Социальнно-экономическое развитие СССР в середине 60-х Первой половине 80-х гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальнно-экономическое развитие СССР в середине 60-х Первой половине 80-х гг.



 

Л.И.Брежнев представлял собой послушного проводника коллективной воли советской номенклатуры. В числе первых решений новой власти стали те, которые напрямую затрагивали интересы номенклатуры. В 1965г. ликвидируется разделение партийного аппарата по производственному принципу, введенное Н.С.Хрущевым с целью повернуть КПСС «лицом к жизни» и подводившее тем самым партократию к личной ответственности за управление экономикой. Был отменен включенный в 1961г. в Устав КПСС пункт об обязательной ротации, т.е. необходимости при каждых выборах менять состав членов парткомов от Президиума на одну треть (с 1966 г. - Политбюро) ЦК до районных комитетов.

С целью успокоения населения, были свёрнуты гонения на личные подсобные хозяйства, ослабли преследования со стороны государства церкви и религии.

В области экономического развития страны с 1965 г. стала проводиться хозяйственная реформа, которая была задумана еще в годы правления Н.С.Хрущева, не предусматривавшая посягательства на директивную экономику, но допускавшая механизм внутренней саморегуляции и материальной заинтересованности основного производителя в результатах и качестве труда. Упразднялись совнархозы и восстанавливался отраслевой принцип управления промышленностью через министерства.

В области сельского хозяйства правительство решило списать долги с колхозов и совхозов, повысило закупочные цены. Была установлена дополнительная плата за сверхплановую продажу продукции государству. В аграрный сектор страны было направлено 383 млрд. рублей, что составило 78% капиталовложений в сельское хозяйство за все годы советской власти. Началась реализация программ комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и их мелиорации.

Однако эффект новаций в экономической жизни страны оказался кратковременным. Объем производства продукции в промышленности и сельском хозяйстве, сравнительно стабилизировавшийся в годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.), в дальнейшем вновь стал сокращаться, что объяснялось довольно быстрой нейтрализацией довольно несмелых и непоследовательных мер по реформированию хозяйственного механизма со стороны директивной экономики, которая сама объективно подошла к пределу своих возможностей из-за обострившихся противоречий между масштабами промышленного потенциала СССР и преобладавшими экстенсивными методами его развития. Постоянно увеличившаяся доля поглощения всех ассигнований госбюджета в развитие народного хозяйства (в годы 4-ой пятилетки – чуть более трети, а в 11-ой – уже 56%), приводило к сокращению финансирования других государственных программ, в том числе социально-культурной (с 37,4% в 1970г. до 32,5% в 1985 г.).

Исчерпываются свободные людские ресурсы. Доля молодежи из-за снижения рождаемости из пятилетки в пятилетку в общественном производстве уменьшается с 12 млн. человек в 1971-1975гг. до 3 млн. в 1981-1985гг.

Увеличивались затраты на добычу и доставку природных ресурсов вследствие перемещения сырьевой базы в труднодоступные районы Севера и Сибири. Одновременно происходило сокращение пахотных площадей из-за расползания вширь промышленных объектов и развертывания на плодородных землях новых военных полигонов. Это не могло не сказаться на развитии сельского хозяйства. Последнее все больше приходило в состояние упадка и серьезно ограничивало возможности развития промышленности, особенно в выпуске товаров народного потребления, так как являлась одним из ресурсов директивной экономики.

Правительство пыталось найти выход из критического положения в аграрном производстве посредством крупных финансовых вложений. Однако значительная их часть тут же выкачивалась обратно в казну через искусственное повышение цен на сельскохозяйственную технику и строительство различных производственных объектов на селе. Другая часть финансовых средств тратилась на непродуманную политику в разработку и пропаганду различного рода партийных программ «подъема сельского хозяйства». Деньги тратились на строительство грандиозных и малоэффективных животноводческих комплексов. В результате такой политики в области сельского хозяйства страна, которая благодаря наличию черноземных земель, могла стать лидером по продаже зерна за границу, не деле вынуждена была закупать его за границей.

Брежневское руководство не могло не замечать нараставшего упадка экономики и принимало определенные меры по его ликвидации. С середины 70-х гг. делается упор на агропромышленную интеграцию, предусматривавшую кооперирование колхозов и совхозов с обслуживающими их отраслями промышленности, транспорта, торговли. С этой целью стали создаваться районные агропромобъединения (РАПО), а в 1985 г. был образован Госагропром СССР. В 1982г. была принята Продовольственная программа, наметившая конкретные пути и сроки (1990 г.) решения продовольственной проблемы в стране.

В области развития промышленности, начиная с девятой пятилетки (1971-1975гг.), основное внимание отводилось созданию территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского по добыче и переработке нефти, Павлодарско-Экибастузского и Канско-Ачинского по добыче угля, Саяно-Шушенского по обработке цветных металлов и др.

Избежать экономические потрясения в стране удалось за счет форсированных поставок на западный рынок энергоносителей, цены на которые только за 70-е гг. возросли там почти в двадцать раз. Казна СССР значительно обогатилась за счет сотен миллиардов «нефтедолларов». Однако использование «нефтедолларов» в народном хозяйстве осуществлялось крайне неэффективно (замораживались на долгие годы в незавершенном строительстве, поглощались постоянно растущим бюрократическим аппаратом (к 1985 г. он насчитывал около 18 млн. человек - почти шестую часть всех занятых), шли на импорт высококачественных товаров, закупку западного оборудования, которая часто оседала на складах, а затем приобреталась управленцами разного уровня и т.д.

К середине 80-х гг. западная рыночная экономика ведущих капиталистических стран стала преодолевать кризис энергоносителей, спрос на нефть снизился и мировые цены на нее стали падать. Это немедленно негативно отразилось на положении директивной экономики СССР.

В экономической сфере развития государства все больше давала о себе знать так называемая «теневая экономика», которая включала в себя как различные виды официально запрещенной или строго ограниченной индивидуальной трудовой деятельности, так и криминальный элемент (крупное хищение товаров и сырья, изготовление неучтенной продукции и ее реализация через магазины и т.д.). К середине 80-х гг. в этой сфере было занято около 15 млн. человек. Формировался новый социальный слой – дельцов подпольного частного бизнеса, возникли первые мафиозные структуры.

Социальная активность трудящихся, рожденная в период «оттепели» по-разному проявляла себя в указанный выше период. Партийно - государственный аппарат был заинтересован в «маяках» производства, чтобы показывать эффективность производительных сил в СССР. Но отдельные успехи и достижения так и оставались отдельными успехами, так как бюрократический механизм ни в коем случае не был заинтересован в их распространении. В 70-х годах известность получил бригадный подряд строителя Николая Злобина, применившего новые формы организации труда. Несмотря на определенную популярность метода среди строителей, многие годы его распространению препятствовали министерства.

С 1967 г. и на протяжении всех 70-х годов продолжался так называемый щекинский эксперимент. Химический комбинат получил право уменьшить число работающих при неизменном фонде заработной платы, а полученную экономию использовать для стимулирования роста производительности труда. Опыт щекинцев превзошел все ожидания. К 1980 г. выпуск продукции утроился, производительность труда увеличилась в 4 раза, произошло значительное сокращение числа работников. Однако за полтора десятилетия опыт так и не получил продолжения в широкой хозяйственной практике. Эксперимент так и остался экспериментом.

Медленно улучшались жилищные условия, все чаще стали возникать проблемы в продовольственном снабжении, организации транспорта, медицинского обслуживания, образовании. Но, несмотря на все негативные явления в экономике, уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 70-х годов, а затем более чем пятилетие не снижался. Росла заработная плата основных категорий трудящихся, прежде всего низкоквалифицированных, увеличивались общественные фонды потребления, делались серьезные, правда недостаточные, финансовые инвестиции в медицину, образование, спорт, отдых. Снабжение населения продуктами питания и изделиями легкой промышленности достигло своего максимума. Граждане страны с определенными трудностями, на низком уровне, но все-таки удовлетворяли свои потребности в товарах широкого ассортимента. На полках магазинов всегда был выбор необходимых вещей. Главная проблема была не в отсутствии товаров, а в их низком качестве, поэтому покупатели старались закупать импортные вещи и даже продукты питания. Реально жизненный уровень стал падать лишь с начала 80-х годов.

Причин подобного положения было несколько. Во-первых, сказывался положительный импульс, данный советской экономике и период «оттепели» и частично реформы 1965 г. Во-вторых, в 70-80-е годы широко распродавались природные богатства страны с целью повысить или поддержать жизненный уровень населения. Энергетический кризис и рост цен на нефть и газ на мировом рынке создали для этого дополнительные благоприятные условия. Только за 70-е годы СССР «заработал» около 170 млрд. «нефтедолларов». Третьей причиной общего роста жизненного уровня было резкое повышение доходов управленцев. Их зарплата росла довольно медленно, зато резко увеличивались привилегии, начиная с поездок за рубеж с большими суммами валюты и кончая персональными дачами, машинами, квартирами, промышленными и продуктовыми распродажами и даже закрытыми спецстоловыми. Резкое повышение благосостояния номенклатуры несколько повышало и общий уровень жизни, так как выводились усредненные цифры.

Несбалансированность и неповоротливость плановой экономики приводили к созданию благоприятных условий для спекулянтов, перекупщиков, различного рода махинаторов. Жизнь этих категорий людей интенсивно улучшалась, особенно в сравнении с рабочими и интеллигенцией, жившими «на одну зарплату». Характерной особенностью 70-х годов было сращивание партийно-административного аппарата и дельцов теневой экономики, которые дополняли друг друга и обменивались, зачастую открыто, услугами.

Пытаясь скрыть провалы в экономике и во всей внутренней политике, брежневское руководство развернуло в стране массовые празднества, на организацию которых требовались многомиллионные суммы. Еще в конце 60-х годов ЦК КПСС постановил учредить «как символы трудовой доблести» памятные знамена ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Превращались в традицию соревнования в честь различных юбилеев. В соревнованиях, начинающихся как бы снизу, а на деле распространявшихся командно-бюрократическими методами, принимало участие все большее число людей. Сами соревнования становились все более формальными. Наступала эра массовых награждений орденами и медалями за действительные, а чаще мнимые успехи и заслуги. И в то же время -девальвации званий, наград, знаков отличия. Кризисные явления проникали и в социальную область. В результате вяло увеличивающимся предложением товаров и услуг, низким их качеством, со второй половины 70-х гг. углубляется товарный голод - дефицит сначала на престижные и высококачественные изделия, затем и на обыденные.

Не лучшим образом обстояло дело и со здравоохранением. На здравоохранение выделялось не более 4% национального дохода. По уровню средней продолжительности жизни СССР занимал 35 место в мире, по уровню детской смертности – 50-е.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.007 с.)