Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая и духовная жизнь советского общества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С лета 1988 г. советское руководство во главе с М.С.Горбачевым решилось на осуществление мер по реформированию политической системы. На это подтолкнули два обстоятельства: нарастающие трудности в экономике и появление новых политических сил в стране, деятельность которых в будущем была способна взорвать монополию КПСС на власть. Необходимо было укрепить руководящую роль КПСС через оживление работы Советов, привнесение в советскую систему элементов парламентаризма и разделения властей. ХIХ Всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся в июне 1988 г., учредила в стране новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР. Выборы депутатов проводились в 1989-1990гг. на альтернативной основе. Из числа народных депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Председателем Верховного Совета СССР стал Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев, Председателем Верховного Совета РСФСР – Б.Н.Ельцин (май 1990г.). С середины 1987г. был провозглашен курс на «гласность». Однако эта «гласность» становилась контролируемой партаппаратом, который, вследствие слабой гибкости и адаптационных возможностей, оказался неспособным удержать поток свободного слова в русле официально подтвержденного «социалистического выбора». В стране появляются множество независимых газет и журналов, значительно раскрепощаются радио- и телевещание. Творческое наследие ученых и литераторов, считавшихся прежде сугубо «реакционными», покинувших страну или высланных за рубеж в годы советской власти (философы В.С.Соловьев и Н.А.Бердяев, писатели Д.С.Мережковский и В.В.Набоков, поэты Н.С.Гумилев и И.А.Бродский) стало вполне доступным для миллионов советских граждан. Появились публикации книг А.И.Солженицына и других диссидентов. Вернувшийся из ссылки академик А.Д.Сахаров, включился в активную политическую деятельность. На экран вышел фильм Т.Е.Абуладзе «Покаяние», где пересматривались исторические и нравственные устои советского общества. В сентябре 1987г. была образована Комиссия по дополнительному изучению материалов, связанных с массовыми репрессиями, имевшими место в 30-40-х гг. и начала 50-х г. О массовых репрессиях, которые проводились советской властью ранее, советское правительство предпочло умолчать. Тем не менее, деятельность по реабилитации жертв сталинских репрессий быстро набирала темпы. В стране набирал ход политический плюрализм масс. Формировались политические партии со слабой социальной базой, но самого широкого спектра: от монархистских до анархистских. Партии и массовые движения, порой националистической ориентации, складываются в республиках («народные фронты» в Молдавии, Латвии и Эстонии, литовский «Саюдис», украинский «Рух» и др.). В Прибалтике, Армении, Грузии и Молдавии они получили большинство мест в Верховных Советах. Русскоязычное население, проживающее в Прибалтике и Молдавии, выступило инициаторами создания «интерфронтов», выступало против сепаратистских, националистических тенденций, за равные избирательные права для всех жителей. Аналогичные общественно-политические образования возникли в различных городах России. Их крайние фланги представляли прокоммунистический «Объединенный фронт трудящихся» и «Демократическая Россия», включавшая в себя наиболее активных противников существующего политического режима. В глубоком идеологическом кризисе находилась КПСС, численность которой к середине 1991г. сократилась с 21 до 15 млн. человек. Первыми побросали партийные билеты те, кто вступил в ее ряды из-за карьерных побуждений, так как в условиях однопартийной системы в СССР членство в партии сулило кандидату ощутимое продвижение по службе. Однако в рядах партии продолжали оставаться и те, кто по-прежнему верил в идеалы социализма и коммунизма. В настоящий момент в КПСС не было единства. В ней четко определились три направления: социал-демократическое, центристское и ортодоксально-традиционалистское. В 1989-1990гг. компартии Латвии, Литвы и Эстонии заявили о своем выходе из КПСС. Так начался необратимый процесс идейного расслоения и организационного разброда в государственно-политической системе, который охватил и другие официальные структуры: ВЛКСМ, профсоюзы и др. Однако этот разброд являлся лишь внешним проявлением более глобального процесса – регионального дробления. В стране складываются новые центры реальной власти – в лице республиканских съездов народных депутатов и Верховных Советов. На этих форумах происходит блокирование политиков либерально-демократической ориентации и старых опытных партократов. Нарастание центробежных явлений в СССР усилили позиции республиканской номенклатуры. Центр уже не мог обеспечивать интересы номенклатуры в целом и глушить сепаратистские настроения в национальных регионах. Это позволяло правящей элите большинства республик умело проводить курс на обретение полной независимости, получения статуса суверенных, независимых государств. Весной и летом 1990г. Латвия, Литва, Эстония, затем Российская Федерация и другие союзные республики приняли декларацию о государственном суверенитете. Межнациональные конфликты стали сотрясать политическую обстановку в СССР: в 1988-1990гг. вспыхнул конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха; кровавые события в Фергане (1989г.) и в Ошской области Киргизии (1990г.) унесли жизни сотни невинных людей; до предела накалились взаимоотношения Грузии с Абхазией и Южной Осетией, причем конфликт с последней вылился в 1991г. в вооруженные столкновения; росла напряженность в отношениях между коренным и «русскоязычным» населением в Молдавии и Прибалтике. Сопутствовавшими факторами в ослаблении власти центра и усиления позиций на местах являлись следующие: - республиканской номенклатурной элите, рвущейся к выходу из СССР и установлению собственной власти в регионах удалось на время опереться на интересы широких народных масс, выражавших свое несогласие с существующей на деле унитарной советской системой территориально - административного деления СССР. Формально же Советский Союз считался федеративным государственным устройством; - неблагодарная политика центра по перекачиванию материальных и финансовых средств из России в национальные республики с целью либо ускорения развития отсталых регионов, либо «умиротворения» народов, насильно включенных в состав СССР, в конечном итоге закончилась тем, что из-за чрезмерного вмешательства центра в дела союзных республик, когда не раз нарушались их интересы, проявлялись факты неуважения к национальной культуре, языку, обычаям, создалась видимость спокойной обстановки в республиках, а не деле зрели серьезные очаги межнациональной розни, непонимания и разногласий; - центробежные силы СССР в лице республиканской номенклатуры нашли для себя «удобным» и конституционное оформление коммунистического «наследия» в области национально-государственного строительства, которое гласило о праве нации на самоопределение вплоть до отделения. Единое государство в лице СССР и вдруг рассматривается во всех конституциях, начиная с 1924г., как государство, допускающее в отношении к своим субъектам право свободного выхода. Ни одно государство мира никогда не предоставляло конституционных прав своим субъектам на свободный выход из союза. И хотя фактическое национально-государственное размежевание субъектов СССР не давало в полной мере самим субъектам определиться самостоятельно в своей политике, тем не менее возобладал принцип «титульной» нации, дававшей субъекту СССР свое историческое имя. Республиканские органы власти и управления имели все атрибуты собственной суверенной государственности: законодательные (Верховные Советы, позднее - съезды народных депутатов), исполнительные (Советы Министров), судебные (Верховные суды), министерства и т.д. Сразу же, как только влияние КПСС стало падать, все конституционные положения начали работать против центра. Весной 1990 г. советское руководство перешло ко второму этапу политических реформ, распространившихся и на сферу государственного устройства СССР. Этому способствовала критика политических оппонентов с левого и правого флангов, а также руководства республик. Характерными чертами этого периода являлись: - признание изменений в общественном сознании советских граждан (хотя и с опозданием). В августе 1990 г. принят закон о печати, где на государственном языке провозглашалась свобода средств массовой информации и недопущение их цензуры, была отменена 6 статья Конституции СССР, которая гласила о «руководящей и направляющей» роли КПСС, началась официальная регистрация политических партий и др. КПСС, которая лежала в основе всей советской государственной системы и составляла костяк однопартийной системы в СССР, потеряла свою социальную и политическую опору. Новое руководство изъявило желание перестроить КПСС на рамки социал-демократического развития, обрести опору в лице коммунистов-реформаторов; - была введена новая высшая государственная должность – Президента СССР, а все властные полномочия в президентском аппарате были сконцентрированы за счет союзных советских структур (Съезда народных депутатов и Верховного Совета), которые теряли контроль над ситуацией в стране и авторитет в обществе. М.С.Горбачев был избран Президентом СССР в марте 1990 г. на III съезде народных депутатов СССР; - Президент СССР начал прямые переговоры с руководствами республик о заключении нового Союзного договора, начавшиеся в президентской резиденции Ново-Огарево (апрель 1991 г.). До этого события центр уже показал себя неспособным путем диалога вести переговоры с обществом (силовые действия на местные власти в Тбилиси - в апреле 1989 г.; в Баку – в январе 1990г.; в Вильнюсе и Риге – в январе 1991 г.). Однако, в марте 1991г. в стране прошел первый всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР и из 185,6 млн. граждан страны проголосовали «за» – 148,6 млн. 76,4% населения высказались за сохранение СССР. Это событие выглядело призывом новой власти к республиканским политикам одуматься и услышать «глас народа», высказавшему свое мнение в отношении создания обновленной федерации равноправных суверенных республик.
РАСПАД СССР И ОБРАЗОВАНИЕ СНГ Девять субъектов Советского Союза (из 15) согласились участвовать в переговорах с Президентом СССР, при этом сразу же они единодушно выступили против позиции М.С.Горбачева сохранить единое государство на основе федеративного устройства ее субъектов. С большим трудом удалось подготовить проект Союзного договора, согласно которому, республики получали значительно больше прав, а центр превращался в координирующий, в компетенции которого оставались лишь вопросы обороны, финансов внутренних дел и урезанном виде – налоговой и социальной политики. Такие вопросы как принятие новых законодательных актов, определение налоговых отчислений в пользу центра и основных направлений их расходования – находилась в совместном ведении. Все основные полномочия передавались руководителям республик, которые получали возможность участвовать в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса. Русский язык, оставаясь языком «межнационального общения», утрачивал функцию «государственного языка». Подписание подобного договора было намечено на 22 августа. Однако, подписание данного договора было омрачено серьезными политическими событиями. В ночь с 18 на 19 августа 1991г. консервативное крыло в высшем руководстве СССР, которое не устраивал проект Союзного договора, прибегли к радикальным мерам, которые, по их мнению, должны были спасти СССР. В отсутствие М.С.Горбачева, который отдыхал в Крыму, был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП), в который вошли: вице-президент СССР Г.И.Янаев. премьер В.С.Павлов, министр обороны Д.Т.Язов, министр внутренних дел Б.К.Пуго, Председатель КГБ В.А.Крючков и другие ответственные работники. Было введено чрезвычайное положение в отдельных районах СССР, расформированы структуры власти, действовавшие вразрез с Конституцией 1977 г., приостановлена деятельность оппозиционных партий, запрещены митинги и демонстрации, усиливался контроль над средствами массовой информации. На улицах Москвы появились танки. Несмотря на то, что население страны в целом отреагировало на эти события спокойно, в Москве и некоторых других городах Президенту РСФСР Б.Н.Ельцину, избранному на этот государственный пост посредством всенародного голосования в июне 1991 г., удалось организовать из своих сторонников (прежде всего представителей частного сектора экономики) акцию неповиновения новой власти и оказать активное сопротивление ГКЧП, который в создавшихся условиях практически бездействовал. 22 августа члены ГКЧП были арестованы. Их обвинили в попытке государственного переворота. Спустя несколько дней был арестован Председатель Верховного Совета СССР А.И.Лукьянов. ГКЧП упразднялось. Затем последовали другие не менее радикальные меры. Б.Н.Ельцин издал указы о приостановлении деятельности КПСС на территории России, а в ноябре запретил ее вовсе. КПСС как единая общесоюзная партия перестала существовать. В августе 1991 г. Прибалтийские республики заявили о своем решении выхода из состава СССР и Президент М.С.Горбачев подписал указ о признании этого выхода. В конце августа - начале сентября 1991 г. очередной съезд народных депутатов СССР объявил о своем самороспуске. М.С.Горбачев прилагал все усилия для подписания в создавшихся условиях нового Союзного договора. Из всех субъектов СССР только лидеры Белоруссии, Казахстана и Среднеазиатских стран готовы были выразить ему свою поддержку. Началась проработка идеи образования вместо СССР Союза суверенных государств, представлявший собой конфедеративную форму государственного устройства с институтом ограниченной президентской власти. Это была последняя попытка предотвращения развала СССР со всеми его последствиями для миллионов граждан, живущих в этой части земного шара. Однако, амбиции республиканских правящих элит оказались сильнее здравого смысла. 8 декабря 1991 г. Президенты России (Б.Н.Ельцин), Украины (Л.М.Кравчук) и Белоруссии (С.С.Шушкевич) в Беловежской пуще объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря к СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Советский Союз прекратил свое существование. 25 декабря М.С.Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.
РОССИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.103 (0.009 с.) |