Макрофакторы — это социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макрофакторы — это социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.



• Страна, государство

• Культура

2. Мезофакторы — это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины.

• Этнос (нация)

• Региональные условия

• Тип поселения — село, поселок, город, область

• Средства массовой коммуникации

3. Микрофакторы — это детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении).

Индивидуально-личностные факторы социализации личности не менее значимы. С точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. А потому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт.

Многое зависит и от того, в каких условиях развиваются и проходят социализацию конкретные личности.

Основные этапы социализации

Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т.е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу.

Социализация включает в себя различные этапы, стадии. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости. Есть и другие точки зрения.

Стадии социализации:

1) первая стадия - возрастная (допуберантная (до 12 лет);

2) подростковая 12 - 16-18 лет;

3) взрослая после 18.

Рубеж социализации - это рубеж полового созревания.
Стадии социализации (А. Юровский): (происходят одновременно)

1) связана с процессом освоения человеком системы социальных отношений и норм;

2) характеризуется межличностными связями (положение в группе, групповые роли) социальная психология изучает;

3) связана с процессом духовного обогащения личности, развитием способностей и индивидуального опыта.

Стадии социализации (Андреенкова Н.В.):

1) первичная социализация, или социализация ребенка;

2) маргинальная социализация - подростка (промежуточная);

3) устойчивая, т.е. концептуальная - 17-18 - 23-35 лет.
Процесс формирования личности, по мнению Д. Смелзера, происходит по тремразличным стадиям:

1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

В процессе социализации З. Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия.\Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами.

Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.

Механизмы и институты социализации

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.

Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации. Сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей.

Выделяют механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С. Парсонс). Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия страдания – чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. Это эффекты действия механизма социальной оценки: социальная фасилитация (или фацилитация) и социальной ингибиция.

Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других. Социальная ингибиция проявляется в тормозящем влиянии одного человека на другого.

Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм» т. е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, авторитетами идеологии. Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности. Мера развития конформности может быть разной. Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии. При внутренней индивид действительно преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих.

Негативизм – это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения.

Определены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации: внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др.

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Наиболее влиятельные институты социализации – семья, школа, производственная группа.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и играющие всё большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения.

Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я».

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.

Спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о её институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта.

 

Личностные ценности и нормы

Понятие «ценность» употребляется в различных значениях. В частности, ценность рассматривается как предмет, приносящий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека, социальной группы, общества.

Эти понимания (или подходы) отражают ту или иную сторону ценностей, и их нужно рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие характеристику ценностей.

На самом общем смысле ценность означает положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта (природного и культурного предмета, явления, идеи, поступка) для субъекта (человека, группы, общества).

Существуют разные способы классификации ценностей. Так, выделяют высшие, или абсолютные, ценности (их часто называют ценности-цели); говорят о положительных и отрицательных ценностях; разделяют их на материальные и духовные и т. д. Вместе с тем подчеркивается, что все ценности находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют целостный внутренний мир человека—«пирамиду ценностей».

Ни одно общество, ни один человек не может жить без ценностей. При этом, безусловно, у разных людей и общественных систем ценности различны. Скажем, традиционное и информационное общества отличаются друг от друга, прежде всего, своими духовными ценностями. Однако существует и сходство ценностей, ибо все мы — люди, чем бы ни занимались и где бы ни жили.

Задайте себе простой вопрос: кому хочется быть больным и бедным, неполноценным, одиноким, уродливым и т. д.? И вы почувствуете реальную возможность сближения ценностей. Индивидуальные различия состоят в том, какие ценности являются доминирующими для данного конкретного лица. Для кого-то важно, прежде всего, материальное благополучие любой ценой. Он готов, как говорится, «продать себя подороже», например жениться по расчету. А для другого высшая ценность — любовь, и он не поступится этим чувством.

При всем многообразии есть целый ряд ценностей, одобряемых и разделяемых большинством людей. Речь идет, как вы поняли, об общечеловеческих ценностях. Они представляют собой набор самых общих требований к поведению человека, принадлежащего любой культуре. В науке предпринимались попытки сравнить высшие ценности народов мира. И оказалось, что в них больше общего, чем различий. Уверенно можно говорить о наличии единой, высшей и абсолютной социальной ценности всех культур — человека и его жизни. Все остальные ценности служат сохранению и развитию человека. К ним в первую очередь относятся добро, истина, красота, справедливость, честь, порядочность, честность, любовь, дружба, верность, патриотизм и т. д.

Роль этих ценностей огромна. Совпадение ценностей представляет собой основу любых социальных связей, при-дает им стабильность, прочность, устойчивость, способствует взаимодействию и сближению народов, культур, религий. Эти ценности нашли отражение в международных документах о правах человека.

Любая ценность по сути своей имеет социальный характер. Под социальной ценностью в науке понимают компонент общественной жизни (социальной системы), наделенный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании. Социальной ценностью может обладать любой объект (материальный или идеальный), если он служит неким фокусом устремлений, желаний для личности или группы, рассматривается как важное условие суще-ствования. Естественно, что ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.
Возьмем, к примеру, человека, для которого важнейшей социальной ценностью является свобода. Можно предположить, что такой человек будет искать условия, в которых она возможна, и будет испытывать неудовлетворенность там, где свобода ограничена. А ее утрата для него становится абсолютно неприемлемой (пусть даже она компенсирована другими, менее значимыми для него благами). Человек будет испытывать социальный дискомфорт.

И здесь необходимо подчеркнуть соотношение между ценностью и нормой. Ценности как социальному регулятору свойственна высокая степень абстрактности, умозрительности. Ценность — это мир внутренних устремлений, она лишь указывает на нечто желаемое. Однако между тем, что усвоено «в мыслях», в сознании, и его практическим воплощением существует ощутимый разрыв. Так, в случае утраты человеком свободы она не станет для него менее ценной. Если человек не смирится с утратой, он может совершить реальные социальные действия. А действия всегда связаны с допустимой границей, или, иначе говоря, с социальной нормой.
Из этих рассуждений можно понять, что духовное регулирование социальных явлений представляет собой сложную систему, куда, помимо ценностей, осуществляющих самую общую регуляцию поведения, входят еще и социальные нормы.

Понятие «норма» наука трактует довольно широко. Норму определяют как признанный обязательным порядок, стандарт, образец, как форму регуляции и контроля различных систем — биологических, технических, а также социальных. Норма устанавливает границу (меру) возможного и должного. Она в концентрированном виде выражает объективную потребность общества в упорядочении действий и взаимоотношений людей.

В самом обобщенном виде нормы условно подразделяют на две большие группы — социальные и технические. Технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Отношения такого типа можно, например, выразить формулами «человек и машина», «человек и орудие труда».

Социальные нормы (или «общественные правила») всегда регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь. Эти отношения можно выразить формулой «человек и человек». И если ценность дает нам самое общее, абстрактное представление о желаемом, социальная норма достаточно жестко определяет стандарт действия, регулирующий поведение людей в обществе независимо от индивидуальных оттенков. Благодаря социальной норме каждый из нас имеет возможность знать, как следует поступать в той или иной ситуации. Более того, мы вправе ожидать аналогичного поведения от других людей. Так достигается нормативная упорядоченность человеческих действий.

Итак, социальную норму можно определить как общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности. За таким правилом обязательно стоит санкция — награда или наказание, одобрение или порицание и т. д.

Существуют различные подходы к классификации социальных норм. Во всяком случае, можно твердо назвать следующие виды социальных норм: моральные, правовые, политические, религиозные, корпоративные, а также нормы обычаев, традиций, обрядов, ритуалов и т. д. Все социальные нормы взаимосвязаны и составляют единую систему социального регулирования. Вместе с тем принято подчеркивать особую значимость моральных и правовых норм.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.50.252 (0.031 с.)