Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типичные недоумения и ропот о смерти умерших детей

Поиск

Теперь кратко разберем частые недоумения о смерти и участи умерших младенцев и детей.

Почему Господь забирает невинных детей? Протоиерей Евгений Попов:

«…каждым вновь умирающим младенцем (если младенец крещен) увеличивается число лиц в Царстве Небесном. И Господу Иисусу Христу принадлежит право из среды живых избирать себе младенцев, как пастырь имеет власть выбрать себе из всего стада самую лучшую овечку: Он создатель, питатель и искупитель младенцев: родители же только временные опекуны их… И так остается говорить с Иовом, который потерял даже всех до одного детей, — и однако благодушествовал: “Господь дал, Господь и взял” (Иов. 1: 21)». (Безутешная печаль об умершем дитяти // Заповедь 5: «Чти отца твоего и матерь твою…» // Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих)

Схимонах Паисий Святогорец:

«Знаете, сколько матерей молятся и просят, чтобы их дети жили с Богом! “Я не знаю, что Ты сделаешь, Боже мой, — говорят эти женщины, — я хочу, чтобы мой ребенок спасся, чтобы он был с Тобой”. Однако если Бог видит, что ребенок собьется с правильного пути, что он катится к погибели, и нет другого способа его спасти, Он берет его к Себе неожиданной смертью. К примеру, Он попускает пьяному водителю сбить ребенка и таким образом забирает его к Себе. Если бы для ребенка была возможность стать лучше, то Бог помешал бы произойти несчастному случаю. Потом хмель выветривается из головы и у того, кто сбил ребенка. Человек приходит в чувство и всю последующую жизнь его мучает совесть. “Я совершил преступление”, — говорит такой человек и постоянно просит у Бога, чтобы Он его простил. Таким образом, этот человек тоже спасается. А мать погибшего ребенка, мучаясь от душевной боли, начинает жить более собранно, задумывается о смерти и готовится к жизни иной. Так спасается и она. Видите, как Бог за молитвы матери устраивает так, чтобы спасались человеческие души? Однако если матери этого не понимают, то они начинают обвинять Бога! Чего же только не приходится Богу от нас слышать!» (Семейная жизнь. Ч. 6)

Приведем пример Божия Промысла о родителях, чьи дети умерли.

Троицкие листы с Луга Духовного (сост. архим. Кронид):

«Священник одной из московских церквей отец Николай Смирнов некоторое время переживал с великой горечью, как семейное несчастье, совершенное неверие своей жены в Бога. У них родилась дочь Мария, прелестный ребенок по душе и по внешности, подобная Ангелу. Когда Марии исполнилось 5 лет, она от отца своего не отходила ни на шаг. Для нее величайшим удовольствием было участвовать во всех молитвах отца, сопровождать его в храм и вместе с ним возвращаться из храма. Добрые уроки отца Николая благотворительно действовали на юную душу дочери. Девочка, развивавшаяся телесно и духовно не по летам, была радостью и утешением родителей и всех родных. Когда ей исполнилось 7 лет, она заболела неожиданно. У нее появился сильный жар. Пригласили доктора. Он осмотрел девочку и сказал, что у нее дифтерит в сильной форме. Прошло три дня, и доктор сообщил о. Николаю, что его дочь безнадежна. Мать Марии была в отчаянии и о. Николай боялся, что она не переживет смерти девочки. Сам он, как истинный слуга Божий, верил, что все совершается промыслительно. Наступил роковой час смерти девочки, выразившийся в ее предсмертных судорогах. Видя отчаяние своей матери, умирающая сказала: “Мама! Не проси у Бога, и не желай мне продолжения жизни. Я в ней сгорю”, — и скончалась. В момент исхода души ее из тела, мать промыслительно увидела, как от тела почившей подобно молнии, отдалилось точное подобие ее и блеснуло к нему. Этот момент был решающим моментом в обращении жены о. Николая к Богу. Она вдруг стала верующей и такой верующей, что после смерти дочери заменила ее в неотлучном сопровождении о. Николая в храм и из храма. С ним она участвовала в домашней молитве и сделалась истинною спутницей в его жизни».

Можно услышать и другой ропот о смерти маленьких детей. Звучит он так: если бы младенец остался жить, то мог бы стать великим.

Святитель Иоанн Златоуст:

«Ты скажешь, что они (младенцы) совершили бы многие, а может быть, и великие дела, если бы продолжилась их жизнь. Но Бог не малую предлагает им награду за то, что они лишились жизни по такой причине; иначе Он и не попустил бы ранней их смерти, если бы они имели соделаться великими. Если уже Бог с таким долготерпением

попускает жить и тем, которые всю жизнь проводят во зле, то тем более не попустил бы умереть так этим детям, если бы предвидел, что они совершат что-либо великое». (Беседа 9 // Полное собрание сочинений. Т. 7, ч. 1)

Иногда можно услышать ропот: «Я просила у Бога блага мне и ребенку, а он умер». Ответ на него таков же, как и ранее приведенные, — Господь все творит во благо нам, даже если мы этого зачастую и не понимаем.

Преподобный Макарий Оптинский:

«Дитя твое Господь взял к Себе... потому что Его воле угодно было переселить ее в вечное блаженство в невинном сем возрасте. Мы не знаем, а Богу известно и несоделанное наше, и Он знает, какова бы она была в возрасте, — или несчастна, или что-нибудь другое; то Он и взял ее к Себе. Потому и молитва твоя не принята и не исполнена, что в премудром Промысле Божием предопределено ей в настоящее время отойти отсюда. Слова Писания, приведенные тобою: “кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Мф. 7: 11), совсем не относятся к тебе. “Даст блага”, а ты просила ли блага? Ты просила жизни дочери; но могла ли ты знать впоследствии, чем бы она тебе послужила: утешением или огорчением? а Богу все это известно, и Он, конечно, дал тебе “благ”, приняв дочь твою в вечное блаженство. Веруй сему несомненно и благодари Господа, все строящего нам на пользу». (Письма, 1, 142)

Наряду с ропотом о смерти детей, бывают и недоумения о смерти молодых людей.

По поводу того факта, что люди умирают молодыми, многие из нас слышали или и сами произносили следующее недоумение: «Почему старики живут, а молодые умирают?» Вот что отвечают святые отцы на эти слова.

Преподобный Антоний Оптинский:

«Мы не можем постигнуть, почему молодой преждевременно умирает, а старичок иной скучает уже самой жизнью и от бессилия то и дело охает, но не умирает. Господь же Бог всепремудро, человеколюбно и недоведомо нам всем и каждому полезное устрояет и дарует. Например, если чьи дни сохраняет до самой глубокой старости — благодетельствует; если чью жизнь пресекает в юности

Сокровищница драгоценного опыта

или в младенчестве, то еще более благодетельствует. В истине сих слов удостоверяет нас Святая Церковь в заупокойном тропаре, говоря ко Господу: «глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю»... По сему доводу мы и должны оставить или, по крайней мере, умерить печаль нашу, дабы не было вменено нам в жалобу на Бога, что Он якобы с нами не человеколюбно поступает». (Письма к разным лицам)

Преподобный Макарий Оптинский:

«Каждому из нас должно умереть; но когда, Единому Богу известно. И в этом есть предопределение Божие, когда кому умереть. Если кто умирает, в каких бы то ни было летах, в младости, или в старости, или в среднем возрасте, то ему так от Бога назначено; то о сем надобно быть спокойными, токмо примирять свою совесть покаянием и благонадежием. Сколько бы мы ни жили, а все надобно умереть; кто умирает в молодости, то надо полагать, что Богу так угодно». (Письма, 3, 277)

Святитель Димитрий Ростовский:

«Писание объясняет, почему судьбы Божии иногда определяют смерть молодому человеку. “Преставлен, — говорит оно, — восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его” (Прем. 4: 10– 11). Мы же присоединим к этому еще и следующее: он умирает для того, чтобы более не видеть злобы мира сего, “во зле лежащего” (1 Ин. 5: 19), чтобы не отягощаться более бедами настоящего многобедного времени, чтобы не обуреваться, как корабль, морскими волнами — житейскими печалями». (Слово на поминовение И. С. Грибоедова…)

Схимонах Паисий Святогорец:

«…исследовав вещи глубже, мы увидим, что, чем взрослее становится человек, тем больше ему надо бороться и тем больше у него накапливается грехов. Особенно люди мира сего: чем дольше они живут, тем больше — своими попечениями, несправедливостями и тому подобным — они ухудшают свое состояние, вместо того чтобы его улучшить. Поэтому человек, которого Бог забирает из этой жизни в детстве или в юности, больше приобретает, чем теряет.

(Вопрос) Геронда, почему Бог попускает, чтобы умирало так много молодых?

(Ответ) Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом — так, чтобы спасти его душу. Если Бог видит, что человек станет лучше, Он оставляет его жить. Однако, видя, что человек станет хуже, Он забирает его, чтобы его спасти. А других — тех, что ведут греховную жизнь, но имеют расположение сделать добро, Он забирает к Себе до того, как они успевают это добро сделать. Бог поступает так, потому что знает, что эти люди сделали бы добро, если бы им представилась для этого благоприятная возможность. То есть Бог все равно что говорит им: “Не трудитесь: хватит и того доброго расположения, которое у вас есть”. А кого-то еще — очень хорошего, Бог забирает к Себе, потому что в раю нужны и цветочные бутоны». (Семейная жизнь. Ч. 6)

Иногда люди, которые сами воспринимают жизнь как удовольствие и не задумываются о постоянно преумножающихся грехах, имеют следующее расхожее недоумение: «Но молодой человек еще ничего не видел в жизни и не испытал удовольствий». Таким людям отцы объясняют следующее.

Святитель Василий Великий:

«А если умер (отрок) прежде времени, прежде нежели насладился жизнью, прежде нежели пришел в меру возраста, прежде нежели стал известен людям и оставил по себе преемство рода, то (как сам себя уверяю) в этом не приращение горести, но утешение в постигшем горе. К благодарению обязывает сие распоряжение Божие, что не оставил он на земле детей-сирот, что не покинул жены-вдовы, которая бы или предалась продолжительной скорби, или вышла за другого мужа и вознерадела о прежних детях. А если жизнь этого отрока не продолжилась в мире сем, то будет ли кто столько неблагоразумен, чтобы не признать сего величайшим из благ? Ибо должайшее пребывание здесь бывает случаем к большему изведанию зол. Не делал еще он зла, не строил козней ближнему, не дошел до необходимости вступать в собратство лукавствующих, не вмешивался во все то, что бывает худшего в судах, не подпадал необходимости греха, не знал ни лжи, ни неблагодарности, ни любостяжательности, ни сластолюбия, ни плотских страстей, какие обыкновенно зарождаются в душах своевольных; он отошел от нас, не заклеймив души ни одним пятном, но чистый переселился к лучшему жребию. Не земля скрыла от нас возлюбленного, но прияло его небо». (Письмо 292 (300) // Письма)

Следует отметить, что, как правило, в нашем воображении рисуются картины о счастливой мирской жизни наших детей, и это усиливает наше неправильное восприятие их смерти.

Преподобный Макарий Оптинский:

«...не все ли равно — она умерла бы и много лет поживши; но сколько бы испытала бурь, скорбей и превратностей жизни? Плачущие не жалели ее в сем отношении, а в воображении их рисовался проспект счастливой жизни; а это очень редко случается». (Письма, 5, 89)

Очень распространен ропот на себя или других людей, не спасших ближнего. Подобный ропот говорит о том, что 91 человек имеет надежду на людей, а не на Бога, и забывает или не знает следующие слова Писания: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145: 3). Вот что говорят святые отцы о таких людях.

Святитель Феофан Затворник:

«Что отсоветовали не удерживать дочь дома — очень добре сделали. Можете сказать, что было бы лучше, если б она осталась дома? — Может быть, было бы что-нибудь в тысячу крат худшее. И Бог избавил ее, внушив вам мысли настоять об отправлении ее в институт. Что болезнь пала на мозг, в этом никого нельзя винить, нельзя предвидеть, как нельзя предвидеть удара. И думать об этом нечего. Положил Господь взять ее и послал болезнь. Что рассуждать о болезни, которою взял. Слава Господу, что взял». (Письмо 1273 // Собрание писем)

Схимонах Паисий Святогорец:

«(Вопрос) Геронда, одна мать приходит сюда и безутешно скорбит, потому что она послала своего ребенка по делам, а он был сбит машиной насмерть.

(Ответ) Спроси ее: “Водитель сбил твоего ребенка по злобе? Нет. Ты послала его по делам, для того чтобы его сбила машина? Нет. Значит, скажи: “Слава Тебе, Боже”, потому что, если бы машина его не сбила, он мог бы пойти по кривой дорожке. А сейчас Бог забрал его в самый подходящий момент. Сейчас он находится на Небе и не рискует его потерять… Что ты хочешь: чтобы твой ребенок мучился или чтобы он радовался? Позаботься помочь другим своим детям, которые живут вдали от Бога. О них тебе надо плакать, а не о том, который убился». (Семейная жизнь. Ч. 6)

Не стоит мучить себя сетованием, что по каким-то причинам отсутствовали при смерти ближних.

Святитель Феофан Затворник:

«N. N. конечно тяжеловато будет. Но у нее достанет разума, чтобы не томить себя напрасными скорбными мыслями. Не видеть отходящих отца и матерь: будто ужасное что-то. Ничего тут нет, кроме утешения. Бог отводит ради того, что, может быть, пред лицом отходящих она не выдержала бы горя. Как слабую, Ангел Хранитель отводил ее в сторону. Дорого благословение отходящих. А оно было несомненно, и, может быть, ради отсутствия еще сильнее простиралось на нее, чем бы когда она была присуща. Благословение не потому сильно, что слышится, а потому что усердно изрекается. Если этого усердия не заподозрит она, — что смущаться? Паче всего гадать при этом не следует, как будто и прежнее и это отсутствие означает что-либо карательное или внушительное». (Письмо 393 // Собрание писем)

Не следует задавать себе и другим людям вопросы, за что Господь послал кому-то смерть и тем более не следует этого делать, если ты имеешь к кому-то неприязнь. Во-первых, как правило, такое любопытство рождается или от гордыни и высокоумия, или от нелюбви к другому человеку. Во-вторых, такие предположения могут относиться или к злорадованию, или к осуждению, или к мести. И в-третьих, все такие предположения никогда не будут истинны, потому что человек не может знать путей Промысла Божия, тем более, если человек страстен.

Сокровищница драгоценного опыта

Протоиерей Евгений Попов:

«…если пути Божии в каком либо деле до времени необъяснимы и таинственны, то излишнее старание познать, откуда они или к чему ведут, смелое толкование их для других, составляет грех; потому что тут начинается высокоумие, близка опасность заблудиться. Лучше на сей раз оставаться в “священном благоговейном недоумении”». (Пытливость при виде непонятных действий Промысла // Заповедь 1: «Почитай Бога умом…» // Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.41 (0.014 с.)