Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения

Поиск

Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Дет­ская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы по­нятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том слу­чае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмо­ционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже — в старшем дошкольном возрасте. А пока... если малышу неинтересно, он просто отвернет­ся или уйдет.

Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специ­ально организованные игры.


 

Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение

Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т.д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений по­требуется.

Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообра­зие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего воз­раста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситу­ации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

Содержание материала должно соответствовать детскому опыту

Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. На­пример, игра с машинкой — дети видели машины на улице; игра «Киса, киса — брысь!» — дети видели и гладили кошку.

Если же предлагается новый материал, то предварительно не­обходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Ку­рочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки — курочку и цыплят — или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть. Основные темы занятий — быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т.д. Одни и те же сюже­ты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленьки­ми детьми вполне оправданно и полезно.

Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада «Ознакомление с окружающим миром»).

Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала

Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего воз­раста должен быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень слож­ности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малы­шей представляет серьезную задачу.

Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуа­ции неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разо­чарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.

Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принци­па «от простого к сложному»).

Необходимо контролировать длительность занятия

Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непро­извольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планиро­вать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ре­бенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.

Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует пла­нировать длительные игры. Также во время занятия не­обходимо гибко варьировать длительность игр, в зависи­мости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

 

Необходима четкая структура занятия

Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры вклю­чает основное содержание предлагаемого материала. При варьи­ровании длительности игры мы манипулируем именно этой час­тью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обо­значающих начало и конец каждой игры.

Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и цыплята». Варианты начала игры — «Вот к нам при­шли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в «Курочку и цыплят» и т.п. Варианты окончания игры — «Курочка с цыплята­ми пошли домой» (курочка и цыплята уходят), «Курочка и цыплята прощаются — до свидания!» и т.п. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от постав­ленных задач.

Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.

Необходима смена видов деятельности

Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физи­ческой) помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых.

Вывод: каждое занятие должно включать несколько раз­ноплановых игр, сменяющих одна другую.

 

Гибкость

Описанные занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на

 

отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают ин­тересные варианты развития игры, ее сюжета.

Вывод: необходимо сочетать четкое планирование заня­тия с гибкостью его проведенияотдельные части за­нятия можно сократить или расширить, что-то отло­жить до следующего занятия или ввести новый, незапла­нированный ранее, элемент.

Перенос знаний

Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и уме­ния, которые дети приобрели во время занятий, активно использо­вались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий — они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ле­нятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным спосо­бом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быст­рее закрепится.

Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.

 

Малышам необходима положительная оценка их деятельности

В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрос­лого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, дос­тижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней вни­мание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следую­щий раз обязательно получится», «Ты старался, — молодец!».

Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее,

Хвалите их почаще.


Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста

Логопедические занятия с детьми раннего возраста также име­ют ряд особенностей:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.239.111 (0.012 с.)