Основные направления и формы государственного упр-я в сфере экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления и формы государственного упр-я в сфере экономики.



Регулир-е экономики гос-м представляет собой. систему действий государства по отношению к деятельности хоз субъектов и самой рыночной системе в целях обеспечения норм условий для функц-я рын механизма и решения соц проблем.

Основополагающие группы выполняемых гос-м экономических функций:

• поддержка функционирования рыночной системы и создание конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство;

• перераспределение дохода и богатства, стабилизации экономики посредством контроля над уровнем занятости и инфляции;

• ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма (в сфере распределения бюджетных ресурсов на поддержание и охрану общ порядка, нац оборону, транспортную систему). Гос и регион органы обеспечивают функцион-е систем образ, здравоохр, эколог контроля с учетом рыночных и общ интересов;

• дост-е и сохр-е нац конкур-х преим-в в мир экономике (развитие способности нац фирм конкур-ть в новых, традиц. сложив-ся отраслях на мир рынке).

Три направлен гос рег-я: антикризисное рег-е,

- оптимальное использ-е регуляторов эк-ки: ценообразование, налогообл-е, кредитов-е, инвестир-е в развитие предпр-ва;

- улучшение использ-я имеющихся прир, матер-х, труд-х и финанс ресурсов.

Гос управление в сфере экономике реализуется так же по отраслям, к примеру:

В сфере инвестиций: Государственная инвестиционная политика обязана быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как государственного, так и иностранного, а так же поиск новейших форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты. Не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и экономической политики страны.

В налоговой сфере. Налоговая политика государства есть система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом. Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов.

Отраслевое управление реализуется на основе разделения полномочий м/у уровнями власти. Ф, Р, М. Распределяется в соответствии с конституцией и ФЗ.

ФЗ «О статусе госуд и муниц предприятий», 2006г ФЗ «Об автономный учреждениях» и в 2010 г ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (мун.) учреждений».

Государственное регулирование реализуется через:

Парламент РФ – определяет общую стратегию экономического развития страны, утверждает бюджет и заслушивает отчет Правительства о его выполнении.

Президент РФ – решает организационные вопросы по образованию или реорганизации министерств и ведомств, издает указы и распоряжения, заслушивает доклады министров.

Правительство РФ – утверждает положения министерств и ведомств, осуществляет общее руководство различными сферами экономики в пределах ведения федерации....

Министерства и ведомства осуществляют оперативное руководство в соответствующих отраслях экономики согласно функциональным направлениям деятельности или осуществляют межотраслевое регулирование.

Органы субъектов федерации (законодательные, главы администрации, правительства) министерства, департаменты осуществляют приблизительно такое же руководство и решают приблизительно те же задачи, что и федеральные структуры.

Органы местного самоуправления участвуют в государственном управлении только в пределах делегированных полномочий или в отношении государственных объектов переданных в оперативное управление.

Отраслевые программы:

- «Отраслевая целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства» - Экономическое реформирование в сфере управления государственной собственности.

3. Метод экспертных оценок. Организация и основные стадии экспертного опроса. Обработка экспертных оценок.

Сущность - проведение интуитивно логического анализа проблемы, выполняемого экспертами. Практическая реализация этих методов осущ-ся в виде экспертиз: а) инд. или групповые

б) заочные (не видят друг друга, не знают, кто что высказывает) или очные.

Для подбора экспертов используют методы: документальный, экспериментальный (на основе прошлого опыта), метод голосования экспертами-выборщиками, метод самооценки кандидатами-экспертами.

Экспертизу проводят специалисты, обладающие следующими качествами: Компетентность, Креативность; Конструктивное мышление,Чувство коллективизма; Самокритичность и др.

Орг-я проведения экспертизы: 1. Разр-ка регламента сбора и анализа эксп-х мнений 2. Выбор цели: А) сбор инф-ии для ЛПР: - числ-ть экспертов возрастает, длительное время на экспертизу; Б) подготовка проекта решения для ЛПР: - применяются мат. методы оценки мнений, важна процедура согласования мнений. Важно не поддаваться догмам согласованности и одномерности. Догма согласованности – решение может быть принято только на основе согласованных мнений, «-» пренебрежение оригинальными идеями. Догма одномерности – эксперты должны единообразно оценивать объект экспертизы (одним числом). На самом деле необходимо исп-ть многокрит-е оценочные системы. 3. Определяем число туров экспертизы: однотуровые, многотуровые. 4. Орг-я общения экспертов. Варианты: А) отсутствие общения м/экспертами (только с организаторами) Б) заочное (анонимное) общение. Метод Делфи. В) заочное общение без анонимности (телеконференция) Г) очное общение (в аудитории) - с ограничениями, - без ограничений (в виде свободной дискуссии). 5. Опр-ие весов экспертов, т.е. степени их значимости. а) все равноправны и имеют по 1 голосу б) неравноправны: одни имеют решающий, другие совещ-й голос. в) неравноправны, принимается мнение той половины, к которой относится председатель комиссии.

Процедура экспертного опроса: 1. Проведение сбора экспертной инф-ии. 2. Комп-й анализ собранной экспертной инф-ии. 3. Повторение туров экспертного опроса. 4. Итоговый анализ экспертных мнений, интерпретация полученных резул-в. 5. Подготовка заключ-о документа для ЛПР. 6. Официальное окончание работы экспертной комиссии. Утверждение заключ-го документа. Научный фин. отчет, оплата труда.

Методы: экспертных оценок, программного прогнозирования (м.Делфи в том числе), эвристического прогнозирования, коллективной генерации идей (мозг. штурм).

методы экспертных оценок -метод обработки мнений экспертов спец. методами- инд, коллект-е.

Обработка резул-в экспертного опроса предполагает: 1. опр-ие согласованности мнений экспертов. Рассчитывается К-т конкордации (согласия). 2. обобщение оценки объектов экспертизы; 3. опр-ие зависимости м/д суждениями экспертов; 4. опр-ие относ-х весов объектов экспертизы; 5. оценка надежности резул-в экспертизы.

Для этого применяются матем. методы: 1) Матем. ожидание – усредненная оценка мнений экспертов с учетом вероятности; 2) Оптимизация задачи. Медиана Кемени – среднее мнение экспертов, кот. обеспечивает мин. отклонение мнений разных экспертов. 3) Парные сравнения (мнений экспертов) 4) Методы средних рангов.

 

Билет №5.

Основные понятия и принципы системного подхода в анализе упр-их процессов. Исследование систем упр-я и их проектирование.

Системный подход — направление методологии научного познания и практической деят-ти, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной соц-эконом системы. Система – совокупность взаимосвяз-х элементов, представляющих единое целое, функционирование которого подчинено опр цели и которое имеет четко опр структуру.

Сущность системного подхода к управлению: вход в систему – цели, задачи, условия, ресурсы, параметры внутренней системы; процесс – преобразование входа в выход системы. Главная задача привести систему к поставленным целям; выход – результат функционирования (продукт, услуга, информация, уровень достижения целей и задач); обратная связь - позволяет увидеть степень достижения цели, сравнить вход с выходом, выявить все причины (система отчетов).

Основные принципы системного подхода: 1. Целостность (систему как единое целое и как подсистема для вышестоящих уровней. 2. Иерархичность строения, наличие не менее 2 элементов. 3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы, их взаимосвязи в рамках конкретной орг стр-ры. 4. Множественность, позволяющая использовать множество эконом и матем моделей для описания отдельных элементов и системы в целом. Принципы системы: разнообразия элементов, самосохранение, неравномерность и т.д.

Система управления – совокупность взаимосвязанных элементов, способ реализации технологии управления, предполагающий воздействие на объект с целью изменения его состояния и процессных характеристик. Состоит из двух подсистем: управляющей (субъект – аппарат, методы, формы, способы, технологии управления) и управляемой (объект – люди, коллективы, процессы, системы). С т.зр. взаимосвязи с внеш. средой, системы: открытые и закрытые.

Научные подходы для исследования систем управления:

Диалектический (борьба единства и противоречий) – все элементы системы взаимообусловлены (единство), но могут иметь и противоречия, изменения в одних элементах вызывает изменения в других; Эмпирический – изучается опыт функционирования системы в прошлом, настоящем, что позволяет спрогнозировать будущее развитие системы. Изучение межличн-х отношений – выявлении мотивации, потребностей, интересов; Изучение группового поведения – динамика, корпоративная культура; Соц-технический – исследование соц фактора и технического аспекта производства и труда (орг-я рабочего места) с целью предложения мер по совершенствованию; Подход с позиции принятия реш-й – методы, формы, способы; Инф подход – потоки, коммуникации, документооборот;

Матем подход – количественная оценка явлений и процессов в систем. Комплексный поход – изучаются все внутренние и внешние факторы. Системно-структурный подход – изучают динамично развивающееся целостное образование, а также структурные элементы во взаимосвязи и взаимодействии.

Модель в исследовании систем управления – это упрощенное представление объекта, которое должно обеспечивать возможность включения достаточно широких изменений. Примеры моделей: функционально-декомпозиционное представление – логические блок-схемы, функционально-стоимостная модель, факторная матрица, модель прогноза затрат и прибыли. Исследование систем управления в зависимости от уровня изучаемой проблемы, целей, задач исследования может носить глобальный или локальный характер.

2. Федерализм как форма государственного упр-я.

Федерализм — это тер-ая или национально-тер-ая форма разделения власти и объектов ГУ м/у центральными и региональными субъектами, обеспечивающая самостоятельное управление делами регионов в рамках единого гос-го союза. В основе лежит вопрос взаимоотношений м/у уровнями власти, ветвями власти, межбюджетными отношениями.

Специфика федерализма как принципа ГУ заключается: в способе разделения труда м/у гос субъектами разных уровней упр-ия; в территориальном разграничении объектов деятельности; в сочетании централизации и децентрализации власти и управления.

Федерализм как принцип организации государства и ГУ закрепляется конституционно.

В 22 федерациях существующих в мире разграничения предметов ведения связано с различными комбинациями 4-х элементов: 1. исключительные полномочия федерации 2. исключительные субъектов 3. совместной компетенции 4. остаточные полномочия.

Типы федерализма: федерация - форма организации гос. власти, предполагающая одновременно формирование единого государства и передачу полномочий федеративным единицам для реализации права на самоуправление и соучастие в общем гос. управлении (США, Канада). Конфедерация – временный союз государств, объединённых для каких-то целей (ЕС, СНГ). Федератизм – ассиметричные отношения м/у федеральными единицами и центром. В одних регионах – широкая внутренняя автономия, в др. наоборот – высокая степень централизации. Ассоциированная государственность – ассиметричные отношения субъектов и центра, при котором федерированное государство имеет конституционное право одностороннего разрыва связей с федерированными единицами. Квазифедеративная форма – унии, лиги, кондоминиумы. Для решения спец проблем в рамках единой политики.

В наст время существует 22 федеративных государства: 6 федераций в Европе; 4-в Азии; 6- в Сев. и Южной Америке; 4 фед – в Африке; 2 – в Океании.

Всего в федерациях проживает 1/3 населения Земли. Популярность -модель создания больших политических систем, гарантирующих высокую степень единства, а с др. стороны сокращение этнического и территориального разнообразия федерирующих единиц. Структура и организация федераций неодинакова в разных странах. Различается и правовой статус субъектов.

В современных федерациях наиболее влиятельной явл-ся теория «Кооперативного федерализма», т.е. принцип единства гос. власти, но необходимость её разделения по вертикали между федерациями и субъектами. Акцент-на взаимодоверие, взаимозависимость, механизм вертик и горизонт сотруд-ва. Благодаря этой теории возникло понятие «Совместной компетенции» федер-ых органов власти и субъектов Федерации.

Эволюция современного федерализма: сокращают значение классической основы федерализма (равноправие членов федерации, добросовестность вхождения и выхода); развиваются новые принципы (неприятие уравнивания – «уравниловки»); развитие федеративных отношений по направлению соединения и одновременно сокращения разнообразия; плюрализм и ассиметрия во взаимоотношениях.

В настоящее время 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города фед. Значения, 1 авт.область, 4 автономных округа. Проблемы:

1. противоречивость принципов федеративного устройства и конституции РФ; а) противоречивое сочетание принципа формирования субъектов федерации: национально- гос-ый, адм-но-гос-ый. б) провозглашение принципов целостности гос-ва и одновременно право народов на самоопределения в) признание формального равенства субъектов федерации и вместе с тем заложенные в конституции неравенства их во взаимодействии с центром и м/у собой по объёму прав 2. фактическое неравенство субъектов федерации, выражающееся в геополитических, экономических, демографических и др. различиях, что приводит к диспропорциям в реализации общенац-ых стандартов социальных благ 3. разграничение компетенции между фед. органами и и субъектами. 4. наличие конфедеративных элементов, тенденция «вымывания» российского суверенитета (противоречия фед. законодательству конституций и уставов субъектов). 5. проблема «матрешка».

В настоящее время действуют 2 тенденции в развитии федеративного устройства ГУ – децентрализации и интеграции. Укрупнение субъектов РФ. За 2005-2007 год 6 автономных округов влились в состав других субъектов. Специфика развития РФ показывает, что эф-ть федерализма может быть обеспечена при условии сильной центральной власти при наличии единой вертикали ГУ, построенной на демократической основе.

3. Эвристические методы генерирования альтернативных в-товреш-й. Метод мозговой атаки. Метод Дельфи.

Методы - эвристические, т.к. они основаны на логике, здравом смысле, опыте. В основе – метод Сократа. Суть – извлекать скрытую в человеке инф-ю с помощью наводящих вопросов. Генерирование – выработка. Главная цель – выработка max числа идей, вариантов решений. Общая логика: а) проблема разделяется на несколько частейб) для каждой простой проблемы формируется набор решений простых задач

Алгоритм форм-ия эвр-го решения: 1. Форм-ся абдуктивные решения, т.е. осн-ые на прошлом опыте, исходящие из прошлых причин. 2. Форм-ся индуктивные решения, т.е. осн-е на вероятных тенденциях, закономерностях процессов. 3.Форм-ся дедуктивные решения. Это объединение абд-х и инд-х. 4. Рассматриваются комбинации абд-х и дед-х решений и выраб-ся строгое решение, которое исходит из прошлого и настоящего. 5. Рассматриваются комбинации абд-х и инд-х решений. Формируется эврист-ое решение с большой степенью неопр-ти.

Методы генерирование идей: Метод Делфимногоуровневая процедура анкет-я экспертов в различных областях науки и техники, работающих инкогнито по отношению друг к другу с целью формир-я инф-ии, основанной на логическом анализе, на интуитивном опыте и отражающей индив. мнение эксперта. Используется, когда: группа экспертов стабильна, имеется достаточное время, очная экспертиза невозможна.

«+» очень эффективный метод выработки коллективного экспертного мнения.

«-» длительность проведения (интервалы м/д турами рекомендуются не менее 1 м.), необходимость обеспечения связи на расстоянии, в готовом решении есть вероятность присутствия оценки неподготовленных людей, сильно отличающаяся точка зрения от большинства экспертов не принимается во внимание.

Метод мозгового штурма – групповое обсуждение проблемы с целью поиска новых идей, вариантов решения. Оптимальное кол-во группы 7-9 человек. Разновидности: индив-й (каждый из экспертов дает идеи); массовый (быстро высказываются все сразу); письменный (снимает психолог. барьеры); двойной (процесс генерир-я идей в сочетании с предложениями, как их улучшить); мозг. штурм с оценкой идей – идея и ее оценка, может быть и негативной; обратный – сначала критика сущест-х идей и решений, затем формул-ка новых. Применяется, когда: состав экспертом нестабильный, ограничен временной ресурс, нет необходимости изолировать экспертов друг от друга.

Факторы, препятствующие МШ: критика (резкая, негативная), официальность, формальность процедуры, поиск правовых решений, пассивный ведущий. Факторы, способствующие МШ: активное воображение присутствующих, поиск аналогов проблемы, развитие, переработка, соединение высказанных идей, активность ведущего.

Метод коллективного блокнота Позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым экспертом с их коллективной оценкой. К аждый эксперт получает блокнот, куда в течение месяца записывает свои идеи.Эксперты собираются и с помощью методов Делфи, МШ или просто обсуждают свои идеи.«-» временной промежуток.

Метод синектики Синектика комплексный метод стимулирования творческой деятельности, использующий принципы иприемы МШ и одновременно метода аналогий и ассоциаций. Типы аналогий: прямые, субъективные (личные), символические аналогии (орг-я как живой организм), фантастические. Метод основан на спонтанном мышлении; используется для решения простых и сложных проблем. «+» и «-» как и в методе МШ.

 

 

Билет №6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.026 с.)