Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественно-политическое развитие Советского союза в 1964-1985гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Л.И. Брежнев, ставший после Хрущева первым, а затем и Генеральным секретарем ЦК КПСС, был типичным представителем партийного аппарата, который привел за собой к власти целую команду своих сослуживцев и друзей: Черненко, Щелокова и др. Брежнев опирался на военное руководство, КГБ и ЦК КПСС. В 70-е годы пропаганда все больше превозносит заслуги Брежнева. В 70-80-е годы завершается складывание основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялась ее неэффективность, порочность самих основ, на которых она была создана. С формальной точки зрения в систему государственной власти в СССР не вносились какие-либо существенные изменения. По-прежнему высшим органом власти был Верховный Совет, который делился на Совет Союза и Совет Национальностей. Выборы в Верховный Совет проходили регулярно раз в пять лет, а сессии собирались ежегодно. Как и ранее сессии Верховного Совета представляли собой формальные акты одобрения решений, которые принимались в высших эшелонах власти. В 1977 году была принята Конституция развитого социализма. Согласно этой Конституции, Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов. Тем самым подчеркивалась социальная однородность советского общества, провозглашенная официальной идеологией. Однако в формально «народных» органах власти по-прежнему все определяли партийные и государственные чиновники. При Брежневе отстранением от дел представителей высшей партийно - государственной бюрократии становится отправка на пенсию. Верховному Совету СССР подчинялись Верховные советы союзных и автономных республик, Советы областей, городов и районов, которые так же как и Верховный Совет, не решали каких-то конкретных дел. Вся власть, в том числе и законодательная, концентрировалась в руках исполнительных органов. В центре это был Президиум Верховного Совета и Совет Министров, на местах - исполкомы Советов. Система была жесткая и отдававшая предпочтение вертикальным связям. Аппарат КПСС по-прежнему контролировал всю работу советских органов. В начале 70-х годов Верховный Совет принял ряд постановлений, которые расширяли права и полномочия членов Советов различных уровней. Но все они носили формальный характер и не свидетельствовали о расширении демократии. Отсутствие реальной власти у Советов приводило к пассивности населения и падению политической и общественной активности. Высшим исполнительным органом страны был Совет Министров СССР. В 1978 г. в Совете Министров появился Президиум, что было вызвано прежде всего серьезным увеличением численности и возросшей сложностью управления. Отличительной особенностью правительства в этот период было интенсивное разбухание аппарата. К середине 80-х годов в нем работало около 18 млн. человек, что составляло 1/7 всего трудоспособного населения СССР. Обществу стало не хватать средств, чтобы содержать такой бюрократический аппарат. Последнюю попытку оживить работу административного аппарата предпринял Ю.В. Андропов, который пришел к власти в ноябре 1982 г. после смерти Брежнева (ноябрь 1982 - Генеральный секретарь ЦК КПСС, июнь 1983 г. - председатель Президиума Верховного Совета СССР). Андропов пытался придать эффективность партийно-административному бюрократическому аппарату без каких-либо структурных изменений, путем усиления репрессивных органов, прежде всего КГБ. Реальных результатов добиться он не смог, так как партийно-государственный аппарат не собирался расставаться со своими привилегиями. В то же время он нанес определенный урон конкурирующей группировке высших госаппаратчиков, что привело к ослаблению сплоченности и единства последних. В феврале 1984 г. Андропов умер, так и не завершив начавшуюся чистку. В 1970-85 гг. КПСС по-прежнему была «ядром политической системы советского общества». В эти годы происходил процесс централизации партийной организации, усиления власти партократии. В течение 70-х годов практически полностью исчезло такое понятие, как демократические выборы. Выборы в партийные органы представляли собой утверждение спущенных сверху кандидатур. Причем повсеместно была принята практика выдвижения одного кандидата на один пост, который мог не пройти только в том случае, если против него проголосовало бы 50 % членов партийной организации, что было в принципе невозможно. Исчезновение даже внешних признаков демократии приводило к усилению пассивности как рядовых членов партии, так и просто граждан страны. Хотя в голосованиях и на выборах участвовало, по официальным данным, 90 % и более членов партии, как правило, эти цифры были фальсифицированы и искусственно завышены. Членство в партии становилось обязательным условием при продвижении по должностной лестнице вверх. Рядовые члены партии были, как и ранее, практически отстранены от решения насущных вопросов КПСС и страны. Рассмотрение их входило исключительно в компетенцию высших партийных органов. В 1966 г. была восстановлена должность Генерального секретаря ЦК КПСС. Брежнев находился на этом посту до своей смерти в ноябре 1982 г. Затем его сменил Андропов, а в 1985 г - Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Горбачев, являвшийся генсеком вплоть до приостановления деятельности КПСС в августе 1991 г. С формальной точки зрения партийные мероприятия проходили регулярно раз в 5 лет, но в действительности решения принимались высшим партийным руководством. В «застойное» двадцатилетие было проведено четыре съезда КПСС - ХХIII, ХХIV, ХХV и ХХVI. Съезды проходили под знаком «единства и сплоченности». Теория все больше отрывалась от социальной практики. Проблемы нарастали и углублялись, а в отчетных докладах и принимаемых решениях все больше констатировались мнимые успехи и достижения. ХХIV съезд КПСС (1971 г.) сделал вывод, что в СССР построено развитое социалистическое общество. Был провозглашен курс на повышение эффективности общественного производства, тогда как к этому времени, к началу 70-х годов, был исчерпан положительный импульс, данный экономической реформой 1965 г., а сама реформа выдохлась, опутанная командно-административной системой. Был провозглашен курс на повышение благосостояния советских людей. Однако началось падение темпов роста национального дохода - его основы. Провозглашалась съездом и «задача исторической важности: органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства». Но командно-административная система, преимущества которой декларировались, органически не принимала технический прогресс, отторгала открытия и изобретения. ХХIV съезд КПСС (1976 г.) декларировал положение о том, что в условиях развитого социализма КПСС стала партией всего народа, однако не утратила своего классового характера: по своей природе она была и остается партией рабочего класса. Этот тезис все больше вступал в противоречие с реальными социальными процессами, партийный аппарат обрастал все новыми привилегиями, в обществе процветала коррупция, а разрыв в уровне и условиях жизни рабочих и управленцев все увеличивался. После ХХV съезда была принята в 1977 году новая Конституция СССР - конституция «развитого социализма». В 6 статье она юридически закрепила монопольное положение КПСС в политической системе, определив Коммунистическую партию как «руководящую и направляющую силу общества, ядро его политической системы». По масштабам, помпезности и по количеству славословий в адрес партийного руководства, прежде всего «лично товарища Леонида Ильича Брежнева», ХХVI съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1981 г. превзошел все предыдущие. Произошло как бы возрождение культа личности, но уже без личности, возрождение в виде фарса: больной и давно недееспособный Генеральный секретарь Брежнев, официально получавший знаки почитания (вплоть до звания маршала Советского Союза), в действительности вызывал жалость и презрение. Явно не пользовались уважением народа и деятели ЦК, чье лицемерное почитание такого руководителя было очевидным для всех. Кризис партии нарастал. Этот процесс несколько приостановился в связи со смертью в ноябре 1982 г. Л.И. Брежнева. В 70-80-е годы количество общественных организаций интенсивно увеличивалось. Одновременно нарастал процесс их бюрократизации. Кроме самых крупных и представительных, таких, как профессиональные союзы и ВЛКСМ, появилось много новых. Среди приобретших влияние в стране можно назвать Комитет советских женщин, Советский комитет защиты мира, Комитет молодежных организаций, Советский Красный Крест и многие другие. Но эти организации не были по существу общественными, они были бюджетными, ими руководили партийные органы, а руководящие посты в них занимали представители все той же партийно-государственной номенклатуры. Как профсоюзы, так и комсомол теряли последние элементы демократизма, шло интенсивное разбухание их управленческого аппарата. В самодеятельных общественных организациях элементы самоуправления были сведены на нет. Так произошло с комитетами самоуправления, которые, как предполагалось, должны были заменить местные органы власти низшего уровня, и с народной дружиной, которая должна была заменить милицию. Эти и все другие организации были поставлены под полный контроль партийных органов, что привело к потере к ним интереса со стороны общественности и прежде всего молодежи. Помпезные празднования на высшем уровне сочетались с тайным усилением репрессий и борьбы с инакомыслящими. В 70-е годы развернулось диссидентское движение. Оно имело две стороны: 1) выезд за рубеж части граждан (эмигранты) и 2) попытки индивидуальной борьбы против тоталитарного режима (диссиденты). Если эмиграция в целом завершалась успешно, то представители второго направления, как правило, попадали в тюрьмы, психбольницы и только в лучшем случае высылались за рубеж.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.009 с.) |