Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическое развитие Советского союза в 1964-1985гг.

Поиск

Л.И. Брежнев, ставший после Хрущева первым, а затем и Генеральным секретарем ЦК КПСС, был типичным представителем партийного аппарата, который привел за собой к власти целую команду своих сослуживцев и друзей: Черненко, Щелокова и др. Брежнев опирался на военное руководство, КГБ и ЦК КПСС. В 70-е годы пропаганда все больше превозносит заслуги Брежнева.

В 70-80-е годы завершается складывание основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялась ее неэффективность, порочность самих основ, на которых она была создана. С формальной точки зрения в систему государственной власти в СССР не вносились какие-либо существенные изменения. По-прежнему высшим органом власти был Верховный Совет, который делился на Совет Союза и Совет Национальностей. Выборы в Верховный Совет проходили регулярно раз в пять лет, а сессии собирались ежегодно. Как и ранее сессии Верховного Совета представляли собой формальные акты одобрения решений, которые принимались в высших эшелонах власти.

В 1977 году была принята Конституция развитого социализма. Согласно этой Конституции, Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов. Тем самым подчеркивалась социальная однородность советского общества, провозглашенная официальной идеологией. Однако в формально «народных» органах власти по-прежнему все определяли партийные и государственные чиновники. При Брежневе отстранением от дел представителей высшей партийно - государственной бюрократии становится отправка на пенсию.

Верховному Совету СССР подчинялись Верховные советы союзных и автономных республик, Советы областей, городов и районов, которые так же как и Верховный Совет, не решали каких-то конкретных дел. Вся власть, в том числе и законодательная, концентрировалась в руках исполнительных органов. В центре это был Президиум Верховного Совета и Совет Министров, на местах - исполкомы Советов. Система была жесткая и отдававшая предпочтение вертикальным связям. Аппарат КПСС по-прежнему контролировал всю работу советских органов.

В начале 70-х годов Верховный Совет принял ряд постановлений, которые расширяли права и полномочия членов Советов различных уровней. Но все они носили формальный характер и не свидетельствовали о расширении демократии. Отсутствие реальной власти у Советов приводило к пассивности населения и падению политической и общественной активности.

Высшим исполнительным органом страны был Совет Министров СССР. В 1978 г. в Совете Министров появился Президиум, что было вызвано прежде всего серьезным увеличением численности и возросшей сложностью управления.

Отличительной особенностью правительства в этот период было интенсивное разбухание аппарата. К середине 80-х годов в нем работало около 18 млн. человек, что составляло 1/7 всего трудоспособного населения СССР. Обществу стало не хватать средств, чтобы содержать такой бюрократический аппарат.

Последнюю попытку оживить работу административного аппарата предпринял Ю.В. Андропов, который пришел к власти в ноябре 1982 г. после смерти Брежнева (ноябрь 1982 - Генеральный секретарь ЦК КПСС, июнь 1983 г. - председатель Президиума Верховного Совета СССР). Андропов пытался придать эффективность партийно-административному бюрократическому аппарату без каких-либо структурных изменений, путем усиления репрессивных органов, прежде всего КГБ. Реальных результатов добиться он не смог, так как партийно-государственный аппарат не собирался расставаться со своими привилегиями. В то же время он нанес определенный урон конкурирующей группировке высших госаппаратчиков, что привело к ослаблению сплоченности и единства последних. В феврале 1984 г. Андропов умер, так и не завершив начавшуюся чистку.

В 1970-85 гг. КПСС по-прежнему была «ядром политической системы советского общества». В эти годы происходил процесс централизации партийной организации, усиления власти партократии. В течение 70-х годов практически полностью исчезло такое понятие, как демократические выборы. Выборы в партийные органы представляли собой утверждение спущенных сверху кандидатур. Причем повсеместно была принята практика выдвижения одного кандидата на один пост, который мог не пройти только в том случае, если против него проголосовало бы 50 % членов партийной организации, что было в принципе невозможно. Исчезновение даже внешних признаков демократии приводило к усилению пассивности как рядовых членов партии, так и просто граждан страны. Хотя в голосованиях и на выборах участвовало, по официальным данным, 90 % и более членов партии, как правило, эти цифры были фальсифицированы и искусственно завышены. Членство в партии становилось обязательным условием при продвижении по должностной лестнице вверх.

Рядовые члены партии были, как и ранее, практически отстранены от решения насущных вопросов КПСС и страны. Рассмотрение их входило исключительно в компетенцию высших партийных органов. В 1966 г. была восстановлена должность Генерального секретаря ЦК КПСС. Брежнев находился на этом посту до своей смерти в ноябре 1982 г. Затем его сменил Андропов, а в 1985 г - Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Горбачев, являвшийся генсеком вплоть до приостановления деятельности КПСС в августе 1991 г.

С формальной точки зрения партийные мероприятия проходили регулярно раз в 5 лет, но в действительности решения принимались высшим партийным руководством. В «застойное» двадцатилетие было проведено четыре съезда КПСС - ХХIII, ХХIV, ХХV и ХХVI. Съезды проходили под знаком «единства и сплоченности». Теория все больше отрывалась от социальной практики. Проблемы нарастали и углублялись, а в отчетных докладах и принимаемых решениях все больше констатировались мнимые успехи и достижения. ХХIV съезд КПСС (1971 г.) сделал вывод, что в СССР построено развитое социалистическое общество. Был провозглашен курс на повышение эффективности общественного производства, тогда как к этому времени, к началу 70-х годов, был исчерпан положительный импульс, данный экономической реформой 1965 г., а сама реформа выдохлась, опутанная командно-административной системой. Был провозглашен курс на повышение благосостояния советских людей. Однако началось падение темпов роста национального дохода - его основы. Провозглашалась съездом и «задача исторической важности: органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства». Но командно-административная система, преимущества которой декларировались, органически не принимала технический прогресс, отторгала открытия и изобретения.

ХХIV съезд КПСС (1976 г.) декларировал положение о том, что в условиях развитого социализма КПСС стала партией всего народа, однако не утратила своего классового характера: по своей природе она была и остается партией рабочего класса. Этот тезис все больше вступал в противоречие с реальными социальными процессами, партийный аппарат обрастал все новыми привилегиями, в обществе процветала коррупция, а разрыв в уровне и условиях жизни рабочих и управленцев все увеличивался.

После ХХV съезда была принята в 1977 году новая Конституция СССР - конституция «развитого социализма». В 6 статье она юридически закрепила монопольное положение КПСС в политической системе, определив Коммунистическую партию как «руководящую и направляющую силу общества, ядро его политической системы».

По масштабам, помпезности и по количеству славословий в адрес партийного руководства, прежде всего «лично товарища Леонида Ильича Брежнева», ХХVI съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1981 г. превзошел все предыдущие. Произошло как бы возрождение культа личности, но уже без личности, возрождение в виде фарса: больной и давно недееспособный Генеральный секретарь Брежнев, официально получавший знаки почитания (вплоть до звания маршала Советского Союза), в действительности вызывал жалость и презрение. Явно не пользовались уважением народа и деятели ЦК, чье лицемерное почитание такого руководителя было очевидным для всех. Кризис партии нарастал. Этот процесс несколько приостановился в связи со смертью в ноябре 1982 г. Л.И. Брежнева.

В 70-80-е годы количество общественных организаций интенсивно увеличивалось. Одновременно нарастал процесс их бюрократизации. Кроме самых крупных и представительных, таких, как профессиональные союзы и ВЛКСМ, появилось много новых. Среди приобретших влияние в стране можно назвать Комитет советских женщин, Советский комитет защиты мира, Комитет молодежных организаций, Советский Красный Крест и многие другие. Но эти организации не были по существу общественными, они были бюджетными, ими руководили партийные органы, а руководящие посты в них занимали представители все той же партийно-государственной номенклатуры. Как профсоюзы, так и комсомол теряли последние элементы демократизма, шло интенсивное разбухание их управленческого аппарата.

В самодеятельных общественных организациях элементы самоуправления были сведены на нет. Так произошло с комитетами самоуправления, которые, как предполагалось, должны были заменить местные органы власти низшего уровня, и с народной дружиной, которая должна была заменить милицию. Эти и все другие организации были поставлены под полный контроль партийных органов, что привело к потере к ним интереса со стороны общественности и прежде всего молодежи.

Помпезные празднования на высшем уровне сочетались с тайным усилением репрессий и борьбы с инакомыслящими. В 70-е годы развернулось диссидентское движение. Оно имело две стороны: 1) выезд за рубеж части граждан (эмигранты) и 2) попытки индивидуальной борьбы против тоталитарного режима (диссиденты). Если эмиграция в целом завершалась успешно, то представители второго направления, как правило, попадали в тюрьмы, психбольницы и только в лучшем случае высылались за рубеж.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.009 с.)