Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика СССР в 1964 - 1985 гг.

Поиск

 

Во внешней политике данного периода происходили существенные сдвиги. Происходил позитивный процесс смягчения напряженности международной обстановки в условиях, когда реально приблизилась угроза глобальной ядерной катастрофы. Происходило взаимное сближение позиций противостоящих военно-политических лагерей и прежде всего СССР и США.

Стратегическая цель советского руководства в 1964-85 годы - установление мировой гегемонии - не изменилась. Однако теперь достижение этой цели не планировалось на ближайшее время. Победа мирового социализма должна была войти в западные страны через их бывшие колонии, где социалистический строй должен был, по плану советских лидеров, установиться быстрее и легче. Началась своеобразная кампания по окружению развитых капиталистических стран периферией «третьего мира».

Исходя из этой стратегической цели советская внешняя политика имела три основных направления: отношения с социалистическими странами; отношения с развитыми капиталистическими странами; отношения со странами «третьего мира» - развивающимся государствами.

Отличительной особенностью взаимоотношений СССР с социалистическими странами было то, что последним было предоставлено несколько больше экономической и политической свободы. К власти во многих странах стали приходить более либерально настроенные коммунистические лидеры, проводились экономические реформы, которые не отвечали «классическим» представлениям о социализме. Все большее значение приобретало экономическое сотрудничество и политические консультации. Наиболее отчетливо это проявлялось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей которой было выполнить политическое сотрудничество экономической интеграцией. Но эту задачу СЭВ выполнить не смог, так как все социалистические страны, в том числе и СССР, стремились наладить экономические связи прежде всего с развитыми капиталистическими государствами, даже в ущерб связям внутри СЭВ.

В то же время, несмотря на незначительное увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был старшим братом, который определял основные направления деятельности своих союзников. Это находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным вопросам, в постоянных технических консультациях, в коллективных действиях, как, например, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 г., а также в постоянных отчетах лидеров этих стран перед советским руководством, одной из форм которых в 70-е годы было прибытие в Крым на отдых (так называемые «крымские встречи»).

Не менее показательны были события в Польше. С кризисом начала 70-х годов польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР, польскому руководству удалось продержаться до середины 80-х годов, причем 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение (во главе польской объединенной рабочей партии встал генерал Ярузельский). Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности, но, с другой стороны, предотвратило подготовленный уже ввод советских войск для «наведения порядка».

Существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией. На протяжении всех 60-х, 70-х и 80 -х годов югославское и советское правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного благожелательства, аналогичную взаимоотношениям СССР с капиталистическими странами. Наряду с усиленными экономическими связями политическое сотрудничество было крайне незначительно. Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическим странами занимала Румыния. Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципа социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской «самостоятельностью».

Отношения СССР с Китаем, а также с Албанией были серьезно обострены. Советско-албанские отношения были разорваны еще в 1961 г. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. отношения между двумя странами стали быстро улучшаться.

Отношения с развитыми капиталистическими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер. Во второй половине 60-х годов началась «разрядка» во взаимоотношениях СССР и Франции. В октябре 1971 г. президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией».

Улучшились отношения СССР с ФРГ. В августе 1972 г. подписан мирный договор между ФРГ и СССР. В нем были подтверждены западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. Во второй половине 70-х годов ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров СССР. После победы лейбористов в Англии в 1974 г. начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений.

В 1972 г. в Москву прибыл президент США Р. Никсон. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках.

Пиком «разрядки», как называли процесс 70-х годов политические деятели, было состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки с 1973 г. по 1975 гг. В июле-августе 1975 г. был подписан Заключительный акт совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и мире.

Наиболее ярким проявлением ухудшения отношений Запад-Восток были отказ американского Сената ратифицировать договор о дальнейшем ограничении гонки вооружений ОСВ-2 (подписанный в Вене в июне 1979г.) и «двойное решение» НАТО о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности, ввод советских войск в Афганистан.

В 1967 г. началась очередная арабо-израильская война. Она завершилась серьезным поражением Египта, Сирии и Иордании в ходе шестидневных боевых действий. Но поражение арабских стран привело к усилению в них влияния СССР, так как Израиль ориентировался на США. В то же время происходило сближение СССР с другими арабскими странами, проводившими антиамериканский курс и искавшими новых союзников. Усиление позиций СССР в арабском мире прекратилось лишь в середине 70-х годов. Существенную роль в этом сыграли как финансовая помощь США, так и определенное разочарование в действиях СССР, которые зачастую стали рассматриваться как вмешательство во внутренние дела арабских стран.

В 60-е годы СССР поддерживал различные антиимпериалистические группировки в Черной Африке (Ангола, Заир), а также лидеров некоторых стран, проводивших просоветский курс (Уганда). Советская помощь африканским странам вызывала резко негативную реакцию в странах Запада.

На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70-80-х годов негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 г. к власти в Афганистане в результате военного переворота пришла народно-демократическая партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Однако большинство членов Политбюро ЦК настаивало на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Чрезвычайная сессия Генеральной ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира».

Ввод советских войск в Афганистан вызвал в мире негативную реакцию и свидетельствовал об общем кризисе внутреннего положения СССР. Сократились контакты СССР со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2). Активные попытки по преодолению кризиса в отношениях с Западом и США были предприняты лишь во второй половине 80-х годов, с приходом к власти М.С. Горбачева.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.184 (0.007 с.)