Ограничения системы управлений риском. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ограничения системы управлений риском.



Успешное функционирование системы управления риском невозможно без учета ограничений внешней среды и внутренних особенностей ее развития. Ограничения первого типа будем называть внешними, а второго – внутренними. Понимание менеджерами особенностей подобных ограниченийпозволяет сделать процесс принятия решений более эффективным. Поэтому их исследование является важным этапом процедур риск–менеджмента.

Внешние ограничения связаны с факторами, на которые менеджеры хозяйствующего субъекта не могут влиять (по крайней мере, непосредственно). Такие ограничения могут проявляться в следующих формах:

законодательные ограничения. Подобные ограничения внешней среды могут быть представлены законодательными и нормативными актами, отражающими методы макро– и микроэкономического регулирования. Так необходимость соблюдения фирмой налогового законодательства или государственных требований по охране труда работников являются примерами методов микроэкономического регулирования. К макроэкономическому регулированию относятся, в частности, требования по охране природы. Соответствующие ограничения отражают обязательства хозяйствующего субъекта по вертикали;

ограничения, связанные с обязательствами контрагентов и обязательствами перед ними. Под контрагентами в данной главе понимаются лица, с которыми данный хозяйствующий субъект сталкивается в процессе своего функционирования. Это могут быть партнеры по бизнесу, работники хозяйствующего субъекта, клиенты и т.д. Примерами подобных обязательств могут быть выдача или получение кредитов, долги дочерней компании данной хозяйствующего субъекта и т.д. Наличие подобных обязательств может по–разному влиять на потенциальные риски хозяйствующего субъекта. Например, они могут снижать потенциальный риск возникновения убытков данного хозяйствующего субъекта в случае, когда их имеет компания, работающая на рынке эффективно и поэтому выполняющая свои обязательства, чужие обязательства перед данной фирмой могут и усугублять риск возникновения убытков для нее, например, если должником хозяйствующего субъекта является компания, неэффективно работающая на рынке. Данная форма ограничений представляет ограничения по горизонтали;

конъюнктурные ограничения. Эти ограничения связаны с особенностями макроэкономических процессов и спецификой развития тех или иных рынков. В частности, риск потери финансовой устойчивости усиливается в определенных фазах бизнес–цикла, а именно в условиях рецессии спада, поэтому возможности снижения этого риска в такие периоды уменьшаются. Другим примером могут служить некоторые финансовые рынки, характеризующиеся периодическим усилением вольности, что резко повышает возможность потери платежеспособности организаций, приобретающих соответствующие финансовые инструменты.

Внутренние ограничения связаны с особенностями функционирования хозяйствующего субъекта и принятия управленческих решений. Поэтому анализ ограничений этого типа позволяет менеджеру осознать, какие узкие места имеются при управлении риском. К внутренним ограничениям можно отнести следующие:

институциональные ограничения, то есть ограничения, обусловленные спецификой функционирования различных подразделений хозяйствующего субъекта и механизмами их взаимодействия, целями и традициями данной хозяйствующего субъекта в целом, а также стилем управления. Все эти факторы оказывают существенное воздействие на принятие решений в области управления риском (например, особенности менеджмента могут повлиять на выбор тех или иных методов управления риском);

бюджетные ограничения, то есть наличие пределов финансирования мероприятий по управлению риском. Риск–менеджмент является только частью (пусть даже немаловажной) деятельности хозяйствующего субъекта, поэтому он должен подчиняться общим ограничениям на затраты. Это означает, что соответствующая фирма не может потратить на мероприятия по управлению риском больше, чем это предусмотрено выделенным на эти цели бюджетом. Поэтому состав этих мер будет существенно определяться данным обстоятельством;

информационные ограничения, то есть влияние на процесс принятия решений дефицита информации, который может проявляться как в объеме, так и в составе доступных данных. Отсутствие информации или ошибки в ее содержании приводят к неправильным решениям в сфере управления риском, что делает информационное обеспечение чрезвычайно важным элементом.

 

 

Этапы управления риском.

Процесс управления риском является сложной и многоуровневой процедурой. Тем не менее, его можно условно разделить на ряд этапов в соответствии с особенностями последовательности действий по управлению риском. Выделение таких этапов является условным, потому что на практике они часто реализуются одновременно, а не последовательно, друг за другом.

Этап 1. Идентификация и анализ риска. Это важный этап, который необходим для понимания специфики изучаемой рисковой ситуации. Под идентификацией и анализом рисков следует понимать выявление рисков, их специфику, обусловленную природой и другими характерными чертами рисков, выделение особенностей их реализации, включая изучение размера экономического ущерба, а также изменение рисков во времени, степень взаимосвязи между ними и изучение факторов, влияющих на них. Без такого исследования невозможно эффективно и целенаправленно осуществлять процесс управления риском.

Для идентификации и анализа рисков менеджер должен ответить на ряд вопросов, среди которых можно назвать, например, следующие:

– В чем источники неопределенности и риска?;

– С какими ситуациями и с какими негативными последствиями предстоит столкнуться вследствие реализации риска?;

– Из каких источников следует получить информацию?;

– Каким образом можно численно оценить риск?;

– Как различные риски влияют друг на друга?.

Таким образом, идентификация и анализ рисков предполагают проведение качественного, а затем и количественного изучения рисков, с которыми сталкивается хозяйствующий субъект.

Качественный анализ предполагает обнаружение рисков, исследование их особенностей, выявление последствий реализации соответствующих рисков в форме экономического ущерба, раскрытие источников информации относительно каждого риска. На данной стадии проводится подробная классификация выявленных рисков. В результате этого у менеджера по рискам возникает понимание круга проблем, с которыми придется столкнуться в процессе риск–менеджмента.

Предварительным шагом стадии количественной оценки рисков является получение информации о них. Такая информация должна содержать следующие данные, необходимые для оценки степени предсказуемости риска: частота (вероятность) возникновения и размер убытков, то есть распределение ущерба, а также другие характеристики, которые требуются для дальнейшего анализа рисков. Правильность всех последующих решений будет зависеть от того, удастся ли собрать необходимые качественные данные в нужном объеме. Поэтому определение степени доверия к разным источникам информации представляет собой важный аспект этого шага.

Основной шаг стадии количественной оценки рисков – обработка собранныхданных. Она должна обслуживать цели последующего процесса принятия решений по управлению риском. Для выявления факторов риска и степени их воздействия могут быть использованы различные методы статистической обработки данных, в том числе корреляционный и дисперсионныйанализ, анализ временных рядов, факторный анализ и другие методы многомерной классификации, а также математическое моделирование, включая имитационное.

При необходимости статистический анализ может быть использован для подтверждения некоторых выводов предшествующей стадии, когда качественного анализа для этого недостаточно. Например, если качественной информации не хватает для проведения подробной классификации рисков, то можно провести процедуру многомерной классификации.

Можно предложить множество критериев для выделения этапов процесса идентификации и анализа рисков. Наиболее распространенным является степень подробности исследования риска. В соответствии с ней но выделить следующие этапы:

осмысление риска, то есть качественный анализ, сопровождаемый исследованием структурных характеристик риска (опасность – подверженность риску – уязвимость). Это очень важный этап, так как он определяет, с чем столкнется в дальнейшем менеджер по рискам, и тем самым задает границы принятия решений в процессе риск–менеджмента;

анализ конкретных причин возникновения неблагоприятных событий и их отрицательных последствий. Данный этап представляет собой подробное изучение отдельных рисков (причинно–следственные связи между факторами риска, возникновением неблагоприятных событий и вызванным ими появлением ущерба). Такое исследование обеспечивает основу для принятия решений в рамках управления риском;

комплексный анализ рисков. Указанный этап предполагает изучение всей совокупности рисков в целом, что дает цельную, комплексную картину рисков, с которыми сталкивается хозяйствующий субъект. Это позволяет проводить единую политику по управлению риском. Подобное исследование включает также проведение таких процедур, как аудит безопасности, то есть всестороннее исследование бизнеса хозяйствующего субъекта, методов принятия решений и используемых технологий с целью выявления и анализа рисков, которым они подвержены.

Информация является основным аспектом при идентификации и анализе риска, так как ее наличие позволяет в дальнейшем принимать правильные решения в условиях риска и неопределенности. Объем и содержание необходимой информации зависят от конкретных условий, но они должны определяться рядом важных принципов.

Полезность информации. Принцип полезности состоит в том, что для принятия решений необходимо использовать лишь ту информацию, которая действительно необходима для этого. Получение избыточной (излишней) информации означает непроизводительную растрату ресурсов.

Эффективность управления риском. Принцип эффективности представляет собой требование, согласно которому затраты на управление риском (включая стоимость получаемой для этого информации) не должны превышать эффект от снижения риска и его неблагоприятных последствий. Это, в частности, означает, что следует учитывать ограничения на затраты, связанные с получением информации.

Доступность информации. Принцип доступности информации подразумевает учет простоты ее получения. При этом не следует путать доступность с дешевизной информации: первое является характеристикой наличия данных и связано с исследованием источников информации, а второе относится к количеству ресурсов (в первую очередь финансовых), которые нужно потратить на получение соответствующей информации.

Достоверность информации. Принцип достоверности заключается в учете степени доверия к тем или иным источникам информации при их использовании для анализа рисков. Понятно, что данные, характеризующиеся низкой степенью доверия, должны в меньшей степени влиять на процесс принятия решений или даже быть полностью исключены из этого процесса. Последнее, правда, не всегда целесообразно, так как в условиях дефицита информации некоторые полезные сведения можно получить даже из не вполне достоверных источников.

Указанные принципы отчасти являются противоречивыми. Например, принцип доступности информации может не согласовываться с принципом полезности или достоверности, так как имеющаяся в наличии информация не обязана содержать сведения, необходимые для принятия решения по управлению риском. Таким образом, источники информации и поступающие не из них сведения должны быть предварительно проанализированы на соответствие указанным принципам, причем такой анализ должен быть комплексным. Целью анализа является достижение такой ситуации со сбором обработкой данных, для которой характерен определенный компромисс между перечисленными принципами.

Специфика данного этапа связана не только с общими особенностями системыуправления риском, рассмотренными ранее, но и с его значением процедуры риск–менеджмента. Следует учитывать, что в результате реализации последующих этапов управления рисками информация о рисках может пополняться, так что действия в рамках данного этапа являются не однократными, а представляют собой непрерывный процесс сбора и обработки данных.

Этап 2. Анализ альтернативных методов управления риском. Основная цель данного этапа заключается в исследовании тех инструментов, с помощью которых можно препятствовать реализации риска и воздействию его негативных последствий на бизнес хозяйствующего субъекта. Характер таких инструментов может быть различным, но в целом менеджер должен ответить на следующие вопросы:

– Как можно снизить риск за счет подходящих превентивных мероприятий?;

– Как можно снизить экономический ущерб от реализации риска?;

– За счет каких источников можно будет покрыть такой ущерб в случае его возникновения?.

В связи с тем, что понятие риска не является однозначным и есть достаточно большое число критериев классификации, становится понятным существование огромного набора возможных инструментов, методов и процедур управления рисками. Поэтому следует обсудить, каким образом можно провести их группировку с тем, чтобы дать хотя бы краткий обзор возможных подходов.

Анализ основных подходов к минимизации неблагоприятного влияния случайных событий и их финансовых последствий позволяет выделить ряд общих процедур управления рисками. Такая точка зрения дает возможность исследовать, как в целом можно поступить с тем или иным риском, что с ним, в принципе, можно сделать. К числу возможных процедур следует отнести следующие:

уклонение от риска (Risk elimination), то есть набор мероприятий, дающих возможность полностью избежать влияния тех или иных неблагоприятных событий;

сокращение риска (Risk reduction или Risk mitigation), то есть действия рассматриваемой хозяйствующего субъекта, способствующие уменьшению неблагоприятных для нее последствий. Данная процедура предполагает, что фирма оставляет риски на своей ответственности, поэтому ее иногда называют принятием рисков на себя (Risk retention или Risk assumption);

передача риска (Risk transfer), то есть совокупность мер, позволяющих переложить ответственность за снижение возможности возникновения неблагоприятных событий и возмещение связанного с ними ущерба на другого субъекта.

Другая классификация базируется на учете соотношения между моментом осуществления конкретных мероприятий и моментом возникновения неблагоприятного события. С этой точки зрения все методы управления рисками условно можно разделить на две большие группы:

дособытийные методы управления рисками, планируемые и осуществляемые заблаговременно и направленные на снижение вероятности наступления ущерба, уменьшение размера возможного ущерба и модификацию структурных характеристик риска. Поэтому в основном к этой группе методов управления риском относятся методы трансформации рисков (Risk control или Risk control to stop losses). Методы, относящиеся к данной группе, связаны в основном с изменением самих рисков, то есть они предполагают осуществление таких мер, которые будут препятствовать реализации соответствующих рисков. В связи с этим становится понятным, почему методы этой группы часто ассоциируются с проведением предупредительных (превентивных) мероприятий;

послесобытийные методы управления рисками, осуществляемые после наступления ущерба я направленные на ликвидацию последствий неблагоприятного события и возмещение ущерба. Основным для данной группы методов является то, что они направлены на финансирование риска, то есть на формирование финансовых источников, используемых на покрытие ущерба, являющегося следствием реализации рисков. Вследствие этого к рассматриваемой группе в основном относятся методы финансирования риска (Risk financing или Risk financing to pay for losses).

Обе приведенные классификации важны для понимания специфики того или иного метода управления риском. Такая двойная классификация позволяет более точно указать роль и местопредлагаемых методов, подчеркивая их сущность. Так, методы финансирования рисков, оставленных на собственном удержании (то есть в рамках процедуры сокращения риска), различаются лишь источниками покрытия возникающего ущерба, а методы трансформации риска в рамках той же процедуры связаны с различными типами превентивных мероприятий.

Кроме того, такая классификация позволяет ставить и успешно решить вопрос о соотношении тех или иных мероприятий. Например, на тактике часто возникает ситуация, когда для защиты от пожара фирма проводит ряд превентивных мероприятий (установка противопожарной сигнализации, запрет на использование некоторых бытовых приборов на «рабочем месте и т.д.), а оставшийся возможный ущерб страхует по договору с большой франшизой и определенным лимитом ответственности. Иными словами, здесь используются мероприятия трех разных классов, что обеспечивает как уменьшение возможности возникновения ущерба, так и софинансирование остаточного ущерба самой фирмой и страховой компанией.

Этап 3. Выбор методов управления риском. Этот этап предназначен для формирования политики хозяйствующего субъекта в области борьбы с риском и неопределенностью. Необходимость подобной процедуры выбора связана с различной результативностью методов управления риском и разным объемом ресурсов, требуемых для их реализации. Таким образом, к основным вопросам, на которые следует ответить менеджеру в рамках данного этапа, можно отнести следующие:

– Какие методы управления риском будут наиболее эффективны при данных бюджетных и иных ограничениях?;

– Как изменится совокупный риск при реализации выбранной совокупности методов управления риском?.

Выбор методов управления риском можно рассматривать как проблему оптимизации в условиях ограничений. Критерии выбора могут быть различными, включая финансово–экономические критерии (обеспечение эффективности). Однако при принятии решения о том, какие методы следует использовать, нельзя все сводить к экономической отдаче. Важно учитывать и другие критерии, например, технические (отражающие технологические возможности снижения риска) или социальные (сведение риска к уровню, приемлемому для общества).

Существенный аспект принятия менеджером решений на данном этапе состоит в том, что согласно принципу результативности системы управления риском соответствующие инструменты должны применяться не для любых рисков, а в первую очередь в отношении тех, негативные последствия которых приводят к наиболее заметному влиянию на деятельность хозяйствующего субъекта. При некоторых условиях (например, при жестких бюджетных ограничениях) часть рисков, которые менеджер оценивает как незначительные, будет игнорироваться. В такой ситуации говорят, что по отношению к рискам первой группы проводится активная стратегия, а по отношению ко второй–пассивная. Сочетание активной и пассивной стратегий при управлении риском является важным результатом данного этапа, что отражает дополнительные особенности процедуры риск–менеджмента.

Совокупность методов, выбранных на данном этапе, является программой управления рисками. Она представляет собой целостное описание мероприятий, которые необходимо предпринять, их информационное и ресурсное обеспечение, критерии эффективности их выполнения, систему распределения ответственности за принимаемые решения и ряд других сведений, без которых невозможно организовать управление риском. Такая программа является основой для дальнейшей работы в области риск–менеджмента.

Этап 4. Исполнение выбранного метода управления риском. Содержание данного этапа заключается в исполнении принятых на предыдущем этапе решений о реализации тех или иных методов управления риском. Это предполагает, что в рамках этого процесса принимаются и реализуются частные управленческие и технические решения. Особенности процедур риск–менеджмента проявляются на данном этапе в специфике принимаемых решений, а не в том, как они реализуются.

Поэтому вопросы, на которые должен ответить менеджер по управлению риском, будут касаться в первую очередь процедуры исполнения решений, а именно:

– Какие мероприятия необходимо реализовать?;

– В какие сроки это должно произойти?;

– Какие ресурсы и в каком объеме могут быть потрачены на осуществлениеданных мер?;

– Кто несет ответственность за исполнение принятых решений и контроль за их реализацией?.

Этап 5. Мониторинг результатов и совершенствование системы управления риском. Этап мониторинга результатов и совершенствования системы управления риском обеспечивает обратную связь в указанной системе. Это очень важный этап, так как именно он обеспечивает гибкость и адаптивность управления риском, а также динамический характер этого процесса.

В рамках данного этапа менеджер по управлению риском должен ответить на следующие вопросы:

Следует ли считать систему управления риском эффективной?;

Каким образом проявлялись ее узкие места?;

Какие факторы повлияли на реализацию рисков за рассматриваемый период?;

Следует ли в связи с этим внести изменения в систему управления риском?;

Все ли мероприятия, включенные в программу управления риском, сыграли свою роль в защите от неблагоприятных событий?;

Не следует ли заменить какие–либо меры более эффективными?;

Была ли система принятия решений относительно управления риском достаточно гибкой?;

Не препятствовала ли она защите хозяйствующего субъекта от риска?;

На данном этапе, прежде всего, происходит обновление и пополнение информации о рисках, что является важным условием анализа рисков на первом этапе. Более полные свежие данные позволяют принимать адекватные и своевременные решения об управлении риском.

На этой основе осуществляется оценка эффективности проведенных мероприятий. Сложность подобной оценки состоит в том, что в течение анализируемого периода риски могут не реализоваться, тогда как фирма все равно несет расходы на программу управления рисками. Поэтому часто приходится сопоставлять реальные расходы с гипотетическими потерями.

Целью оценки эффективности проведенных мероприятий является адаптация системы управления риском к изменению условий функционирования окружающей среды и совокупности влияющих на фирму рисков. Это происходит прежде всего за счет следующих направлений;

– замены неэффективных мероприятий более эффективными в рамках выделенного бюджета на программу управления риском. Такие мероприятия повышают общую результативность системы управления риском;

– изменения организации выполнения программы управления риском. Так как она определяет специфику институционального фундамента защиты хозяйствующего субъекта от соответствующих рисков, ее изменение также может способствовать росту эффективности системы управления риском на уровне хозяйствующего субъекта.

 

10.Внешние источники информации для идентификации и анализа риска

Таким образом, для преодоления указанных недостатков внутренние источники данных должны быть дополнены сведениями из внешних источников информации, напрямую не связанных с деятельностью данной фирмы. К таким источникам могут относиться отраслевая статистика, данные, полученные из анализа деятельности конкурентов, сведения об авариях, произошедших в других странах, и т.п. Конечно, подобная информация может не вполне соответствовать качественной характеристике изучаемого объекта или риска, но в условиях дефицита информации она также может дать знания, важные для принятия решений в области управления риском (например, о том, какие поправки следует внести в статистику, полученную из внутренних источников).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.054 с.)