Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социализации. Зависимость решения вопросов о социализации от решения широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности и т.д.

Поиск

Проблемы изучения личности: социализация, социальной установки, социально-психологических качеств личности.

Процесс социализации - «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей». Он представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид устраивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Вопрос о соотношении понятия «социализации» и «воспитания» - в узком смысле слова, термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д.

В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта. Субъектом воспитательного процесса в данном случае может выступать и все общество.

Социализация – процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которого он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт. это двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Ресоциализация процесс переучивания тому, что было прочно усвоено в детстве и юности и что составляет фундамент личности.

Две стороны социализации личности:
1 – усвоение социального опыта – характеристика того, как среда воздействует на человека;
2 – момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.

Содержание процесса социализации:
Выделяют три сферы, в которых осуществляется становление личности:
- деятельность – три процесса

1) ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами,
2) ориентирование вокруг главного, выбранного, сосредоточие внимания,
3) освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости;
- общение – переход от монологичного общения к диалогичному, умение ориентироваться на партнера;
- самосознание – развитие самосознания личности.
Поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер.

5. Подходы к определению социально-психологической структуры личности в современной отечественной социальной психологии.

В психологии существуют различные подходы к описанию и пониманию личности. Личность рассматривается как:

1) некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение.
2) множество (или система) черт, т.е. относительно устойчивых особенностей, проявляющихся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой, а также в поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей;
3) определенный тип (или их сочетание) с характерными особенностями поведения;
4) система конструктов. Конструкт – это своеобразная оценочная ось (например, плохой – хороший). Он представляет собой элементарную единицу нашего восприятия, отношения и т.п., в которой соединены объективные сведения и субъективная интерпретация их;
5) система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. При этом подходе ориентируются на содержание потребностно-мотивационной сферы;
6) деятельное Я субъекта, система планов, отношений, направленности, смысловых образований, корректирующих его поведение;
7) субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида вызывать значимые изменения в физическом и социальном окружении и т.п.

В структуре проявлений личности выделяют три главные составляющие:
1 – индивид – психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода.;
2 – персона – социально-типическаие образования личности, обусловленные влиянием социального окружения;
3 – индивидуальность – своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого (это и индивидуально неповторимые особенности организма, и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности).

Важными социально-психологическими феноменами личности являются:

Заражение – чувственное состояние человека, который определяется соотношением между системой потребностей и оценкой вероятности их удовлетворения в связи с окружающими условиями;
Негативизм (от лат. отрицание) – необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, которое свидетельствует о слабости воли;
Аффилициация (от англ. присоединять, присоединяться) – стремление человека быть в обществе других людей;
Аттракция (от лат. привлекать, притягивать) - привлекательность возникающая при восприятии человека человеком;
Альтруизм (от лат. другой) – черта личности и нравственная норма бескорыстное и уважительное отношение к другим людям. Готовность сопереживать, действовать в их интересах, поступившись своими.
Маргинальность (от лат. край, граница) – пограничность периферийность или промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, культурным, религиозным и др.);
Индифферентность – равнодушие, безучастность друг к другу.

^ Личность – системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением.

Составляющие личности:

1) темперамент – особенности нейродинамической организации индивида;
2) потребностно-мотивационная сфера. Она включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленность (система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику развития этой личности и задающих главные тенденции ее поведения);
3) эмоционально-волевая сфера;
4) когнитивно-познавательная сфера;
5) характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;
6) способности – сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

^ 6. Механизмы и институты социализации, их зависимость от характера общественных отношений

Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведение его в своей деятельности.

Социализация начинается с воздействия на индивида, поскольку родители ребенка уже социализированы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо (крик ребенка при желании кушать), затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и далее воспроизводить имеющийся у него социальный опыт. Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но в силу диалогичности сознания, рефлексии, человек, может воздействовать и на себя как социальный объект.

Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений.

^ Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов:

1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние возраст, интеллектуальный уровень, пол и др. факторы.

2. Окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка.

3. Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.

. Важным аспектом формирования личности является культура.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

1) идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми или группами. Позволяющее усваивать разнообразные нормы отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Пример – полоролевая типизация или процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;
2) подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (например, манер, движения, поступки и т.п.);
3) внушение – воздействие на поведение и психику человека предполагает некритическое восприятие им особенностей информации.
4) фасилитация (облегчение) – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате, которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее.
5) конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Некоторые авторы выделяют такие механизмы социализации как:

1) имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;
2) стыд - переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;
3) чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

^ Факторами социализации являются целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Ими могут стать взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дружеских компаниях, знакомые и малознакомые люди, книги, кино и видеофильмы, теле- и радиопередачи и т.п.

Стадии процесса социализации:

- дотрудовая стадия охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности. Ее разделяют на два периода:

А) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу (период раннего детства);

Б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К нему относят период обучения в школе, относительно периода обучения в вузе или техникуме имеются разные точки зрения.

- трудовая социализация охватывает период зрелости человека;

- послетрудовая социализация представляет собой сложный вопрос – это проблема возникающая на государственном уровне, определяющем границы трудоспособности и выхода на пенсию.

Институты социализации – конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

^ На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают в период раннего детства – семья и дошкольные детские учреждения.

Авторитарный или либеральный тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа - Я».

^ Авторитарность (лат влияние, власть) – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, его традиций и культурных норм.

^ Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Она обеспечивает систематическое образование, являющееся важнейшим элементом социализации, помимо этого на школу возложена обязанность по подготовке к жизни в обществе в более широком смысле.

^ На трудовой стадии важнейшим институтом является трудовой коллектив.

Вопрос об институте на послетрудовой стадии социализации остается открытым.

Следовательно, основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.д.

В этих институтах протекает процесс социализации человека.


^ 7. Регуляция социального поведения личности. Социальная установка

При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки.

Формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Изучение этого механизма дает ответ на вопрос о том, чем конкретно регулируется, поведение и деятельность человека.

Чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности.

^ Проблема установки в школе Д.Н.Узнадзе:

- установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.

- фиксированная установка в отличие от ситуативной – настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации.

Установка в контексте концепции Д.Н.Узнадзе касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное.

^ Концепция отношений человека И.Н.Мясищева.

Отношение, понимаемое «как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» объясняет направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция. Предрасположенность к каким-то объектами, которая позволяет ожидать раскрытие себя в реальных актах действия. Отличие от установки здесь состоит в том. Что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и тем самым разнообразные весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации.

Направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды.

Направленность личности может быть рассмотрена в качестве особой предиспозиции – предрасположенность действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.244 (0.015 с.)