Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие социализации. Зависимость решения вопросов о социализации от решения широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности и т.д.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблемы изучения личности: социализация, социальной установки, социально-психологических качеств личности. Процесс социализации - «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей». Он представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид устраивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Вопрос о соотношении понятия «социализации» и «воспитания» - в узком смысле слова, термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта. Субъектом воспитательного процесса в данном случае может выступать и все общество. Социализация – процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которого он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт. это двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Ресоциализация – процесс переучивания тому, что было прочно усвоено в детстве и юности и что составляет фундамент личности. Две стороны социализации личности: Содержание процесса социализации: 1) ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами, 5. Подходы к определению социально-психологической структуры личности в современной отечественной социальной психологии. В психологии существуют различные подходы к описанию и пониманию личности. Личность рассматривается как: 1) некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение. В структуре проявлений личности выделяют три главные составляющие: Важными социально-психологическими феноменами личности являются: Заражение – чувственное состояние человека, который определяется соотношением между системой потребностей и оценкой вероятности их удовлетворения в связи с окружающими условиями; ^ Личность – системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Составляющие личности: 1) темперамент – особенности нейродинамической организации индивида; ^ 6. Механизмы и институты социализации, их зависимость от характера общественных отношений Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведение его в своей деятельности. Социализация начинается с воздействия на индивида, поскольку родители ребенка уже социализированы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо (крик ребенка при желании кушать), затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и далее воспроизводить имеющийся у него социальный опыт. Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но в силу диалогичности сознания, рефлексии, человек, может воздействовать и на себя как социальный объект. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений. ^ Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов: 1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние возраст, интеллектуальный уровень, пол и др. факторы. 2. Окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка. 3. Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта. . Важным аспектом формирования личности является культура. Существует несколько социально-психологических механизмов социализации: 1) идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми или группами. Позволяющее усваивать разнообразные нормы отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Пример – полоролевая типизация или процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола; Некоторые авторы выделяют такие механизмы социализации как: 1) имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения; ^ Факторами социализации являются целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Ими могут стать взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дружеских компаниях, знакомые и малознакомые люди, книги, кино и видеофильмы, теле- и радиопередачи и т.п. Стадии процесса социализации: - дотрудовая стадия охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности. Ее разделяют на два периода: А) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу (период раннего детства); Б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К нему относят период обучения в школе, относительно периода обучения в вузе или техникуме имеются разные точки зрения. - трудовая социализация охватывает период зрелости человека; - послетрудовая социализация представляет собой сложный вопрос – это проблема возникающая на государственном уровне, определяющем границы трудоспособности и выхода на пенсию. Институты социализации – конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. ^ На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают в период раннего детства – семья и дошкольные детские учреждения. Авторитарный или либеральный тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа - Я». ^ Авторитарность (лат влияние, власть) – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, его традиций и культурных норм. ^ Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Она обеспечивает систематическое образование, являющееся важнейшим элементом социализации, помимо этого на школу возложена обязанность по подготовке к жизни в обществе в более широком смысле. ^ На трудовой стадии важнейшим институтом является трудовой коллектив. Вопрос об институте на послетрудовой стадии социализации остается открытым. Следовательно, основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.д. В этих институтах протекает процесс социализации человека.
При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Изучение этого механизма дает ответ на вопрос о том, чем конкретно регулируется, поведение и деятельность человека. Чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. ^ Проблема установки в школе Д.Н.Узнадзе: - установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. - фиксированная установка в отличие от ситуативной – настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации. Установка в контексте концепции Д.Н.Узнадзе касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное. ^ Концепция отношений человека И.Н.Мясищева. Отношение, понимаемое «как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» объясняет направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция. Предрасположенность к каким-то объектами, которая позволяет ожидать раскрытие себя в реальных актах действия. Отличие от установки здесь состоит в том. Что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и тем самым разнообразные весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации. Направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Направленность личности может быть рассмотрена в качестве особой предиспозиции – предрасположенность действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.23 (0.009 с.) |