Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные стереотипы и предрассудкиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Стереотипы - устойчивое (чрезвычайно) и ограниченное представление о социальном объекте или ситуации, которым человек незадумываясь руководствуется своим поведением. (Майерс) - мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации. Стереотипы и прочие явления являются нормами существования социальной установки. Их особенностью является не развитый структурный компонент. Впервые понятие “стереотип” ввел Липман. Пример: государственные чиновники и предприниматели: у чиновников сложился стереотип, что предприниматели жулики, а у предпринимателей - что чиновники взяточники - > столкновение стереотипов. Стереотип выделяется при изучении деловой активности населения. Бедные - это интеллектуально ограниченные, глупые и ленивые. Представления низкообеспеченных по отношению к богатым. Богатые люди - нечестные, начальники - хозяева. Функции стереотипа адаптивная (как и другие многие феномены в социальной психологии) Становится необходимым, чтобы защищать групповые интересы, ценности, стереотипы. 2) идеологизация (сохранить ценность, интерес) 3) идентификации (создание и сохранение положительных эмоций, мыслей, образа). Сущность социальной потребности - принадлежать к какой-то группе. Автостереотипы (ауто) - представление о самом себе, как представителе социальной группы и о других представителях. Гетеростереотип - представление о другой группе и о представителях этой социальной группы. Основные свойства стереотипа Не развитый когнитивный компонент Поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение - через гетеростререотип). Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость проявляется в разных ситуациях Интенсивность эмоционального проявления Концентрированное выражение свойств социальных установок (четкий регулятор поведения компании). Предрассудок - форма существования социальных установок - эмоциональные и эффективные проявления становятся интенсивными. Причины предрассудков лежат в малоинформированности и предубежденном сознании. Примеры: стереотипы американцев в России все воруют в России все мужчины пьют Предрассудки рождаются только в личной форме. Свойства предрассудка: иррациональность, недоступность для понимания и объяснения. неадекватность, несоответствие действительности. ригидность - негибкость, жесткость, поддатливость. Стереотипы и предрассудки как феномены социальной психологии Стереотипы и предрассудки - это конкретные формы функций и проявления социальных установок. Главная причина - не развитый когнитивный компонент. Впервые исследования стереотипа и определение стереотипа ввел Липман: Под стереотипом понимается чрезвычайно устойчивое и ограниченное представление о социальном объекте в своем поведении, своих оценках, отношениях. З.В. Стереотип жулика (предпринимателя) <-> стереотип взяточников (чиновников). При изучении деловой активности человека стереотип богатых и бедных: стереотип в восприятии бедного человека - ленивые, низкоинтеллектуальные, и обратно, если мы изучаем стереотип бедного человека к богатым - нечестные, ворующие, начальники. Почему это имеет место? Зачем нужен это феномен? (Все феномены имеют функцию адаптации). Зачем человеку нужны стереотипы? Литман: стереотип необходим, что бы защищать интересы группы (общая функция). Частные функции стереотипов (2): функция идеологизации - стереотип необходим, чтобы формировать и защищать идеологию группы. функция идентификации - создание и сохранение положительного, эмоционального мы-образа (потребность принадлежать к определенной группе). Если мы-образа - нет - возникает функция дискомфорта личности. Существуют 2 принципиально отличающихся вида стереотипа: автостереотип (аитостереотип) - представление о самом себе как представителе социальной группы и о других представителях этой группы. гетеростереотиппредставление о другой социальной группе и представителях этой социальной группы Основные свойства стереотипа: неразвитый когнитивный компонент; поляризованность оценки (крайне позитивные (автостереотип); крайне негативные (гетеростереотип)); жесткая фиксированность стереотипа (устойчивость проявлений стереотипов в самых разных ситуациях); интенсивное эмоциональное проявление (интенсивная аффектная конотация); концентрированное выражение свойств социальных установок. Предрассудок - это форма представления о социальной установке с искаженным количественным компонентом. 2) возрастает интенсивность проявления эмоциональной компоненты (крайняя форма проявления стереотипа). 3) четкая выраженность в поведении. Оллпарт считает, что причины предрассудков лежат в малоинформированном и предубежденном сознании. Но носителем предрассудка может быть и высокоинтеллектуальный образованный человек. Предрассудки (типичные) для иностранцев: в России все воруют в России все мужчины пьют Такие предрассудки появляются за границей благодаря системе массовой информации. Убеждение проходит через когнитивный компонент. Предубеждение - до - убеждения. 3 основных свойства предрассудков: иррациональность (недоступность для понимания и объяснения); высокая степень неадекватности (несоответствие действительности); ригидность (негибкость, жесткость, неподдатливость). Изменить предрассудок чрезвычайно сложно.
Социализация
Понимание социализации: - процесс, включающий индивида в социальную группу, в жизнь общества; - усвоение человеком социального опыта, накопленного другими людьми и обществом в целом; - становление личности в контексте конкретной культуры; - процесс навязывания социальной группой или обществом в целях социальной доктрины. Социализация - есть процесс социального развития личности как активного усвоения индивидом социальных ценностей и социальных норм групп и общества в целом и формирование их в осознанную систему социальных установок, определяющей позиции и поведение индивида в социальной среде. Социализация — это процесс (и результат) усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и общественных отношений. Социализация — это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, т.е. личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Посредством социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом, особенно в условиях общественно значимой совместной деятельности. Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание. Выделяют несколько источников социализации индивида. 1. Передача культуры — она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования, обучения и воспитания. 2. Взаимное влияние людей – оно происходит в процессе общения и совместной деятельности. 3. Первичный опыт — он связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения. 4. Процессы саморегуляции — они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль. Система саморегуляции формируется и развивается и в процессе В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей. Основополагающей концепцией в теории социализации считается концепция изначальной асоциальности человека (ребенка). В этом случае социализация выглядит как процесс превращения субъекта, изначально асоциального, в социальную личность. В содержание понятия «социализация» входит: — усвоение социальных норм, умений, стереотипов; — формирование социальных установок и убеждений; — вхождение индивида в социальную среду; — приобщение индивида к системе социальных связей; — самоактуализация Я личности; — усвоение индивидом социальных влияний; — социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами. Индивид не только усваивает, но и активно воспроизводит систему социальных связей, следовательно, он одновременно выступает в процессе социализации и его объектом, и его субъектом. Процесс социализации может происходить в условиях стихийного воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе, а также целенаправленной деятельности как со стороны общества, так и со стороны индивида. Факторы социализации личности. В самом общем виде факторы социализации личности могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую входят социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, исторической, культурной и этнической специфики, во вторую — индивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяемые своеобразием жизненного пути личности. К социальным факторам обычно относят макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и т.д. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных и других социальных обстоятельств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.26 (0.008 с.) |