Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И вышла одна кормящая грудью женщина с ребенком на руках. Она не решалась броситься

Поиск

в огонь, как вдруг ее грудной сын сказал ей: «Будь стойкой, мама! Ты на истинном пути» [14]

 

Ибн Абу Хатим передал, что ар-Раби` ибн Анас сказал по поводу аята:

﴿ قُتِلَ أَصْحَابُ الْأُخْدُودِ ﴾ «Да сгинут собравшиеся у рва» «Мы слышали, что когда-то

жил народ во времена «Аль-фатра». Когда они увидели, что остальные люди впали

в искушение и зло и стали делиться на партии в зависимости от своих увлечений, они уединились в деревне и жили там, искренне поклоняясь Аллаху. Так они и жили, пока однажды про них не услышал один деспотичный правитель, который приказал привести их. Когда они были доставлены, он приказал им поклоняться идолам, но все они отказались, сказав: «Мы не будем поклоняться никому, кроме Одного Аллаха, у которого нет соучастников». Тиран сказал им: «Если вы не будете поклоняться моим идолам, я убью вас!» Но они снова отказались. Тогда он вырыл огненный ров и сказал им: «Или вы выберете то, что я сказал вам, или вы окажетесь в этом огне». Они ответили: «Огонь предпочтительнее для нас». И в нем были сожжены и женщины и дети. Когда дети забоялись падать

в огонь, их отцы сказали им: «После этого дня больше никогда не будет огня».

И дети прыгнули, а их души отделились, прежде чем огонь коснулся их тел.

После этого огонь вырвался изо рва и обуял своим пламенем тиранов.

И Аллах сжег их там. По этому случаю были ниспосланы эти аяты:

﴿ قُتِلَ أَصْحَابُ الْأُخْدُودِ النَّارِ ذَاتِ الْوَقُودِ

«Да сгинут собравшиеся у рва огненного, поддерживаемого растопкой…» [15]

 

Мухаммад ибн Исхак передал другую историю о собравшихся у рва. Он рассказал,

что эта история об Абдулле ибн ат-Тамире и его верующих сподвижниках из Наджрана.

И Аллах лучше знает.

Аллах сказал: ﴿ إِنَّ الَّذِينَ فَتَنُوا الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ

«Тем, которые подвергли искушению верующих мужчин и женщин…» - т.е. сожгли их,

как прокомментировал ибн Аббас и Муджахид, ﴿ ثُمَّ لَمْ يَتُوبُوا ﴾ «…и не раскаялись»,

но продолжали так поступать, не сожалея о содеянном, ﴿ فَلَهُمْ عَذَابُ جَهَنَّمَ وَلَهُمْ عَذَابُ الْحَرِيقِ

«для них уготованы мучения в Геене, мучения от обжигающего Огня».

Воздаяние по содеянному.

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Посмотрите, какое великодушие и милосердие Аллаха в этом аяте! Они убили приближенных к Аллаху, а Он призывает их раскаяться и искать прощения».

Аллах Всевышний сказал далее:

 

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَهُمْ جَنَّاتٌ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ ذَلِكَ الْفَوْزُ الْكَبِيرُ

(11) Тем же, которые уверовали и совершали правед­ные деяния,

уготованы Райские сады, в которых текут реки. Это — великое преуспеяние!

إِنَّ بَطْشَ رَبِّكَ لَشَدِيدٌ (12) Воистину, Хватка твоего Господа сурова!

إِنَّهُ هُوَ يُبْدِئُ وَيُعِيدُ (13) Воистину, Он начинает и повторяет

وَهُوَ الْغَفُورُ الْوَدُودُ (14) Он — Прощающий, Любящий (или Любимый),

ذُو الْعَرْشِ الْمَجِيدُ (15) Владыка Трона, Славный.

فَعَّالٌ لِمَا يُرِيدُ (16) Он вершит то, что пожелает.

هَلْ أَتَاكَ حَدِيثُ الْجُنُودِ (17) Дошел ли до тебя рассказ о воинствах,

فِرْعَوْنَ وَثَمُودَ (18) о Фараоне и самудянах?

بَلْ الَّذِينَ كَفَرُوا فِي تَكْذِيبٍ (19) Но неверующие считают это ложью,

وَاللَّهُ مِنْ وَرَائِهِمْ مُحِيطٌ (20) Аллах же окружает их сзади.

بَلْ هُوَ قُرْآنٌ مَجِيدٌ (21) Это — славный Коран,

فِي لَوْحٍ مَحْفُوظٍ (22) находящийся в Хранимой скрижали.

 

Далее Аллах говорит о Своих верующих рабах, что им

﴿ لَهُمْ جَنَّاتٌ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ ﴾ «уготованы Райские сады, в которых текут реки»,

по сравнению с их врагами,которым уготован Огонь и Ад.

Поэтому Аллах сказал: ﴿ ذَلِكَ الْفَوْزُ الْكَبِيرُ ﴾ «Это – великое преуспеяние!»

В следующем аяте Он говорит: ﴿ إِنَّ بَطْشَ رَبِّكَ لَشَدِيدٌ ﴾ «Воистину, Хватка твоего Господа сурова!» Возмездие Аллаха Его врагам, которые отвергли Его Послания и нарушали Его приказы, будет суровым и мучительным. Поистине, Аллах обладает великой силой.

Поэтому он сказал: ﴿ إِنَّهُ هُوَ يُبْدِئُ وَيُعِيدُ ﴾ «Воистину, Он начинает и повторяет» - т.е.

Он создает творение в первый раз и воссоздает его, или начинает наказывать и повторяет наказание. Благодаря Своему могуществу и абсолютной власти, Он начинает и повторяет

с той же легкостью, как это сделал в первый раз, без каких-либо препятствий.

﴿ وَهُوَ الْغَفُورُ الْوَدُودُ ﴾ «Он – Прощающий, Любящий (или Любимый)».

Он прощает покаявшихся в своих грехах и смиренных пред Ним.

﴿ ذُو الْعَرْشِ ﴾ «Владыка Трона» - т.е. Обладатель великого и возвышенного над Его творениями Трона. Что касается эпитета ﴿ الْمَجِيدُ ﴾ «Славный», то в зависимости от прочтения, он может относиться к Великому и Всемогущему Аллаху или к Трону.

И оба значения верны.

﴿ فَعَّالٌ لِمَا يُرِيدُ ﴾ «Он вершит то, что пожелает», т.е. что бы он ни пожелал сделать,

Он делает это без всякого затруднения. И никто не спросит Аллаха о его деяниях, ибо нет никого величественнее и справедливее Его. Сообщается, что когда Абу Бакр ас-Сидик был смертельно болен, его спросили: «Осматривал ли тебя врач?» Он сказал: «Да». Его спросили: «И что он сказал?» Абу Бакр ответил: «Он сказал: «Я вершу то, что пожелаю»».

﴿ هَلْ أَتَاكَ حَدِيثُ الْجُنُودِ فِرْعَوْنَ وَثَمُودَ ﴾ «Дошел ли до тебя рассказ о воинствах,

о Фараоне и самудянах?» -т.е. знаешь ли ты, какая участь постигла их, и какая Божья кара обрушилась на них, которой никто из них не смог избежать? Это утверждение предыдущего Его высказывания: ﴿ إِنَّ بَطْشَ رَبِّكَ لَشَدِيدٌ ﴾ «Воистину, Хватка твоего Господа сурова!»

Аллах говорит, что если Он хватает беззаконника, то эта хватка Его сильная и мучительная. Поистине, Он является Всемогущим и Всевластным.

 

`Амру ибн Маймун сообщил: «Однажды Пророк

(да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо женщины, читающей

﴿ هَلْ أَتَاكَ حَدِيثُ الْغَاشِيَةِ ﴾ «Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем (Дне воскресения)?» (88:1) Он остановился послушать, а затем сказал: «Да, дошел» [16]

 

﴿ بَلْ الَّذِينَ كَفَرُوا فِي تَكْذِيبٍ ﴾ «Неверующие считали это ложью», т.е.

они пребывают в сомнении, колебании, неверии и упрямстве.

﴿ وَاللَّهُ مِنْ وَرَائِهِمْ مُحِيطٌ ﴾ «Аллах же окружает их сзади». Они находятся в Его власти,

и Он может принудить их. Им не избежать и никак не ускользнуть от Него

﴿ بَلْ هُوَ قُرْآنٌ مَجِيدٌ ﴾ «Это – славный Коран» - т.е. Священный Коран.

﴿ فِي لَوْحٍ مَحْفُوظٍ ﴾ «Находящийся в Хранимой скрижали» - т.е. на высоком небе,

охраняемый от добавлений и убавлений, искажений и замен.

 

Ибн Абу Хатим передал от Абд ар-Рахмана ибн Сальмана, который сказал:

«Все предопределенное Аллахом, а также Коран и то, что было до него и после, содержится в Хранимой скрижали. Она между очами Исрафила, и ему не разрешается заглянуть в нее».

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Славный Коран находится у Аллаха в Хранимой скрижали.

Он посылает из нее тому из Своих созданий, кому пожелает».

Аль-Багави передал, что ибн Аббас сказал: «В начале скрижали написано: «Нет Бога, кроме одного Аллаха, Его религия – ислам, Мухаммад – Его раб и Посланник. Кто уверовл в Аллаха и поверил Его обещанию, а также последовал за Его Посланником, тот войдет в Рай»

 

Ибн Аббас сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах сотворил Хранимую скрижаль из белой жемчужины, ее страницы из красного рубина, ее перо – свет, и написанное в ней – свет. Он смотрит в нее триста шестьдесят раз в день. Он (с каждым таким взглядом) творит и посылает удел, оживляет

И умерщвляет, возвышает и унижает, и делает Он, что пожелает»

 

СУРА 86 «ИДУЩИЙ НОЧЬЮ»

Ан-Насаи передал от Джабира ибн Абдуллы, который сообщил: «Когда Му`аз вел намаз «Магриб» (намаз при заходе солнца), он читал суры «Корова» и «Женщины», и Пророк (да балгословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Разве не искушаешь ты, о Му`аз!? Разве тебе не было достаточно прочитать суры «Идущий ночью», «Солнце» и подобные?»

بســـم الله الرحمن الرحيم

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

وَالسَّمَاءِ وَالطَّارِقِ (1) Клянусь небом и ночным путником!

وَمَا أَدْرَاكَ مَا الطَّارِقُ (2) Откуда ты мог знать, что такое ночной путник?

النَّجْمُ الثَّاقِبُ (3) Это — звезда пронизывающая небеса своим светом .

إِنْ كُلُّ نَفْسٍ لَمَّا عَلَيْهَا حَافِظٌ (4) Нет души, при которой не было бы хранителя.

فَلْيَنظُرْ الْإِنسَانُ مِمَّ خُلِقَ (5) Пусть посмотрит человек, из чего он создан.

خُلِقَ مِنْ مَاءٍ دَافِقٍ (6) Он создан из изливающейся жидкости,

يَخْرُجُ مِنْ بَيْنِ الصُّلْبِ وَالتَّرَائِبِ (7) которая выходит между чреслами и грудными ко­стями.

إِنَّهُ عَلَى رَجْعِهِ لَقَادِرٌ (8) Воистину, Он способен вернуть его.

يَوْمَ تُبْلَى السَّرَائِرُ (9) В тот день будут испытаны (или раскроются) тайны,

فَمَا لَهُ مِنْ قُوَّةٍ وَلَا نَاصِرٍ (10) и тогда не будет у него ни силы, ни помощника.

Аллах клянется небом и небесными светилами:

﴿ وَالسَّمَاءِ وَالطَّارِقِ ﴾ «Клянусь небом и ночным путником!».

Далее Аллах сказал: ﴿ وَمَا أَدْرَاكَ مَا الطَّارِقُ

«Откуда ты мог знать, что такое ночной путник?» и в следующем аяте дает разъяснение:

﴿ النَّجْمُ الثَّاقِبُ ﴾ «Это — звезда пронизывающая небеса своим светом».

Катада и другие толкователи сказали: «Звезда названа ночным путником,

так как она становится видна только ночью и скрыта днем».

﴿ الثَّاقِبُ ﴾ «Пронизывающая небеса своим светом» - т.е. излучающая свет,

как сказал ибн Аббас. Ас-Судди истолковал: «Она пронизывает шайтанов,

когда она направляется к ним». Икрима сказал: «Она светится и сжигает шайтанов».

 

﴿ إِنْ كُلُّ نَفْسٍ لَمَّا عَلَيْهَا حَافِظٌ ﴾ «Нет души, при которой не было бы хранителя».

У каждого человека есть хранитель от Аллаха, который защищает его от различных катаклизмов. Подобное Аллах сказал: ﴾ ﴿ لَهُ مُعَقِّبَاتٌ مِنْ بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ يَحْفَظُونَهُ مِنْ أَمْرِ اللَّهِ

«Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него

и охраняющие его по повелению Аллаха» (13:11).

﴿ فَلْيَنظُرْ الْإِنسَانُ مِمَّ خُلِقَ ﴾ «Пусть посмотрит человек, из чего он создан».

Аллах обращает внимание человека на хрупкость вещества, из которого он был создан.

В этом аяте Аллах наставляет человека на признание потустороннего мира, ибо кто способен положить начало, тот способен повторить это тем же способом. Как сказал Аллах в другом месте Корана: ﴿ وَهُوَ الَّذِي يَبْدَأُ الْخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ وَهُوَ أَهْوَنُ عَلَيْهِ ﴾ «Он – Тот, Кто создает творения в первый раз, а затем воссоздает их, и сделать это для Него еще легче» (30:27).

 

﴿ خُلِقَ مِنْ مَاءٍ دَافِقٍ ﴾ «Он создан из изливающейся жидкости» - т.е. из извергаемой мужской и женской семенной жидкости, от которых с позволения Аллаха рождается ребенок.

 

﴿ يَخْرُجُ مِنْ بَيْنِ الصُّلْبِ وَالتَّرَائِبِ ﴾ «Которая выходит между чреслами и грудными ко­стями» - т.е. из поясницы мужчины и грудной клетки женщины.

Ибн Аббас истолковал: «Ребенок рождается только из соединения желтой

и желеобразной жидкостей, изливающихся из мужской поясницы и женской груди».

Муджахид пояснил: «Чресла – это часть тела между плечами и грудью».

Катада сказал: «Между его поясницей и горлом».

 

﴿ إِنَّهُ عَلَى رَجْعِهِ لَقَادِرٌ ﴾ «Воистину, Он способен вернуть его». Но этот счет есть два мнения.

«Он властен вернуть эту изливающуюся жидкость обратно в место исхода».

Такого мнения придерживались Муджахид, Икрима и др.

«Он властен вернуть человека, созданного из изливающейся жидкости,

к жизни в Ином мире». Данное выссказывание принадлежит ад-Даххаку и ибн Джариру.

Поэтому Аллах сказал:

﴿ يَوْمَ تُبْلَى السَّرَائِرُ ﴾ «В тот день будут испытаны (или раскроются) тайны» - т.е.

в Судный день, когда все тайное станет явным. ﴿ فَمَا لَهُ ﴾ «И тогда не будет у него» - т.е.

у человека в Судный день, ﴿ مِنْ قُوَّةٍ ﴾«ни силы» у себя, ﴿ وَلَا نَاصِرٍ ﴾ «ни помощника» - т.е. ни кого-то другого. Другими словами, никто не придет к нему на помощь.

 

Аллах сказал деле:

 

وَالسَّمَاءِ ذَاتِ الرَّجْعِ (11) Клянусь возобновляющем дожди небом!

وَالْأَرْضِ ذَاتِ الصَّدْعِ (12) Клянусь раскалываемой землей!

إِنَّهُ لَقَوْلٌ فَصْلٌ (13) Это — Слово различающее,

وَمَا هُوَ بِالْهَزْلِ (14) а не шутка.

إِنَّهُمْ يَكِيدُونَ كَيْدًا (15) Они замышляют козни,

وَأَكِيدُ كَيْدًا (16) и Я замышляю козни.

فَمَهِّلْ الْكَافِرِينَ أَمْهِلْهُمْ رُوَيْدًا

(17) Предоставь же неверующим отсрочку, помедли с ними недолго!

 

Ибн Аббас сказал: «Это значит дождь или дождевые тучи».

Катада прокомментировал: «Возобновляющим ежегодно средства к существованию рыбам, поскольку, в противном случае, они бы погибли сами, и погиб бы их скот».

 

﴿ وَالْأَرْضِ ذَاتِ الصَّدْعِ ﴾ «Клянусь раскалываемой землей!»

Как сказали ибн Аббас, ибн джарир, Икрима, ад-Даххак, аль-Хасан, Катада, и ас-Судди:

«Раскалываемой при прорастании растений».

﴿ إِنَّهُ لَقَوْلٌ فَصْلٌ ﴾ «Это — Слово различающее». Это – Истина, как пояснил ибн Аббас.

Это – Справедливый приговор, как утверждают другие.

﴿ وَمَا هُوَ بِالْهَزْلِ ﴾ «А не шутка» - т.е. оно серьезное и правдивое.

 

Далее Аллах говорит о неверных, которые не верят в Судный день

и возводят ложь на Него и чинят препятствия другим на Его пути.

Он сказал: ﴿ إِنَّهُمْ يَكِيدُونَ كَيْدًا ﴾ «Они замышляют козни» - т.е.

плетут интриги, призывая к противоречию Корана.

﴿ فَمَهِّلْ الْكَافِرِينَ ﴾ «Предоставь же неверующим отсрочку» -т.е. подожди, и не торопи их,

﴿ أَمْهِلْهُمْ رُوَيْدًا ﴾ «помедли с ним недолго!», и ты увидишь, что стало с ними, какие муки, какое наказание и погибель их ждет. Подобно этому Аллах сказал:

﴿ نُمَتِّعُهُمْ قَلِيلًا ثُمَّ نَضْطَرُّهُمْ إِلَى عَذَابٍ غَلِيظٍ ﴾ «Мы позволим им пользоваться благами недолгое время, а потом принудим к страшным мучениям» (31:24)

 

 

СУРА 87 «ВЫСОЧАЙШИЙ»

Аль Бухари передал со слов аль-Бараа ибн `Азиба: «Первыми, кто пришел к нам из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), были Му`саб ибн Умар и ибн Умм Мактум, которые начали обучать нас Корану. Затем пришли `Аммар, Биляль и Са`ад. Потом с двадцатью человеками пришел Умар ибн аль-Хаттаб, а после – сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Я не видел, чтобы жители Медины так радовались чему-то, как они обрадовались этому событию. Я даже видел как дети и подростки говорили: «Вот посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел». Он пришел, когда я уже прочитал (или выучил наизусть) суру « Высочайший» и другие подобные суры» [17]

Имам Муслим и другие передали от ан-Ну`мана ибн Башира, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) по праздникам и в пятницу читал в намазах суры « Высочайший» и суру « Покрывающее». А если праздник выпадал на пятницу, то он читал обе эти суры.

Имам Ахмад передал, ссылаясь на мать правоверных Аишу, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на намазе «витр» читал суры « Высочайший», суру « Неверующие» и суру « Очищение (веры) ». Аиша добавила: «И две суры защиты (« Рассвет » и « Люди »)».

 

بســـم الله الرحمن الرحيم

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

سَبِّحْ اسْمَ رَبِّكَ الْأَعْلَى (1) Славь имя Господа твоего Всевышнего,

الَّذِي خَلَقَ فَسَوَّى (2) Который сотворил все сущееи всемупридал со­размерность,

وَالَّذِي قَدَّرَ فَهَدَى (3) Который предопределил судьбу творенийи ука­зал путь,

وَالَّذِي أَخْرَجَ الْمَرْعَى (4) Который взрастил пастбища,

فَجَعَلَهُ غُثَاءً أَحْوَى (5) а потом превратил их в темный сор.

سَنُقْرِئُكَ فَلَا تَنسَى (6) Мы позволим тебе прочесть (Коран),и ты не забу­дешь ничего,

إِلَّا مَا شَاءَ اللَّهُ إِنَّهُ يَعْلَمُ الْجَهْرَ وَمَا يَخْفَى (7) кроме того, что пожелает Аллах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.97 (0.011 с.)