Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные черты культурной жизни СССР в 20-30 – Е годыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важнейшей составной частью плана построения социализма в Советской России являлась культурная революция, которая должна была уничтожить старую, «буржуазную» культуру и создать новую. Среди ее задач были: ликвидация неграмотности, создание новой интеллигенции и материальной базы, необходимой для этого. Однако, классовый подход, лежащий в основе советского образа мышления, не признающий элементы парламентарной демократии и политического плюрализма (ярким примером которого стал разгон Учредительного собрания в январе 1918 года), должен был привести российское общество в состояние жесткой конфронтации по идеологическому принципу, что не могло не отразиться и на развитии культуры. На смену печально известной «политики военного коммунизма», провозглашенной большевиками в годы гражданской войны, пришла «новая экономическая политика», которая несколько разрядила формирующееся противостояние внутри российского общества и способствовала перемене в благоприятную для властей сторону политических настроений старой интеллигенции. Среди интеллигенции все большей популярностью пользовалась примиренческая идеология «сменоховства» (по названию сборника статей «Смена вех», изданного в 1921 г. в Праге бывшими кадетами и октябристами Н.В.Устряловым, Ю.В.Ключниковым и др. При всем разнообразии оттенков во взглядах ее апологетов, выделяются два момента: не борьба, а сотрудничество с советской властью в деле хозяйственного и культурного возрождения России, искренняя уверенность в том, что большевизм будет изживать экстремизм в экономике и политике, эволюционировать в сторону буржуазно-демократических порядков. В первые годы советской власти, большевики поддерживали лозунг использования буржуазных специалистов в строительстве советского аппарата управления. Специалистам такого уровня создавались более сносные условия для их творческой деятельности по сравнению с другими слоями населения. Особенно это касалось тех, кто работал в сфере научного, экономического оборонительного потенциала страны. Сюда следует отнести основоположника современного самолетостроения Н.Е.Жуковского, создателя геохимии, биохимии В.И.Вернадского, химика Н.Д.Зелинского и Н.С.Курнакова, лауреата Нобелевской премии физиолога И.П. Павлова и др. Под руководством академика И.М.Губкина велось изучение Курской магнитной аномалии, осуществлялась разведка нефти между Волгой и Уралом. Активно развивались исследования в области генетики (Н.И. Вавилов), физики (П.Л.Капица, А.Ф.Иоффе, Л.И.Мандельштам), корабельного дела (А.Н.Крылов), ракетостроения (Ф.А.Цандлер В то же время в 1921 г. была упразднена автономия высших учебных заведений. Все ВУЗы были поставлены под надзор партийных и государственных органов. В 1922 г. был создан специальный цензурный комитет – Главлит, который был обязан осуществлять жесткий контроль за всеми антимарксистскими проявлениями в области политики, идеологии и т.д. В августе 1922 г. по инициативе Ленина из страны было выслано около 160 оппозиционно настроенных ученых и деятелей культуры (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк и др.) Была проведена чистка в хранилищах библиотек от антисоветских и антихудожественных книг. К середине 20-х г. прекратилась деятельность всех частных книгоиздательств, были закрыты независимые научные и литературно - художественные журналы. Большевики взялись за создание собственного слоя социалистической интеллигенции, преданной советскому режиму. Открывались новые высшие учебные заведения (институты и университеты). Еще в годы гражданской войны при вузах открывались первые рабочие факультеты (рабфаки), куда направлялась рабоче-крестьянская молодежь по партийным и комсомольским путевкам. Была создана новая школьная система образования. Включала две ступени (1 ступень – пять лет, 2-я – четыре года) и обеспечивала непрерывность образования, начиная с дошкольных учреждений и кончая вузами. В школьных программах отныне акцент в воспитании ставился на «классовый подход» к оценке прошлого и настоящего. По всей стране была объявлена борьба с неграмотностью. К концу 20-х г. около 50% населения умели читать и писать (против 30% в 1917 г.). Литературно-художественная жизнь страны в первые годы советской власти была представлена обилием различных творческих группировок и течений. Публиковали свои работы писатели и поэты серебряного века русской литературы (А.Ахматова, А.Белый, В.Я.Брюсов). Стали известными молодые поэты В.Маяковский и С.Есенин. Ставились спектакли режиссерами К.С.Станиславским и В.И.Немирович-Данченко. Последователи «Мира искусства», «Голубой розы» и других дореволюционных объединений художников (П.П.Кончаловский, А.В.Лентулов и др.) устраивали выставки картин. Но и в эту область культуры проникала революционная идеология, и партия постепенно наводила «революционный порядок». Были созданы литературно-художественные объединения коммунистической ориентации: Пролеткульт (идеологи этой организации мечтали создать «пролетарскую культуру», не имеющую ничего общего с достижениями русской и мировой культуры); Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), Левый фронт искусств и др. Началась травля в печати как «внутренних эмигрантов» М.А.Булгакова, Е.И.Замятина за их уклонение от воспевания преимуществ пролетарской культуры, так и попутчиков – литераторов, сочувствовавших большевистским планам переустройства России, но допускавшие «отклонения от пролетарской идеологии» (участники литературных групп «Серапионовы братья» - М.М.Зощенко, В.А.Каверин, К.А.Федин; «Перевал» - Э.Г.Багрицкий, А.Веселый, М.М.Пришвин; А.Н.Толстой, М.С.Шагинян и др. Несмотря на усиление в стране идеологической цензуры, 20-е г.г. характеризуются созданием выдающихся произведений в различных областях культуры: литературе, живописи, театре, кинематографе, архитектуре. В их числе: М.А.Шолохов с его первой частью «Тихого Дона» (1928) и С.М.Эйзеншейн, снявший фильм «Броненосец «Потемкин» (1925). С начала 30-х гг. развитие культуры осуществлялось властями посредством жесткой регламентации и усиления государственного надзора. Академия Наук СССР была напрямую подчинена Совнаркому. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» распускались многочисленные группы и объединения представителей культуры, а их место заняли централизованные и подконтрольные правительству новые союзы интеллигенции: Союз композиторов и Союз архитекторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.), Союз художников. Господствующим творческим направлением утверждался «социалистический реализм», требовавший от авторов произведений литературы и искусства описания преимуществ социализма и воспитание в этом духе трудящихся СССР. В условиях формирования однопартийной системы в СССР и усиления государственного диктата во всех сферах советского общества, в развитии культуры углубились внутренние противоречия, характерные для всего советского периода. С одной стороны, в стране большими тиражами публиковались труды русских и советских писателей и поэтов: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, У.Шекспира, А.М.Горького, М.А.Шолохова, Б.Л.Пастернака, А.П.Гайдара, открывались дворцы культуры, клубы, библиотеки; ставились спектакли К.С.Станислаского, В.И.Немировича-Данченко, В.Э.Мейерхольда, появились первые звуковые фильмы («Путевка в жизнь» режиссера Н.В.Экка, «Семеро смелых» С.А.Герасимова и др.), исполнялась музыка С.С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича, но, с другой – вычеркивались целые историко-культурные пласты, которые не вписывались в схемы партийной идеологии. Из библиотек изымались труды репрессированных литераторов, писателей-эмигрантов, подвергалось гонениям творчество М.А.Булгакова, С.Есенина, А.П.Платонова, О.Э.Мандельштама, живопись П.Д.Корина, К.С.Малевича, П.Н.Филонова, разрушались памятники церковной и светской архитектуры (так, например, был взорван Храм Христа Спасителя). Среди гуманитарных наук история пользовалась особым вниманием. Именно она должна была стать орудием утверждения преимуществ социалистического строя. В 1938 г. вышел «Краткий курс истории ВКП(б), ставший нормативной книгой для всей системы политпросвещения, школ и вузов. Вся история русского народа до Октябрьской революции представлялась «тюрьмой народов». Советская эпоха представлялась закономерным итогом всей предшествующей истории русского и других народов, проживающих на территории современного СССР. Естественные и технические науки не испытали на себе такого жесткого давления со стороны системы как гуманитарии. Были достигнуты серьезные достижения в области ядерной физики и электроники (Н.Н.Семенов, Д.В.Скобельцын, П.Л.Капица и др.), математики (И.М.Виноградов, М.В.Келдыш, М.А.Лаврентьев, С.Л.Соболев), физиологии (школа академика И.П.Павлова) биологии (Н.И.Вавилов), теории космических исследований и ракетной техники (К.Э.Циолковский, Ю.В.Кондратюк, Ф.А.Цандлер). Мировую известность принесли СССР начало освоения космоса (первые советские ракеты в 1933-1936 гг.), исследования дрейфующей станции «Северный полюс-1», беспересадочные перелеты В.А.Чкалова, В.К.Коккинаки, М.М.Громова, В.С.Гризодубовой. Огромные средства государство вкладывало в развитие прикладных наук, способных обеспечить техническое перевооружение промышленности. Создавались различные конструкторские бюро, где велась разработка новейших образцов боевой техники: танков (Ж.Я.Котин, М.И.Кошкин, А.А.Морозов), самолетов (А.И.Туполев, С.В.Ильюшин, Н.Н.Поликарпов, А.С.Яковлев), артиллерийских орудий и минометов, автоматического оружия (В.Г.Грабин, И.И.Иванов, В.А.Дегтярев, Ф.В.Токарев). Больших успехов достигла в 30-е годы высшая школа. Открывались сотни новых вузов, преимущественно инженерно-технические. В составе студентов доля выходцев из рабочих достигала 52%, крестьян - почти 17%. Формировалась рабоче-крестьянская интеллигенция. Серьезные изменения коснулись и средней школы. В 1930 г. в стране вводится всеобщее начальное образование, а в городах – обязательное семилетнее. В мае 1934 г. меняется структура единой общеобразовательной школы. Вводятся следующие ступени образования: начальная школа - с I по IV класс, неполная средняя – с I по VII класс и средняя – с I по Х класс. В 30-е гг. была в основном преодолена неграмотность среди населения. Согласно переписи населения, проведенной в 1939 г., число грамотных среди населения старше 9 лет достигло 81,2%. Это была внушительная победа молодой страны Советов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.104 (0.011 с.) |