Тема 4. Система местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Система местного самоуправления



1. Понятие системы местного самоуправления.

2. Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления.

3. Особые формы местного самоуправления: территориальное общественное самоуправление и межмуниципальное сотрудничество.

4. Органы и должностные лица местного самоуправления.

 

 

Понятие системы местного самоуправления

Система МСУ – это совокупность организационных форм и способов решения населением самостоятельно и непосредственно, а также через органы МСУ вопросов местного значения.

Система МСУ состоит из следующих элементов:

1. Формы непосредственной демократии:

1.1. Формы непосредственного осуществления населением МСУ (те, посредством которых население принимает окончательное решение (референдум, выборы, голосование по отзыву, сход жителей) или предопределяет его принятие (в определенных случаях голосование по вопросу об изменении границ МО). В науке конституционного и муниципального права зачастую все подобные возможности иногда называют императивными формами непосредственной демократии).

1.2. Формы участия населения в осуществлении МСУ (которые позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления выявить мнение населения по тому или иному вопросу муниципальной сферы, чтобы учесть такое мнение при выработке (доработке) своих решений – эти возможности называют консультативными формами непосредственной демократии (к их числу относятся публичные слушания, собрания и конференции, опросы граждан)).

2. Органы и должностные лица МСУ.

3. Территориальное общественное самоуправление.

4. Межмуниципальное сотрудничество.

Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления

 

Местный референдум

В целях решения непосредственно населением ВМЗ проводится местный референдум (далее – МР, ст. 22 Закона № 131-ФЗ).

МР проводится на всей территории МО.

Решение о назначении МР принимается представительным органом МО:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами РФ, имеющими право на участие в МР;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) по инициативе представительного органа МО и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Условием назначения МР по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта РФ и не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории МО в соответствии с федеральным законом.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом МО и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа МО и главы местной администрации.

Представительный орган МО обязан назначить МР в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган МО документов, на основании которых назначается МР.

В случае, если МР не назначен представительным органом МО в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы МО, органов государственной власти субъекта РФ, избирательной комиссии субъекта РФ или прокурора. Назначенный судом МР организуется избирательной комиссией МО, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

В МР имеют право участвовать граждане РФ, место жительства которых находится в границах МО. Граждане РФ участвуют в МР на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования и принятое на МР решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принятое на МР решение подлежит обязательному исполнению на территории МО и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами МСУ.

Органы МСУ обеспечивают исполнение принятого на МР решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом МО.

Решение о проведении МР, а также принятое на МР решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами МСУ, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Гарантии прав граждан на участие в МР, а также порядок подготовки и проведения МР устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.

 

Муниципальные выборы

Муниципальные выборы (ст. 23 Закона № 131-ФЗ) проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа МСУ, выборных должностных лиц МСУ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом МО в сроки, предусмотренные уставом МО. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией МО или судом. Так, например, в Нижнем Новгороде выборы депутатов в Городскую думу должны проводиться с периодичностью в 5 лет.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом[10] и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. Законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта РФ видами избирательных систем уставом МО определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Избирательная система – это условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов – допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

В соответствии с изменениями законодательства, принятыми в марте 2011 года, не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются согласно законодательству о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида МО и других обстоятельств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.005 с.)