ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие делового общения со взрослым



Деловое общение— это взаимодействие двух и более люде! преследующее определенную цель (или цели). Посредством делового общения становится возможным договориться об организации общей деятельности: о распределении ролей, об используемых i метах и инструментах, о последовательности необходимых действий и прочем. Именно деловое общение помогает совместными усилиями достичь общего результата.


 

Во взрослой жизни деловое общение представляет собой переговоры, как предварительные, так и сопровождающие этапы общей деятельности. Ведение переговоров требует опыта, психологической подготовки, умения производить благоприятное впечатление на людей и других качеств и навыков. Можно говорить о том, что навыки делового общения во многом определяют успешность ведения дел.

Представляется очень важным дать ребенку положительный опыт делового общения уже в детстве. Ведь большинство знаний и умений в этом возрасте закладывается на уровне подсознания, однако эти знания оказывают самое непосредственное влияние на всю последующую жизнь ребенка.

В соответствии с выведенными возрастной психологией зако­номерностями, у ребенка в первую очередь развивается общение со взрослым, и лишь по достижении определенного возраста (пос­ле трех лет) дети учатся договариваться между собой. Причем, со взрослым ребенок сначала общается на эмоциональном уровне, затем возникает и развивается деловое общение.

Основным средством общения между людьми является речь. Именно с помощью речи люди могут понять друг друга и догово­риться о важных вещах. Если же этот основной канал коммуника­ции нарушен, то участники общения сталкиваются с различной степени трудностями. Многие из нас имели возможность прочув­ствовать на себе эти трудности, когда, попадая за границу, вынуж­дены были общаться с местными жителями, не зная их языка. Возникновение неловкости, замедление, усложнение общения, часто снижение мотивации общения или его полная невозмож­ность имеют место и в ситуации общения с глухим или человеком, имеющим тяжелую форму заикания. Во всех перечисленных выше случаях требуется очень много сил для взаимопонимания и дости­жения цели.

Подобные трудности возникают при общении с маленьким не­говорящим ребенком. Взрослый в этой ситуации вынужден брать активную роль на себя — рассказывать, объяснять, показывать, задавать вопросы, предлагать различные варианты взаимодействия. А вот малыш еще не умеет объяснить другому человеку свои идеи и пожелания, дать понять, с чем он согласен, а с чем нет.


 

Тем не менее ребенок предпринимает попытки донести до другого человека информацию, объяснить, чего он хочет в данный момент, — издает звуки, жестикулирует, показывает на предмет ведет взрослого за собой и т.п. Но если после всех приложенных ребенком усилий его так и не понимают, он может начать сердит кричать и плакать или же обижается и замыкается в себе. К сожалению, если такой негативный опыт общения накапливается, может наложить отпечаток на развитие личности ребенка.* Именно поэтому взрослый должен очень внимательно и вдумчиво относиться к каждой ситуации, в которой ребенок проявил инициативу общения, и приложить все необходимые усилия к тому, чтобы ребенок был понят. С другой стороны, не следует забывать, что речь ребенка будет развиваться лишь при условии приложения с его стороны определенных усилий, поэтому не следует стараться пре гадать любое желание ребенка. Из вышесказанного становится понятным, что поведение взрослого в ситуации делового общения с неговорящим ребенком требует гибкости и интуиции: взрос одновременно побуждает ребенка делать усилия, но в ситуации когда ребенок оказывается беспомощным, помогает ему.

Итак, деловое общение ребенка со взрослым— это взаимодействие, направленное на достижение совместной цели. Общая цель может быть задана самой ситуацией (например, в игре), либо определяет один из партнеров по общению. При этом как взрослый, так и ребенок может выступить с инициативой, и тогда) играет роль помощника. Другими словами, общение происходит или на равных, или есть ведущий и ведомый. В работе с ребебенком полезно применять разные виды взаимодействия, чтобы он мог бывать в разных ролях — партнера, помощника, ведущего.

 

Варианты помощи, которые можно использовать в ходе общения с ребенком,также могут быть разными. Выбирать подходящий вариант следует в зависимости от уровня речевого развития ребенка от конкретной ситуации общения.


В коррекционной педагогике результат влияния основного нарушения на другие стороны психического и/или физического развития ребенка (в данном случае — на личностное развитие) называется вторичным нарушением.

Помощь родителей ребенка

Полезно обсуждать с родителями то, что происходит на занятии, часто близкие, которые как никто другой знают своего ребенка, могут подсказать, что он имел в виду, выступить в качестве «переводчиков» желании и намерении ребенка. Эта информация используется на последующих занятиях.

Приведем пример. На занятии ребенок многократно подводил к доске для рисования и чего-то настоятельно требовал, озвучивая свое желание аморфным словом: «Бе!». Догадаться, что же означает это требование, исходя из ситуации, оказалось невозможным.. Поэтому педагог поговорил с мамой ребенка, описал ей возникшую ситуацию. Оказалось, что словом «бе» ребенок называ­ет «белый мел» (дома также была доска для рисования). На следую­щем занятии, когда эта ситуация повторилась, педагог использо­вал эту информацию, организовав игру: предлагал ребенку раз­личные предметы белого цвета, побуждая высказать свое желание словом «мел».

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.007 с.)