и помогал на сайте. Михаил Хасьминский ЕПИСКОП ГЕРМОГЕН (ДОБРОНРАВИН) Биография
Константин Петрович Добронравин (будущий Преосвященный епископ Гермоген) родился 21 февраля 1820 года в семье священника. Детство провел в Царскосельском уезде под Санкт-Петербургом, в слободе с живописным названием Московская Славянка. О детстве и юности будущего епископа известно немного: обучался он в Александровском духовном училище, а затем — в Санкт-Петербургской духовной семинарии.
После окончания в 1845 году Санкт-Петербургской духовной академии был назначен профессором философии и латинского языка в Московскую духовную семинарию, где преподавал всего лишь один год. В это время он женился, после чего был рукоположен во священника и назначен настоятелем храма на Волковском кладбище Санкт-Петербурга. Через некоторое время у отца Константина родилась дочь.
Год за годом ежедневно отпевая ушедших в мир иной, совершая по ним панихиды, утешая скорбящих, он всегда делал это с искренним благоговением и полным вниманием к нуждам скорбящих ближних. Интересен случай, описанный самим отцом Константином в письме своему духовному сыну. Один раз пришел к батюшке в храм неизвестный человек с узелком в руке и принес в дар просфору, перламутровые крестики, пасхальную свечу и много других вещей из Иерусалима. Отец Константин с изумлением спросил его: «Чем я заслужил все это?» — «Когда я был в Иерусалиме, — ответил тот, — жена моя скончалась здесь, в Петербурге. Родные писали мне, как Вы выносили ее, хоронили, как безоговорочно совершали на могиле ее заупокойные молитвы. Тяжело мне было на чужой стороне, но я утешался мыслью, что над ней Вы совершили все, чего требует долг христианский. Вот из чувства благодарности я и собрал для Вас палестинской святыни как можно больше, хотя лично доселе и не знал Вас». Шли годы. Люди хоронили своих близких на кладбище, а отец Константин каждого пытался утешить и каждому помочь. Но пришлось и ему самому понести тяжелую скорбь — похоронить нежно любимую супругу, оставшись одному с маленькой дочкой. Вот как он описывает свое состояние: «Вы знали мою покойную жену, знали и то, какая крепкая любовь соединяла нас друг с другом, и потому можете себе представить, чего стоило мне перенести разлуку с ней. А, зная это, Вы не станете дивиться тому, что по ее смерти душа моя жила не столько здесь, на земле, сколько там, в жизни загробной». В страданиях своих искал отец Константин утешения и в Слове Божием, и в отеческих Писаниях, и в беседах с мудрыми людьми, старцами. Результатом многолетнего успокоения скорбящих и собственной усиленной духовной деятельности явилась замечательная книга «Утешение в смерти близких сердцу», которая была написана и издана в Петербурге в 1854 году. Именно ее мы и хотим предложить вашему вниманию. В 1854 году жизнь отца Константина совершила неожиданный поворот. Он был определен законоучителем в Санкт-Петербургской гимназии и настоятелем гимназической церкви. За доброту, усердное наставничество и пастырство снискал он любовь воспитанников и учителей, которые ценили в нем силу научного опыта, мудрость, ум, справедливость и крепкую веру. Помимо основного служения, отец Константин выполнял и дополнительные послушания: являлся членом комитета издания книг духовно-нравственного содержания при Духовной академии, штатным членом Санкт-Петербургского Комитета духовной цензуры, епархиальным членом правления Александро-Невского духовного училища. За свои многополезные труды 20 апреля 1864 года был возведен в сан протоиерея.
В 1869 году на епархиальном съезде духовенства избран в должность смотрителя Александро-Невского духовного училища. И все свое усердие он стал прилагать к служению и на этом месте. 1 сентября 1873 года отец Константин пострижен в монахи с наречением имени Гермоген, в честь священномученика Гермогена, патриарха Московского. 8 сентября — возведен в сан архимандрита, а уже 21 октября 1873 года — хиротонисан во епископа Выборгского. «Помню, — говорил он в речи Святейшему Синоду при своем наречении, — слова святого Златоуста: “Добрый пастырь-епископ во всякое время подвизается не меньше тысячи мучеников, и иду с твердым намерением всецело отдать свои силы на служение Богу, неустанно и неусыпно стоять на страже веры и Церкви, мужественно бороться с ее врагами и даже быть готовым, если бы пришло такое время, и пострадать за истину Христову, подражая тому великому первосвятителю Русской Церкви, коего священное имя дано мне в сане иноческом”». В 1876 году определен епископом Ладожским. В 1882 году переведен на служение епископом Таврическим. 9 марта 1885 года назначен епископом Псковским и Порховским. Во всех местах служения епископа Гермогена отличали удивительная скромность в образе жизни, в словах и в действиях, искреннее, сердечное отношение к людям. Его добрый и ласковый взгляд, душевное слово влекли к нему страждущих. Современникам запомнился он строгим постником и молитвенником, неустанно заботящимся о просвещении паствы, для которой не только организовывал духовно-просветительные общества и беседы, но и сам лично участвовал в них. Под особым попечением епископа находились вдовы и сироты. Весь свой досуг он отдавал труду, находя в нем и отдых, и отраду. Из-под его пера вышло немалое количество статей, книг и работ по истории Церкви, догматическомубогословию, литургике, гомилетике, духовно-нравственным вопросам. (Полный список работ епископа Гермогена вы можете увидеть на с. 9–10.) Летом 1893 года Преосвященный Гермоген был вызван для присутствия в Святейшем Синоде в Санкт-Петербург, где тяжело заболел воспалением легких. 14 августа он соборовался и приобщился Святых Таин, а 17 августа 1893 года печальный колокольный звон возвестил об преставлении Преосвященного епископа Гермогена. Погребен Владыка в Исидоровской церкви Александро-Невской Лавры. При ее закрытии в 1932 году тело епископа найдено нетленным. ТРУДЫ ЕПИСКОПА ГЕРМОГЕНА По истории Церкви Очерк истории Русской Церкви. СПб., 1863. Краткая история Русской Церкви (век X—XIX). СПб., 1866. Таврическая епархия (с топографией и историческими сведениями о губернии). Псков, 1887. Отзыв о книге «Таврическая епархия» // Приб. к «Церковному Вестнику». 1888. № 5. С. 124–125. Очерк истории Славянских Церквей. СПб., 1873; 2-е изд., 1899. Очерк истории христианской Церкви (век X—XIX). СПб., 1866. Краткий очерк Армяно-Греко-Российской Церкви. «Духовная беседа», 1857. Вероучения Армянской Церкви. Магистерское сочинение. «Духовная беседа», 1857. Российское Библейское общество, с критической заметкой на сочинение (о том же Пынина). «Странник», 1869. Справочный листок о Церквах и духовенстве епархиального ведомства в Санкт-Петербургской епархии за 1876 г. // Церковный Вестник. 1877. По литургике Вечерние беседы отца с детьми о пении при богослужении и о церковной музыке. СПб., 1876. О богослужении Православной Церкви. 6-е изд. 1903. Литургика. СПб., 1881. Духовно-нравственные Филарет, митрополит Московский. «Странник», 1869 и др. Воспоминания о Преосвященном Антонии, архиепископе Воронежском. «Странник», 1869 и др. Георгий затворник Задонского монастыря. «Странник», 1869 и др. Рассказ детям про Саровского затворника Серафима. «Странник», 1869 и др. Рассказ отца детям про жизнь митрополита Ионы, б. Экзарха Грузии. «Странник», 1869. Святой Стефан, епископ Пермский. «Духовная беседа», 1857. О верности изучений жизни святых. «Духовная беседа», 1857. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. «Духовная беседа», 1857. Мирянин-пустынник. «Духовная беседа», 1857. Святой Николай, епископ Мирликийский. «Духовная беседа», 1857. Привет академии // Церковный Вестник. 1884. Утешение в смерти близких сердцу. СПб., 1854; 2-е изд. 1902. По гомилетике Минуты пастырского досуга (слова и речи, приветствия, думы, стихотворения). В 2 т. СПб., 1882. Речь в собрании Псково-Мефодиевского братства // Церковный Вестник. 1887. № 21. Пепел, яко хлеб ядях... «Духовная беседа», 1857. Послание прихожанам Коровской церкви, Островского уезда по поводу появления и распространения штунды // Приб. к «Церковному Вестнику». 1889. № 6. С. 131—140. «Мое прошлое». Изд. журн. «Странник», 1909. ПЕРЕНОСИТСЯ ПО-РАЗНОМУ Если человек болел и его смерть предугадывалась, то иногда печаль бывает не столь сильной. Святитель Иоанн Златоуст: «Бедствие, ожидаемое несколько времени, хотя бы было крайне тяжко, становится легче от самого ожидания». (О Лазаре // Полное собрание сочинений. Т. 1, ч. 2) Преподобный Нил Синайский: «Кого не вдруг поражает бедствие, те и в самом несчастии находят много утешения и подлинно вкуша- 78 ют последнюю отраду, когда долго ходят за больными родственниками, много времени насыщаются их лицезрением, сидят при них, когда борются они со смертью, слышат последние слова умирающих, провожают, когда выносят умерших и смотрят, как кладут последнюю печать на могиле. Все это много немалого утешения доставляет плачущему: проводы, погребение, сострадательность друзей облегчают печаль». (Сказания об избиении монахов на горе Синайской) Схимонах Паисий Святогорец: «(Вопрос) Геронда, когда ухаживаешь за больным, то твои силы забирает не только усталость, но и переживания, потому что ты видишь, как родной человек потихоньку угасает. (Ответ) Посмотри, когда заболевает один член семьи, вся семья испытывает за него боль. А если заболевший — отец и он не может работать, то вся семья и страдает, и нуждается. Все они тревожатся, думают о том, выживет или не выживет их отец. Он мучается сам, мучаются и его близкие. Он угасает, угасают и те, кто находится рядом. А на мать тогда наваливается сугубая нагрузка. Ей надо заботиться о детях, надо ходить в больницу, чтобы ухаживать за больным. Я хочу сказать, что, когда человек заболевает тяжелой болезнью, не только сам он страдает, выбивается из сил и хочет умереть, но и родные, которые за ним ухаживают, падают духом, мучаются и выбиваются из сил. И чем теснее связаны близкие люди между собой, чем больше они друг друга любят, тем больше попускает Бог то, что под конец болезни и сам больной, и те, кто за ним ухаживает, испытывали большие страдания, большую боль. Они доходят до того, что говорят: “Пусть Бог заберет его, чтобы он отдохнул”, но и сами они после его кончины тоже отдохнут. Поглядите, ведь когда в какой-то очень дружной семье родители умирают внезапно, без предварительной болезни, и ни сами родители, ни их дети не испытывают страданий, ухаживая за ними, то боль утраты, боль разлучения с родителями для детей очень велика». (Семейная жизнь. Ч. 5, гл. 2) Печаль может быть различна на похоронах. Блаженный Августин: «…омытие и наряжение тела, обряд похорон, пышность проводов — все это скорее утешение живых, чем помощь умершим». (О граде Божием. Кн. 1, гл. 12) Святитель Иоанн Златоуст: «Вы знаете, братья, что бывает иногда на похоронах при большом стечении народа. Там, при виде оплакиваемого родными покойника, плачут все, одни из сочувствия чужому горю, другие по своим чисто личным побуждениям; иная женщина рыдает и обливается слезами, но вовсе не о том, чье тело перед нею лежит (он для нее чужой), а о своей собственной утрате: в подобных случаях чужое несчастье для каждого является напоминанием об его собственных несчастьях». (Беседа о слепом, исцеленном Христом… // Полное собрание сочинений. Т. 8, ч. 2) Реакция на смерть ближнего зависит от твоего отношения к смерти. Преподобный Макарий Оптинский: «…(Если быть добрым христианином) тогда смерть потеряет в очах ваших свой грозный вид и сделается только некоторым приятнейшим переходом от временных скорбей к бесконечному наслаждению». (Собрание писем. Т. 1) Святитель Николай Сербский: «(В примере Еванг. от Луки 7: 11—16) … женщина плакала, как не имеющая надежды; и, кроме того, она плакала не о грехах своего сына и не о своих собственных грехах, но о том, что телесно утратила свое чадо, плакала о его мнимом уничтожении и о расставании с ним навечно… Сокрушенная вдова не знает ни Христа, ни силы Божией. Она скорбит о своем единственном сыне без всякой надежды, как скорбели в то время все остальные иудеи и эллины, которые или вовсе не имели веры в воскресение мертвых, или потеряли ее». (Беседа в неделю 20-ю по Пятидесятнице) РАДОСТЬ ХРИСТИАН О СМЕРТИ БЛИЖНЕГО В скорбных, на мирской взгляд, ситуациях, когда все неверующие в Бога люди плачут и печалятся, истинные христиане могут радоваться; и этот факт для неверующих и маловерующих является совсем не понятным. В чем же дело? Приведем цитаты святых отцов об этом. Святитель Лука Крымский: «Если жил он во Христе, был благочестив, то не должно быть места безысходным рыданиям. Да будет только радость, тихая и спокойная, ибо мы должны верить, что любимый наш предстал перед Богом». (Жизнь наша — время терпения // Евангельское злато) Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Братья! Какая цель нашей жизни на земле? Та, чтобы по испытании нашем земными скорбями и бедствиями и после постепенного усовершенствования в добродетели при помощи благодатных дарований, преподаваемых в Таинствах, нам опочить по смерти в Боге — покое нашего духа. Вот почему мы поем об умерших: “Упокой, Господи, душу раба Твоего”. Мы желаем усопшему покоя как края всех желаний и молим о том Бога. Не безрассудно ли поэтому много скорбеть над умершими? “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мф. 11: 28), — говорит Господь. Вот покойники наши, христианскою кончиною уснувшие, приходят на этот глас Господа и упокояются. Чего же скорбеть?» (Моя жизнь во Христе. Т. 1, п. 19) Преподобный Ефрем Сирин: «Кто не возрадуется? Блаженный одержал победу. Кто не восплачет? Разлучился с нами сей достославный — соль наших душ (Мф. 5: 13). Но час отшествия его был определен, поэтому удержите слезы свои и возвысьте глас в похвалу ратоборцу сему… Всегда пред очами твоими был образ Господа твоего; с неутомимой ревностью стремился ты к цели, какую указал Он тебе; а потому и разлучил Он тебя с нами. Кто не восплачет об отшествии твоем? Кто не возрадуется о приобретении тобою венца? Хвала Тому, Кто избрал тебя!» (На кончину иерея и подвижника) Святитель Феофан Затворник: «Верно вы уж воротились. Наплакались, нагоревались. Теперь пора и утешиться. Владыка отошел не на худшее, а на лучшее. Следовательно, его ради надо радоваться, что кончились труды и хлопоты и начинается покой. И для нас это лучше. Он будет молиться о нас, и тамошняя молитва прямее и сильнее. Ему яснее, что нам нужно, и он прямо будет говорить Господу: даруй им то и то. И поелику будет говорить прямо пред Господом, слышнее будет молитва его. Следовательно, нам нечего горевать, а скорее радоваться и его ради и себя ради». (Письмо 406 // Собрание писем) «Упокой Господи душу усопшего раба Божия С. Путь совершен добре; путник радостно входит в родной дом. Плавание кончено; ненужная ладья разбита и брошена, а пловец пошел с накупленными товарами к Царю града великого, чтоб получить должный почет и барыши с процентами. А мы здесь сидим. Есть басня, что павлин с перьями своими величался пред другою птицею без перьев таких. А как пришла нужда лететь, та птица улетела, а павлин остался на месте, только в зад посмотрел. Похоже? С. О. к небу полетел, а мы тут сидим. Ну что же нам теперь, плакать или еще что? Я думаю радоваться за (него). Слава Тебе, Господи! Не будет уже более маяться на этой прескучной и прескудной всем земле. Может быть, за себя поплакать надо? Не стоит! Много ли тут осталось? День-другой и сами туда же пойдем… У Господа все живы. И Сынок жив. Какой он там молодец, какой красавец! Какой чистенький — светленький! Если б взглянуть — засмотрелись бы». (Письмо 373 // Собрание писем) Инок Агапий: «Если ты — христианин, веруешь в Божественное Писание, то не нужно скорбеть и оплакивать усопшего родственника, исповедовавшегося с умилением и причастившегося Божественных Таин, ибо он спасен и воскреснет в общем воскресении, чтобы сорадоваться вечно в раю. Радуйся и ликуй, что твой друг искуплен от трудов и тягот, болезней и мук, от различных опасностей настоящей жизни, очень короткой и подверженной трудностям и несчастьям. Воздух ее разрушает, еда вводит в расходы, голод, вялость и помышления стесняют скорбью, а любое бедствие терзает. Почему же ты не радуешься, что твой друг искуплен от всех печалей? Почему не торжествуешь, что он вышел из опасностей в умственном смысле понимаемого моря, из великой бури этого мира? Поблагодари всеблагого и благодетельного Бога, вызволившего его из мрачной тюрьмы, разрешившего оковы, чтобы он без труда пошел в свое Отечество, где нет печали и воздыхания, голода, жажды, холода и зноя, никаких подобных притеснений. Он будет радоваться, получив восполнение вечное и отдохновение». (Грешников спасение. Ч. 1, гл. 29) Святитель Феофан говорит о том, что не стоит печалиться, если христианин перед смертью исповедался и причастился или умер какой-либо мученической смертью. Заметим: святые и те христиане, которые имеют цель этой жизни — подготовиться к встрече с Богом и к вечной жизни в Царствии Небесном, мало понимают, почему люди печалятся о смерти ближних. «Если есть о чем горевать, то это о душевном ее состоянии. Но если она скончалась после исповеди и причащения, то вход ее туда (в жизнь вечную) благополучен». (Письмо 482 // Собрание писем) «Соскорблю скорби вашей о брате. Упокой, Господи, душу его. Из-за трудов по службе умер. Слава Богу! Тут есть часть мученичества. За такую смерть благодарите Господа. Отслужите благодарный молебен, что Бог таким порядком взял к себе брата вашего, из этой горькой земли. Дивиться надо, как так — плакать об умерших плачут: без этого нельзя, не удержишься, а благодарить за них не благодарят. Ведь все знают, что там лучше. Умер в вере, пред смертью исповедался и причастился. Сказать бы: блажен путь, имже идеши ты днесь, и возблагодарить Бога, пожелав и себе скорейшего отхода». (Письмо 724 // Собрание писем) «Я всегда был той мысли, что по умершим не траур надо надевать, а праздничные наряды, и не заунывные петь песни, а служить благодарный молебен. У нас все кверху ногами перевернулось. Что останкам телу умершего надо отдать некий почет, это совершенно справедливо. Но зачем у нас к этому телу обращаются как к живому лицу? Удивляться надо». (Письмо 373 // Собрание писем) «Я не умею горевать об отходящих, когда уверен, что они отходят ко Господу. Как горевать о них, когда они радуются? Если они видят нас (а точно, видят), то как им неприятно видеть наши слезы! Сказать бы, что плачем о себе, что их теряем, и это неладно. Ибо они не перестают быть близкими к нам и добро делать нам, только невидимо, вместо видимого. Они еще ближе становятся к нам. Ибо видимое бытие разделяется пространством, а невидимое сокращает разделение, так что вспомни о владыке (только сердечно — живою памятью), он тут и есть. Понимая так дело, я никогда не плачу и не горюю об умерших. Это со времени смерти батюшки и матушки. Они умерли через две недели друг от друга. Когда узнал об этом, какое налегло тяжелое и мрачное облако! Но в тот же момент пришли мысли немрачные и всю тьму разогнали. Утешился, и ни слезинки. Я верую, что это мне внушил Ангел Хранитель. С тех пор я делюсь этою верою со всеми». (Письмо 423 // Собрание писем) Если умер грешник, то вот какие поводы к радости называет святитель Иоанн Златоуст: «Почему, скажи мне, ты плачешь так об умершем? Что он был дурен? Но тут следует благодарить, потому что пресечены пороки его. Он был щедр и разумен? Но и в этом случае следует благодарить за то, что он скоро взят и прежде, чем зло изменило его разум. Но он был молод? И за это возблагодари и прославь Взявшего». (О смерти // Полное собрание сочинений. Т. 12, ч. 2) «…если умерший был грешник, и много оскорбил Бога… и в этом случае нужно радоваться, потому что у него отнята возможность грешить. Если же — праведник, то еще более должно радоваться, потому что он находится в безопасности и уже избавился от неизвестности будущего. Если это юноша, (должно радоваться), что он скоро освободился от окружающих нас зол. Если старец, — что он отошел, до сытости, насладившись тем, что считается вожделенным. Но ты, забыв думать об этом, заставляешь рыдать служанок, как будто делаешь этим честь отошедшему. Это же — крайнее бесчестие!» (Беседа 62 // Полное собрание сочинений. Т. 8, ч. 1) «Павел, который говорил: не чувствую ни малейшей скорби, и даже радуюсь, отходя ко Христу: “радуйтесь, — говорит, — и сорадуйтесь мне”. Будем же радоваться и мы, когда видим умирающим праведника, а более — когда видим умирающим кого-либо из отчаянных. Тот отходит с надеждой получить награду за труды свои, а этот пресекает грехи свои. Но, может быть, скажут: оставаясь в живых, он переменился бы? Не взял бы его Бог, если бы он намерен был перемениться. Все устраивающий для нашего спасения почему бы не оставил (в живых) того, кто намерен благоугождать Ему? Если Он оставляет не исправляющихся, то тем более исправляющихся. Итак, вовсе перестанем печалиться, вовсе перестанем плакать, будем благодарить Бога за все, будем делать все без ропота, будем радоваться и благоугождать Ему во всем, чтобы получить и будущие блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа». (Беседа 8 // Полное собрание сочинений. Т. 11, ч. 1) О МОЛИТВЕ И МИЛОСТЫНЕ ЗА УМЕРШИХ Наша печаль о смерти ближнего не несет никакой пользы. А молитва о них и милостыня за них приносит пользу и им, и нам, грешным. Преподобный Амвросий Оптинский: «…(во-первых), поминать душу… на Бескровной Жертве, на чтении Псалтири и в домашних ваших молитвах; во-вторых, о душе его творить и посильную милостыню. Все это полезно будет не только покойному сыну вашему… но и вам самим». (Письмо 83 // Письма к мирским лицам) Святитель Феофан Затворник: «Об усопшем больше молитесь. Ему паче всего теперь нужна молитва. Молитва и пред Богом — ходатаица, и прямо действует на отшедшую душу, воодушевляя ее, согревая и укрепляя». (Письмо 1348 // Собрание писем) Далее приведем несколько поучений о молитве и милостыне за умерших. • Ответ на заблуждение о том, что не следует молиться за умерших и делать приношение за упокой их. Святитель Лука Крымский: «К большому огорчению моему, некоторые из вас ходят в собрания сектантов и там заражаются их лжеучениями. Заразились некоторые и лжеучением о том, что не следует молиться за умерших, не следует делать приношения за упокой их. А вы ведь знаете, что Великим постом каждую субботу совершается поминовение умерших. Надо вам поэтому утвердиться в православном учении о поминовении умерших, надо, чтобы вы не верили тому, что слышите от отщепенцев Церкви. Как же учит Святая Церковь? Имеем мы древние и древнейшие удостоверения о том, что уже святые апостолы совершали поминовение умерших и молитвы творили о них. Имеются в дошедших до нас трудах Учителей и Отцов Церкви удостоверения, что уже в глубокой древности, в самые первые века христианства, совершали молитвы о умерших и поминали их… Скажите, кого следует больше слушать: отщепенцев ли от Церкви, сектантов, или святого Иоанна Златоуста? А теперь послушайте, что говорит св. Иоанн: “Не напрасно установлено апостолами творить перед Страшными Тайнами поминовение об усопших; они знали, что великая бывает от него польза для усопших, великое благодеяние. Не напрасны бывают приношения за усопших, не напрасны моления, не напрасна милостыня, все это установил Дух Святый, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга”. Запомните, запомните эти слова, поверьте, что поминовение усопших установлено самими апостолами и, как говорит св. Иоанн Златоуст, даже Самим Духом Святым… На чем основываются сомнения тех, кто слушает сектантов, кто слушает лютеран? Они основываются на том, что, как указывают сектанты — баптисты, евангелисты, — нет в Святом Писании прямых указаний на молитвы за умерших, но значит ли это, что данные молитвы бесполезны и даже не угодны Богу? Никак не значит, ибо святой апостол Иаков в соборном послании велит молиться друг за друга (5: 16). Это не значит, что мы должны молиться только за тех, кто жив, кто около нас, ибо знаете, что “Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых” (Мк. 12: 27). Ибо Сам Он свидетельствовал о том, что все живы пред Богом… “Умерших о Иисусе”, значит, умерших с верой во Христа, Бог приведет с Ним туда, где Он Сам. Скажите, разве мало среди нас, разве не составляют огромного большинства люди грешные, люди, не успевшие еще омыть свои грешные дела слезами покаяния? Таких большинство, а апостол Павел говорит, чтобы не скорбели, ибо и их за веру в Иисуса Бог может привести с Ним. А что в будущей жизни, в загробной жизни до Страшного Суда, могут быть прощены грехи тем, кто не успел принести достойные плоды покаяния, не находим ли прямого свидетельства в словах Христа: “Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем” (Мф. 12: 31–32). Не простится Богом хула на Духа Святого ни в этом веке, ни в будущем, а если так, если и в будущем 140 веке возможно в загробной жизни прощение меньших грехов, чем хула на Духа Святого, то, значит, должны мы верить в то, что участь наших умерших, имеющих даже много нечистоты, много грехов, может быть облегчена, ибо милостив Бог, и все любимы Богом. Та же мысль содержится и в других словах Господа Иисуса Христа: “Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь” (Лк. 12: 4–5)… Лютер и сектанты свое отрицательное отношение к помилованию умерших основывают на тех словах Святого Писания, в которых как будто говорится, что каждый получает безусловно по своим заслугам. “Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе и ли худое” (2 Кор. 5: 10). Они говорят, что здесь сказано прямо, что каждый получит по заслугам своим; зачем же тогда молитва, когда по заслугам. Это говорится вовсе не о том суде, который будет произнесен на Страшном Суде: это говорится о предварительном суде, который совершается над каждым умершим по смерти его и может быть весьма отличен от Страшного Суда. Говорят лютеране, говорят сектанты даже то, что говорили древние еретики, их словами говорят: “Если бы была правда, что молитва улучшает участь умерших, то все бы спаслись”. Какое злое слово, как будто им неприятно, чтобы все спаслись! А Богу это приятно. Господь не хочет погибели никого из людей. Бог хочет, чтобы все спаслись; и если возможно улучшить участь умерших близких наших приношениями за них, неужели это не будет радостно и для Бога, и для нас, и для Ангелов Божиих? Только враг рода человеческого не хочет спасения людей, а Бог хочет всех спасти. А тем, кто отвергает надобность молитв за умерших, неприятно; как будто не хотят, чтобы все спаслись. Они основываются на словах: “Во аде же кто исповестся Тебе” (Пс. 6: 6). Говорят, что это определенное указание Псалмопевца на то, что в аду уже нельзя исповедаться. Да, исповедаться в том смысле, в каком можно при жизни, — действительно нельзя, ибо что такое истинная исповедь, смывающая грехи наши? Это та исповедь, которая вслед за устным исповеданием пред священником грехов ставит обязательной задачей исправить путь свой, уйти с греховного пути, не повторять греха, в котором покаялись. Такая исповедь невозможна для умерших, ибо все кончено: жизнь изменить уже нельзя, ибо жизни больше нет. Несчастные братия наши, умершие во грехах и представшие пред Богом на суде предварительном, мучаются, скорбят и жалеют, что не принесли при жизни достойных плодов покаяния. Свои воздыхания, свою скорбь, свое раскаяние, конечно, могут они воссылать к Богу. Так поможем же им нашими молитвами за них, ибо молитва за них выражает нашу любовь к ним, а любовь — всесильная, непреодолимая сила. Любовь — от Бога, любовь никогда не перестает, и всякий дар любви, и всякая молитва любви о наших умерших, и всякое любовное приношение за них угодны Богу, как угодны все проявления любви. Итак, должно нам и впредь постоянно молиться о наших умерших… Есть еще весьма действительное средство к облегчению участи умерших. Церковь Святая с древнейших времен придает огромное значение всем делам милосердия, которые творятся в память усопших. А самое большое значение Церковь придает поминовению усопших во время совершения Литургии, когда на проскомидии вынимаются частицы просфоры за умерших, а в конце Литургии опускаются в чашу с Кровью Христовой, причем священник говорит: “Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих”. Так разве же бессильна Кровь Христова? Разве не может омыть грехи тех, которых поминаем? Помните эти важнейшие средства, помните, что огромно значение молитвы об упокоении душ ваших умерших, помните, что вы должны творить дела благие, дела милосердия, дела любви в память их». (Проповедь о поминовении умерших) Святитель Феофан Затворник: «Спрашиваете, почему мы поминаем усопших? — Потому, что так заповедано нам делать. А что заповедано, — видно из того, что в Церкви Божией не было времени, когда бы не творились это поминовение. Значит, это идет от апостолов и Самого Господа. Но умишко наш всюду суется с своим носом, крича: почему и почему? Всего лучше дайте ему верою искреннею щелчок в нос, — и присядет. Можете, после сего, сказать сему буяну. Слушай, дурень: отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается… “Участь их решена”. — Участь отшедших не считается решенною, до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно, и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие. Усопшие не вдруг свыкаются с новою жизнью. Даже и у святых некое время держится земляность. Пока то она выветрится, требуется время большее или меньшее, судя по степени земляности и привязанности к земному. Третины, девятины и сорочины указывают на степени очищения от земляности. Есть догадка, что сии 3–9–40 — соответствуют каким-то поворотам в образовании младенцев в матерней утробе. Видения были, и они благонадежнее в определении, чем наши догадки. Догадки — шаткое дело. Я думаю, что видения только подтвердили, а дело уже было в ходу в Церкви Божией, — и было от апостолов. Вы добре говорите, что любите молиться за усопших. И продолжайте любить. Мы не може
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.213 (0.015 с.) |