Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая и духовная жизнь советского общества.

Поиск

С лета 1988 г. советское руководство во главе с М.С.Горбачевым решилось на осуществление мер по реформированию политической системы. На это подтолкнули два обстоятельства: нарастающие трудности в экономике и появление новых политических сил в стране, деятельность которых в будущем была способна взорвать монополию КПСС на власть.

Необходимо было укрепить руководящую роль КПСС через оживление работы Советов, привнесение в советскую систему элементов парламентаризма и разделения властей.

ХIХ Всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся в июне 1988 г., учредила в стране новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР. Выборы депутатов проводились в 1989-1990гг. на альтернативной основе. Из числа народных депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Председателем Верховного Совета СССР стал Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев, Председателем Верховного Совета РСФСР – Б.Н.Ельцин (май 1990г.).

С середины 1987г. был провозглашен курс на «гласность». Однако эта «гласность» становилась контролируемой партаппаратом, который, вследствие слабой гибкости и адаптационных возможностей, оказался неспособным удержать поток свободного слова в русле официально подтвержденного «социалистического выбора».

В стране появляются множество независимых газет и журналов, значительно раскрепощаются радио- и телевещание. Творческое наследие ученых и литераторов, считавшихся прежде сугубо «реакционными», покинувших страну или высланных за рубеж в годы советской власти (философы В.С.Соловьев и Н.А.Бердяев, писатели Д.С.Мережковский и В.В.Набоков, поэты Н.С.Гумилев и И.А.Бродский) стало вполне доступным для миллионов советских граждан. Появились публикации книг А.И.Солженицына и других диссидентов. Вернувшийся из ссылки академик А.Д.Сахаров, включился в активную политическую деятельность. На экран вышел фильм Т.Е.Абуладзе «Покаяние», где пересматривались исторические и нравственные устои советского общества.

В сентябре 1987г. была образована Комиссия по дополнительному изучению материалов, связанных с массовыми репрессиями, имевшими место в 30-40-х гг. и начала 50-х г. О массовых репрессиях, которые проводились советской властью ранее, советское правительство предпочло умолчать. Тем не менее, деятельность по реабилитации жертв сталинских репрессий быстро набирала темпы.

В стране набирал ход политический плюрализм масс. Формировались политические партии со слабой социальной базой, но самого широкого спектра: от монархистских до анархистских.

Партии и массовые движения, порой националистической ориентации, складываются в республиках («народные фронты» в Молдавии, Латвии и Эстонии, литовский «Саюдис», украинский «Рух» и др.). В Прибалтике, Армении, Грузии и Молдавии они получили большинство мест в Верховных Советах.

Русскоязычное население, проживающее в Прибалтике и Молдавии, выступило инициаторами создания «интерфронтов», выступало против сепаратистских, националистических тенденций, за равные избирательные права для всех жителей.

Аналогичные общественно-политические образования возникли в различных городах России. Их крайние фланги представляли прокоммунистический «Объединенный фронт трудящихся» и «Демократическая Россия», включавшая в себя наиболее активных противников существующего политического режима.

В глубоком идеологическом кризисе находилась КПСС, численность которой к середине 1991г. сократилась с 21 до 15 млн. человек. Первыми побросали партийные билеты те, кто вступил в ее ряды из-за карьерных побуждений, так как в условиях однопартийной системы в СССР членство в партии сулило кандидату ощутимое продвижение по службе. Однако в рядах партии продолжали оставаться и те, кто по-прежнему верил в идеалы социализма и коммунизма. В настоящий момент в КПСС не было единства. В ней четко определились три направления: социал-демократическое, центристское и ортодоксально-традиционалистское.

В 1989-1990гг. компартии Латвии, Литвы и Эстонии заявили о своем выходе из КПСС. Так начался необратимый процесс идейного расслоения и организационного разброда в государственно-политической системе, который охватил и другие официальные структуры: ВЛКСМ, профсоюзы и др.

Однако этот разброд являлся лишь внешним проявлением более глобального процесса – регионального дробления. В стране складываются новые центры реальной власти – в лице республиканских съездов народных депутатов и Верховных Советов. На этих форумах происходит блокирование политиков либерально-демократической ориентации и старых опытных партократов.

Нарастание центробежных явлений в СССР усилили позиции республиканской номенклатуры. Центр уже не мог обеспечивать интересы номенклатуры в целом и глушить сепаратистские настроения в национальных регионах. Это позволяло правящей элите большинства республик умело проводить курс на обретение полной независимости, получения статуса суверенных, независимых государств.

Весной и летом 1990г. Латвия, Литва, Эстония, затем Российская Федерация и другие союзные республики приняли декларацию о государственном суверенитете.

Межнациональные конфликты стали сотрясать политическую обстановку в СССР: в 1988-1990гг. вспыхнул конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха; кровавые события в Фергане (1989г.) и в Ошской области Киргизии (1990г.) унесли жизни сотни невинных людей; до предела накалились взаимоотношения Грузии с Абхазией и Южной Осетией, причем конфликт с последней вылился в 1991г. в вооруженные столкновения; росла напряженность в отношениях между коренным и «русскоязычным» населением в Молдавии и Прибалтике.

Сопутствовавшими факторами в ослаблении власти центра и усиления позиций на местах являлись следующие:

- республиканской номенклатурной элите, рвущейся к выходу из СССР и установлению собственной власти в регионах удалось на время опереться на интересы широких народных масс, выражавших свое несогласие с существующей на деле унитарной советской системой территориально - административного деления СССР. Формально же Советский Союз считался федеративным государственным устройством;

- неблагодарная политика центра по перекачиванию материальных и финансовых средств из России в национальные республики с целью либо ускорения развития отсталых регионов, либо «умиротворения» народов, насильно включенных в состав СССР, в конечном итоге закончилась тем, что из-за чрезмерного вмешательства центра в дела союзных республик, когда не раз нарушались их интересы, проявлялись факты неуважения к национальной культуре, языку, обычаям, создалась видимость спокойной обстановки в республиках, а не деле зрели серьезные очаги межнациональной розни, непонимания и разногласий;

- центробежные силы СССР в лице республиканской номенклатуры нашли для себя «удобным» и конституционное оформление коммунистического «наследия» в области национально-государственного строительства, которое гласило о праве нации на самоопределение вплоть до отделения. Единое государство в лице СССР и вдруг рассматривается во всех конституциях, начиная с 1924г., как государство, допускающее в отношении к своим субъектам право свободного выхода. Ни одно государство мира никогда не предоставляло конституционных прав своим субъектам на свободный выход из союза. И хотя фактическое национально-государственное размежевание субъектов СССР не давало в полной мере самим субъектам определиться самостоятельно в своей политике, тем не менее возобладал принцип «титульной» нации, дававшей субъекту СССР свое историческое имя. Республиканские органы власти и управления имели все атрибуты собственной суверенной государственности: законодательные (Верховные Советы, позднее - съезды народных депутатов), исполнительные (Советы Министров), судебные (Верховные суды), министерства и т.д. Сразу же, как только влияние КПСС стало падать, все конституционные положения начали работать против центра.

Весной 1990 г. советское руководство перешло ко второму этапу политических реформ, распространившихся и на сферу государственного устройства СССР. Этому способствовала критика политических оппонентов с левого и правого флангов, а также руководства республик. Характерными чертами этого периода являлись:

- признание изменений в общественном сознании советских граждан (хотя и с опозданием). В августе 1990 г. принят закон о печати, где на государственном языке провозглашалась свобода средств массовой информации и недопущение их цензуры, была отменена 6 статья Конституции СССР, которая гласила о «руководящей и направляющей» роли КПСС, началась официальная регистрация политических партий и др.

КПСС, которая лежала в основе всей советской государственной системы и составляла костяк однопартийной системы в СССР, потеряла свою социальную и политическую опору. Новое руководство изъявило желание перестроить КПСС на рамки социал-демократического развития, обрести опору в лице коммунистов-реформаторов;

- была введена новая высшая государственная должность – Президента СССР, а все властные полномочия в президентском аппарате были сконцентрированы за счет союзных советских структур (Съезда народных депутатов и Верховного Совета), которые теряли контроль над ситуацией в стране и авторитет в обществе. М.С.Горбачев был избран Президентом СССР в марте 1990 г. на III съезде народных депутатов СССР;

- Президент СССР начал прямые переговоры с руководствами республик о заключении нового Союзного договора, начавшиеся в президентской резиденции Ново-Огарево (апрель 1991 г.). До этого события центр уже показал себя неспособным путем диалога вести переговоры с обществом (силовые действия на местные власти в Тбилиси - в апреле 1989 г.; в Баку – в январе 1990г.; в Вильнюсе и Риге – в январе 1991 г.). Однако, в марте 1991г. в стране прошел первый всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР и из 185,6 млн. граждан страны проголосовали «за» – 148,6 млн. 76,4% населения высказались за сохранение СССР. Это событие выглядело призывом новой власти к республиканским политикам одуматься и услышать «глас народа», высказавшему свое мнение в отношении создания обновленной федерации равноправных суверенных республик.

 

 

РАСПАД СССР И ОБРАЗОВАНИЕ СНГ

Девять субъектов Советского Союза (из 15) согласились участвовать в переговорах с Президентом СССР, при этом сразу же они единодушно выступили против позиции М.С.Горбачева сохранить единое государство на основе федеративного устройства ее субъектов.

С большим трудом удалось подготовить проект Союзного договора, согласно которому, республики получали значительно больше прав, а центр превращался в координирующий, в компетенции которого оставались лишь вопросы обороны, финансов внутренних дел и урезанном виде – налоговой и социальной политики. Такие вопросы как принятие новых законодательных актов, определение налоговых отчислений в пользу центра и основных направлений их расходования – находилась в совместном ведении. Все основные полномочия передавались руководителям республик, которые получали возможность участвовать в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса. Русский язык, оставаясь языком «межнационального общения», утрачивал функцию «государственного языка».

Подписание подобного договора было намечено на 22 августа. Однако, подписание данного договора было омрачено серьезными политическими событиями.

В ночь с 18 на 19 августа 1991г. консервативное крыло в высшем руководстве СССР, которое не устраивал проект Союзного договора, прибегли к радикальным мерам, которые, по их мнению, должны были спасти СССР. В отсутствие М.С.Горбачева, который отдыхал в Крыму, был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП), в который вошли: вице-президент СССР Г.И.Янаев. премьер В.С.Павлов, министр обороны Д.Т.Язов, министр внутренних дел Б.К.Пуго, Председатель КГБ В.А.Крючков и другие ответственные работники. Было введено чрезвычайное положение в отдельных районах СССР, расформированы структуры власти, действовавшие вразрез с Конституцией 1977 г., приостановлена деятельность оппозиционных партий, запрещены митинги и демонстрации, усиливался контроль над средствами массовой информации. На улицах Москвы появились танки. Несмотря на то, что население страны в целом отреагировало на эти события спокойно, в Москве и некоторых других городах Президенту РСФСР Б.Н.Ельцину, избранному на этот государственный пост посредством всенародного голосования в июне 1991 г., удалось организовать из своих сторонников (прежде всего представителей частного сектора экономики) акцию неповиновения новой власти и оказать активное сопротивление ГКЧП, который в создавшихся условиях практически бездействовал. 22 августа члены ГКЧП были арестованы. Их обвинили в попытке государственного переворота. Спустя несколько дней был арестован Председатель Верховного Совета СССР А.И.Лукьянов. ГКЧП упразднялось.

Затем последовали другие не менее радикальные меры. Б.Н.Ельцин издал указы о приостановлении деятельности КПСС на территории России, а в ноябре запретил ее вовсе. КПСС как единая общесоюзная партия перестала существовать. В августе 1991 г. Прибалтийские республики заявили о своем решении выхода из состава СССР и Президент М.С.Горбачев подписал указ о признании этого выхода. В конце августа - начале сентября 1991 г. очередной съезд народных депутатов СССР объявил о своем самороспуске.

М.С.Горбачев прилагал все усилия для подписания в создавшихся условиях нового Союзного договора. Из всех субъектов СССР только лидеры Белоруссии, Казахстана и Среднеазиатских стран готовы были выразить ему свою поддержку. Началась проработка идеи образования вместо СССР Союза суверенных государств, представлявший собой конфедеративную форму государственного устройства с институтом ограниченной президентской власти. Это была последняя попытка предотвращения развала СССР со всеми его последствиями для миллионов граждан, живущих в этой части земного шара. Однако, амбиции республиканских правящих элит оказались сильнее здравого смысла. 8 декабря 1991 г. Президенты России (Б.Н.Ельцин), Украины (Л.М.Кравчук) и Белоруссии (С.С.Шушкевич) в Беловежской пуще объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря к СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Советский Союз прекратил свое существование. 25 декабря М.С.Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

 

 

РОССИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.103 (0.009 с.)