Идентичность и идентификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идентичность и идентификация



Начиная от нашего опыта как живущих и дышащих существ (первичное состояние) и вплоть до всех наших представлений (концепции) своего "я" (метасостояние) мы наслаиваем мысли и чувства на мысли и чувства до тех пор, пока не выработаем крайне сложные самоопределения. Мы отличаем себя от других, формируем границы эго и затем раскрываем эти границы, чтобы привнести в мир нашего "я" различные вещи, людей, представления и т. д. Мы используем для определения самих себя опыт, взаимоотношения, статус, личные вещи, чувства, собственность и т. д.

 

И все в этом мире зависит от того, как именно мы производим самоопределение.
Делаем ли мы это с осознанием того, что являемся само- конструкторами, что мы изобретаем собственную идентичность, что "идентичность" не обладает внешней реальностью и мы можем заново изобрести себя, как только пожелаем? Или же мы думаем, что то, "кем мы являемся", предопределено генами и культурой? Думаем ли мы, что нас определяет наша раса? Или наш пол? Или культура? Или наши переживания? Забываем ли мы о том, что мы сами сформировали свои самоопределения'? Смешиваем ли мы наше "я" с нашим картографированием "я"?
Чтобы научить людей прекращать идентифицировать карту и территорию, Альфред Кожибски (Korzybski, 1933/1994) разработал особый нейролингвистический тренинг. Карты - это не территория. Они обеспечивают нас лишь символической репрезентацией того, что существует на самом деле.
Смешивая карту и территорию, мы смешиваем два различных уровня - первичный уровень и все мета-уровни. И теряем ориентацию в пространстве. Мы приписываем нашим представлениям и концепциям ложную конкретность и реальность!
Кожибски назвал этот феномен идентификацией и выделил ее в качестве источника и самой сути неэффективности. Он назвал ее "безумием". Отталкиваясь от понятий "здравомыслия" как "удачного приспособления" к реальному миру и "безумия" как полного разрыва с реальностью, можно сказать, что безумие - это смешанное состояние, пребывая в котором двигаться по жизни в принципе возможно, однако это сопряжено с колоссальными усилиями. Карта, которой мы руководствуемся, в конечном итоге ведет нас к нашему предназначению или, по крайней мере, подводит нас достаточно близко к нему, однако она проводит нас через всевозможные ненужные препятствия, ведет кружными путями или же по ходу дела превращает нас в комок нервов (в "невротиков").
И все это делает идентификация. Когда мы идентифицируем наше "я" с чем-либо, то поспешно приходим к абсолютно нереалистичному заключению, будто мы "являемся" "тем же самым", что предмет идентификации. И тогда это стирает из нашего осознания все, чем мы "являемся", и, как правило, порождает всевозможные ограничения. Кем бы вы себя ни назвали, на самом деле вы явление значительно более масштабное, чем это название. Приравнивая свое "я" к власти, богатству, статусу, признанию, достижениям или красоте, мы создаем изначально порочное эго, которое будет неотступно преследовать объект своей идентификации, игнорируя зачастую другие аспекты (здоровье, отношения с окружающими и т. д.).
Кшишентмихальи (1993) писал:
Проблема в том, что чем больше эго идентифицируется с символами, лежащими вне нашего "я", тем уязвимее оно становится.
Какие представления вы используете в качестве своих центральных репрезентаций? Сколько психической энергии вы вкладываете в эти представления? Соответствуют ли такие энергозатраты символу?
И напротив, разграничение позволяет нам создавать значительно более обширные и полезные "я"-карты. Это позволяет нам разидентифицироваться с вещами.

  • Я думаю и имею мысли, но я представляю собою нечто большее, чем мои мысли.
  • Я чувствую и эмотирую (испытываю эмоции), но я представляю собою нечто большее, чем эмоции, которые могут нахлынуть и ослабнуть внутри меня.
  • Я говорю и использую язык, но я представляю собою нечто большее, чем слова, которые я произношу.
  • Я действую и реагирую, но я представляю собою нечто большее, чем формы моего поведения.
  • Я вовлечен в выполнение конкретных задач, работы, в разного рода деятельность, в приключения, но я представляю собою нечто большее, чем то, что я делаю. Никакое действие или работа не может исчерпывающе определить то, кем я являюсь.
  • Я проживаю жизнь как мужчина или женщина - и все же я представляю собою нечто большее, чем моя тендерная принадлежность.
  • У меня есть сексуальные мысли и чувства, я веду сексуальную жизнь, но я представляю собою нечто большее, чем моя сексуальность.
  • Я вырос в определенной местности, расположенной в определенной стране, и все же я представляю собою нечто большее, чем гражданина моего города или страны или представителя своей национальности.
  • Я придерживаюсь определенных убеждений относительно себя, людей и окружающего мира, но при этом я представляю собою нечто большее, чем любые убеждения, которых я придерживаясь в данный момент.

 

Развитие самосознания личности. Зрелая и здоровая личность

Изучение личности не заканчивается изучением ее психических свойств - темперамента, мотивов, способностей, характера. Завершающий этап – изучение самосознания личности. Долгие годы самосознание было Золушкой в отечественной психологии. И лишь с активным проникновением идей гуманистической психологии проблема самосознания стала активно разрабатываться.

Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С.Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».

Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.

Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.

Самосознание личности – это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений – самооценка.

О механизмах самосознания

Первый из них – это способность к осознанию психических явлений.

Уже в течение первого года жизни у ребенка формируется способность отделить себя от своих зрительных образов, т.е. осознать то, что мир существует независимо от него, но воспринимается посредством образов. Эта способность, формирующаяся в течение первого года жизни и развивающаяся впоследствии, составляет саму возможность осознания человеком своих психических процессов, переживаемых психических состояний, психических свойств и качеств.

По мнению В.В. Столина, в основе сознаваемости лежит расщепляемость, т.е. возможность человека выделить из среды то, что он сейчас воспринимается это вижу»), то, посредством каких зримых признаков он воспринимает и выделяет объект из среды («я понимаю, что я вижу»), и собственная позиция наблюдателя, связанная со схемой тела («я как-то отношусь к тому, что я вижу»). Данная способность позволяет человеку осознать себя, свою отдельность от мира, других людей, т. е. выделить свое феноменальное «Я».

Однако выделив себя из окружающей среды, ребенок взаимодействуя с самой средой и людьми, каким-то образом проявляет себя, иными словами, его действующее «Я» способствует формированию его феноменального «Я» или «Я»-концепции.

Основным механизмом формирования «Я»-концепции, т.е. собственно самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В.В. Столин выделяет следующие феномены:

-принятие точки зрения другого на себя (прямое усвоение или опосредованное, другой точки зрения);

-прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком, транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т.д.;

-трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний;

-система контроля за ребенком;

-система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну);

-семейная идентичность, т.е. вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье;

-механизм идентификации.

Действие названных механизмов помогают ответить на вопрос: как происходит процесс наполнения «Я»-концепции, т.е. посредством чего усваивается и присваиваются представления о самом себе. Дадим краткий комментарий к действиям этих механизмов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.9 (0.007 с.)