Игры для налаживания контакта с ребенком 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры для налаживания контакта с ребенком



Дай ручку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым,

налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напо­ристость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — луч­ше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

 

Привет! Пока!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.

—Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в на­чале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять боль­ше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит прави­лам поведения между людьми.


Хлопаем в ладоши!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта.

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: — Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, мож­но попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

 
 


Ку-ку!

Цель: развитие эмоционального общения ребен­ка со взрослым, налаживание контакта; разви­тие внимания.

Оборудование: кукла Петрушка {в ступке). Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).

Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем Петрушка показывается со словами: — Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!

Петрушка кланяется, вертится в разные сторо­ны, затем снова прячется. Игру можно повто­рить несколько раз.

 

Лови мячик!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта; развитие движений.

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.


 

Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиг­рать с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

__ Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоциональ­но комментирует ход игры.

Кати мячик! On! Поймала мячик!

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со сто­роны ребенка.

 

Петрушка

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта. Оборудование: кукла Петрушка (би-ба-бо).

Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надева­ет на руку игрушку, затем начинает игру. Петруш­ка подходит к малышу, кланяется.

Я Петрушкавеселая игрушка! Привет-при­вет!

Затем Петрушка предлагает малышу поздоровать­ся, берет его руку в свои.

Давай здороваться! Дай ручку!

После этого Петрушка выполняет различные дей­ствия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.

Давай хлопать в ладошкихлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивает­ся тем, что игрушка прощается и уходит.

 

Котёнок

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта. Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и пред­лагает погладить его.

Смотри, какой к нам. пришёл котёнокмаленький, пушистый. Давай погладим котёнкавот так.

Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька, кису ля!

Позвала котёнка Юля.

Не спеши домой, постой!

И погладила рукой.

Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, пока­зать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

 

Шарик

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта.

Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).

Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиг­рать.

Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.

После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлага­ет ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. Пос­ле чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.

— В какой руке шарикугадай! Правильно угадалвот он, ша­рик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!


Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.

 

Солнечный зайчик

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта.

Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).

Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по сте­не, по потолку, со стены на диван и т.д.

Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгаетпрыг-скок!

Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.

Потрогай зайчикавот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убе­гает — поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыга­ет. А теперь он на потолкене достать!

Если ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменять­ся ролями — дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия.

 

Платочек

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта.

Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, что­бы платок не электризовался).

Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо


 

сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ре­бенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В даль­нейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре.

Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:

Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!

Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову.

—Где же наш Ваня? Ваня, ты где?Ау!

После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять мно­гократно.

 

Прятки

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта.

Оборудование: большое одеяло или плед.

Ход игры: Аналогично игре с платком можно организовать игру в прятки, используя одеяло или плед. При этом ребенок или взрос­лый, прячась, может свободно передвигаться по комнате, выбирая подходящее укромное место.

В отличие от игры с платком, это более продолжительная игра. Водящий взрослый может намеренно не спеша ходить по комнате, заглядывая в самые неожиданные места — под стол, в шкафы и т.д. — со словами:

—Где же наш мальчик спрятался? Миша, ау! Иду искать!

Когда ребенок ждет, что его вот-вот найдут, он переживает сильные эмоции — напряжение и, возможно, страх. В конце игры такое на­пряжение обязательно разрешается — ребенка находят, гладят по голове, обнимают, хвалят.


Хлопушки

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта.

Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.

Детка хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так-так,

Своих ручек не жалеет!

 

Коготки-царапки

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соот­ветствии с речевой инструкцией.

Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка. Произнося первые две строчки стихотворения, поглажи­вает одной рукой другую.

У белого котенка

Мягкие лапки.

На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы — котенок «выпускает» коготки-царапки.

Но на каждой лапке

Коготки-царапки!

Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научит­ся изображать котенка, можно предло­жить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хо­чет поцарапать ее «коготками» (в этот мо­мент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.

Киса, Киса! Брысь!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта; обучение умению переключаться с одно! игрового действия на другое.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для это­го взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со слова­ми «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладош­ки ребенка, а затем пытается их легонько ударить — при этом ма­лыш должен быстро спрятать руки за спину.

Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят«Киса! Ки­са!»держи ладошки. А когда говорят «Брысь!»быстро спрячь ладошки за спину. Вот так. Киса, киса! Брысъ!

Многие дети не сразу включаются в эту игру, так как она требует более активного участия, содержит элемент риска. Возможно, при первом знакомстве с этой игрой придется пригласить к участию кого-нибудь из близких ребенку взрослых, которому малыш дове­ряет. Или для начала просто показать, как можно играть, задей­ствовав другого участника — ребенка или взрослого, чтобы малыш получил возможность понаблюдать за игрой со стороны.

Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями. При этом, если ребенок еще не пользуется ак­тивной речью, взрослый может комментировать ход игры, даже в том случае, когда ребенку достается активная роль.

 

Тритатушки — три-та-та!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта.

Ход игры: Взрослый усаживает ребенка на колени, лицом к себе, держит ребенка за пояс. Затем совершает ритмичные телесные потряхивания (влево-вправо, вверх-вниз), сопровождая движения многократным проговариванием слов:

Тритатушкитри-та-та! Тритатушкитри-та-та!


По ровненькой дорожке!

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налажива­ние контакта.

Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем на­чинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения по­тешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам,

Прямо в ямуБух!

 

Тушки-тутушки!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта.

Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем на­чинает ритмично подбрасывать ребенка вверх, сопровождая дви­жения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ре­бенка.

Тушки-тутушки!

Сели на подушки.

Пришли подружки,

Столкнули с подушки

Бух!

 

Качели

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта. Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в качели.

- Ты любишь качаться на качелях? Давай поиграем в качели! Педагог садится на диван или удобный стул, усаживает ребенка к


себе на колени, лицом к лицу. Затем берет руки ребенка в свои и расставляет их в стороны, после чего имитирует ритмичные дви­жения качелей — покачивается из стороны в сторону, увлекая за собой ребенка.

Качели качаются: кач-кач! Кач-кач!

Играть можно и стоя. Взрослый и ребенок становятся напротив друг друга, широко расставив ноги, они берутся за руки и раски­дывают их в стороны. Со словами «кач-кач» имитируются движе­ния качелей — вместе взрослый и ребенок раскачиваются из сто­роны в сторону, поочередно отрывая то правую, то левую ноги от пола.

 

Часики

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта.

Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные часы, затем предлагает поиграть в часы.

Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!»Давай поиграем в часы!

Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени ли­цом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и на­чинает имитировать ход часов — осуществляет ритмичные движе­ния вперед-назад, увлекая за собой ребенка.

Часики тикают: «тик-так! Тик-так!»

Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, — часики | могут тикать медленно и быстро.

 

Догоню-догоню!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта; развитие движений. Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки.

Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять! Дс гоню-догоню!


 

Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спе­шить —дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка — обнимает его, тормошит.

Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содер­жит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возника­ет тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать — попробуйте в другой раз.

 

Ладушки*

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похло­пать в ладоши.

Давай похлопаем в ладошивот так.

Ладушки-ладушки! Педагог вместе с ребенком хло­пает в ладоши.

—Где были?

У бабушки!

Что ели?

Кашку!

Что пили?

Бражку!

Кашку поели,

Бражку попили!

Ш-у-у-у, полетели,

На головку сели! На последних строчках помаши­те кистями рук, как крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша.


Далее, в разделе «Использование ритма в развитии речи», с. 207, также пред­ставлены игры «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока». Такое повторение оправдано различными целями проведения игр: в данном разделе это установение контакта со взрослым, а в последующей работе — развитие активной Речи ребенка и подражания движениям взрослого.

Сорока-белобока

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, на­лаживание контакта.

Ход игры: Педагог берет руку ребенка в свою руку и начинает чи­тать потешку, сопровождая текст движениями.


Сорока-белобока

Кашку варила,

Деток кормила:

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала:

Ты, сынок, мал,

Нам не помогал,

Тебе каши не дадим.

Педагог круговыми движения­ми водит пальчиком ребенка по его ладошке — «мешает кашку».

При словах «этому дала» заги­байте поочередно пальчики ребенка, начиная с мизинца.

При словах «а этому не дала» поверните большой палец ребен­ка и пощекочите его ладошку.


 

Коза рогатая

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог проговаривает текст потешки, сопровождая ее движениями.


Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ!

Глазками хлоп-хлоп:

«Кто каши не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодаю,

Забодаю, забодаю!»

Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указа­тельный палец и мизинец — получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка.



Развитие общего подражания

Подражание является одним из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Так, ребе­нок повторяет происходящие у него на глазах движения или дей­ствия взрослого, пытается воспроизвести услышанную из его уст речь. При многократном повторении движения и слова постепенно закрепляются в сознании ребенка и превращаются в навыки — теперь это его собственные действия, жесты, речь. Со временем отпадает необходимость в непосредственном наблюдении перед подражанием — ребенок запоминает способы действия, жесты и мимику взрослого, манеру говорить, постепенно они становятся частью его собственной личности. Таков в упрощенном виде меха­низм подражания.

Механизм подражания объясняет многие особенности разви­тия личности ребенка, формирования его характера. Ведь часто случается, что, несмотря на объяснения и увещевания близких, ребенок ведет себя «с точностью до наоборот»: его действия и по­ступки не соответствуют желаниям близких, стилю воспитания. Однако нередко это можно объяснить именно неосознанным меха­низмом подражания: копирование поведения значимого для ре­бенка взрослого на подсознательном уровне оказывается значи­тельно сильнее воспитательных бесед, обращенных к сознанию.

Приведем примеры. Если взрослый многократно объясняет ребенку, что переходить улицу можно только на зеленый свет све­тофора, а сам, тем не менее, перебегает дорогу на красный свет (на глазах у ребенка, или вместе с ним), ребенок будет делать то же са­мое. Или если взрослый часто и проникновенно беседует с ребен­ком о вреде курения, но сам при этом курит, с большой долей веро­ятности можно предположить, что ребенок тоже станет курильщи­ком, возможно, даже в юном возрасте. Таким же образом можно объяснить многие особенности поведения детей и черты характе­ра, которые они копируют у родителей.

Эти примеры характерны для старших детей, а мы вернемся к Детям раннего возраста и проблеме развития речи. Учитывая меха-


низм подражания, очень важно обеспечить ребенку правильную речевую среду: если маленький ребенок, начинающий говорить, тесно общается со взрослым, имеющим нарушения речи, то нарушения могут закрепиться в речи ребенка, даже несмотря не то, что у самого малыша есть все предпосылки для правильного развития речи.

Однако механизм подражания может работать не только на под­сознательном уровне. Педагоги и психологи вполне осознанно ис­пользуют его в основе обучения. Так, если взрослый хочет закре­пить у ребенка какой-либо навык, то многократно показывает дей­ствие или говорит слово, фразу, а малыш повторяет.

Под понятием общее подражание мы понимаем подражание движениям и действиям, а также мимике, жестам, манере поведения и т.п. (речевое подражание будет описано в разделе «Развитие речи»). Целенаправленно развивать следует, прежде всего, подра­жание движениям и действиям.

Способность малыша подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. В случае, когда у ребенка наблюда­ется отставание в развитии речи, подражание требует специально­го обучающего воздействия со стороны взрослого. Это необходимо для проведения специальных коррекционных занятий, так на на­чальном этапе логопедической работы именно принцип подража­ния ложится в основу обучения ребенка.

Мы предлагаем следующую последовательность развития обще­го подражания:

Начинать следует с отдельных простых движений. Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: подни­мем руки вверх, топаем ножками, побежали-побежалии т.п.

Затем можно учить детей выполнять несколько движений. На­пример, в игре «Птички» дети одновременно машут «крылышка­ми» и бегают.

Следующий этап развития общего подражания — выполнение действий с предметами и игрушками, т.е. серии логически вытекаю­щих друг из друга движений. В таких действиях важны не только определенные движения, но и осмысление ребенком социальной значимости действия. Например, в игре с куклой мы учим ребен-


начала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и на­крыть одеялом и т.д.

Подражание движениям или действиям можно развивать в разных играх. Описанные ниже игры расположены по возрастанию уровня сложности. Особое внимание советуем уделять развитию подражания движениям кистей рук (игры «Ладошки», «Водичка», «Капуста», «Цветки» и др.). В основу перечисленных ниже игр поло­жена следующая классификация игр для развития общего подражания:

Игры со стихотворными текстами. Это игры, в которых текст сти­хотворения поэтапно сопровождается определенными, соответ­ствующими сюжету действиями.

Подвижные игры. Игры с использованием разнообразных дви­жений. Обычно проводятся в группе, сопровождаются четкими ин­струкциями. Сюда же можно отнести игры на детской площад­ке — обучение детей умению качаться на разных видах качелей, съезжать с горки, пользоваться спортивными снарядами (лазать по лестнице, висеть на перекладине и пр.). Параллельно решается задача развития двигательной сферы детей.

Игры с игрушками и предметами. В этих играх взрослый учит ребенка выполнять определенные, социально закрепленные за предметами и игрушками, действия — игровые (куклы, мячи, ку­бики), действия с орудиями (лопатка, ложка, сачок) и др.

Играя с детьми, соблюдайте правила речевого сопровождения. Во-первых, речевые инструкции должны быть четкими, понятны­ми детям. Во-вторых, стихотворения, которые используются в игре, не должны быть слишком длинными (лучше, если взрослый выучит их наизусть), их содержание должно быть конкретным, понятным и интересным для детей раннего возраста, без излиш­ней образности. В-третьих, речь педагога должна стать образцом Для подражания: эмоционально насыщенная, четкая, немного­словная, взрослый говорит спокойным энергичным голосом нор­мальной громкости.

Игры, направленные на развитие у детей общего подражания, могут проводиться как индивидуально, так и в небольших группах (3-5 детей). Лучше знакомить ребенка с новой игрой в ходе индиви­дуального занятия, а закреплять и расширять умения на заняти-


 

ях в группе. Следует учесть, что, играя в группе, дети подражают не только взрослому, но и друг другу. Если в группе выделяются положительные лидеры, с которых можно брать пример, подражание сверстникам становится дополнительным стимулом для развита общего подражания.

Помимо задач развития и обучения ребенка, игры для развития общего подражания несут в себе эмоционально положительный заряд, дают возможность подвигаться, доставляют детям удовольствие и радость.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.078 с.)