Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Основы местного самоуправления

Поиск

1. Правовая основа местного самоуправления.

2. Территориальная основа местного самоуправления.

3. Экономическая основа местного самоуправления.

 

 

Реальное и эффективное МСУ возможно лишь при наличии определенных нормативных предпосылок и условий, которые в совокупности составляют основы МСУ: правовую, территориальную, экономическую.

Правовая основа местного самоуправления

 

Правовая основа МСУ – система норм права, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии МСУ, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц МСУ, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в РФ.

Правовую основу МСУ составляют (ст. 4 Закона № 131-ФЗ):

– общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

– Конституция РФ;

– ФКЗ;

– Закон № 131-ФЗ, другие федеральные законы;

– издаваемые в соответствии с Законом № 131-ФЗ и другими федеральными законами иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

– конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

– уставы МО, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В правовых актах международного уровня:

– обобщается многовековой опыт развития МСУ, накопленный в разных странах;

– учреждается многовариантная система принципов организации МСУ;

– устанавливается перечень наиболее распространенных форм МСУ;

– определяются приоритеты административного контроля за деятельностью органов МСУ (как правило, косвенными методами);

– вводятся параметры соразмерности финансовых средств, предоставляемых органам МСУ для выполнения возложенных на них полномочий;

– устанавливается обязанность государств вести совершенствование внутреннего законодательства по вопросам МСУ.

В нормативно-правовых актах федерального уровня устанавливаются:

– гарантии прав граждан на участие в местном референдуме и избирательных прав граждан;

– юридическая ответственность за нарушения в области МСУ;

– виды органов, порядок надзора и контроля за деятельностью органов и должностных лиц МСУ;

– правовые основы муниципальной службы;

– гарантии прав выборных должностных лиц МСУ;

– ограничения в распространении некоторых сведений в муниципальных правовых актах;

– основы муниципальной собственности;

– требования к созданию и прекращению деятельности муниципальных унитарных предприятий;

– особенности территориальной организации МСУ;

– виды местных налогов;

– геральдические правила;

– перечень территорий с высокой и низкой плотностью;

– классификация доходов и расходов бюджета и др.

 

Нормативно-правовые акты субъектов РФ устанавливают:

 

Специальные НПА:   · наименования органов и должностных лиц МСУ; · факты наделения ОМСУ отдельными государственными полномочиями; · предельные нормативы оплаты труда муниципальных служащих; · налоговые ставки, подлежащие зачислению в местный бюджет; · случаи, когда ОГВ имеют право издавать НПА по ВМЗ; · границы и состав территории МО; · налоговые ставки, подлежащие зачислению в местный бюджет.   НПА, принимаемые в соответствии с федеральным законодательством:   · ответственность за нарушение сро-ков рассмотрения обращений граждан; · дополнительные гарантии прав граждан на осуществление МСУ; · вопросы бюджета и межбюджетных отношений; · порядок формирования фондов финансовой поддержки МО.

Муниципальные правовые акты

По ВМЗ населением МО непосредственно, органами и должностными лицами МСУ принимаются муниципальные правовые акты. Данные акты могут приниматься и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ федеральными законами и законами субъектов Федерации. В последнем случае они принимаются на основании и во исполнение положений, установленных указанными выше законами.

Муниципальные правовые акты регулируют многие важные стороны организации и деятельности МСУ (структуру и порядок формирования органов МСУ, их полномочия, формы и порядок участия населения в решении ВМЗ и др.).

В систему муниципальных правовых актов входят (ст. 43 Закона № 131-ФЗ):

1) устав МО, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа МО;

3) правовые акты главы МО, местной администрации и иных органов МСУ и должностных лиц МСУ, предусмотренных уставом МО.

Представительный орган МО по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает:

– решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории МО;

– решение об удалении главы МО в отставку;

– решения по вопросам организации деятельности представительного органа МО и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции.

Решения ПО МО, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории МО, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа МО, если иное не установлено Законом № 131-ФЗ.

Глава МО в пределах своих полномочий, установленных уставом МО и решениями представительного органа МО, издает постановления и распоряжения:

– по вопросам организации деятельности представительного органа МО в случае, если глава МО исполняет полномочия председателя представительного органа МО;

– постановления и распоряжения местной администрации в случае, если глава МО исполняет полномочия главы местной администрации.

Председатель представительного органа МО издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа МО, подписывает решения представительного органа МО, не имеющие нормативного характера.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления местной администрации по ВМЗ и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ федеральными законами и законами субъектов РФ, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Иные должностные лица МСУ издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом МО.

Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.

Устав МО и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории МО.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу МО и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Уставом МО должны определяться:

1) наименование МО;

2) перечень ВМЗ;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении ВМЗ, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов МСУ;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов МСУ, должностных лиц МСУ;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа МО, депутатов, членов иных выборных органов МСУ, выборных должностных лиц МСУ, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов МСУ и должностных лиц МСУ, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц МСУ, досрочного прекращения полномочий выборных органов МСУ и выборных должностных лиц МСУ;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав МО.

Уставом МО могут регулироваться иные вопросы организации МСУ в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Устав МО принимается представительным органом МО, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан.

Проект устава МО, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав МО не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава МО, внесении изменений и дополнений в устав МО подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом МО порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав МО, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава МО в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами.

Устав МО, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав МО принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа МО.

Устав МО, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав МО подлежат государственной регистрации в федеральных органах юстиции в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований[13]», который вступил в силу 1 сентября 2005 года.

Устав МО направляется главой МО в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.

Основаниями для отказа в государственной регистрации устава МО, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав МО могут быть:

1) противоречие устава Конституции РФ, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ;

2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

Отказ в государственной регистрации, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава МО могут быть обжалованы гражданами и органами МСУ в судебном порядке.

Государственная регистрация устава МО удостоверяется свидетельством о государственной регистрации. Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава МО направляет главе МО зарегистрированный устав МО и свидетельство о его государственной регистрации.

Устав МО, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав МО подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Глава МО в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава МО (муниципального правового акта о внесении изменений в устав МО) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) для включения указанных сведений в Государственный реестр уставов МО субъекта Федерации.

Изменения и дополнения, внесенные в устав МО и изменяющие структуру органов МСУ, полномочия органов МСУ (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц МСУ), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа МО, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.100.101 (0.011 с.)