Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения на договаривание слов и строк↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КУКОЛКА Кукла, куколка — Бай-бай! Спи спокойно, Засыпай!
ПТИЧКА Села птичка на окошко. «Посиди у нас немножко! Посиди, не улетай! Улетела: Аи!»
ДОЖДИК Дождик, дождик, кап да кап! Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять. Мы промочим ножки.
МИШУТКА Шапка, да шубка — Вот и весь Мишутка!
МИШКА Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу. Потому что он хороший.
БЫЧОК Идет бычок, качается. Вздыхает находи: Ох, доска кончается. Сейчас я упаду!
БЕЛЫЕ ГУСИ Белые гуси к ручейку идут. Белые гуси гусяток ведут. Белые гуси вышли на луга. Крикнули гуси: «га! га! га!»
КОТИК Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы!
КОТ — Мяу -мяу! Кот пищит. — У меня живот болит.
ДОЖДЬ Дождик, дождик. Полно лить, Малых детушек Мочить!
ПЕТУШОК Петушок, петушок. Золотой гребешок. Масляна головушка. Шелкова бородушка. Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Детям спать не даёшь?
ЛИСА И ВОЛК Вот пришла лисичка. Рыжая сестричка. Прибежал сердитый волк. Он зубами щёлк да щёлк!
КУКУШКА У леса на опушке Высоко на суку С утра поёт кукушка: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
ЗАЙЧИК Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает. Прямо в зайчика стреляет. Пиф-паф! Не попал — Серый зайчик убежал!
МЯЧИК Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. — Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч.
ЛОШАДКА Я люблю свою лошадку. Причешу ей шёрстку гладко. Гребешком приглажу хвостик. И верхом поеду в гости.
СЛОН Спать пора! Уснул бычок. Лег в коробку на бочок. Сонный мишка лег в кровать. Только слон не хочет спать. Головой кивает слон. Он слонихе шлет покл он.
БОЖЬЯ КОРОВКА (1) Божья коровка. Черная головка. Улети на небо. Принеси нам хлеба. Черного и белого. Только не горелого.
БОЖЬЯ КОРОВКА (2) Божья коровка. Полети на небо. Там твои детки Кушают котлетки!
СОЛНЫШКО Светит солнышко в окошко. Смотрит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладошки — Очень рады солнышку.
ОГУРЕЧИК Огуречик, огуречик. Не ходи на тот конечик — Там мышка живет. Тебе хвостик отгрызет!
Ритмическое сочетание текста с движениями, мелодией дает двойной эффект. Поэтому так полезно сопровождать чтение потешек и пение песенок движениями и действиями, мелодией. На первом этапе занятий педагог проговаривает текст потешки или пропевает песню, сопровождая их движениями. Затем разучивает движения вместе с детьми. Только после того, как дети хорошо запомнили движения, можно предложить им договаривать и допевать пропущенные слова и строки. На начальном этапе договаривается последнее слово в строке (в текстах подчеркнуты), в дальнейшем можно предлагать детям договаривать целые строки и куплеты. При этом необходимо учитывать, что часто детям оказывается сложно совмещать движение и речь. Поэтому можно использовать движения на этапе знакомства с текстом, в дальнейшем проговаривать тексты уже без движений. Описанные ниже движения подобраны автором в ходе работы с детьми. Их можно менять, подбирая наиболее подходящие и те, что особенно нравятся детям. Важно, чтобы педагог знал тексты наизусть. Выполнять движения надо синхронно произнесению текста. Запинки во время игры недопустимы: они сбивают ритм, и в этом случае цель занятия не достигается. В описанных ниже движениях, сопровождающих тексты, активно используются общепринятые жесты (описание жестов см. в разделе «Развитие понимания речи», с. 167). В кавычках описаны действия, подразумевающие либо вхождение в определенный образ, либо воображаемое использование предметов.
Потешки СОРОКА-БЕЛОБОКА Сорока-белобока Кашку варила. Деток кормила: Этому дала. Этому дала. Этому дала. Этому дала, А этому не дала. — Ты дров не рубил. Ты воды не носил. Ты печь не топил. Тебе каши не дадим! Выполняется стоя на ковре. «Мешаем ложкой кашу» — круговые движения рукой; дающий жест «на» (повторяем 4 раза); жест отказа «нет» — машем рукой; жест порицания — машем указательным пальцем;
разводим руки в стороны, машем головой (жест отрицания).
ПРО САШУ Наша Саша Варила кашу. Кашу сварила, Малышей кормила: Этому дала. Этому дала. Этому дала. Этому дала, А этому не дала Он много шалил,
Мешаем ложкой кашу» — круговые движения рукой; дающий жест «на» (повторяем 4 раза); жест отказа «нет» — машем головой; жест порицания — машем указательным
КОЗА РОГАТАЯ Идет коза рогатая. Идет коза бодатая За малыми ребятами! Ножками: топ! топ! Глазками: хлоп! хлоп! Кто кашки не ест. Кто молочка не пьет. Того забодает, забодает.
Делаем «рога»: выставляем вперед указательный палец и мизинец, остальные пальцы сомкнуты в кулак; «бодаемся» — дотрагиваемся рогами до ребенка; жест «маленький» — ладонью показываем рост над уровнем пола; топаем; моргаем (можно смыкать и размыкать пальцы рук); жест отрицания — мотаем головой из стороны в сторону; «бодаемся».
ЛАДУШКИ (1) —Ладушки, ладушки, где были? — Убабушки — Что ели? — Кашку- — Что пили? — Бражку. Кашку поели, Бражку попили, Шу-у-у, полетели На головку сели
Хлопаем в ладоши; едим ложкой кашу»; «пьем»; машем руками как крыльями; мягко опускаем ладони на голову малыша.
ЛАДУШКИ (2) Ладушки, ладушки. Испекли оладушки. На окно поставили. Остывать оставили. Остынут — поедим И воробушкам дадим. Воробушки сели — Все оладьи съели. — Кыш-кыш — полетели! На головку сели! Песенки* БОБИК Сл. Н. Найденовой Муз. Т.Потапенко Вот наш. Бобик, Славный пёс! Гав! Гав! Белый лобик. Черный нос! Гае!Гае! Бобик, Бобик, Лапку дай! Гае! Гае! Сядь на коврик И не лай! Хлопаем в ладоши; «ставим блюдо на окно»; дуем; «едим»; «сыпем крошки»; присаживаемся на корточки; «клюем» — стучим пальцами по полу; «летим» — взмахи руками; опускаем руки на голову. Можно использовать мягкую игрушку. Хлопаем в ладоши (2 раза); указательный жест — показываем на лоб; указательный жест — показываем на нос; хлопаем в ладоши (2 раза); жест «здороваемся» — берем за лапу, трясем ее; хлопаем в ладоши (2 раза); жест «тихо» — прижимаем указательный палец к губам.
Тексты некоторых песен намеренно сокращены. В соответствии с возрастом и возможностями детей постепенно можно предлагать более полные варианты Сопутствующие движения и действия варьируйте по своему усмотрению.
МАШЕНЬКА-МАША Сл. С.Невельштейн Муз. ЕЛиличеевой Машенька- Маша, Куколка наша, В саночки садилась, С горки покатилась. У-ух!
Используются кукла и платок. Расстелите на полу платок (можно использовать кусок ткани или пеленку), усадите на платок куклу. Предложите ребенку взяться за один конец платка, сами возьмитесь за другой. Напевая песенку, тихонько тяните за собой конец платка, побуждая ребенка действовать симметрично с вами. На слова «У-ух» резко потяните платок — Машенька поехала с горки! Если у ребенка пока не получается действовать вместе с вами, просто пропойте песенку, сопровождая ее движениями. Затем предложите ребенку повторить движения во время вашего пения. Под эту же песню можно покатать на одеяле ребенка.
ВЕСЁЛЫЕ ГУСИ Украинская народная песня Жили у бабуси Два весёлых гуся: Один серый, Другой белый — Два весёлых гуся.
Руки, согнутые в локтях, поднимаем вверх, пальцы собираем в щепоть (большой палец противопоставлен остальным) — это «головы гусей»; наклоняем вперед левую руку; наклоняем вперед правую руку; выпрямляем обе руки, раскачиваем ими из стороны в сторону.
ПО МАЛИНУ В САД ПОЙДЁМ Сл. Т.Волгиной По малину в сад пойдём, В сад пойдём, В сад пойдём. Плясовую заведём. Заведём. Заведём. Припев: Солнышко на дворе. А в саду тропинка. Сладкая ты моя. Ягодка малинка!
Весело идем, размахивая прямыми руками (можно с подскоками); кружимся на месте сначала в одну сторону, потом в другую; стоим на месте, хлопаем в ладоши; «едим ягоды» — «берем ягоды» с ладони и кладем в рот.
ПИРОЖКИ Сл. Н.Кукловской Муз. А. Филиппенко Я пеку, пеки, пеку Деткам всем по пирожки. А для милой мамочки Испеку два пряничка. Кушай, кушай, мамочка. Вкусные два пряничка. А ребяток позову Пирожками угощу.
«Лепим пирожки» — ладони горсткой, смена положений ладоней (сверху-снизу); протягиваем вперед обе руки (дающий жест), ладони горсткой; хлопаем в ладоши; зовущий жест «сюда»; «раздаем пирожки» — дающий жест «на» (можно повторить несколько раз). ЦЫПЛЯТА Сл. Т.Волгиной Муз. А. Филиппенко Вышла курочка гулять. Свежей травки пощипать. А за ней ребятки — Желтые цыплятки. «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко. Лапками гребите. Зернышки ищите!» Съели толстого жука. Дождевого червяка. Выпили водицы Полное корытце.
Ходим, руки за спиной; присаживаемся на корточки, пальцами «щиплем травку»; бегаем, «машем крылышками». «грозим» указательным пальчиком правой руки; руки перед грудью, «гребем»; присаживаемся на корточки, щепотью правой руки достаем из земли воображаемые зернышки. складываем ладони вместе; указательными пальцами закручиваем спиральки; губки вытягиваем, втягиваем воздух; руки вытягиваем вперед, соединяем вместе ладони.
ДЕД МОРОЗ Сл. Т.Волгиной Муз. А. Филиппенко Дед Мороз, Дед Мороз Деткам ёлочку принёс. А на ней фонарики. Золотые шарики.
Хлопаем в ладоши; «несем елочку» на плече (можно использовать палку); делаем «фонарики» — поднимаем руки вверх, сгибаем пальцы внутрь ладони («шарики»), крутим кистями рук из стороны в сторону.
ЛОЧКА Сл. Р.Кудашевой Муз. Л.Бекман В лесу родилась ёлочка. В лесу она росла Зимой и летом стройная. Зеленая была
Водим хоровод по кругу, руки опущены вниз; водим хоровод по кругу, поднимаем руки вверх; останавливаемся, размыкаем руки, кружимся на месте. ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА Русская народная песня Во поле береза стояла. Во поле кудрявая стояла. Июли, люли, стояла, Люли. люли. Стояла
Мелкими шажками идем в одну сторону (можно друг за другом); идем в другую сторону; кружимся на месте в одну сторону кружимся в другую сторону.
БАБУШКИН КОЗЛИК Русская народная песня Жил-был у бабушки Серенький козлик. Вот как, вот как. Серенький козлик! Бабушка козлика Очень любила Вот как, вот как. Очень любила Делаем «рожки» — приставляем ко лбу указательные пальцы обеих рук; хлопаем в ладоши; «гладим» козлика; хлопаем в ладоши.
МИШКА С КУКЛОЙ ПЛЯШУТ ПОЛЕЧКУ Сл. и муз. М.Качурбиной Мишка с куклой бойко топают. Прыжки на месте с подскоками; Бойко топают, посмотри! И в ладоши звонко хлопают. хлопаем в ладоши. Звонко хлопают раз, два, три!
ПЕСЕНКА ЛЬВЁНКА И ЧЕРЕПАХИ Сл. С.Козлова Я на солнышке лежу. Я на солнышко гляжу. Все лежу и лежу И на солнышко гляжу. Крокодил-дил-дил плывет. Носорог-рог-рог идет. Только я все лежу И на солнышко гляжу. Рядом львёночек лежит И ушами шевелит. Только я все лежу И на солнышко гляжу.
Машем головой из стороны в сторону; «плывем» — руками «загребаем воду»; идем вперевалку; машем головой из стороны в сторону; указательный жест; приставляем к ушам прямые ладони, шевелим ими из стороны в сторону; машем головой. СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ Сл. З.Петровой Спят усталые игрушки, книжки спят. Одеяла и подушки ждут ребят Даже сказка спать ложится. Чтобы ночью нам присниться. Ты ей пожелай баю-бай. Баю-бай, должны все люди ночью спать. Баю-баю, завтра будет день опять. За день мы устали очень. Скажем всем: «Спокойной ночи». Глазки закрывай, баю-бай...
Выполняется стоя. Сомкнутые прямые ладони подкладываем под щеку; ... под другую щеку; поднимаем руки вверх, раскачиваем ими из стороны в сторону; движения укачивания; сомкнутые прямые ладони подкладываем под щеку; ...под другую щеку; поднимаем руки вверх, раскачиваем ими из стороны в сторону; движения укачивания. Рифмованные загадки Принципы отбора загадок: краткость — загадки должны содержать не больше 2-4 строк; доступность содержания — смысл загадок должен быть доступен для понимания детей раннего возраста; наличие рифмы — отгадкой является последнее слово-рифма; Итак, подбирая загадки, старайтесь, чтобы их содержание было доступно для детей. Если содержание загадки незнакомо малышам из опыта, необходимо предварительное объяснение с показом игрушки, предмета или картинки с изображением отгадки (такую работу можно проводить на занятиях по знакомству с окружающим миром). Из опыта работы были отобраны в основном загадки про животных. Чтобы малышам легче было отгадывать загадки, вначале можно предъявлять игрушки-отгадки. На следующем этапе дети могут выбрать отгадку из набора игрушек и предметов. Помимо развития речи, ставится задача развития мышления малышей. Завершается работа отгадыванием уже знакомых загадок. Дети любят узнавать их и стараются быстро дать ответ (используется принцип повторяемости). Серый волк в густом лесу Встретил рыжую... (лису) В лесу живёт, Малину жуёт. Весёлый топтыжка — Кто же это?.. (мишка)
В норке живёт. Корку грызёт. Серая малышка — Кто же это?., (мышка)
Очень тоненько поёт, Маму-курочку зовёт. Жёлтенький ребёнок — Кто это?.. (цыплёнок)
Громко лает, Дом охраняет, Большая забияка — Кто это?., (собака)
«Как бы мне пошла кор-рона», Важно каркает... (ворона)
Прыгает далёко, Плавает глубоко. Весёлая квакушка — Кто это?.. (лягушка)
В небе кружит, Весело жужжит. Приземлился на сук — Кто же это?.. (жук)
На небе живёт. Садится и встаёт. Светит в оконце — Что же это?.. (солнце)
Встает на заре, Поёт во дворе, На голове гребешок. Кто же это?.. (петушок) Птица черная кружится, «Кар», — кричит она и злится. Всем известная персона, А зовут ее... (ворона)
Свернулся в клубочек Пушистый комочек, Розовый ротик — Кто же это?.. (котик)
«И-го-го», — кричит ребёнок. Значит, это... (жеребёнок)
Вяжет мама Длинный шарф, Потому что сын... (жираф)
Пусть крыша течёт И сломалась калитка, Свой дом ни за что Не покинет... (улитка)
Быстро прячется от страха В панцирь твердый... (черепаха)
Куда ведёт подземный ход? Об этом знает только... (крот)
Он соло пел среди ветвей. Певца назвали... (соловей)
Почему-то не до игр, Если рядом бродит... (тигр)
Жарким летом по горам В шубе бегает... (баран)
Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков, Чик-чирик, не робей! Я бывалый... (воробей)
Вместо носа — пятачок, Вместо хвостика — крючок, Голосок визглив и звонок, Кто же это?., (поросёнок)
Только вышел из пелёнок — Петушиться стал... (цыпл ёнок)
По реке плывет бревно — Ох и злющее оно! Тем, кто в реку угодил, Нос откусит... (крокодил)
«Ухвачу-ка! Проглочу-ка!», — Щёлкает зубами... (шика)
Прячьтесь, куры! В небе ясном Чёрной тенью Кружит,.. (ястреб)
Апельсины и бананы Очень любят... (обезьяны)
Как гора огромен он — Очень добрый, добрый,.. (слон)
Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром Наша книга посвящена начальному этапу развития речи ребенка, а именно — пробуждению у детей речевой активности на основе потребности в общении. Чтобы у ребенка появилась потребность в обращении к взрослому, необходимо пробудить у него интерес к общению с этим взрослым. Это достигается с помощью установления эмоционального контакта с ребенком, организации специальных игр, использования игровых приемов в ходе организации специальных занятий. Параллельно с развитием общения создаются предпосылки для дальнейшего развития речи: развитие слухового восприятия и дыхания, развитие подражания и моторики рук, накопление пассивного словаря. Во всех перечисленных занятиях и играх педагог максимально использует возникшую у детей потребность в общении, демонстрирует детям образцы речи — подсказывает нужные слова и выражения, учит выражать просьбы, сообщения, извинения и т.д. Этот этап общения с неговорящим ребенком, когда он только начинает использовать активную речь, является очень непростым, весьма своеобразным, требует особого подхода к организации занятий, использования специфических приемов. Но вот, наконец, ребенок заговорил! Он делает первые попытки использовать активную речь в повседневном общении, во время игры, на занятии. Начинается следующий этап общения и развития. Что же следует делать дальше?
Цель данного раздела — обозначить дальнейшие направления работы с ребенком по развитию речи: развитие активного и пассивного словаря; формирование словообразования; формирование словоизменения; развитие фонематического слуха; работа над звукопроизношением; работа над слоговой структурой слов; знакомство с составом предложения и пр.
Перечисленные направления работы по развитию речи касаются всех детей, как нормально развивающихся, так и малышей с нарушениями в речевом развитии. Как указывалось в самом начале книги, зачастую сложно сразу выяснить характер и степень нарушения речи у маленьких детей, так как разные по сложности проблемы выглядят одинаково — ребенок молчит. Тем не менее в ходе логопедической работы (а иногда и просто в ходе развития ребенка) одни дети быстро наверстывают упущенное и догоняют по речевому развитию сверстников, а у других трудности в развитии речи сохраняются на протяжении нескольких лет и требуют организации регулярных логопедических занятий. В этом случае работа по вышеперечисленным направлениям ведется с использованием специальных логопедических приемов. При этом развитию отдельных сторон речи приходится уделять особое внимание, посвящать каждой теме гораздо больше времени, чем в норме, разрабатывать специальные речевые игры и занятия. Какими критериями мы пользуемся, подбирая для ребенка речевой материал? Конечно, это должны быть понятные и нужные слова и выражения, которые пригодятся ребенку в повседневной жизни, общении со взрослыми и сверстниками. Постепенно в речи ребенка появляются обобщающие слова, выражения с более условным, абстрактным значением, которые дают представления о мире, находящимся вне поля чувственного опыта ребенка. Итак, материал для развития речи ребенка дает, прежде всего, знакомство с окружающим миром, причем в разных формах. Это, например: наблюдение; практическое знакомство с предметным миром и природой; чтение и обыгрывание сказок, стихов, песен, доступных пониманию детей; работа с картинками — рассматривание, называние предметных картинок, составление рассказов по сюжетным картинкам и сериям картинок; просмотр мультфильмов, телепередач, слайдов и пр.; беседа, сюжетно-ролевая игра—расширение и уточнение представлений о социальной действительности; экскурсии, посещение цирка, театра, кино; специальные занятия по развитию речи. То, насколько разнообразной, интересной, познавательной, полной будет информация о мире, который окружает ребенка, во многом зависит от родителей и педагогов. В дошкольных учреждениях знакомство с окружающим миром проходит в форме специальных занятий по темам, перечисленным в программах. Вот основные из этих тем: сезонные изменения в природе: признаки времен года, погода, наблюдение за объектами живой и неживой природы; овощи, фрукты, ягоды; растения: деревья, цветы, комнатные растения, полевые растения; грибы, орехи, семена; животные домашние и дикие; птицы домашние и дикие; насекомые; рыбы; дом, квартира, комната; улица, правила дорожного движения; город и деревня; одежда и обувь; мебель; посуда; транспорт; профессии и занятия людей; сведения о человеке: первоначальные сведения о себе и своей семье, и др. Эти темы составляют фундамент представлений ребенка об окружающем мире, который можно постоянно надстраивать — расширять и дополнять. Насколько обширны и разнообразны познания ребенка, во многом зависит от воспитания и образования семьи: беседуют ли родители с ребенком; учат ли наблюдать за миром вокруг; организуют ли поездки и путешествия; походы в театр, кино, цирк; какие книги покупают ребенку, какие телепередачи разрешают смотреть. Деятельность по развитию речи и знакомству ребенка с окружающим миром тесно переплетаются между собой. Советуем объединить усилия родителей и специалистов, и желаем успехов!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.48 (0.029 с.) |