Раба в Судный день, это – милость». Ему скажут: «разве Мы не сделали 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раба в Судный день, это – милость». Ему скажут: «разве Мы не сделали



здоровым твое тело? Разве Мы не поили тебя водой?!»

В передаче от 'Икримы сказано: «Сподвижники спросили: "О, Посланник Аллаха!

О каком благе ты говоришь? Ведь мы наполняем половину наших желудков черным (ячменным) хлебом". Тогда Аллах сказал Своему Пророку: "Скажи им:

«Разве вы не обуты в сандалии и не пьете прохладную воду? Это одно из благ"».

Сообщил ибн Абу Хатим от ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах,

что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал об аяте:

﴿ ثُمَّ لَتُسْأَلُنَّ يَوْمَئِذٍ عَنْ النَّعِيمِ ﴾ «А затем в тот День вы будете спрошены

о мирских благах», о здоровье и безопасности».

Зейд ибн Аслям сообщил, что Посланник Аллаха

(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ﴿ ثُمَّ لَتُسْأَلُنَّ يَوْمَئِذٍ عَنْ النَّعِيمِ

«"В тот день вы будете спрошены о благах» ,это сытость, прохладное питье,

тень, присутствие крыши над головой, умеренность характера, сладкий сон"».

 

Муджахид истолковал: «Все услады этого мира».

Аль-Хасан аль-Басри прокомментировал: «Блага обеда и ужина».

Высказывание Муджахида считается самим широким по значению.

Комментарий ибн Аббаса: «Это здоровое тело, хороший слух и острое зрение.

Аллах спросит Своих рабов, каким образом они их использовали. Аллах сказал:

﴿ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُوْلَئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْئُولًا

"Воистину, слух, зрение и сердце - все они будут призваны к ответу" (17:36)».

Приведено с сахихе Аль-Бухари, в сунане Ат-Тирмизи, Ан-Наса`и,

ибн Маджа от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, который сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«К двум благам люди относятся наиболее неразумно: здоровье и свободное время».

Суть в том, что люди не ценят эти два блага. Они не выполняют свой долг пред ними. Таким образом, кто не соблюдает право, которое является его долгом.

 

Передал имам Ахмад от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,

от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:

«Аллах Могущественный и Величественный спросит в Судный день: «О сын Адама,

Я носил тебя на коне и верблюде, Я сочетал тебя браком с женщинами,

Я сделал тебя главой, наместником, а где благодарность за это?»

СУРА 103 «ПРЕДВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ»

Рассказывается, что Амр бин аль-Ас собирался посетить Мусайлиму Лжеца

после того Посланник Аллаха был призван (к выполнению своей пророческой миссии)

и до того, как Амр принял ислам. Он пришел к Мусайлиме, который поинтересовался у Амра: «Что было ниспослано твоему приятелю (имея ввиду Мухаммеда) в последнее время?»Амр ответил: «Ему была ниспослана краткая и лаконичная сура».
Мусайлима спросил: Какая именно? Амр процитировал:

﴿ الْعَصْرِ إِنَّ الْإِنسَانَ لَفِي خُسإِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ

«Клянусь предвечерним временем, воистину, человек в убытке, кроме тех,

Которые уверовали, совершали праведные деяния,

заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!
Мусайлима ненадолго задумался и сказал: «Поистине, нечто схожее было ниспослано мне». Амр спросил: «Что именно?» Мусайлима прочитал: «О, Вабр! У тебя- только уши и грудь,

а все остальное роет и прячется в норе». Затем он спросил: «Ну что ты думаешь, Амр?» Амр ответил: «Клянусь Аллахом! Воистину, ты знаешь, что я знаю, что ты лжешь».


Я (ибн Касир) видел, что у Абу Бакра аль-Хараити упомянут иснад этого хадиса

во втором томе его известной книги «Масави аль-Ахляк». Вабр - это некрупное животное, похожее на кошку, самой примечательной частью которого являются его огромные

уши и торс, а все остальное безобразно. Мусайлима хотел при сочинении этих

бессмыслимых стихов сотворить нечто, что можно противопоставить Корану.

И это (его стихи) не убедило даже язычника того времени.


Ат-Тарабари передал, что Абдулла бин Хисн Аби Медина говорил: «Если двое из сподвижников Посланника Аллаха встречались, то у них было обыкновение не расходиться прежде, чем один из них не прочитает другому суру «Аль-Аср» и пока один не даст салям другим».

Аш-Шафии говорил:

«Если бы люди задумывались над этой сурой, это было бы достаточным для них».

 

بسم الله الرحمن الرحيم

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

 

وَالْعَصْرِ (1) Клянусь предвечерним временем,

إِنَّ الْإِنسَانَ لَفِي خُس (2) Воистину, человек в убытке, проигрыше.

إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ

(3) кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния,

заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!

 

Слово ﴿ الْعَصْرِ (аль-Аср) в арабском языке - это время,

в котором совершаются хорошие или плохие поступки сынов Адама (люди).

Зейд ибн Аслям сказал: «Это предвечернее время». Однако большинство

придерживается первого утверждения. Аллах поклялся этим, что люди понесут урон

и погибель, ﴿ إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ ﴾«кроме тех, которые уверовали,

совершали праведные деяния». Из общего числа людей тех, кто окажется в убытке,

Аллах исключил тех, кто веруют всем сердцем и творят благие дела.

﴿ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ ﴾ «Заповедали друг другу истину»,

а именно совершать акты поклонения Аллаху и избегать всего запретного.

﴿ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ ﴾ «И заповедали друг другу терпение!» - т.е.

быть стойкими перед бедствиями, невзгодами и вредом, наносимым людьми,

призывая их к благому и запрещая им порицаемое.

СУРА 104 «ХУЛИТЕЛЬ»

بسم الله الرحمن الرحيم

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

 

وَيْلٌ لِكُلِّ هُمَزَةٍ لُمَزَةٍ (1) Горе всякому хулителю, обидчику.

الَّذِي جَمَعَ مَالًا وَعَدَّدَهُ (2) Кто накопил богатство и подсчитал его.

يَحْسَبُ أَنَّ مَالَهُ أَخْلَدَهُ (3) Он думает, что богатство сделает его бессмертным.

كَلَّا لَيُنْبَذَنَّ فِي الْحُطَمَةِ (4) О нет! Ведь он будет ввергнут в сокрушающую ярость!

وَمَا أَدْرَاكَ مَا الْحُطَمَةُ

(5)И что позволит тебе узнать, что такое сокрушающая ярость?

نَارُ اللَّهِ الْمُوقَدَةُ (6) Огонь воспламененный Аллаха.

الَّتِي تَطَّلِعُ عَلَى الْأَفْئِدَةِ (7) Что вздымается над сердцами.

إِنَّهَا عَلَيْهِمْ مُوصَدَةٌ (8) Воистину, он смыкается сводом над ними.

فِي عَمَدٍ مُمَدَّدَةٍ (9) Вытянутыми колоннами!

 

Хулитель оскорбляет словом, а обидчик - делом, т.е. он унижает людей и проявляет

высокомерие по отношению к ним, и уже сказано об этом в слове Его:

﴿ هَمَّازٍ مَشَّاءٍ بِنَمِيمٍ ﴾ «Хулителю разносящему сплетни» (68:11).

 

Ибн 'Аббас сказал: ﴿ هُمَزَةٍ لُمَزَةٍ «Хулитель и обидчик,

значит порочащий и порицающий, т.е. осыпает бранью и дискредитирует кого-либо».

Ар-Раби' ибн Анас сказал: «Хулитель высказывает свои упреки в лицо оппоненту,

а обидчик делает это за спиной». Комментарий Катады: «Хулитель упрекает языком,

а обидчик - глазом». Муджахид истолковал: «Хулитель оскорбляет жестами рук

и выражением глаз, а обидчик - с помощью языка, т.е. словом».

Многие считают, что прототипом данной суры явился аль-Ахнас ибн Шарик.

Однако, по мнению Муджахида, эта сура носит обобщенный характер.

﴿ الَّذِي جَمَعَ مَالًا وَعَدَّدَهُ ﴾ «Который копит состояние и подсчитывает его»- т.е.

прибавляет к уже накопленному состоянию и пересчитывает его.

Аналогично этому Аллах сказал: ﴿ وَجَمَعَ فَأَوْعَى ﴾ «кто копил и прятал» (70:18).

Мухаммад ибн Ка'аб интерпретировал:

«Который весь день занят своим состоянием, а ночью спит как разлагающийся труп».

﴿ يَحْسَبُ أَنَّ مَالَهُ أَخْلَدَهُ ﴾«Он думает, что богатство увековечит его» - т.е. полагая,

что накопление состояния продлит ему жизнь в этом мире. ﴿ كَلَّا ﴾ «О нет!» - т.е.

сё совсем не так, как он говорит и думает. Далее Аллах сказал: ﴿ لَيُنْبَذَنَّ فِي الْحُطَمَةِ

«Он будет ввергнут в Огонь сокрушающий». Кто копит богатство и подсчитывает его, будет брошен в ﴿ الْحُطَمَةِ ﴾ «Огонь сокрушающий» - это одно из названий Ада,

так как он сокрушает того, кто в нем пребывает. Поэтому Аллах сказал:

﴿ وَمَا أَدْرَاكَ مَا الْحُطَمَةُنَارُ اللَّهِ الْمُوقَدَة الَّتِي تَطَّلِعُ عَلَى الْأَفْئِدَةِ

«Откуда ты мог знать, что такое Огонь сокрушающий?

Это - разожженный Огонь Аллаха, который вздымается над сердцами».

Сабит аль-Банани сказал: «Они будут заживо гореть в нем, а пламень огня будет доходить до самого сердца». Мухаммад ибн Ка'аб истолковал: «Огонь будет пожирать все тело,

пока не дойдет до сердца, потом подступит к горлу и затем снова захватит все тело».

﴿ إِنَّهَا عَلَيْهِمْ مُوصَدَةٌ ﴾ «Он сомкнётся над ними», имеется в виду, что Ад будет закрыт полностью подобно скороварке. ﴿ فِي عَمَدٍ مُمَدَّدَةٍ ﴾ «Высокими столбами» - т.е.

железными столбами. Ас-Судди истолковал: «Огненными столбами».

Комментарий ибн 'Аббаса: ﴿ فِي عَمَدٍ مُمَدَّدَةٍ «"Высокими столбами" - высокими вратами».

Аль-'Авафи также передал со слов ибн 'Аббаса: «Их введут в Ад с цепями на шеях,

привязанные к столбам замками, и закроются за ними врата Ада».

Катада сказал:

«Как сказали наши учителя, это значит, что они будут мучиться в Аду,

привязанные к столбам». Абу Салех прокомментировал эти же слова:

«Высокие столбы - это тяжелые кандалы».

СУРА 105 «СЛОН»

بسم الله الرحمن الرحيم

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

أَلَمْ تَرَى كَيْفَ فَعَلَ رَبُّكَ بِأَصْحَابِ الْفِيلِ

(1) Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона?

أَلَمْ يَجْعَلْ كَيْدَهُمْ فِي تَضْلِيلٍ (2) Разве Он не запутал их козни

وَأَرْسَلَ عَلَيْهِمْ طَيْرًا أَبَابِيلَ (3) и не наслал на них птиц стаями?

تَرْمِيهِمْ بِحِجَارَةٍ مِنْ سِجِّيلٍ (4) Они бросали в них каменья из обожженной глины

فَجَعَلَهُمْ كَعَصْفٍ مَأْكُولٍ

(5) и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев.

 

В этой суре говорится о милости Аллаха, когда он спас курейшитов от владельцев слона, которые намеревались разрушить Каабу и стереть ее с лица земли. Но Аллах одолел их, расстроив их планы и запутав их козни. Это краткое изложение истории о владельцах слона.

Сообщается, что Абраха аль-Ашрам построил в Сане колоссальную по своим размерам церковь. Это было высокое сооружение с инкрустированными стенами. Из-за ее высоты арабы прозвали ее Куллайс, так как когда кто-нибудь хотел взглянуть на нее, то чуть было не слетала тюбетейка с его головы. Абраха хотел, чтобы арабы совершали к ней хадж, как они совершают его в Мекку к Каабе. Он объявил об этом в своем государстве, но арабам это не понравилось, а курейшиты и вовсе пришли в ярость. Один из них даже пробрался внутрь нее и осквернил её, после чего вернулся. Когда об этом происшествии узнали церковнослужители, они довели это до сведения своего царя Абраха, сказав ему:

«Это сделал один курейшит из гнева, что наша церковь не сравнится с их Домом».

Тогда Абраха поклялся выступить в поход в Мекку и разобрать Каабу по камням.

Как сообщил Мукатиль, в церковь проникли несколько курейшитских юношей

и разожгли там огонь, но из-за сильного ветра в тот день он так разгорелся,

что выгорела вся церковь. Тогда Абраха стал готовиться к военному походу, он собрал многочисленную армию, чтобы никто не смог остановить его. Он взял с собой огромного слона невиданных размеров по кличке Махмуд. Говорят, что помимо этого слона с ним было еще двенадцать слонов. Арабы посчитали своим долгом защитить Каабу и должны были остановить того, кто хотел ее разрушить. Один из достопочтенных жителей Йемена по имени Зу Нафар призвал свой народ выступить с войной против Абрахи, но они были разгромлены. И Абраха продолжил свой путь, пока не дошел до земель, где против него выступил Нуфайль ибн Хабиб аль-Хас'ами, возглавивший свой народ, но он тоже потерпел поражение в сражении. И Абраха взял Нуфайля ибн Хабиба в плен. Сначала он хотел убить его, но потом помиловал и взял его с собой, чтобы тот провел его по земле аль-Хиджаза. Когда Абраха приблизился со своим войском к ат-Таифу, его жители вышли к нему и стали ему льстить, опасаясь, что он разрушит их храм, который они называли Лат. Абраха пожаловал их, и они послали с ним Абу Ругала в качестве проводника. Добравшись до

аль-Магмаса, местечка вблизи Мекки, Абраха сделал там привал. Его воины напали на пасущийся скот, принадлежащий жителям Мекки, и захватили верблюдов и других

животных. Среди них было двести верблюдов 'Абдаль-Мутталиба. Потом Абраха послал

в Мекку Хунату аль-Химьяри и приказал ему, чтобы к нему привели самого почтенного курейшита, которому он должен сказать, что царь не будет сражаться с ними, если только они не будут ему препятствовать войти в Каабу. Когда Хуната пришел в Мекку, ему указали на 'Абд аль-Мутталиба ибн Хашима, которому он передал слова Абрахи.

В ответ 'Абдаль-Мутталиб сказал ему: «Клянусь Аллахом, мы не хотим воевать с ним,

и нет у нас для этого сил. Но это Заповедный Дом Аллаха, Дом возлюбленного Его

Ибрахима (Авраама). И если Аллах помешает ему, то это Его дом, а если Он позволит разрушить его, то, клянусь Аллахом, мы не сможем защитить его». Тогда Хуната сказал ему: «Давай пойдем со мной к нему». Когда Абраха увидел его (а 'Абд аль-Мутталиб был хорошо сложен и обладал приятной внешностью) он сошел со своего трона и сел рядом с ним на ковре. Абраха сказал своему толмачу: «Спроси его, что ему нужно?». Он ответил толмачу: «Я хочу, чтобы царь вернул мне моих двести верблюдов». Абраха сказал толмачу:

«Скажи: "Он мне понравился, когда я его увидел, но когда он стал говорить со мной, то разочаровал меня. Ты просишь меня вернуть тебе твоих верблюдов и не просишь за свой Дом, который является твоей религией и религией своих отцов, который я пришел

разрушить"». 'Абд аль-Мутталиб сказал ему: «Я, хозяин своих верблюдов, а у Дома есть свой хозяин, который защитит его». Абраха сказал: «Никто не сможет защитить его от меня». Абд аль-Мутталиб сказал: «Посмотрим». Говорят, что вместе с 'Абд аль-Мутталибом к Абрахе пошла группа знатных арабов, которые предлагали Абрахе треть всего богатства, чтобы он не трогал Каабу, но он им отказал. Абраха вернул 'Абд аль-Мутталибу его верблюдов, и Абд аль-Мутталиб вернулся к курейшитам и приказал им покинуть Мекку и укрыться в горных вершинах, опасаясь за них. Потом 'Абд аль-Мутталиб встал с несколькими курейшитами и ухватился за кольцо Каабы и они стали взывать к Аллаху, прося помощи от Абрахи и его войска. «О Аллах! Даже человек защищает свое добро. Защити же и Ты свое достояние! Да не победит их крест, Господи, когда все они

к Дому Твоему со злом направятся!А если Ты позволишь им коснуться нашей святыни,

То воля твоя, о Аллах!» Затем они отправились на горные вершины.

Также Мукатиль сообщил, что возле Каабы они оставили сто запряженных верблюдов в надежде, что некоторые солдаты возьмут их, не имея на то права, и за это их покарает Аллах. Когда Абраха и его войско начали готовиться к вступлению в Мекку, они направили слона по направлению к Мекке, но он опустился на колени, а в это время Нуфайль ибн Хабиб сбежал к горам. Воины стали бить слона, чтобы он поднялся, но тот отказывался это сделать. Они били его палками по голове, но слон не поддавался. И когда они повернули его

в сторону Йемена, он встал и побежал. То же самое произошло, когда они повернули его к аш-Шаму и на восток. Но как только они поворачивали его к Мекке, слон снова опускался на колени.И тогда Аллах наслал на них птиц с моря, похожих на морских ласточек, у каждой птицы было три камешка размером с горошину или чечевицу: один в клюве и два в лапках.

И тот, в кого попадал камешек, тут же умирал. Но не все из них погибли, те, кто остались живы, бросились бежать, но не знали дороги. Они стали искать Нуфайля, чтобы он

указал им путь, но он был уже на вершине гор с курейшитами и арабами аль-Хиджаза,

откуда они наблюдали за тем, какое наказание наслал Аллах на владельцев слона.

Аль-Вакиди сообщил: «Готовясь к вторжению в Мекку, они повернули слона

по направлению к Священному городу, но слон сел и стал кричать. Тогда Абраха

стал бить управляющего слона, чтобы он заставил слона подняться. В это время

Абд аль-Мутталиб и знатные люди Мекки наблюдали за тем, как эфиопы пытаются справиться со слоном. Тогда Аллах наслал на владельцев слона "птиц стаями",

у каждой из которых было по три камушка. Они стали парить над ними,

бросая в них камушки, от чего люди сразу же погибали».

Атаа сказал: «Однако не все из них погибли в этот час, некоторым удалось избежать наказания, и они бежали. Абраху поразила болезнь. Многие поспешно уходили и умирали

в пути. Тело Абрахи разлагалось по частям. Как только какая-нибудь его часть падала,

то другая часть начинала гноиться и кровоточить. Они дошли с ним до местности Хаса'ама, и был он похож на общипанного цыплёнка. Там он и умер».

Ибн Исхак сказал: «Когда Аллах послал Мухаммада

(да благословит его Аллах и приветствует), на курейшитов снизошла милость

и благоволение Аллаха, в частности Он отвел от них эфиопов».

 

Аллах сказал: ﴿ أَلَمْ تَرَى كَيْفَ فَعَلَ رَبُّكَ بِأَصْحَابِ الْفِيلِ ﴾ «Разве ты не видел,

что сделал твой Господь с владельцами слона?» до слов: ﴿ فَجَعَلَهُمْ كَعَصْفٍ مَأْكُولٍ

«и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев», а также:

﴿ لِإِيلَافِ قُرَيْشٍإِيلَافِهِمْ رِحْلَةَ الشِّتَاءِ وَالصَّيْفِفَلْيَعْبُدُوا رَبَّ هَذَا الْبَيْتِالَّذِي أَطْعَمَهُمْ مِنْ جُوعٍ وَآمَنَهُمْ مِنْ خَوْفٍ ﴾ «Ради единения курейшитов, единения их во время зимних и летних поездок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.055 с.)