Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система и источники муниципального праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений. Муниципально-правовыми нормами называются правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности МСУ. Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу. Система муниципального права включает следующие структурные части: 1) МСУ в системе народовластия; 2) основы МСУ: территориальная, организационная и экономическая; 3) предметы ведения и полномочия МСУ; 4) гарантии МСУ; 5) ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ, контроль за их деятельностью. Нормы муниципального права можно подразделить на нормы общей и особенной частей. В общую часть включаются следующие институты: системы муниципального права; предметов ведения МСУ; территориальных, правовых, организационных основ; непосредственного участия граждан в муниципально-правовых отношениях; органов МСУ; гарантий; контроля за осуществлением МСУ; ответственности за нарушение законодательства о местном самоуправлении. Особенная часть муниципального права РФ представляет собой совокупность следующих институтов: компетенции МО, населения, органов и должностных лиц МСУ, других субъектов муниципально-правовых отношений; полномочий органов МСУ в сферах, отнесенных к ведению МО; взаимодействия органов МСУ с органами государственной власти; осуществления органами МСУ отдельных государственных полномочий; организации МСУ на отдельных территориях. Источники муниципального права – это исходящие от государства и (или) официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера. Источники муниципального права характеризуются множественностью, которой присуща определенная иерархия. Это обусловлено, в частности, тем, что нормы муниципального права содержатся в правовых актах, принимаемых на различных уровнях публичной власти в государстве, обладающих разной юридической силой. Можно выделить четыре группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений: 1) источники, принимаемые на международном уровне (общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ): Европейская хартия местного самоуправления[2] (Страсбург, 15 октября 1985 г.); 2) нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне: – Конституция РФ[3] (ст. 3, 8, 12, 72, глава 8); – федеральные законы: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.); Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»[4]; Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[5]; Гражданский кодекс[6] (содержит положения о муниципальной собственности и др.); Налоговый кодекс[7] (содержит положения о местных налогах и др.); Бюджетный кодекс[8] (содержит положения о бюджетном процессе в муниципальных образованиях и др.); Земельный кодекс[9] (определяет полномочия органов МСУ в области земельных отношений и др.) и др.; – указы Президента РФ; – постановления Правительства РФ; – нормативные правовые акты других федеральных органов исполнительной власти; – решения Конституционного Суда РФ; 3) нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: – конституции республик; – уставы других субъектов Федерации; – законы субъектов Федерации о МСУ, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др.; – акты высших должностных лиц субъектов (президентов, губернаторов и др.); – постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов; – акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы муниципального права; 4) нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения МО, органами МСУ и должностными лицами МСУ: – уставы МО; – общеобязательные правила по предметам ведения МО; – решения представительных органов МСУ; – другие нормативные правовые акты МО (муниципальные правовые акты). Источники муниципального права можно также классифицировать и по другим основаниям: – по юридической силе (уровень юридической силы правового акта, являющегося источником муниципального права, зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства и других факторов); – по предметам ведения МСУ, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами, определяющие порядок принятия и изменения уставов МО и т. д.); – по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население МО, и акты, которые принимают органы МСУ; акты органов государственной власти по вопросам МСУ и акты МО и т. д.) и др. Особое место среди источников муниципального права занимают договоры, которые могут заключать между собой муниципальные образования, а также муниципальные образования и другие субъекты права. Муниципальное право в качестве своего источника признает также обычай. Это обусловлено прежде всего тем, что организация и деятельность МСУ осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций, представляющих собой разновидность обычаев. 3. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина Муниципальное право в общественной жизни выступает и как отрасль права, и как отрасль правовой науки, и как учебная дисциплина. Наука муниципального права является одной из отраслевых юридических наук, наряду с конституционным, административным, гражданским, уголовным, финансовым правом и т. д. Наука муниципального права – это сфера исследовательской деятельности и система знаний, упорядоченных определенным образом, направленная на изучение правовой составляющей МСУ (муниципально-правовой действительности). Как и любая наука, муниципальное право имеет свой предмет изучения, который шире предмета регулирования отрасли муниципального права. Муниципальное право как наука изучает не только общественные отношения в современной России, подлежащие муниципально-правовому регулированию, но и соответствующие правоотношения в прошлом, а также опыт зарубежных стран, труды ученых, прогнозы развития правоотношений в будущем. Предмет науки муниципального права – это то, на что направлено ее изучение – совокупность объективных закономерностей развития правовой составляющей МСУ. В исследовательском процессе ученые-муниципалисты используют различные методы изучения: – общенаучные (диалектический, метафизический и синергетический); – общегуманитарные (системный, структурно-функциональ-ный, исторический, социологический, логический, статистический и т. д.); – частнонаучные / юридические (сравнительно-правовой, фор-мально-юридический, юридико-технический, грамматический, социально-правовой эксперимент и т. д.); – собственно научные (теории сущности МСУ и др.). Источники науки муниципального права: – нормативно-правовые акты; – акты, действовавшие в прошлом, принятые в зарубежных странах, проекты правовых актов; – решения органов конституционного контроля, судебная практика, доктрина, обычаи; – юридическая практика; – труды отечественных и зарубежных ученых и др. Изучение отрасли и науки муниципального права в вузах при получении специальности «Юриспруденция», а также некоторых других специальностей предусмотрено в рамках учебной дисциплины (курса) «Муниципальное право». Учебная дисциплина «Муниципальное право» – научно обоснованная система знаний об отрасли и науке муниципального права, формируемая в учебных целях. Задачи учебного курса состоят в изучении правовых, территориальных, экономических основ МСУ, организационно-пра-вовых форм его осуществления, функций и полномочий органов МСУ, ответственности в местном самоуправлении, его гарантий и защиты интересов. Особо выделяются задачи изучения форм непосредственного осуществления населением МСУ и участия населения в осуществлении МСУ. Цели учебной дисциплины «Муниципальное право»: – освоение знаний о природе и роли МСУ в современном государственном строительстве РФ; – изучение нормативных правовых актов, являющихся источниками муниципального права; – усвоение теории муниципального права на опыте России и других государств; – создание четких представлений об организации МСУ, деятельности органов МСУ, а также депутатов и должностных лиц в системе МСУ. ТЕМА 2. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.219.131 (0.007 с.) |