Соответствуют ли падежные окончания составленных детьми словосочетаний И предложений используемым предлогам, Т. Е. Выполняют ли предлоги свою синтаксическую функцию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соответствуют ли падежные окончания составленных детьми словосочетаний И предложений используемым предлогам, Т. Е. Выполняют ли предлоги свою синтаксическую функцию.



Составить представление об умении детей пользоваться пред­ложным управлением можно лишь рассматривая эти ошибки в совокупности, учитывая характер и частоту их проявлений. В ходе обследования в протоколе чаще других фиксируют следующие варианты ошибок, выявляющих несформированность предложно­го управления:

отсутствие предлога, ограниченное количество предлогов (в, на и др.), используемых только для выражения на­глядных отношений, при неумении правильно передать
падежные окончания в словосочетании с предлогом (ле­жит в столу);

введение (вставка) предлогов в синтаксические конструк­ции, не требующие использования их;

замены и смешение предлогов, выражающих разновидно­сти отношений при недостаточной их дифференциации.

Связь слов в предложении выражается не только посредством _ управления, но и путем согласования.

Чтобы выявить возможность детей пользоваться нормами согласования, например, имени прилагательного с существитель­ным, используется прием составления по картинкам предложе­ний, в которых прилагательное дается в различных падежных формах или роде Маленькая девочка сидит на скамейке. У ма­ленькой девочки кукла. Дети дают цветы маленькой девочке. Мама зовет маленькую девочку. С маленькой девочкой идет сес­тра. На маленькой девочке красивое платье (или голубой бант, голубая лента, голубое платье).

д) Используется также прием под становки пропущенных оконча­ний в слова пре дложения. Материал обследования — карточки с записью словосочетаний и отдельных предложений со словами, в которых пропущены окончания. Инструкция: «Прочти и вставь нужное окончание».

Другой прием — подстановка в предложение недостающего слова из числа слов, данных для выбора. Выбор адекватного зада­нию слова осложнен наличием конфликтных слов: одно из них верно по грамматической форме, но не подходит по значению; второе — верно по значению, но не подходит по грамматическим признакам; третье — не соответствует всем параметрам, а четвер­тое — искомое. (Мальчик пьет из... чашки. Слова для выбора: сладкий, красный, стол, большой.)

Аналогично исследуют возможности ребенка согласовывать имена существительные с числительными, местоимениями, а так­же с глаголами в роде, числе и падеже.

Полученный при обследовании материал должен быть проана­лизирован с точки зрения того, как ребенок передает нормы согласования: правильно; встречаются ли ошибки и как часто; на­блюдаются ли ошибки согласования при построении простого предложения, или простого распространенного (из 3-4 слов), или более сложных синтаксических конструкций.

Ошибки в согласовании имени существительного и глагола, наблюдаемые при построении простого предложения, указывают на недостаточную сформированность и устойчивость представле­ний и знаний детей о последнем.

Ошибки согласования при построении распространенного пред­ложения чаще всего являются показателем того, что ребенок не всегда может установить, какое слово с каким сочетается, какова связь между отдельными членами предложения.

В процессе обследования необходимо выявить возможности грамма тического оформления н е только н а синтаксическом, но и на морфологическом уровне.

Исследованиями развития речи в онтогенезе_установлено, что п ервы ми в речи детей появляются такие грамматические катего­рии, как категории числа существительных и глаголов, а затем — категории рода. Поэтому, чтобы выяснить уровень овладения со­относительной формой единственного и множественного числа имен существительных, используют ряд приемов:

называние картинок, изображающих один предмет или их множество. С этой целью перед ребенком раскладыва­ют набор картинок с единичными предметами либо мно­жеством их (более двух).

Инструкция: «Назови, что нарисовано на этих картинках»;

— преобразование слов, выраженных именами существи­тельными, из формы единственного числа в форму мно­жественного и наоборот. С этой целью подбирают сово­купность слов, имеющих различные окончания во мно­жественном числе (о, я, ы, и). Примерные проверочные слова: коза, стул, глаза, рукав, воробей и т.д. Ребенку предлагается от каждого слова образовать форму множе­ственного числа или, наоборот, форму множественного числа преобразовать в форму единственного числа.

Более сложный вариант — преобразование слов среднего рода [гнездо, ведро, озеро, море) или слов с уменьшительными суффик­сами (котенок, козленок, мышонок).

В ходе обследования выявляется умение детей определять число глагола. Для этого пользуются приемами, аналогичными приведенным выше. Материал обследования— сюжетные картинки, например такие: «Девочка сидит», «Девочки сидят»; «Мальчик прыгает», «Мальчики прыгают» и т.п.

Инструкция: «Рассмотри картинки, ответь на вопросы: Что делает?.., Что делают?.. (Картинки раскладываются перед ребенком в беспорядке.)

В ходе обследования следует обратить внимание и на возмож­ность ребенка правильно употреблять число при согласовании имени существительного с прилагательным.С этой целью исполь­зуется такой прием выбора пары слов из данных. Ребенку предла­гается выбрать сочетающиеся пары слов из записанных на карточ­ке: красные, шар, шары, красный и т.п.

Грамматическая катег ория рода и сследуется следующим обра­зом: ребенку предлагается карточка, на которой записан ряд слов: дедушка, окно, стена, зайка, лампа, ведро, кукла, тигр, корабль, книга, обезьяна, озеро и т.д. — или предлагаются картинки с изоб­ражением предметов. Инструкция: «Распредели слова при помо­щи числительных (один, одна, одно) или притяжательных место­имений (мои, моя, мое)».

Принцип подбора материала обследования состоит в том, что, наряду со словами, имеющими типичные для их категории окон­чания (а-я — для женского рода, о-е — для среднего и т.п.), в него включаются слова, окончания которых являются общими для имен существительных как женского, так и мужского рода (дедуш­ка, зайка, корабль, лошадь, сирень).

В процессе обследования выясняется также умение детей пользоваться способами словообразования. Как известно, по сло­вообразующей функции суффиксы делятся на две группы: суффик­сы первой группы образуют от имени существительных не новые слова, а слова с добавочным значением — уменьшительным, лас­кательно-пренебрежительным, увеличительным. Суффиксы вто­рой группы образуют от глаголов имен существительных и прила­гательных новые слова, которые обозначают профессии людей, вещи, качества и т.д.

Для выявления умения пользоваться суффиксами первой группы можно использовать задания образовать уменьшитель­ную форму имени существительного от данного слова. Материал для обследования — слова, выраженные именами существитель­ными в исходной форме и записанные на карточках, или картин­ки с изображением предметов: голова, птица, перо, ведро, рука, ухо, лоб, локоть. Инструкция: «Рассмотри предметы и назови их в уменьшительной форме». Инструкцию надо пояснить на 1-3 примерах.

Умение детей пользоваться суффиксами второй группы выяв­ляется путем образования от имен существительных новых слов (обследующий демонстрирует этот прием на примере):

а) обозначающих профессии. Материал для обследования —слова, записанные на карточках. Примерный перечень их: сапог, работа, чертеж, печь, стекло, газета;

б) обозначающих названия животных и их детенышей (волкволчицаволчата; медведьмедведицамедвежонокмедвежата).

Другие аналогичные задания:

преобразовать имена существительные, обозначающие материал (дерево, стекло, железо), в имена прилагатель­ные с помощью суффиксов. В этих случаях задача облег­чается постановкой вопроса: «Если предмет сделан из дерева, то какой он?» В случае затруднения ребенку под­сказывают ответ: «Стол деревянный, а крыша?..»;

преобразовать глаголы в имена существительные, обозна­чающие названия профессий. Материал обследования —слова, записанные на карточках (летать, переводить,
возить, рассказывать).
Инструкция аналогична преды­дущей.

В ходе обследования грамматического строя языка выявляет­ся также умение детей образовывать слова с помощью приставок. Одним из наиболее простых приемов, выявляющих эти способно­сти детей, является образование производных глаголов. Материал обследования — набор картинок, на которых изображены раз­личные по характеру действия, например: самолет улетает, са­молет прилетает. Инструкция: «Назови действия, изображен­ные на картинках».

По следам выполнения заданий обследующий фиксирует, какие именно суффиксы первой и второй групп использует ребенок. Анализируется и характер допущенных ошибок, т.е. выявляется, смешивает ребенок однозначные или различные по значению суф­фиксы.

если ребенок совсем не справляется с приведенными заданиями, это свидетельствует об очень низком уровне развития грамматических средств языка. Употребление суффиксов только первой группы также свидетельствует об этом. Попытки же (даже ошибочные) образовать слова с суффиксами обоих групп указы-(mi ют на более высокую ступень овладения способами образования

Слов.

Аналогичная картина обнаруживается при рассмотрении ре­зультатов выполнения детьми заданий на образование новых слов с помощью приставок.

Правильная организация обследования предусматривает нали­чие заранее заготовленного материала. Он может быть либо сосре­доточен в альбоме, либо представлен на карточках (в виде разда­точного материала). Каждый прием должен иметь свой порядко­вый номер, что значительно облегчает ведение протокольных за­писей.

Результаты выполнения каждой пробы обязательно фиксиру­ются в протоколе. Приведем форму протокола и варианты записи:

Фамилия... Имя... Возраст... Дата...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.1.130 (0.009 с.)