Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Картинный материал подбирается либо по тематическому (учеб-м ме вещи, игрушки, транспорт, профессии людей, одежда И Т. Д. ), л ибо по ситуативному признаку (мастерская, магазин, класс).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
При предъявлении картинок ребенку предлагается следующая инструкция: «Назови, кто (что) нарисован(о) на картинке?», «Кто это делает?» или «Какой, какая, какое?..». Ответ ребенка фиксируется в протоколе. Чтобы сделать обследование более экономным, один и тот же материал можно использовать для выявления у ребенка слов разных лексико-грамматических категорий. Так, например, предъявляя ребенку изображения неодушевленных (самолет, паровоз и т.п.) или одушевленных предметов (ученик, летчик, змея и пр.), наряду с вопросами, стимулирующими называние данного предмета, ему предлагают и вопросы, выявля ющие знан ие слов, обозна ча ющих свойства, качеств а и действи я предмета. С этой целью при предъявлении картинного материала ребенку предлагается следующая инструкция: «Назови, кто (что) нарисован(о) на картинке? Кто это делает? (Что делает предмет?) Какой предмет? Сколько их?» И т.д. Более сложный вариант этого приема - самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда, начатого обследующим. При этом ребенку предлагается следующая инструкция: «Я назову несколько слов, а ты продолжай». Например, обследующий произносит: тетрадь, ручка, учебник. Ребенок должен продолжить: карандаш, дневник и т.п. Еще сложнее называние предмета по его описанию, когда сам предмет отсутствует. Ребенку предлагается инструкция: «Назови, кто или что это: пушистое, с острыми коготками, мяукает...» или «Как называется помещение, где читают, выдают и обменивают книги?» И т.п. В процессе обследования можно использовать описания пальто, птицы, стола, машины, школы, театра, аллеи и т.п. 2. Для обследов ания понимания ребенком значения слов, и меющих абстрактное значение, универсальным является прием подбора синонимов антонимов, родственных с лов. С этой целью обследующий называет соответствующие слова, а ребенку дается инструкция подобрать к каждому слову другое, схожее по смыслу, которым можно было бы данное слово заменить. Инструкцию можно пояснить, разобрав с ребенком один-два примера. Вот перечень слов, которым можно пользоваться: имена существительные — труд, храбрость, печаль; имена прилагательные — печальный, медлительный, смелый; глаголы — радоваться, выигрывать. Данный прием позволяет также выяснить способность ребенка ориентироваться в словах одного семантического поля. Учитывая особенности и своеобразие развития лексического запаса у детей, имеющих общее недоразвитие речи, в процессе обследования выявляют также наличие в их словарном запасе общих категориальных названий. Для этого можно использовать прием называния обобщенных слов по группе однородных предметов. Существует несколько вариантов этого приема: — ребенку предлагается набор картинок, обозначающих видовые понятия, и задается вопрос: «Как все эти предметы можно назвать одним словом? (стол, стул, шкаф, кровать — это...)»; — обследующий перечисляет однородные предметы и просит ребенка назвать их одним словом; — ребенок самостоятельно дополняет тематический ряд, начатый обследователем. Сразу после выполнения задания следует спросить ребенка, почему он назвал именно эти слова. Правильное называние предмета еще не означает, что ребенок умеет адекватно употреблять это слово в речи, понимает его значение, т.е. обобщение, которое скрывается за данным сломом. Поэтому важно вести наблюдение за речевой деятельностью ребенка на протяжении всего обследования, что позволит накопить материал к качественной характеристике его словарного запаса. 4. Помимо непосредственного наблюдения, в ходе обследования используется ряд приемов, направленных на изучение способов адекватного употребления слов в разных видах кон Наиболее распространенным и простым является прием самостоятельного составления ребенком предложения с заданным словом или по предметной картинке. Другим, также распространенным, приемом является добавление к неоконченному предложению одного-двух слов («С тех пор прошло несколько...»). Одним из вариантов этого приема является выбор слов,из числа данных для добавления в предложение. Слова для выбора логопед подбирает либо по смысловой, либо по звуковой близости. например: Стало... (слова для выбора: теплее, холоднее). Сирень начала... (слова для выбора: расцветать,рассветать). «На вершину горы можно..., а из класса... (слова для выбора: взойти, выйти). Из лесной чащи выбрался на поляну... медведь (огромный, неуклюжий, добродушный). Вариант задания — подбор к прилагательным существительных, с которыми их можно употребить густой, дремучий (лес, туман), горячий, знойный (лето, вода, привет). Весьма эффективным является также прием корректирования ошибочного употребления слов в предложении (Искусственный мастер соткал красивый ковер. В зале раздавался заразный смех). 5. Для изучения сочетательных свойств слова используется метод направленной ассоциаци и который широко применяется при изучении различных форм речевой патологии. Ребенку предъявляется задание, в ходе выполнения которого необходимо составить осмысленное словосочетание. С этой целью ребенку предлагают отдельные слова и инструкции: «К каждому из данных слов нужно подобрать слово, которое сочетается с ним по смыслу и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? или «Что делает предмет?», «Что делается с предметом?». Прием направленной ассоциации накладывает на выбор слова грамматические ограничения. Ребенок должен актуализировать не любое слово, а только относящееся к определенному грамматическому классу (глагол или имя прилагательное и Т.д.). Подбор ассоциативных слов должен отвечать определенным требованиям, а именно: включать как слова конкретного значения, часто употребляемые, так и слова более обобщенного значения. Например: мальчик... (пишет, больной). В протоколе обследования фиксируется слово-раздражитель, латентный период (время, затраченное ребенком на подбор слова) И подобранные слова. Поскольку слова, входящие в словарный состав языка, как правило, полисемичны, необходимо в процессе обследования определить, насколько ребенок овладел эт ой многозначностью. Чтобы установить это, можно использовать такое задание: к данному слову подобрать несколько слов, сочетающихся с предъявленными. С этой целью можно предложить, например, прилагательные глухой, свежий, густой и т.п. Упрощенный вариант данного приема: ребенку предлагается не самостоятельно подобрать слова, а выбрать из предложенных в списке. Например: дано слово глухой и ряд слов в скобках (город, парк, старик, переулок, согласный звук). Учитывая, что вне контекста слово в своем значении определяется лишь приблизительно, ребенку можно предложить другой, облегченный прием: дополнить недостающим словом предложение (Переулок бывает сквозной и.... Согласный звук з — звонкий, а согласный звук с —.... Лес бывает редкий и....).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.252.215 (0.008 с.) |