Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование ритма в развитии речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Перед тем, как приступить к описанию методических приемов использования ритма в развитии речи, давайте разберемся, что же такое ритм. Ритм — равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т.п.); внутренняя организация музыкального, поэтического и т.п. произведения, основанная на чередовании звуков, движений; налаженный ход чего-либо, размеренность в протекании чего-либо (ритм жизни, режим дня и т.п.).* Ритмичность заложена в человеке самой природой (режим дня, сезонные изменения ритма жизни). Выделим характерные особенности ритма: внутренняя организация —то есть ритм обладает способностью организовывать, упорядочивать хаотичные элементы; повторяемость — для ритма характерно повторение, чередование одних и тех же элементов; размеренность —в противоположность спонтанности ритм обусловливает предсказуемость и налаженный ход чего-либо (например, режим дня или какая-либо деятельность). Эти особенности ритма можно с успехом использовать в ходе развития речи. Так, использование стихотворений обеспечивает внутреннюю организацию текста (стихотворный размер), повторяемость элементов (звуковые созвучия слов-рифм). В песнях помимо внутренней организации и размеренности текста, повторяемость обеспечивается ритмичным повторением припевов. Кроме этого, малыши вообще любят слушать детские стихотворения и песни по многу раз (повторяемость). Полезно сочетать стихотворные тексты с мелодией или пропеванием, а также сопровождать тексты ритмичными, повторяющимися движениями. Все это помогает лучше воспринять, понять и запомнить текст. Такая работа является эффективным стимулятором развития у малышей активной речи. Использование ритма в развитии речи начинается с подготовительного этапа — знакомства с текстом (и движениями, если они присутствуют): взрослый многократно повторяет текст, одновременно показывая необходимые движения, а ребенок наблюдает и запоминает. На этом этапе от ребенка не требуется активного уча- Современный толковый словарь русского языка под ред. С.А. Кузнецова, СПб., Норинт, 2004.
стия, главная цель — чтобы произведение стало знакомым, узнаваемым, «своим». Достигнута эта цель или нет, обычно можно увидеть по реакции ребенка. Если ребенок узнаёт текст и ему нравится игра, возникает эмоциональная реакция — он улыбается, прислушивается, может принести соответствующую игрушку или книжку с картинками, иногда ребенок по собственной инициативе делает попытки повторить за взрослым движения, договаривает обрывки-окончания слов. Обычно этап знакомства с текстом не занимает много времени. После того, как ребенок запомнил текст, становится возможным вовлечение ребенка в игру, побуждение к использованию им активной речи: ребенок учится повторять за взрослым необходимые движения, проговаривать слова и фразы из текста, допевать слова и строчки в песенках. Для этого при чтении или пении педагог делает паузы, пропуская в речи части текста. Таким образом, ребенку предоставляется возможность договорить или допеть часть знакомого текста. Сначала ребенок может назвать последнее слово в строке, в другой раз — договорить или допеть два последних слова, а потом и целую строку. Однако часто случается, что дети не понимают или плохо понимают значение текста, из-за чрезмерной поэтической образности, большого количества незнакомых слов и выражений и пр. Чтобы восприятие малышами текста было осмысленным, сами тексты стихотворений, потешек, загадок и песенок должны отвечать ряду условий: Объем. Тексты не должны быть длинными, особенно на начальном этапе работы. Короткие тексты легче запоминаются детьми, позволяют организовать игру «на одном дыхании» — внимание малышей не рассеивается, они не переутомляются. Кроме этого, недлинные тексты удобны и для педагога, так как все предлагаемые детям стихи и песни, а также сопровождающие их движения должны быть выучены наизусть, что обеспечивает ритмичность (заминки в ходе игры недопустимы). Уровень сложности. Тексты должны быть простыми по содержанию — состоять из слов, доступных пониманию малышей, знакомых им по опыту, по книжкам, мультфильмам и пр. Например, дети могут в жизни общаться с животными и птицами — кошкой, собакой, рыбками, попугаем дома, а голубя, воробья и ворону видеть на улице. С другими животными — волк, лиса, заяц и др. — дети знакомятся, слушая сказки. Кроме этого, по звуковому составу тексты не должны содержать сложных в повторении слов, недоступных для воспроизведения детьми данного возраста и уровня речевого развития. Стихотворные размеры и рифмы. Тексты должны быть гармоничными, рифмы легкими и естественными, не надуманными, а логичными и легко запоминающимися. В этом случае рифмы в стихах, повторяющиеся куплеты в песнях легко воспроизводятся, облегчают, а не затрудняют запоминание и воспроизведение. Наличие повторяющихся элементов. В текстах должны присутствовать повторяющиеся элементы — слова, фразы или целые куплеты. Этот прием очень часто используется в текстах народных сказок и потешек. Построенный таким образом текст очень гармонично воспринимается детьми раннего возраста. Принцип повторяемости при изучении простых стихотворений-четверостиший обеспечивается за счет многократного повторения самого стихотворения. Чтобы помочь детям воспринять и осмыслить не только отдельные слова и фрагменты произведения, но и содержание в целом, необходимо приложить дополнительные усилия — эмоционально обыграть текст произведения, используя игрушки и предметы; или сопровождать чтение (пение) характерными повторяющимися движениями или действиями; использовать иллюстрации к произведениям и пр. Предлагаемые ниже тексты были отобраны в ходе занятий с детьми и успешно проверены на практике. Слова и словосочетания, которые предлагаются детям для самостоятельного проговаривания (договаривания, допевания), подчеркнуты. Подбирайте тексты в зависимости от возраста детей, их возможностей.
Тексты подразделяются на следующие разделы: короткие стихотворения и потешки — договаривание слов и строк; потешки, детские песни — ритмическое сочетание текста с движениями, мелодией; рифмованные загадки — договаривание рифмы (слово-отгадка).
Не забывайте похвалить и одобрить попытки ребенка принять участие в игре. Но если малыш продолжает молчать, не стоит расстраиваться. Наберитесь терпения и обязательно продолжайте занятия — делайте паузы в текстах, а затем сами договаривайте или допевайте нужные слова и строчки. Придет время, и ребенок обязательно включится в игру. Игры с использованием метода договаривания лучше применять при индивидуальной работе. Некоторые игры проводятся в группе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.195.4 (0.01 с.) |