Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Думская деятельность в России. Аграрная реформа столыпина

Поиск

В марте – апреле 1906 г. прошли выборы в I Государственную думу. Она была избрана на основе избирательно закона 11 декабря 1905 г. Выборы не являлись всеобщими, так как в них не принимали участие батраки, женщины, солдаты, матросы, учащиеся, рабочие, занятые на мелких предприятиях. Каждое сословие имело свои нормы представительства: голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Исход выборов зависел от соотношения числа выборщиков. Надеясь на монархическую приверженность и думские иллюзии крестьян, правительство установило для них довольно высокие нормы представительства. Для крестьян выборы были четырехстепенные, для рабочих – трехстепенные, для буржуазии и дворян – двухстепенные. Был введен возрастной ценз, (25 лет) и для горожан высокий имущественный ценз, чтобы дать преимущество крупной буржуазии.

В Думу избрано 478 депутатов, представлявших в основном либерально-буржуазные и демократические партии: кадетов и примыкавших к ним (43%) трудовиков и социал-демократов (23%), националистических групп (14%), одну пятую часть представляли беспартийные. I Дума просуществовала 72 дня. Главным вопросом, вынесенным в Думе, стал аграрный. Обсуждались два основных проекта: кадетский (проект 42-х) и трудовиков (проект 104-х). Кадеты предлагали из казенных, монастырских и других земель создать «государственный земельный фонд». Помещичьи земли предлагалось не трогать, а часть их отдать крестьянам «по справедливой оценке». По проекту кадетов аграрный вопрос решался за счет крестьян. Трудовики требовали перевести все земли в «общенародный земельный фонд». Органы местного самоуправления должны были распоряжаться фондом в лице крестьянских комитетов, которые распределили бы землю между крестьянами по уравнительно-трудовой норме. По существу, речь шла о национализации земли. Реализация проекта трудовиков привела бы к ликвидации помещичьих латифундий и созданию условий для беспрепятственного развития капитализма в сельском хозяйстве. Часть трудовиков выдвинула еще более радикальный проект – полное уничтожение частной собственности на землю. Царское правительство под предлогом того, что своими действиями Дума «разжигает смуту» в стране, 8 июля 1906 г. распустило ее. На следующий день представители кадетской фракции собрались в Выборге, чтобы обратиться к народу с воззванием оказать пассивное неповиновение правительству – не давать рекрутов и не платить податей до тех пор, пока не будут объявлены выборы во II Думу.

Выборы во II Думу состоялись в феврале 1907 г. (20 февраля – 3 июня 1907г.). Дума оказалась еще левее прежней. Из 542 депутатов 22 (43%) принадлежали к демократическим партиям и группам (социал-демократам, эсерам, трудовикам и пр.), представительство кадетов сократилось с 43 до 19%. Как и раньше, главным был вопрос аграрный. Трудовики выдвинули «проект 104-х». Большевики выдвинули лозунг конфискации всей помещичьей земли создания крестьянских комитетов для распоряжения всей землей. II Государственная Дума просуществовала 102 дня. 3 июня 1907 г. был обнародован царский манифест о роспуске Думы. Предлогом стала сфабрикованная царской охранкой фальшивка о «заговоре» 16 депутатов от социал-демократической фракции с целью свержения государственного строя. За два дня до издания манифеста Столыпин выступил в Думе с требованием лишить их депутатской неприкосновенности. На данное требование Дума ответила отказом. 3 июня 1907 г. правительство арестовало членов социал-демократической фракции и объявило манифест о роспуске Думы и обнародовало новый избирательный закон. Тем самым был совершен акт государственного переворота, который знаменовал собой конец революции 1905-1907 гг. и наступление реакции.

Обнародованный 3 июня 1907 г. новый избирательный закон в два раза сокращал представительство от крестьян, в два с половиной раза – от рабочих, в три раза – от Польши, Кавказа и Закавказья. Помещики и буржуазия получали более 2/3 мест в Думе. Количество депутатских мест сокращалось с 524 до 442. Октябристы заняли 154 места.

III Дума была для правительства самой «угодной» и работала весь отведенный ей по закону пятилетний срок (1907-1912 гг.). Принятые на заседании законопроекты носили второстепенный характер: о сметах различных ведомств и учреждений, о тарифах и таможенных сборах, жалованье чиновникам и т.п. Все же Дума рассматривала и ряд важных вопросов: рабочий, национальный и аграрный.

Политика «третьеиюньской монархии» характеризовалась не только как реакционной, но и временем преобразований. Под влиянием уроков революции 1905-1907 гг. политический курс правительства характеризовался сочетанием реакционных мер с проведением реформ.

Председатель Совета министров (с 1906 по 1911 гг.) Петр Аркадьевич Столыпин стал проводником нового курса реформ, лавировавших между интересами консервативных дворянских кругов и либеральной буржуазией. Убежденный монархист, Столыпин неоднократно выступал с речами в Думе и в Государственном совете, где отстаивал свою программу, включающую проведение социальных и политических реформ, направленных на «модернизацию» России, развитие ее экономики и культуры, что позволило бы России занять подобающее место среди наиболее развитых стран мира.

С именем Столыпина связана идея проведения аграрной реформы. Суть его реформы состояла в коренной ломке сельской поземельной общины и насаждении частного крестьянского землевладения. В перспективе на месте сельской общины с ее периодическими переделами земли, чересполосицей, принудительным севооборотом должны были возникнуть хозяйства типа хуторского и фермерского. Крестьянин-собственник станет надежной опорой нового государственного порядка.

Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 г., ставшая законом в 1910 г. По указу 1906 г. крестьянам был разрешен выход из общины, по закону 1910 г. этот выход стал обязательным. Реформа рассматривала насильственное разрушение общины и разрешение частной собственности крестьянам на выкупленную ими общинную землю; помощь кулакам через Крестьянский банк для покупки ими части казенных и дворянских земель; переселение крестьян из густонаселенного центра на окраины.

Царизм до 1906-1910 гг. искусственно сохранял общину, которая являлась удобным средством взимания государственных налогов с крестьян, связанных круговой порукой. Община отвечала за выплату налогов и разных платежей при выполнении государственных и повинностей. Однако, она тормозила развитие капитализма в сельском хозяйстве. Правительство стало на путь насильственного разрушения общины. Выходившие из общины кулаки превращались в сельскую буржуазию – новую социальную опору царизма. Однако, несмотря на пропаганду выделения из общины, из нее вышло с 1907 по январь 1916 гг. в 40 губерниях Европейской России около 22 % крестьянских дворов. Почти половина вышедших продала свои участки кулакам. Разрушение общины не ликвидировало нищеты и бедствий основной массы крестьянства.

Царское правительство принимало меры, направленные на разрушение общины и поощряло сведение надельной земли в отруб и выход крестьянина из деревни на хутор. Крестьянский земельный банк скупал у помещиков землю и давал крестьянам ссуды на приобретение этой земли. Для большинства крестьян процент за ссуду был высок, они не могли ею воспользоваться. Чуть ли не каждый пятый крестьянин, купивший у банка землю, разорялся и терял ее. Отрубникам и хуторянам банк предоставлял льготы. Таким образом, деятельность Крестьянского банка была подчинена задаче создания в деревне зажиточных крестьян.

Важной частью столыпинской реформы была переселенческая политика. Если до 1906 г. царизм тормозил переселение крестьян из центра на окраины, так как помещики не желали терять дешевые рабочие руки, то теперь правительство поощряло переселение, надеясь тем самым ослабить земельную нужду в густонаселенных районах центра и выселить на окраины наиболее недовольную часть крестьян. Объектами переселенческой политики царского правительства стали земли Сибири, Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Переселенцев наделяли землей, принадлежавшей государству или местному населению. Например, в Казахстане за годы столыпинской реформы в результате переселенческой политики царизма у казахов было изъято 17 млн десятин земли. Однако у крестьян не хватало средств для того, чтобы обзавестись хозяйством на новом месте. В 1908 г. волна переселенцев достигла рекордной точки – 664,8 тыс. человек. После 1909 г. она пошла на убыль.

Однако переселенческая политика не дала царскому руководству ожидаемого результата. Значительная часть переселенцев возвращалась, не выдержав тяжелых условий в новых местах, пополняла отряды безработных и городе или становилась батраками в деревне.

Столыпинская реформа проводилась не только в интересах кулака. В роли «крепкого хозяина» мог выступать не только кулак. Сами кулаки не всегда стремились выходить из общины, так как им было выгоднее, оставаясь в ней, держать к кабале крестьян-общинников. Правительство ставило ограничения росту кулацкого землевладения, разрешая скупать землю в пределах уезда в размере «не более четырех душевых наделов» на одного покупщика.

Из приблизительно 400 тыс. хуторских хозяйств, образовавшихся в результате выхода из общины не все хуторские хозяйства были «кулацкими»: до 40% хуторян с большим трудом водили концы с концами. Вдобавок они лишались выгод общинного землевладения: пользования общими выгонами, водопоями и пр. Поэтому крестьяне, «укрепившие» свои наделы в собственность, не стремились выходить на хутора и даже на отруба, а предпочитали жить в деревне вместе с общинниками.

Однако, нельзя не отметить и положительные итоги реформы. В течение проведения столыпинской реформы посевные площади в стране возросли на 10%, а в районах наибольшего выхода крестьян из общины – в полтора раза. Увеличился на одну треть хлебный экспорт, удвоилось количество применяемых минеральных удобрений; с 1906 по 1913 гг. возросло применение сельскохозяйственных машин (в стоимостном выражении) с 36 млн до 131 млн рублей. Ускорив развитие капитализма в сельском хозяйстве, реформа привела к более быстрому расслоению крестьянства (в деревне было 65% бедняков и лишь 15 % кулаков).

Столыпин понимал, что создание слоя крестьян-собственников, как гаранта стабильности государства, невозможно без наличия их правовой защиты со стороны государства. Необходимо было решить вопрос и о развитии самоуправления и расширения гражданских прав крестьян, повышения их образовательного уровня. Однако решить подобные задачи было невозможно, так как при дворе, в Государственном совете и со стороны правых сил Государственной думы, он встретил резкое противодействие. А 1 сентября 1911 г. в Киеве при попустительстве царской охранки на Столыпина было совершено анархистами покушение со смертельным для него исходом.

Убийство Столыпина совпало с началом распада «третьеиюньской» политической системы в условиях начавшегося общественно-политического подъема в стране. По стране прокатилась волна стачечного движения рабочих. 4 апреля 1912 г. были расстреляны бастующие рабочие на Ленских золотых приисках. Это расстрел вызвал взрыв протеста против действий царского правительства. В стачках приняли участие более 300 тысяч рабочих. В 1912 г. было зарегистрировано 160 крестьянских выступлений, большинство которых носило аграрный характер.

Осенью 1912 г. прошли выборы в IV Государственную думу. Было собрано 438 депутатов. По партийному составу дума почти не отличалась от III Думы. Октябристы потеряли треть депутатских мест, которые перешли частично к кадетам, частично к правым. Сохранились прежние два большинства – право-октябристское и октябристско-кадетское. Однако IV дума оказалась несколько «левее» III Думы по взятому умеренными депутатами курсу усиления оппозиционности к правительству. Председателем думы был избран М.В.Родзянко.

В IV Думе сложился прочный Прогрессивный блок, оппозиционный правительству. Его сформировали партии «центра» (прогрессивная, кадетская, левое крыло октябристов). С 1913 г. кадеты стали говорить об организации общественного давления на правительство. Короткий всплеск национального единства, связанный с началом мировой войны, закончился усилением оппозиционных настроений. Правительство не шло на уступки, а царизм переживал состояние прогрессирующей деградации («распутинщина», «министерская чехарда»). Главным требованием прогрессивного блока было формирование Думского министерства (правительства «общественного доверия»). Выступая с небывало резкой критикой правительства, лидеры блока сделали очень много для дальнейшей дискредитации режима, а тем самым для ускорения революции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.246 (0.011 с.)