О значении слова «аль-хусна», на что он ответил: «аль-хусна – это рай»» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О значении слова «аль-хусна», на что он ответил: «аль-хусна – это рай»»



(х. ибн Абу Хатима).

﴿ فَسَنُيَسِّرُهُ لِلْيُسْرَى ﴾ «Мы облегчим путь к легчайшему».

Ибн Аббас истолковал: «То есть к добру». По мнению Зейда ибн Асляма, это путь в Рай.

﴿ وَأَمَّا مَنْ بَخِلَ ﴾ «А тому, кто был скуп» на пожертвования

и ﴿ وَاسْتَغْنَى ﴾ «и полагал, что ни в чем не нуждается» - т.е. в Аллахе,

﴿ وَكَذَّبَ بِالْحُسْنَى ﴾ «кто счел ложью наилучшее» - т.е. воздаяние в Последней жизни,

﴿ فَسَنُيَسِّرُهُ لِلْعُسْرَى ﴾ «Мы облегчим путь к тягчайшему» - т.е. ко злу,

как сказал Аллах в другом аяте:

﴿ وَنُقَلِّبُ أَفْئِدَتَهُمْ وَأَبْصَارَهُمْ كَمَا لَمْ يُؤْمِنُوا بِهِ أَوَّلَ مَرَّةٍ وَنَذَرُهُمْ فِي طُغْيَانِهِمْ يَعْمَهُونَ

«Мы отворачиваем их сердца и взоры, поскольку они не уверовали в него в первый раз, и оставляем их скитаться в слепую в собственном беззаконии» (6:110).

Существует много других аятов с подобным смыслом, которые служат доказательством,

что Аллах наградит успехом тех, кто имеет добрые намерения; тех же, кто имеет злые умыслы, останутся без поддержки. Кроме того, на эту тему имеется множество хадисов.

 

Аль-Бухари передал от Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который сообщил: «Мы были с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

на похоронах в Баки` аль-Гаркад, к нам подошел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), державший в руке небольшую палку. Он сел, опустил голову и стал

разбрасывать этой палкой землю, мы же уселись вокруг него, а (через некоторое время)

он сказал: «Нет никого среди вас (или нет вообще ни одной живой души), место которой в Раю или в Аду уже не было бы предопределено, и определено также, злосчастной она является или счастливой». Один человек сказал: «О Посланник Аллаха,

так не положиться ли нам на то, что уже предопределено нам,и не отказаться ли от дел,

ведь тот из нас, кто относится к числу счастливых, то он окажется со счастилвыми,

а относящийся к числу злосчастных (все равно) окажется со злосчастными?»

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Что касается счастливых, то для них будет облегчено совершение дел счастливых, что же касается злосчастных,

то для них будет облегчено совершение дел злосчастных», после чего прочитал:

﴿ فَأَمَّا مَنْ أَعْطَى وَاتَّقَىوَصَدَّقَ بِالْحُسْنَى فَسَنُيَسِّرُهُ لِلْيُسْرَى ﴾«Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему»

(х. аль-Бухари).

 

Однажды Джабир ибн Абдулла спросил:

«О, Посланник Аллаха! Сообразно чему мы будем (совершать) дела сегодня:

сообразно тому, что уже записано и предопределено, или тому, что (только будет записано)? Он(да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет, сообразно тому, что уже записано и предопределено». Сурака спросил: «Так зачем же тогда делать

что-то?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Каждому будут облегчены дела его» (передали Муслим и ибн Джарир).

 

В другом хадисе сообщается: «Каждый вечер, когда солнце спустится,

то обязательно рядом с ним стоят два ангела и говорят:

«О Аллах, возмести тому, кто расходует (свои) средства! И приведи скупого к гибели!»

и Аллах ниспослал: ﴿ فَأَمَّا مَنْ أَعْطَى وَاتَّقَىوَصَدَّقَ بِالْحُسْنَى فَسَنُيَسِّرُهُ لِلْيُسْرَى

«Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен,

Кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему»

(Передали Ибн Джарир и Абу Хатим).

 

Некоторые утверждают, что эти аяты были ниспосланы

об Абу Бакре ас-Сидикке (да будет доволен им Аллах), который освобождал

своих рабов в Мекке за то, что они приняли Ислам. И однажды, его отец сказал ему:

«Сынок, я вижу, что ты даешь волю слабым людям. Если бы ты освободил сильных мужей,

то они бы встали рядом (в нужное время) с тобой, они могли бы защищать тебя».

Абу Бакр ответил: «Отец, я хочу только того, что у Аллаха»

(х. ибн Джарира).

 

﴿ وَمَا يُغْنِي عَنْهُ مَالُهُ إِذَا تَرَدَّى ﴾ «Не спасет его достояние, когда она падет».

Муджахид прокомментировал: «Не спасет, когда умрет».

Зейд ибн Аслям сказал по этому поводу: «Когда он будет брошен в Ад».

 

Аллах Всевышний сказал далее:

 

إِنَّ عَلَيْنَا لَلْهُدَى (12) Нам надлежит вести прямым путем.

وَإِنَّ لَنَا لَلْآخِرَةَ وَالْأُولَى (13) Нам же принадлежат Последняя жизнь и жизнь первая.

فَأَنْذَرْتُكُمْ نَارًا تَلَظَّى (14) Я предостерег вас от пылающего Огня.

لَا يَصْلَاهَا إِلَّا الْأَشْقَى (15) Войдет в него только самый несчастный,

الَّذِي كَذَّبَ وَتَوَلَّى (16) который считает истину ложью и отворачивается.

وَسَيُجَنَّبُهَا الْأَتْقَى (17) Отдален от него будет самый богобоязненный,

الَّذِي يُؤْتِي مَالَهُ يَتَزَكَّى (18) который раздает свое богатство, очищаясь,

وَمَا لِأَحَدٍ عِنْدَهُ مِنْ نِعْمَةٍ تُجْزَى (19) и всякую милость возмещает сполна

إِلَّا ابْتِغَاءَ وَجْهِ رَبِّهِ الْأَعْلَى (20) только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа.

وَلَسَوْفَ يَرْضَى (21) Он непременно будет удовлетворен.

 

Комментируя этот аят: ﴿ إِنَّ عَلَيْنَا لَلْهُدَى ﴾ «Нам надлежит вести прямым путем»,

Катада сказал: «Мы разъясняем, что дозволено, а что запрещено».

Другие комментаторы истолковали: «Кто идет прямым путем, тот дойдет до Аллаха». Аналогичный аят: ﴿ وَعَلَى اللَّهِ قَصْدُ السَّبِيلِ ﴾ «Аллах указывает на прямой путь» (16:9).

Далее Аллах сказал: ﴿ وَإِنَّ لَنَا لَلْآخِرَةَ وَالْأُولَى ﴾ «Нам же принадлежат Последняя

жизнь и жизнь первая» -т.е. обе они принадлежат Нам, и только Я распоряжаюсь ими.

﴿ فَأَنْذَرْتُكُمْ نَارًا تَلَظَّى ﴾ «Я предостерег вас от пылающего Огня». В хадисе сообщается: «Поистине, (в День Воскресения) наиболее легкому наказанию подвергнется тот человек (из числа обитателей огня), на ступни которого (будут положены) два тлеющих уголька, из-за чего мозг его станет кипеть» (х. аль-Бухари). В версии Муслима со слов ан-Ну`мана ибн Башира сказано: «Поистине, (В День Воскресения) наиболее легкому наказанию подвергнется тот человек (из числа обитателей огня), у кого будут сандалии и ремешки из огня, от которых будет кипеть его мозг, подобно тому, как закипает котел и бутыль. И покажется ему, что никто не испытывает более сильных мук, чем он,

тогда как (на самом деле он подвергнется) наиболее легкому наказанию из них».

 

﴿ لَا يَصْلَاهَا إِلَّا الْأَشْقَى ﴾ «Войдет в него только самый несчастный»,

и далее Аллах дает разъяснение: ﴿ الَّذِي كَذَّبَ ﴾«который считает ложью»

в душесчитает истину ложью ﴿ وَتَوَلَّى ﴾ «и отворачивается» от столпов веры.

 

Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Ад войдет только самый несчастный». Его спросили: «А кто несчастный?»

Он ответил: «Кто не повинуется и не оставляет грехи ради Аллаха»

(х. имама Ахмада).

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Все (члены) моей общины войдут в Рай, кроме тех, кто откажется».

Его спросили: «А кто откажется, Посланник Аллаха?» Он ответил: «Кто будет

слушаться меня, тот войдет в Рай, а кто ослушается меня, тот откажется»

(х. аль-Бухари и Ахмада со ссылкой на Абу Хурайру).

 

Далее Аллах сказал: ﴿ وَسَيُجَنَّبُهَا الْأَتْقَى ﴾ «Отдален будет от него богобоязненный».

Праведный и набожный человек с чистыми помыслами будет спасен от Огня.

В следующих аятах дается пояснение:

﴿ الَّذِي يُؤْتِي مَالَهُ يَتَزَكَّى ﴾ «который раздает свое богатство, очищаясь» - т.е.

расходует из своего имущества на пути Аллаха, чтобы очистить себя.

﴿ وَمَا لِأَحَدٍ عِنْدَهُ مِنْ نِعْمَةٍ تُجْزَى ﴾ «И всякую милость возмещает сполна» - т.е.

делает пожертвования не с целью получить за это что-нибудь взамен.

Но делает это ﴿ إِلَّا ابْتِغَاءَ وَجْهِ رَبِّهِ الْأَعْلَى

«только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа» -т.е.

в надежде снискать довольство Аллаха и оказаться в числе обитателей Рая.

﴿ وَلَسَوْفَ يَرْضَى ﴾«Он непременно будет удовлетворен» - т.е.

кто обладает этими качествами, тот будет удовлетворен. Как говорят толкователи Корана, эти аяты были ниспосланы в честь Абу Бакра ас-Сидикка (Правдивейшего) (да будет доволен им Аллах). Многие говорят о единогласии по этому поводу среди ученных. Они также единогласны, что Абу Бакр был самым достойным среди своей общины и как никто другой не подходит под эту характеристику. Он был правдивым, набожным, щедрым, всегда раздавал милостыню и расходовал из своего имущества в знак покорности своему Владыке, поддерживал Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Более того,

его благочестие и добродетель ставили в пример лидерам и главам других племен.

Поэтому `Урва ибн Мас`уд, глава племени Сакиф, сказал ему в день перемирия

при аль-Худайбийе: «Клянусь Аллахом, если бы не одолжение, которые ты когда-то сделал для меня, то я бы тебе ответил». Абу Бакр тогда сказал `Урве суровые слова в его адрес.

Если таково было его положение среди арабских предводителей и племенных вождей,

то, что уж говорить об остальных. Поэтому Аллах сказал здесь:

﴿ وَمَا لِأَحَدٍ عِنْدَهُ مِنْ نِعْمَةٍ تُجْزَى إِلَّا ابْتِغَاءَ وَجْهِ رَبِّهِ الْأَعْلَىوَلَسَوْفَ يَرْضَى

«И всякую милость возмещает сполна только из стремления к лику Всевышнего Господа. Он непременно будет удовлетворен». В обоих «Сахихах» сообщается,

что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Кто освободит (из рабства) ради Аллаха семейную пару,

Стражники Рая призовут его и скажут: «О раб Аллаха, это хорошее дело»».

Тогда Абу Бакр спросил: «О, Посланник Аллаха! Те, кого позовут через любые из врат,

ни в чем не будут нуждаться. Найдутся ли такие, кого позовут через все эти врата?»

Он ответил: «Да. И я надеюсь, что ты – один из них»

(сб. х. аль-Бухари и Муслима).

 

СУРА 93 «УТРО»

بسم الله الرحمن الحيم

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

وَالضُّحَى (1) Клянусь утром!

وَاللَّيْلِ إِذَا سَجَى (2) Клянусь ночью, когда она густеет!

مَا وَدَّعَكَ رَبُّكَ وَمَا قَلَى (3) Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел.

وَلَلْآخِرَةُ خَيْرٌ لَكَ مِنْ الْأُولَى (4) Воистину, будущее для тебя лучше, чем настоящее.

وَلَسَوْفَ يُعْطِيكَ رَبُّكَ فَتَرْضَى

(5) Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворен.

أَلَمْ يَجِدْكَ يَتِيمًا فَآوَى (6) Разве Он не нашел тебя сиротой и не дал тебе приют?

وَوَجَدَكَ ضَالًّا فَهَدَى (7) Он нашел тебя заблудшим и повел прямым путем.

وَوَجَدَكَ عَائِلًا فَأَغْنَى (8) Он нашел тебя бедным и обогатил.

فَأَمَّا الْيَتِيمَ فَلَا تَقْهَرْ (9) Посему не притесняй сироту!

وَأَمَّا السَّائِلَ فَلَا تَنْهَرْ (10) И не гони просящего!

وَأَمَّا بِنِعْمَةِ رَبِّكَ فَحَدِّثْ (11) И возвещай о милости своего Господа.

 

Имам Ахмад передал, что Джундуб ибн Абдулла сказал:

«Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заболел

и не вставал на ночной намаз одну или две ночи. К нему пришла женщина и сказала:

«О, Мухаммад, я вижу, что шайтан покинул тебя». В этот момент Аллах ниспослал:

﴿ وَالضُّحَىوَاللَّيْلِ إِذَا سَجَى مَا وَدَّعَكَ رَبُّكَ وَمَا قَلَى ﴾ «Клянусь утром! Клянусь ночью, когда она густеет! Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел»

(х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и ан-Насаи).

 

В другом предании рассказывается, что Джибриль долго не являлся к Посланнику

Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и язычники начали говорить:

«Мухаммада покинул его Бог». Тогда Аллах ниспослал эти аяты.

 

В начале суры Аллах поклялся утром, т.е. его светом, и ночью, т.е. ее тьмой.

Это указывает на могуществоАллаха. Подобно этому Аллах сказал:

﴿ وَاللَّيْلِ إِذَا يَغْشَىوَالنَّهَارِ إِذَا تَجَلَّى ﴾ «Клянусь ночью, которая покрывает землю!

Клянусь днем, который сияет светом!» (92:1-2), а также:

﴿ فَالِقُ الْإِصْبَاحِ وَجَعَلَ اللَّيْلَ سَكَنًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ حُسْبَانًا ذَلِكَ تَقْدِيرُ الْعَزِيزِ الْعَلِيمِ

«Он раскрывает утреннюю зарю. Он предназначил ночь для покоя, а солнце и луну – для исчисления. Таково установление Могущественного, Знающего» (6:96).

﴿ وَلَلْآخِرَةُ خَيْرٌ لَكَ مِنْ الْأُولَى ﴾ «Воистину, будущее для тебя лучше, чем настоящее» - т.е. другой мир лучше для тебя, чем этот. Именно поэтому Посланник Аллаха

(да благословит его Аллах и приветствует) больше всех сторонился всего мирского.

Из его жизнеописания хорошо известно, что он был самым ярым аскетом среди своей общины. Когда в конце своей жизни ему был представлен выбор между вечной жизнью в этом мире до самого Дня Воскресения или отправится к Аллаху, он выбрал последнее.

 

Имам Ахмад передал от ибн Мас`уда, который сообщил:

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) лежал на циновке,

а когда он встал, на его боку остались следы, и я начал растирать его бок,

говоря при этом: «О, Посланник Аллаха, нам надо было подстелить тебе что-нибудь

на циновке!». На, что он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

«Что мне до мира этого? В мире этом я всего лишь подобен всаднику, который

укрывается в тени дерева, а потом отправляется (дальше) и покидает его!».

﴿ وَلَسَوْفَ يُعْطِيكَ رَبُّكَ فَتَرْضَى ﴾ «Господь твой непременно одарит тебя,

и ты будешь удовлетворен», в жизни Последней Аллах одарит Своего Посланника так, чтобы он был доволен своей общиной. Он уготовил ему реку аль-Каусар, берега которой подобны полому жемчугу, а запах ила приятнее мускуса, о чем пойдет речь в другой суре.

 

Ибн Джарира передал, что Ибн Аббас сказал:

«Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было показано,

какие сокровища ждут его Умму после него. Это обрадовало его,

и тогда было ниспослано ему: ﴿ وَلَسَوْفَ يُعْطِيكَ رَبُّكَ فَتَرْضَى

«Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворен»

В Раю Аллах дарует ему миллион дворцов,

в каждом из них будет все, что он пожелает, супруги и слуги»

Ас-Судди сказал со ссылкой на ибн Аббаса:

«Довольство Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)

заключается в том, что никто из его членов семьи не станет обитателем Ада».

По мнению аль-Хасана, здесь речь идет о заступничестве.

В следующих аятах Аллах говорит о несметных благах, которыми Он наградил Своего раба и Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

﴿ أَلَمْ يَجِدْكَ يَتِيمًا فَآوَى ﴾ «Разве Он не нашел тебя сиротой и не дал тебе приют?».

Отец Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) умер, когда он был еще

в утробе своей матери. А когда ему было шесть лет, умерла его мать Амина бинт Вахб,

и Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) приютил дед Абд аль-Мутталиб, с которым он прожил, пока тот не умер, тогда Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) исполнилось восемь лет. После этого его взял к себе на воспитание его дядя Абу Талиб, который защищал его и помогал ему на протяжении всей жизни. Он следил, чтобы люди не причинили Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) вреда, когда Аллах послал ему пророчество в возрасте сорока лет. Абу Талиб остался верен

религии своего народа и продолжал поклоняться идолам. Такова была воля Аллаха.

Он умер незадолго до Переселения в Медину. После смерти Абу Талиба глупцы и

невежды из числа курайшитов стали нападать на Мухаммада (да благословит его Аллах

и приветствует) и тогда Аллах избрал для него переселение в город, который населяли племена аль-Аус и аль-Хазрадж. Аллах хотел, чтобы его Сунна получила свое

распространение в совершенном и полном виде. Когда он прибыл в город,

они предоставили ему убежище, помогли и защитили его, борясь вместе с ним

против врагов ислама. Так Аллах оберегал и заботился о Своем Посланнике.

 

﴿ وَوَجَدَكَ ضَالًّا فَهَدَى ﴾ «Он нашел тебя заблудшим и повел прямым путем?»

Аналогичный этому аят:

 

﴿ وَكَذَلِكَ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ رُوحًا مِنْ أَمْرِنَا مَا كُنْتَ تَدْرِي مَا الْكِتَابُ وَلَا الْإِيمَانُ

«Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из нашего

повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера» (42:52).

Некоторые толкователи считают, что здесь имеется в виду случай, когда в детстве

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заблудился в ущельях Мекки.

 

Имам Аль-Багави передаёт,

что, когда он отправился вместе с дядей с караваном в аш-Шам (Сирию), ночью Иблис сбил его верблюдицу с пути. Тогда пришел Джибриль и так сильно дунул на Иблиса, что тот оказался в Эфиопии, а затем Джибриль направил верблюдицу по верной дороге.

 

﴿ وَوَجَدَكَ عَائِلًا فَأَغْنَى ﴾ «Он нашел тебя бедным и обогатил».

Когда он был бедным, и у него на содержании были дети, Аллах сделал его

богатым и независимым от остальных, кроме Него Самого. Таким образом,

он объединил в себе два положения: терпеливого бедняка и благодарного богача.

 

В обоих «Сахихах» Абу Хурайра сообщил,

что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Не обилие имущества приносит богатство,

(истинным) богатством является богатство души».

В «Сахихе» Муслима от Абдуллы ибн `Амру приводится хадис:

«Преуспеет человек, который примет ислам, получит в удел то, чего ему будет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.099 с.)