Основные черты культурной жизни СССР в 20-30 – Е годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты культурной жизни СССР в 20-30 – Е годы



 

Важнейшей составной частью плана построения социализма в Советской России являлась культурная революция, которая должна была уничтожить старую, «буржуазную» культуру и создать новую. Среди ее задач были: ликвидация неграмотности, создание новой интеллигенции и материальной базы, необходимой для этого. Однако, классовый подход, лежащий в основе советского образа мышления, не признающий элементы парламентарной демократии и политического плюрализма (ярким примером которого стал разгон Учредительного собрания в январе 1918 года), должен был привести российское общество в состояние жесткой конфронтации по идеологическому принципу, что не могло не отразиться и на развитии культуры.

На смену печально известной «политики военного коммунизма», провозглашенной большевиками в годы гражданской войны, пришла «новая экономическая политика», которая несколько разрядила формирующееся противостояние внутри российского общества и способствовала перемене в благоприятную для властей сторону политических настроений старой интеллигенции. Среди интеллигенции все большей популярностью пользовалась примиренческая идеология «сменоховства» (по названию сборника статей «Смена вех», изданного в 1921 г. в Праге бывшими кадетами и октябристами Н.В.Устряловым, Ю.В.Ключниковым и др. При всем разнообразии оттенков во взглядах ее апологетов, выделяются два момента: не борьба, а сотрудничество с советской властью в деле хозяйственного и культурного возрождения России, искренняя уверенность в том, что большевизм будет изживать экстремизм в экономике и политике, эволюционировать в сторону буржуазно-демократических порядков.

В первые годы советской власти, большевики поддерживали лозунг использования буржуазных специалистов в строительстве советского аппарата управления. Специалистам такого уровня создавались более сносные условия для их творческой деятельности по сравнению с другими слоями населения. Особенно это касалось тех, кто работал в сфере научного, экономического оборонительного потенциала страны. Сюда следует отнести основоположника современного самолетостроения Н.Е.Жуковского, создателя геохимии, биохимии В.И.Вернадского, химика Н.Д.Зелинского и Н.С.Курнакова, лауреата Нобелевской премии физиолога И.П. Павлова и др. Под руководством академика И.М.Губкина велось изучение Курской магнитной аномалии, осуществлялась разведка нефти между Волгой и Уралом. Активно развивались исследования в области генетики (Н.И. Вавилов), физики (П.Л.Капица, А.Ф.Иоффе, Л.И.Мандельштам), корабельного дела (А.Н.Крылов), ракетостроения (Ф.А.Цандлер

В то же время в 1921 г. была упразднена автономия высших учебных заведений. Все ВУЗы были поставлены под надзор партийных и государственных органов. В 1922 г. был создан специальный цензурный комитет – Главлит, который был обязан осуществлять жесткий контроль за всеми антимарксистскими проявлениями в области политики, идеологии и т.д.

В августе 1922 г. по инициативе Ленина из страны было выслано около 160 оппозиционно настроенных ученых и деятелей культуры (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк и др.) Была проведена чистка в хранилищах библиотек от антисоветских и антихудожественных книг. К середине 20-х г. прекратилась деятельность всех частных книгоиздательств, были закрыты независимые научные и литературно - художественные журналы.

Большевики взялись за создание собственного слоя социалистической интеллигенции, преданной советскому режиму. Открывались новые высшие учебные заведения (институты и университеты). Еще в годы гражданской войны при вузах открывались первые рабочие факультеты (рабфаки), куда направлялась рабоче-крестьянская молодежь по партийным и комсомольским путевкам.

Была создана новая школьная система образования. Включала две ступени (1 ступень – пять лет, 2-я – четыре года) и обеспечивала непрерывность образования, начиная с дошкольных учреждений и кончая вузами. В школьных программах отныне акцент в воспитании ставился на «классовый подход» к оценке прошлого и настоящего.

По всей стране была объявлена борьба с неграмотностью. К концу 20-х г. около 50% населения умели читать и писать (против 30% в 1917 г.).

Литературно-художественная жизнь страны в первые годы советской власти была представлена обилием различных творческих группировок и течений. Публиковали свои работы писатели и поэты серебряного века русской литературы (А.Ахматова, А.Белый, В.Я.Брюсов). Стали известными молодые поэты В.Маяковский и С.Есенин. Ставились спектакли режиссерами К.С.Станиславским и В.И.Немирович-Данченко. Последователи «Мира искусства», «Голубой розы» и других дореволюционных объединений художников (П.П.Кончаловский, А.В.Лентулов и др.) устраивали выставки картин.

Но и в эту область культуры проникала революционная идеология, и партия постепенно наводила «революционный порядок». Были созданы литературно-художественные объединения коммунистической ориентации: Пролеткульт (идеологи этой организации мечтали создать «пролетарскую культуру», не имеющую ничего общего с достижениями русской и мировой культуры); Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), Левый фронт искусств и др.

Началась травля в печати как «внутренних эмигрантов» М.А.Булгакова, Е.И.Замятина за их уклонение от воспевания преимуществ пролетарской культуры, так и попутчиков – литераторов, сочувствовавших большевистским планам переустройства России, но допускавшие «отклонения от пролетарской идеологии» (участники литературных групп «Серапионовы братья» - М.М.Зощенко, В.А.Каверин, К.А.Федин; «Перевал» - Э.Г.Багрицкий, А.Веселый, М.М.Пришвин; А.Н.Толстой, М.С.Шагинян и др.

Несмотря на усиление в стране идеологической цензуры, 20-е г.г. характеризуются созданием выдающихся произведений в различных областях культуры: литературе, живописи, театре, кинематографе, архитектуре. В их числе: М.А.Шолохов с его первой частью «Тихого Дона» (1928) и С.М.Эйзеншейн, снявший фильм «Броненосец «Потемкин» (1925).

С начала 30-х гг. развитие культуры осуществлялось властями посредством жесткой регламентации и усиления государственного надзора. Академия Наук СССР была напрямую подчинена Совнаркому. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» распускались многочисленные группы и объединения представителей культуры, а их место заняли централизованные и подконтрольные правительству новые союзы интеллигенции: Союз композиторов и Союз архитекторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.), Союз художников. Господствующим творческим направлением утверждался «социалистический реализм», требовавший от авторов произведений литературы и искусства описания преимуществ социализма и воспитание в этом духе трудящихся СССР.

В условиях формирования однопартийной системы в СССР и усиления государственного диктата во всех сферах советского общества, в развитии культуры углубились внутренние противоречия, характерные для всего советского периода. С одной стороны, в стране большими тиражами публиковались труды русских и советских писателей и поэтов: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, У.Шекспира, А.М.Горького, М.А.Шолохова, Б.Л.Пастернака, А.П.Гайдара, открывались дворцы культуры, клубы, библиотеки; ставились спектакли К.С.Станислаского, В.И.Немировича-Данченко, В.Э.Мейерхольда, появились первые звуковые фильмы («Путевка в жизнь» режиссера Н.В.Экка, «Семеро смелых» С.А.Герасимова и др.), исполнялась музыка С.С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича, но, с другой – вычеркивались целые историко-культурные пласты, которые не вписывались в схемы партийной идеологии. Из библиотек изымались труды репрессированных литераторов, писателей-эмигрантов, подвергалось гонениям творчество М.А.Булгакова, С.Есенина, А.П.Платонова, О.Э.Мандельштама, живопись П.Д.Корина, К.С.Малевича, П.Н.Филонова, разрушались памятники церковной и светской архитектуры (так, например, был взорван Храм Христа Спасителя).

Среди гуманитарных наук история пользовалась особым вниманием. Именно она должна была стать орудием утверждения преимуществ социалистического строя. В 1938 г. вышел «Краткий курс истории ВКП(б), ставший нормативной книгой для всей системы политпросвещения, школ и вузов. Вся история русского народа до Октябрьской революции представлялась «тюрьмой народов». Советская эпоха представлялась закономерным итогом всей предшествующей истории русского и других народов, проживающих на территории современного СССР.

Естественные и технические науки не испытали на себе такого жесткого давления со стороны системы как гуманитарии. Были достигнуты серьезные достижения в области ядерной физики и электроники (Н.Н.Семенов, Д.В.Скобельцын, П.Л.Капица и др.), математики (И.М.Виноградов, М.В.Келдыш, М.А.Лаврентьев, С.Л.Соболев), физиологии (школа академика И.П.Павлова) биологии (Н.И.Вавилов), теории космических исследований и ракетной техники (К.Э.Циолковский, Ю.В.Кондратюк, Ф.А.Цандлер). Мировую известность принесли СССР начало освоения космоса (первые советские ракеты в 1933-1936 гг.), исследования дрейфующей станции «Северный полюс-1», беспересадочные перелеты В.А.Чкалова, В.К.Коккинаки, М.М.Громова, В.С.Гризодубовой.

Огромные средства государство вкладывало в развитие прикладных наук, способных обеспечить техническое перевооружение промышленности. Создавались различные конструкторские бюро, где велась разработка новейших образцов боевой техники: танков (Ж.Я.Котин, М.И.Кошкин, А.А.Морозов), самолетов (А.И.Туполев, С.В.Ильюшин, Н.Н.Поликарпов, А.С.Яковлев), артиллерийских орудий и минометов, автоматического оружия (В.Г.Грабин, И.И.Иванов, В.А.Дегтярев, Ф.В.Токарев).

Больших успехов достигла в 30-е годы высшая школа. Открывались сотни новых вузов, преимущественно инженерно-технические. В составе студентов доля выходцев из рабочих достигала 52%, крестьян - почти 17%. Формировалась рабоче-крестьянская интеллигенция.

Серьезные изменения коснулись и средней школы. В 1930 г. в стране вводится всеобщее начальное образование, а в городах – обязательное семилетнее. В мае 1934 г. меняется структура единой общеобразовательной школы. Вводятся следующие ступени образования: начальная школа - с I по IV класс, неполная средняя – с I по VII класс и средняя – с I по Х класс.

В 30-е гг. была в основном преодолена неграмотность среди населения. Согласно переписи населения, проведенной в 1939 г., число грамотных среди населения старше 9 лет достигло 81,2%. Это была внушительная победа молодой страны Советов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.163 (0.007 с.)