Дети видели в лесу дупло дятла. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дети видели в лесу дупло дятла.



У Зины болят зубы.

Соня завязывает синий бант.

Змея шипит, а жук жужжит. И др.

Произношение мягких и твердых согласных обследуется на примере их сочетаний с гласными И, Я, Е, Ё в словах: дети, ко­тенок, рюмка, белье, пять.

Предложения для повторения:

У кошки пять котят.

Ребята любят изюм.

Тетя Нюра сварила кисель из клюквы. И др.

С помощью специальных заданий выявляют способности к пе­реключению артикуляционных движений. Ребенку обычно пред­лагают несколько раз повторить звуковой или слоговой ряд, а за­тем последовательность звуков или слогов изменяется. Отмеча­ется, легко ли удается переключение.

А-И-У, У-И-Аит.д.;

КА-ПА-ТА, ПА-ТА-КА, ТА-ПА-КА;

ПЛА-ПЛУ-ПЛО, ПЛО-ПЛУ-ПЛА и др.;

КАП-ПАК-КАП-ПАК...

РАЛ-ЛАР-РАЛ-ЛАР...

Проверяется также умение произносить слоги с множествен­ным стечением согласных: СКЛА, ВЗМА, ЗДРА и т.п.

Чтобы обследовать умение ребенка произносить слова различ­ной слоговой сложности, ему предъявляют предметные картинки, которым он дает наименование; затем эти же наименования пред­лагаются для отраженного произношения. Результаты выполне­ния обоих видов заданий сравнивают и отмечают, что именно ре­бенку легче выполнить.

Важно отметить также, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных или неусвоенных звуков. От­мечается характер искажения:

сокращение числа слогов: маток вместо молоток, упрощение слогов: туль вместо стул, уподобление слогов: татуетка вместо табуретка, добавление числа слогов: команамата вместо комна­та, перестановка слогов и звуков: деверо вместо дерево.

Следует проверить умение произносить звуки в предложени­ях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефект­ных.

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры сло­ва ребенку предъявляются для повторения предложения, состоя­щие из слов повышенной звуко-слоговой сложности:

Петя пьет горькое лекарство.

На перекрестке стоит милиционер.

Космонавт управляет космическим кораблем. И др.

Выявленные дефекты звуков группируют в соответствии с фо­нетической классификацией.

В логопедической литературе принято различать четыре типа дефектов звукопроизношения: отсутствие звука, искажение зву­ка, замена звука и смешение звука. Отсутствие звуков, в особен­ности трудно артикулируемых, наблюдается очень часто у детей с самыми различными формами речевой патологии. Иногда в речи детей с хорошим фонематическим восприятием вместо пол­ного выпадения звука в некоторых позициях появляются при­звуки.

Появление призвуков, особенно в слогах типа ССГ, также отме­чается у детей с чрезмерной, утрированной артикуляцией, когда в качестве самостоятельных звуков выявляются кратковременные переходные фазы артикуляции, которые в обычной речи не вос­принимаются слушателем. Это происходит также из-за недоста­точно полной иннервации у детей с дизартрией. Наряду с вставка­ми звуков у тех же детей обнаруживаются частые пропуски зву­ков или их редукция, упрощающая артикуляцию трудных стече­ний согласных.

Нередко в процессе возрастания объема речевой практики от­сутствующие звуки заменяются искаженными. Искажение звука характеризуется его стабильностью в различных формах речи.

Произносительные ошибки могут быть по-разному оценены с точки зрения коммуникации. Одни из них затрагивают лишь об­разование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, неразличению их. Последние считаются более грубыми, т.к. они нарушают смысл высказыва­ния. Л.В. Щерба предлагал называть «ошибки первого типа ошиб­ками выговора, или фонетическими, а вторые — звукосмысловыми, или фонологическими».

Понятно, что фонологические ошибки не могут не быть фоне­тическими, и поиск наиболее точного разграничения произноси­тельных ошибок по их значимости для процесса коммуникации продолжается.

Например, в артикуляции губных звуков выявляются:

фонематические ошибки — неразличение и смешение п-ф, б-в, п-б, ф-в, п-п и т.п.;

фонетические ошибки — произношение звуков в и ф как губно-губных.

При произношении сонантов часто имеют место фонематичес­кие ошибки: л-р; л-н, л-л', р-р' и т.п.; фонетические ошибки: р — одноударное, л — двугубное и т.п.

Такие категории дефектов, как смешения и замены звуков, составляют особую группу, т.к. в этих отклонениях от норматив­ного произношения проявляется нестабильность всей звуковой системы языка. Дети могут смешивать звуки в одних позициях в слове и произносить правильно в других. Один звук может иметь несколько разных субститутов. Замены звуков могут быть посто­янными, но часто и они носят изменчивый характер в различных формах речи. В этих группах дефектов, имеющих фонологический характер, проявляется нарушение звуковых противопоставлений, затрагивающее часть или всю звуковую систему, в зависимости от количества смешиваемых звуков.

Обследование строения и функций артикуляционного аппара­та имеет важное значение для определения возможных причин нарушения звуковой стороны речи ребенка и планирования кор-рекционных упражнений. При обследовании нужно оценить сте­пень и качество нарушений двигательных функций органов арти­куляции и выявить уровень доступных движений.

В первую очередь логопеду следует охарактеризовать особенно­сти и дефекты анатомического характера.

Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа.

Зубы: неправильный прикус и посадка зубов, деформация верх­него зубного ряда и др.

Твердое небо: узкое куполообразное (готическое); расщепление твердого неба (субмукозная расщелина). Подслизистое расщепле­ние неба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностирует­ся, т.к. закрыто слизистой оболочкой. Нужно обратить внимание шл заднюю часть твердого неба, которая при фонации гласного А втягивается и имеет форму равностороннего треугольника. Слизи­стый покров в этом месте истончен. В неясных случаях отоларин­голог должен выяснить состояние неба путем тщательной пальпа­ции.

Мягкое небо: короткое мягкое небо, расщепление его, раздво­енный маленький язычок (uvula), отсутствие его.

В логопедической практике нередко встречаются дети с анома­лиями строения артикуляционного аппарата. К ним, в первую очередь, относятся дети-ринолалики со сквозной расщелиной твер­дого и мягкого неба, расщелиной мягкого неба или только языч­ка (uvula), а также дети с укороченным мягким небом и субмукозной расщелиной. С небными расщелинами обычно сочетаются и де­формации челюстей, неправильное развитие и расположение зу­бов, несросшаяся верхняя губа, деформированные ноздри и др. Движения мышц лица, языка и губ вялые, рудименты мягкого неба и язычка малоподвижны, пассивно свисают. Слабо развиты мышцы языка и задней стенки глотки.

Обследование моторики артикуляционного аппарата начина­ется с наблюдений за состоянием мимической мускулатуры в по­кое: отмечается выраженность носогубных складок и их симмет­ричность, характер линии губ и плотность их смыкания. Устанав­ливается, есть ли насильственные движения (гиперкинез) мими­ческой мускулатуры. Отмечается появление сопутствующих дви­жений (синкинезий), асимметричность носогубных складок при оскале.

Обследование двигательных функций артикуляционного аппа­рата следует производить путем многократного повторения требу­емого движения для выявления малозаметных, негрубых наруше­ний. При этом отмечаются качественная сторона каждого движе­ния, время включения в движение, истощаемость движения, из­менение его темпа и плавности, объем, появление содружествен­ных движений. Таким образом, могут быть выявлены стертые формы пареза. В легких случаях дизартрии при такой нагрузке может появиться слюнотечение.

Логопед должен также выяснить, как ребенок жует и глотает твердую и жидкую пищу, часто ли поперхивается, не наблюдалось ли в раннем возрасте расстройства глотания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.009 с.)