Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.



 

Главной задачей внешней политики СССР на данном этапе было обеспечение условий для реформы власти внутри страны, т.е. стремление максимально снизить уровень конфронтации со всеми странами и прежде всего с развитыми капиталистическими.

Новый политический курс был утвержден уже на ХХVII въезде КПСС. На нем было официально объявлено об отказе от принципов социалистического интернационализма, что означало отказ от стремления добиться социалистического преобразования мира хотя бы в отдаленной перспективе. Впервые за более чем 70 лет советской власти на первое место стали выдвигаться общечеловеческие ценности вместо социалистических. На съезде и в других официальных документах было заявлено, что приоритетными отныне становятся глобальные проблемы: экономические, социальные, энергетические, проблемы сохранения мира. В этих же документах говорилось, что решить их можно только объединением общечеловеческих усилий на основе достижения баланса интересов, понимания и взаимозависимости.

Во взаимоотношениях с развитыми капиталистическими странами на первом этапе стояла задача восстановления уровня взаимоотношений. существовавшего в первой половине 70-х годов. Эта задача была выполнена в ходе большого количества официальных визитов М.С. Горбачева Были решены три вопроса: прекращение гонки вооружений и частичное сокращение вооружений; вывод советских войск из Афганистана; расширение контактов между странами различных социальных систем.

Проблема разоружения состояла из двух основных частей: ликвидации ракет средней и меньшей дальности США и СССР в Европе и стратегическая оборонная инициатива (СОИ) президента США Р. Рейгана. В ходе интенсивных дипломатических контактов, а также целой серии встреч между Горбачевым и Рейганом в Рейкьявике, на Мальте, в Вашингтоне и Москве были подписаны соглашения по вопросам разоружения. В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты средней и меньшей дальности, причем эти ракеты уничтожались, они не могли быть перебазированы в другие регионы. Кроме того, СССР ликвидировал часть ракет средней дальности в Сибири и на Дальнем Востоке, направленных против Японии, Южной Кореи и Китая. Это было первое реальное сокращение целого класса вооружений, предпринятое со времени окончания второй мирровой войны.

Однако заключив соглашение о ракетах, СССР пошел на значительно большие уступки, чем США. Так, первоначально советское правительство выдвинуло требование, чтобы в процессе договоренностей были учтены французские и английские ракеты средней дальности с ядерными боеголовками, но затем вынуждено было отказаться от него.

Сразу же после заключения соглашения о ракетах средней дальности активизировались переговоры о сокращении стратегических вооружений, но достичь реальных результатов в этой области не удалось из-за разности подходов к решению глобальных проблем. Не дали больших результатов и Венские переговоры о сокращении обычных вооружений в Центральной Европе. Страны НАТО по-прежнему указывали на громадное преимущество стран Варшавского Договора в танках и личном составе, а СССР и другие страны - на ядерное превосходство НАТО. По существу, единственным реальным шагом было незначительное сокращение численности советской армии в ГДР в 1987-1988 гг. (на 20 тыс. солдат и 1 тыс. танков)). Со стороны НАТО аналогичных действий не последовало.

Важнейшим вопросом, который рассматривался в двусторонних и многосторонних отношениях, был вопрос о присутствии советских войск в Афганистане. Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения СССР в ведении агрессивной войны против афганского народа. Правительство Горбачева признало бесперспективность данной войны и было заинтересовано в выходе из нее. Но предпринять конкретные шаги в данном направлении было непросто. Прежде всего, впервые после второй мировой войны советские войска продемонстрировали свою невысокую боеспособность, и советский генералитет был заинтересован в том, чтобы скрыть эту очевидную истину. Во-вторых, вывод советских войск показал бы возможность отступления социализма с «завоеванных территорий», что имело бы негативное влияние на союзников СССР как среди социалистических стран, так и среди развивающихся. В-третьих, что было самым сложным, необходимо было преодолеть сопротивление партийно-административного аппарата, который не хотел изменений в подходе к сущностным проблемам внешней политики. В-четвертых, советское руководство стремилось «сохранить лицо» и обставить свой уход из Афганистана максимально большим количеством условий. Все это привело к тому, что война в Афганистане продолжалась еще почти четыре года.

С 1985 г. начался период интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими организациями и зарубежными частными лицами в области экономики, научно-техническим связям и т.д. В результате уступок советской стороны многократно увеличился поток туристов и деловых людей как в СССР, так и из СССР.

Советская дипломатия, во главе которой встал в 1975 г. Э.А. Шеварнадзе, сменивший на этом посту А.А. Громыко, активно пыталась нормализовать и поддерживать добрососедские отношения с максимально большим количеством государств.

С 1985 г. постепенно улучшались отношения с Китайской Народной Республикой. Росла межгосударственная и приграничная торговля, межправительственные контакты происходили на все более высоких уровнях. В мае 1989 г. состоялся первый за 30 лет официальный визит главы СССР в КНР. Подобные процессы стали происходить и в отношении отдельных стран Юго-Восточной и Южной Азии, таких, как Таиланд и Пакистан, латиноамериканских, таких как Чили, африканских, в частности, Южно-Африканской Республики. Однако и в 1985-1991 гг. СССР продолжал оказывать военно-экономическую помощь арабским и африканским странам, ориентировавшимся на «социалистические идеалы». К этим странам относились Алжир, Ангола, Эфиопия, Ирак, Сирия и др.

В 1985 - 1988 гг. отношения СССР со странами социалистического содружества, строились на тех же основах, что и раньше. Правительства в этих странах оставались прежними, созданными еще при Брежневе. В то же время этот период был весьма специфическим, так как европейские социалистические страны оказались как в арьергарде перестройки. СССР в это время сам стимулировал и подталкивал внутренние процессы в социалистических странах в сторону демократизации и отхода от догматического социализма. В 1985-1988 гг. в европейских социалистических странах накапливалась потенциальная энергия для последующих перемен.

Если 1985-1988 гг. с точки зрения внешней политики можно рассматривать как подготовительный этап, то 1989-1991 гг. стали временем перестройки. Причем зачастую ее результаты соответствовали выдвигаемым задачам и нередко были неожиданными для правительств многих стран.

Среди событий международной жизни, в которой активное участие принимал СССР, можно выделить несколько крупных сфер: 1) вывод советских войск из Афганистана; 2) победа оппозиционных сил в европейских социалистических странах; 3) объединение Германии; 4) начало вывода советских войск из Восточной Европы.

Согласно женевским договоренностям 1988 г., весной 1989 г. все советские войска покинули Афганистан. Этот шаг советского правительства вызвал благожелательный отклик во всем мире и прежде всего в арабских странах и странах Запада. В то же время женевские соглашения были нарушены, так как СССР продолжал оказывать военно-экономическую помощь афганскому правительству, а США и ряд арабских стран - оппозиционным силам. Несмотря на вывод советских войск центральное афганское правительство сохранило контроль над стратегическими районами страны и продолжало вести успешные боевые действия против душманов.

В 1989 - 1991 гг. произошли резкие сдвиги во внутриполитической жизни практически всех стран социализма, что в свою очередь наложило отпечаток на международные отношения. В этот период во всех социалистических странах, за исключением Кубы и Северной Кореи, к власти пришли оппозиционные силы. В связи с глобальными внутриполитическими изменениями, выражавшимися в формированном введении рыночных капиталистических отношений, что во многих странах сопровождалось падением темпов экономического развития и жизненного уровня, нарушались политические экономические и военные связи внутри социалистических стран.

Некоторые страны (Польша, Чехословакия, Румыния) официально заявили об аннулировании ряда обязательств в рамках Организации Варшавского Договора, а Венгрия объявила о своем выходе из этой организации. Стал быстро падать объем торговли между социалистическими странами. Это было вызвано переходом на расчеты в твердо конвертируемой валюте в торговле между странами бывшего социалистического содружества, в которой они испытывали серьезный недостаток. Экономическое сотрудничество между социалистическими странами опустилось до крайне низкой черты. Военное сотрудничество совсем прекратилось. В марте 1991 г. была официально ликвидирована военная организация стран Варшавского Договора, тем самым в Европе остался только один военный блок - НАТО. В конце 1990-начале 1991 г. СССР заключил соглашения со всеми восточноевропейскими странами о выводе из них советских войск.

Одним из самых серьезных изменений политической жизни Европы было объединение Германии в октябре 1990 года. Процесс объединения Германии начался в 1989 году, когда к власти в ГДР в результате всеобщих выборов пришла Христианско-демократическая партия, провозгласившая курс на скорейшее объединение страны. Сложность заключалась в том, что ГДР была членом ОВД, а ФРГ - НАТО, и в ГДР находились ударные части Советской Армии. В результате переговоров была достигнута договоренность, что объединенная Германия станет членом НАТО. Советские войска в течение 4 лет будут выведены из страны, а СССР получит крупные льготные кредиты от ФРГ, поставки техники, технологии и товаров широкого потребления. Общая сумма кредитов и экономической помощи ФРГ СССР должна была составить около 10 млрд. марок.

В этот период практически все развитые страны и даже Южная Корея, дипломатические отношения с которой еще не были установлены в полном объеме, обещали СССР многомиллиардные кредиты и оказывали ему экономическую помощь. В 1990 г. США предоставили СССР впервые в истории режим наибольшего благоприятствования в торговле. В апреле 1991 года состоялся первый в истории советско-японских отношений визит главы СССР в Японию.

В целом период с 1985 по 1991 г. характеризовался кардинальными изменениями в международной обстановке. За какие-то 5-6 лет исчезла конфронтация Восток-Запад. Перестал существовать «социалистический лагерь».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.123 (0.016 с.)