Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русские Земли Под властью Золотой орды

Поиск

Золотая Орда включала территории от Дуная до Иртыша (Крым, Северный Кавказ, часть земель Руси, бывшие земли Волжской Болгарии и кочевых народов, Западную Сибирь и часть Средней Азии). Столица – город Сарай, расположенный в низовьях Волги. Это было государство с господствовавшими в нем родо-племенными отношениями, Состояло из полусамостоятельных улусов, объединенных под властью хана. Роль аристократического совета играл «диван», где решались военные и финансовые вопросы. Официальной религией стал ислам.

Золотая Орда была одним из самых крупных государств средневековья. К началу ХIV в. она могла выставить 300-тысячное войско. Расцвет приходится на правление хана Узбека (1312-1343 гг.). Затем Орда переживала период феодальной раздробленности. В ХIV в. отделились среднеазиатские владения Золотой Орды, а в ХV в. выделились Казанское (1438 г.), Крымское (1443 г.) Астраханское (середина ХV в.) и Сибирское (конец ХV в.) ханства.

 

НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

 

Москва впервые упоминается в летописи в 1147 г., когда князь Ростово-Суздальской земли Юрий Долгорукий пригласил в Москву своего союзника, князя Новгород - Северского, Святослава Ольговича. В начале ХIV в. Московское княжество было одним из самых незначительных на Руси. Москвой правили князья младшей ветви наследников Александра Невского, которые не имели права на великое княжение. Однако уже с внука Александра Невского, князя Ивана Калиты (1325-1340), начинается возвышение Москвы. Причиной этого отчасти были центральное положение города среди русских княжеств и его относительная защищенность от набегов. Но главной причиной было изменение Иваном Калитой политики в отношении монголо - татар. Он был первым среди русских князей ХIV в., кто открыто стал на службу хану. В результате в 1328 году Иван Данилович Калита получил от хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское и право самому собирать дань с Руси для монголов, что дало русскому князю финансовые выгоды и усиливало его влияние на Руси.

Калита превратил Московское княжество в одно из самых богатых на Руси. К концу правления княжество включало в себя земли с городами Переяславлем-Залесским, Можайском, Серпуховым и др., князь расширил владения, купив три удельных города (Галич, Белоозеро, Углич).

Но главным было то, что князю Ивану удалось привлечь в Москву владимирского митрополита Петра, духовный авторитет которого еще более возвысил политическое значение города и княжества. Преемник Петра, митрополит Феогност, окончательно перенес местопребывание митрополита в Москву, сделав ее церковной столицей Руси.

Укрепились органы управления - Боярская дума; утвердились наместники и волостели-правители на местах. После смерти Калиты его сыновья Семен Гордый и Иван II Красный сломили оппозицию боярства из других княжеств, утверждая принцип единоначалия.

В 1359 г. великим князем московским становится Дмитрий, внук Ивана Калиты, возглавивший сопротивление русских вторжению правителя Золотой Орды Мамая. Помощь Мамаю обещали рязанский князь Олег и литовский князь Ягайло.

В 1362 г. боярство Москвы и митрополит Алексий помогли Дмитрию получить ярлык на великое княжение. Он присоединяет Калугу, Медынь, Стародуб, Дмитров. К этому времени Москва присоединяла к себе княжества не только военной силой, но и духовным авторитетом. В 1377-1378 гг. Дмитрий впервые попытался защитить нижегородские и рязанские земли от вторжения монголо - татар. С именем московского князя у русских было связано теперь представление о наведении порядка в стране, о безопасности от татарских нашествий, о покровительстве церкви. Дмитрий борется с рязанским и тверским князьями, которые заключили союз с литовским князем Ольгердом.

В 1377 г. русские войска разбили на р. Воже большой татарский отряд, вторгшийся в области Руси. Летом 1380 г. татарский князь Мамай, захвативший власть в Орде, заключив против Дмитрия союз с литовским князем Ягайло, выступил против русских. Дмитрий, получив благословение игумена Троицкой обители Сергия Радонежского и поддержку православной церкви, выступил навстречу татарам.

Русские войска Дмитрия (выступили и многие другие полки Ростово-Суздальско-Владимирской земли под знаменами Москвы) 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле в верховьях Дона разбили татар. Победа была первым шагом обретения Русью национальной независимости. На Куликовом поле Золотая Орда потерпела первое крупное поражение. Куликовская битва показал мощь и силу Москвы как политического и экономического центра – организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. Благодаря Куликовской победе был уменьшен размер дани. В Орде было окончательно признано политическое главенство Москвы среди остальных русских земель. Разгром монголо-татар в Куликовском сражении значительно ослабил их мощь. Перед смертью Дмитрий донской передал великое княжение Владимирское своему сыну Василию I по завещанию как “отчину” московских князей, не спрашивая права на ярлык в Орде. Это стало началом нового этапа отношений между Ордой и зависимой пока Русью.

Но междоусобицы продолжались, и в 1382 г. новый хан Золотой Орды Тохтамыш с большим войском вторгся в русские области, взял и опустошил Москву, используя предательство Рязанского и Нижегородского князей. Дмитрий Донской вновь обязался платить дань Орде.

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА. СВЕРЖЕНИЕ ИГА МОНГОЛО-ТАТАР

 

К началу ХV в. к Московскому княжеству были присоединены Нижний Новгород, некоторые новгородские владения, Вологда и Великий Устюг. Земледельцы, феодалы, горожане, опираясь на князя были заинтересованы в ликвидации раздробленности, и к середине ХV в. сложились экономические условия для создания централизованного государства. В середине ХV в. в Московском княжестве шла междоусобная борьба между великокняжеской властью и княжеско-боярской оппозицией. В 30-х годах московский князь Василий II два раза изгонялся из Москвы галицкими князьями. В борьбе против великого князя были втянуты Поволжье, Новгород, Тверь, Вятка, Вологда. Лишь в 1450 г. Василий II одержал существенную победу над междоусобицей.

Дело объединения Северо - Восточной Руси продолжил сын Василия II Иван III (1462-1505). Он подчинил Ярославское и Ростовское княжества, подавил заговор новгородских бояр (московское войско на реке Шелони в 1471 разбило новгородское ополчение).В Новгороде был назначен наместник князя. В 1485 г. Тверь также признала власть Москвы.

В 1480 году было окончательно свергнуто монголо-татарское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угре. Во главе ордынских войск стоял Ахмед-хан, заключивший союз с польско-литовских королем Казимиром IV. Иван III сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира, сорвав его выступление против Москвы. Простояв на Угре несколько недель, Ахмед-хан понял, что вступать в сражение безнадежно; узнав же, что его столица Сарай подверглась нападению со стороны Сибирского ханства, он увел свои войска обратно. Более чем двухвековое ненавистное монголо-татарское иго было навсегда свергнуто. Русь окончательно за несколько лет до 1480 года прекратила платить дань Золотой Орде. В 1502 г. Менгли-Гирей нанес ослабевшей Золотой Орде окончательный удар, и она распалась на несколько татарских ханств: Крымское, Казанское, Астраханское и Ногайскую орду.

Иван III расширял международные связи, вступил в дипломатические отношения с Германией, Венецией, Данией, Венгрией и Турцией. Московский князь женился на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Карамзин считает, что с этого времени «Россия становится великой державой».

Князь распоряжался землей, создавал себе войско. Высшим совещательным государственным органом стала Боярская Дума. Представители князя из числа феодалов командовали войском, распоряжались казной, управляли областями. В 1497 г. для закрепления централизованной системы управления и суда на всей территории государства был издан свод законов - Судебник. Он юридически подтвердил политический и социальный строй русского феодального государства. Василий III (1505-1533) закончил объединение Великороссии: он окончательно присоединил Рязань и Новгород - Северские земли, воюя с Литвой, в 1514 г. взял Смоленск.

После падения Византии под ударом турок (1453) Москва стала ее преемницей. Князь полностью перенимает византийские светский и духовный церемониалы. На рубеже ХV-ХVI вв. возникает теория «Москва-третий Рим». Москва, как наследница Константинополя, второго Рима, является третьим Римом, последним и вечным. Ее досконально обосновал в 1510 г. монах Филофей.

 

 

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

Древнерусская культура являлась ярким отражением жизни и быта славянских городов. Развитие национальной культуры было вызвано бурным ростом разнообразных ремесел, торговли, расширением международных связей государства. Именно христианство способствовало расцвету на Руси оригинальной культуры основой для которой явилась народная культура восточно - славянских племен, способная воспринять культурные ценности Византийской цивилизации.

Памятники зодчества - Софийский собор в Киеве; Софийский, Георгиевский Никольский соборы в Новгороде представляют образец сплава греческого и русского народного стилей. Было развито устное народное творчество гусляров-сказителей (богатырский эпос, былины, мифология). Развивалась иконопись на византийской основе. Местные иконописные школы: киевская, новгородская, смоленская и др. Зодчество постепенно полностью стало носить самобытный характер (например, Владимирский Успенский собор).

Христианство оказало влияние и на развитие письменности. Кирилл и Мефодий создают славянскую азбуку - кириллицу. Одним из первых памятников письменности на Руси является договор 911 г. Олега с Византией. Переводятся многие книги с греческого языка (например, «Остромирово евангелие», «Изборник»). Появляются первые русские оригинальные произведения светского характера: «Повесть временных лет», «Житие Феодосия» и т.д. В 1185 г. создается памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Менталитет восточных славян, таким образом, формировался во многом на основе православного мистицизма, тогда как у западно - европейских народов - на основе католического рационализма.

Развивается и своеобразная философия: краткие и страстные поучения Феодосия Печерского, «Слово о законе и благодати»» митрополита Иллариона, основываясь на христианских идеях, опирались прежде всего на дохристианское культурное наследие с его практической моралью. Таким образом, язычество обеспечивало ко времени принятия христианства на Руси достаточно высокий уровень культуры. Но, исчерпав свои ресурсы, язычество теряет приоритеты.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.013 с.)