Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешняя политика СССР в 1964 - 1985 гг.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Во внешней политике данного периода происходили существенные сдвиги. Происходил позитивный процесс смягчения напряженности международной обстановки в условиях, когда реально приблизилась угроза глобальной ядерной катастрофы. Происходило взаимное сближение позиций противостоящих военно-политических лагерей и прежде всего СССР и США. Стратегическая цель советского руководства в 1964-85 годы - установление мировой гегемонии - не изменилась. Однако теперь достижение этой цели не планировалось на ближайшее время. Победа мирового социализма должна была войти в западные страны через их бывшие колонии, где социалистический строй должен был, по плану советских лидеров, установиться быстрее и легче. Началась своеобразная кампания по окружению развитых капиталистических стран периферией «третьего мира». Исходя из этой стратегической цели советская внешняя политика имела три основных направления: отношения с социалистическими странами; отношения с развитыми капиталистическими странами; отношения со странами «третьего мира» - развивающимся государствами. Отличительной особенностью взаимоотношений СССР с социалистическими странами было то, что последним было предоставлено несколько больше экономической и политической свободы. К власти во многих странах стали приходить более либерально настроенные коммунистические лидеры, проводились экономические реформы, которые не отвечали «классическим» представлениям о социализме. Все большее значение приобретало экономическое сотрудничество и политические консультации. Наиболее отчетливо это проявлялось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей которой было выполнить политическое сотрудничество экономической интеграцией. Но эту задачу СЭВ выполнить не смог, так как все социалистические страны, в том числе и СССР, стремились наладить экономические связи прежде всего с развитыми капиталистическими государствами, даже в ущерб связям внутри СЭВ. В то же время, несмотря на незначительное увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был старшим братом, который определял основные направления деятельности своих союзников. Это находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным вопросам, в постоянных технических консультациях, в коллективных действиях, как, например, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 г., а также в постоянных отчетах лидеров этих стран перед советским руководством, одной из форм которых в 70-е годы было прибытие в Крым на отдых (так называемые «крымские встречи»). Не менее показательны были события в Польше. С кризисом начала 70-х годов польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР, польскому руководству удалось продержаться до середины 80-х годов, причем 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение (во главе польской объединенной рабочей партии встал генерал Ярузельский). Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности, но, с другой стороны, предотвратило подготовленный уже ввод советских войск для «наведения порядка». Существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией. На протяжении всех 60-х, 70-х и 80 -х годов югославское и советское правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного благожелательства, аналогичную взаимоотношениям СССР с капиталистическими странами. Наряду с усиленными экономическими связями политическое сотрудничество было крайне незначительно. Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическим странами занимала Румыния. Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципа социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской «самостоятельностью». Отношения СССР с Китаем, а также с Албанией были серьезно обострены. Советско-албанские отношения были разорваны еще в 1961 г. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. отношения между двумя странами стали быстро улучшаться. Отношения с развитыми капиталистическими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер. Во второй половине 60-х годов началась «разрядка» во взаимоотношениях СССР и Франции. В октябре 1971 г. президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией». Улучшились отношения СССР с ФРГ. В августе 1972 г. подписан мирный договор между ФРГ и СССР. В нем были подтверждены западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. Во второй половине 70-х годов ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров СССР. После победы лейбористов в Англии в 1974 г. начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений. В 1972 г. в Москву прибыл президент США Р. Никсон. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках. Пиком «разрядки», как называли процесс 70-х годов политические деятели, было состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки с 1973 г. по 1975 гг. В июле-августе 1975 г. был подписан Заключительный акт совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и мире. Наиболее ярким проявлением ухудшения отношений Запад-Восток были отказ американского Сената ратифицировать договор о дальнейшем ограничении гонки вооружений ОСВ-2 (подписанный в Вене в июне 1979г.) и «двойное решение» НАТО о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности, ввод советских войск в Афганистан. В 1967 г. началась очередная арабо-израильская война. Она завершилась серьезным поражением Египта, Сирии и Иордании в ходе шестидневных боевых действий. Но поражение арабских стран привело к усилению в них влияния СССР, так как Израиль ориентировался на США. В то же время происходило сближение СССР с другими арабскими странами, проводившими антиамериканский курс и искавшими новых союзников. Усиление позиций СССР в арабском мире прекратилось лишь в середине 70-х годов. Существенную роль в этом сыграли как финансовая помощь США, так и определенное разочарование в действиях СССР, которые зачастую стали рассматриваться как вмешательство во внутренние дела арабских стран. В 60-е годы СССР поддерживал различные антиимпериалистические группировки в Черной Африке (Ангола, Заир), а также лидеров некоторых стран, проводивших просоветский курс (Уганда). Советская помощь африканским странам вызывала резко негативную реакцию в странах Запада. На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70-80-х годов негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 г. к власти в Афганистане в результате военного переворота пришла народно-демократическая партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Однако большинство членов Политбюро ЦК настаивало на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Чрезвычайная сессия Генеральной ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира». Ввод советских войск в Афганистан вызвал в мире негативную реакцию и свидетельствовал об общем кризисе внутреннего положения СССР. Сократились контакты СССР со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2). Активные попытки по преодолению кризиса в отношениях с Западом и США были предприняты лишь во второй половине 80-х годов, с приходом к власти М.С. Горбачева.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.184 (0.007 с.) |