Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления и формы государственного упр-я в сфере экономики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Регулир-е экономики гос-м представляет собой. систему действий государства по отношению к деятельности хоз субъектов и самой рыночной системе в целях обеспечения норм условий для функц-я рын механизма и решения соц проблем. Основополагающие группы выполняемых гос-м экономических функций: • поддержка функционирования рыночной системы и создание конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство; • перераспределение дохода и богатства, стабилизации экономики посредством контроля над уровнем занятости и инфляции; • ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма (в сфере распределения бюджетных ресурсов на поддержание и охрану общ порядка, нац оборону, транспортную систему). Гос и регион органы обеспечивают функцион-е систем образ, здравоохр, эколог контроля с учетом рыночных и общ интересов; • дост-е и сохр-е нац конкур-х преим-в в мир экономике (развитие способности нац фирм конкур-ть в новых, традиц. сложив-ся отраслях на мир рынке). Три направлен гос рег-я: антикризисное рег-е, - оптимальное использ-е регуляторов эк-ки: ценообразование, налогообл-е, кредитов-е, инвестир-е в развитие предпр-ва; - улучшение использ-я имеющихся прир, матер-х, труд-х и финанс ресурсов. Гос управление в сфере экономике реализуется так же по отраслям, к примеру: В сфере инвестиций: Государственная инвестиционная политика обязана быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как государственного, так и иностранного, а так же поиск новейших форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты. Не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и экономической политики страны. В налоговой сфере. Налоговая политика государства есть система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом. Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Отраслевое управление реализуется на основе разделения полномочий м/у уровнями власти. Ф, Р, М. Распределяется в соответствии с конституцией и ФЗ. ФЗ «О статусе госуд и муниц предприятий», 2006г ФЗ «Об автономный учреждениях» и в 2010 г ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (мун.) учреждений». Государственное регулирование реализуется через: Парламент РФ – определяет общую стратегию экономического развития страны, утверждает бюджет и заслушивает отчет Правительства о его выполнении. Президент РФ – решает организационные вопросы по образованию или реорганизации министерств и ведомств, издает указы и распоряжения, заслушивает доклады министров. Правительство РФ – утверждает положения министерств и ведомств, осуществляет общее руководство различными сферами экономики в пределах ведения федерации.... Министерства и ведомства осуществляют оперативное руководство в соответствующих отраслях экономики согласно функциональным направлениям деятельности или осуществляют межотраслевое регулирование. Органы субъектов федерации (законодательные, главы администрации, правительства) министерства, департаменты осуществляют приблизительно такое же руководство и решают приблизительно те же задачи, что и федеральные структуры. Органы местного самоуправления участвуют в государственном управлении только в пределах делегированных полномочий или в отношении государственных объектов переданных в оперативное управление. Отраслевые программы: - «Отраслевая целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства» - Экономическое реформирование в сфере управления государственной собственности. 3. Метод экспертных оценок. Организация и основные стадии экспертного опроса. Обработка экспертных оценок. Сущность - проведение интуитивно логического анализа проблемы, выполняемого экспертами. Практическая реализация этих методов осущ-ся в виде экспертиз: а) инд. или групповые б) заочные (не видят друг друга, не знают, кто что высказывает) или очные. Для подбора экспертов используют методы: документальный, экспериментальный (на основе прошлого опыта), метод голосования экспертами-выборщиками, метод самооценки кандидатами-экспертами. Экспертизу проводят специалисты, обладающие следующими качествами: Компетентность, Креативность; Конструктивное мышление,Чувство коллективизма; Самокритичность и др. Орг-я проведения экспертизы: 1. Разр-ка регламента сбора и анализа эксп-х мнений 2. Выбор цели: А) сбор инф-ии для ЛПР: - числ-ть экспертов возрастает, длительное время на экспертизу; Б) подготовка проекта решения для ЛПР: - применяются мат. методы оценки мнений, важна процедура согласования мнений. Важно не поддаваться догмам согласованности и одномерности. Догма согласованности – решение может быть принято только на основе согласованных мнений, «-» пренебрежение оригинальными идеями. Догма одномерности – эксперты должны единообразно оценивать объект экспертизы (одним числом). На самом деле необходимо исп-ть многокрит-е оценочные системы. 3. Определяем число туров экспертизы: однотуровые, многотуровые. 4. Орг-я общения экспертов. Варианты: А) отсутствие общения м/экспертами (только с организаторами) Б) заочное (анонимное) общение. Метод Делфи. В) заочное общение без анонимности (телеконференция) Г) очное общение (в аудитории) - с ограничениями, - без ограничений (в виде свободной дискуссии). 5. Опр-ие весов экспертов, т.е. степени их значимости. а) все равноправны и имеют по 1 голосу б) неравноправны: одни имеют решающий, другие совещ-й голос. в) неравноправны, принимается мнение той половины, к которой относится председатель комиссии. Процедура экспертного опроса: 1. Проведение сбора экспертной инф-ии. 2. Комп-й анализ собранной экспертной инф-ии. 3. Повторение туров экспертного опроса. 4. Итоговый анализ экспертных мнений, интерпретация полученных резул-в. 5. Подготовка заключ-о документа для ЛПР. 6. Официальное окончание работы экспертной комиссии. Утверждение заключ-го документа. Научный фин. отчет, оплата труда. Методы: экспертных оценок, программного прогнозирования (м.Делфи в том числе), эвристического прогнозирования, коллективной генерации идей (мозг. штурм). методы экспертных оценок -метод обработки мнений экспертов спец. методами- инд, коллект-е. Обработка резул-в экспертного опроса предполагает: 1. опр-ие согласованности мнений экспертов. Рассчитывается К-т конкордации (согласия). 2. обобщение оценки объектов экспертизы; 3. опр-ие зависимости м/д суждениями экспертов; 4. опр-ие относ-х весов объектов экспертизы; 5. оценка надежности резул-в экспертизы. Для этого применяются матем. методы: 1) Матем. ожидание – усредненная оценка мнений экспертов с учетом вероятности; 2) Оптимизация задачи. Медиана Кемени – среднее мнение экспертов, кот. обеспечивает мин. отклонение мнений разных экспертов. 3) Парные сравнения (мнений экспертов) 4) Методы средних рангов.
Билет №5. Основные понятия и принципы системного подхода в анализе упр-их процессов. Исследование систем упр-я и их проектирование. Системный подход — направление методологии научного познания и практической деят-ти, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной соц-эконом системы. Система – совокупность взаимосвяз-х элементов, представляющих единое целое, функционирование которого подчинено опр цели и которое имеет четко опр структуру. Сущность системного подхода к управлению: вход в систему – цели, задачи, условия, ресурсы, параметры внутренней системы; процесс – преобразование входа в выход системы. Главная задача привести систему к поставленным целям; выход – результат функционирования (продукт, услуга, информация, уровень достижения целей и задач); обратная связь - позволяет увидеть степень достижения цели, сравнить вход с выходом, выявить все причины (система отчетов). Основные принципы системного подхода: 1. Целостность (систему как единое целое и как подсистема для вышестоящих уровней. 2. Иерархичность строения, наличие не менее 2 элементов. 3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы, их взаимосвязи в рамках конкретной орг стр-ры. 4. Множественность, позволяющая использовать множество эконом и матем моделей для описания отдельных элементов и системы в целом. Принципы системы: разнообразия элементов, самосохранение, неравномерность и т.д. Система управления – совокупность взаимосвязанных элементов, способ реализации технологии управления, предполагающий воздействие на объект с целью изменения его состояния и процессных характеристик. Состоит из двух подсистем: управляющей (субъект – аппарат, методы, формы, способы, технологии управления) и управляемой (объект – люди, коллективы, процессы, системы). С т.зр. взаимосвязи с внеш. средой, системы: открытые и закрытые. Научные подходы для исследования систем управления: Диалектический (борьба единства и противоречий) – все элементы системы взаимообусловлены (единство), но могут иметь и противоречия, изменения в одних элементах вызывает изменения в других; Эмпирический – изучается опыт функционирования системы в прошлом, настоящем, что позволяет спрогнозировать будущее развитие системы. Изучение межличн-х отношений – выявлении мотивации, потребностей, интересов; Изучение группового поведения – динамика, корпоративная культура; Соц-технический – исследование соц фактора и технического аспекта производства и труда (орг-я рабочего места) с целью предложения мер по совершенствованию; Подход с позиции принятия реш-й – методы, формы, способы; Инф подход – потоки, коммуникации, документооборот; Матем подход – количественная оценка явлений и процессов в систем. Комплексный поход – изучаются все внутренние и внешние факторы. Системно-структурный подход – изучают динамично развивающееся целостное образование, а также структурные элементы во взаимосвязи и взаимодействии. Модель в исследовании систем управления – это упрощенное представление объекта, которое должно обеспечивать возможность включения достаточно широких изменений. Примеры моделей: функционально-декомпозиционное представление – логические блок-схемы, функционально-стоимостная модель, факторная матрица, модель прогноза затрат и прибыли. Исследование систем управления в зависимости от уровня изучаемой проблемы, целей, задач исследования может носить глобальный или локальный характер. 2. Федерализм как форма государственного упр-я. Федерализм — это тер-ая или национально-тер-ая форма разделения власти и объектов ГУ м/у центральными и региональными субъектами, обеспечивающая самостоятельное управление делами регионов в рамках единого гос-го союза. В основе лежит вопрос взаимоотношений м/у уровнями власти, ветвями власти, межбюджетными отношениями. Специфика федерализма как принципа ГУ заключается: в способе разделения труда м/у гос субъектами разных уровней упр-ия; в территориальном разграничении объектов деятельности; в сочетании централизации и децентрализации власти и управления. Федерализм как принцип организации государства и ГУ закрепляется конституционно. В 22 федерациях существующих в мире разграничения предметов ведения связано с различными комбинациями 4-х элементов: 1. исключительные полномочия федерации 2. исключительные субъектов 3. совместной компетенции 4. остаточные полномочия. Типы федерализма: федерация - форма организации гос. власти, предполагающая одновременно формирование единого государства и передачу полномочий федеративным единицам для реализации права на самоуправление и соучастие в общем гос. управлении (США, Канада). Конфедерация – временный союз государств, объединённых для каких-то целей (ЕС, СНГ). Федератизм – ассиметричные отношения м/у федеральными единицами и центром. В одних регионах – широкая внутренняя автономия, в др. наоборот – высокая степень централизации. Ассоциированная государственность – ассиметричные отношения субъектов и центра, при котором федерированное государство имеет конституционное право одностороннего разрыва связей с федерированными единицами. Квазифедеративная форма – унии, лиги, кондоминиумы. Для решения спец проблем в рамках единой политики. В наст время существует 22 федеративных государства: 6 федераций в Европе; 4-в Азии; 6- в Сев. и Южной Америке; 4 фед – в Африке; 2 – в Океании. Всего в федерациях проживает 1/3 населения Земли. Популярность -модель создания больших политических систем, гарантирующих высокую степень единства, а с др. стороны сокращение этнического и территориального разнообразия федерирующих единиц. Структура и организация федераций неодинакова в разных странах. Различается и правовой статус субъектов. В современных федерациях наиболее влиятельной явл-ся теория «Кооперативного федерализма», т.е. принцип единства гос. власти, но необходимость её разделения по вертикали между федерациями и субъектами. Акцент-на взаимодоверие, взаимозависимость, механизм вертик и горизонт сотруд-ва. Благодаря этой теории возникло понятие «Совместной компетенции» федер-ых органов власти и субъектов Федерации. Эволюция современного федерализма: сокращают значение классической основы федерализма (равноправие членов федерации, добросовестность вхождения и выхода); развиваются новые принципы (неприятие уравнивания – «уравниловки»); развитие федеративных отношений по направлению соединения и одновременно сокращения разнообразия; плюрализм и ассиметрия во взаимоотношениях. В настоящее время 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города фед. Значения, 1 авт.область, 4 автономных округа. Проблемы: 1. противоречивость принципов федеративного устройства и конституции РФ; а) противоречивое сочетание принципа формирования субъектов федерации: национально- гос-ый, адм-но-гос-ый. б) провозглашение принципов целостности гос-ва и одновременно право народов на самоопределения в) признание формального равенства субъектов федерации и вместе с тем заложенные в конституции неравенства их во взаимодействии с центром и м/у собой по объёму прав 2. фактическое неравенство субъектов федерации, выражающееся в геополитических, экономических, демографических и др. различиях, что приводит к диспропорциям в реализации общенац-ых стандартов социальных благ 3. разграничение компетенции между фед. органами и и субъектами. 4. наличие конфедеративных элементов, тенденция «вымывания» российского суверенитета (противоречия фед. законодательству конституций и уставов субъектов). 5. проблема «матрешка». В настоящее время действуют 2 тенденции в развитии федеративного устройства ГУ – децентрализации и интеграции. Укрупнение субъектов РФ. За 2005-2007 год 6 автономных округов влились в состав других субъектов. Специфика развития РФ показывает, что эф-ть федерализма может быть обеспечена при условии сильной центральной власти при наличии единой вертикали ГУ, построенной на демократической основе. 3. Эвристические методы генерирования альтернативных в-товреш-й. Метод мозговой атаки. Метод Дельфи. Методы - эвристические, т.к. они основаны на логике, здравом смысле, опыте. В основе – метод Сократа. Суть – извлекать скрытую в человеке инф-ю с помощью наводящих вопросов. Генерирование – выработка. Главная цель – выработка max числа идей, вариантов решений. Общая логика: а) проблема разделяется на несколько частейб) для каждой простой проблемы формируется набор решений простых задач Алгоритм форм-ия эвр-го решения: 1. Форм-ся абдуктивные решения, т.е. осн-ые на прошлом опыте, исходящие из прошлых причин. 2. Форм-ся индуктивные решения, т.е. осн-е на вероятных тенденциях, закономерностях процессов. 3.Форм-ся дедуктивные решения. Это объединение абд-х и инд-х. 4. Рассматриваются комбинации абд-х и дед-х решений и выраб-ся строгое решение, которое исходит из прошлого и настоящего. 5. Рассматриваются комбинации абд-х и инд-х решений. Формируется эврист-ое решение с большой степенью неопр-ти. Методы генерирование идей: Метод Делфи – многоуровневая процедура анкет-я экспертов в различных областях науки и техники, работающих инкогнито по отношению друг к другу с целью формир-я инф-ии, основанной на логическом анализе, на интуитивном опыте и отражающей индив. мнение эксперта. Используется, когда: группа экспертов стабильна, имеется достаточное время, очная экспертиза невозможна. «+» очень эффективный метод выработки коллективного экспертного мнения. «-» длительность проведения (интервалы м/д турами рекомендуются не менее 1 м.), необходимость обеспечения связи на расстоянии, в готовом решении есть вероятность присутствия оценки неподготовленных людей, сильно отличающаяся точка зрения от большинства экспертов не принимается во внимание. Метод мозгового штурма – групповое обсуждение проблемы с целью поиска новых идей, вариантов решения. Оптимальное кол-во группы 7-9 человек. Разновидности: индив-й (каждый из экспертов дает идеи); массовый (быстро высказываются все сразу); письменный (снимает психолог. барьеры); двойной (процесс генерир-я идей в сочетании с предложениями, как их улучшить); мозг. штурм с оценкой идей – идея и ее оценка, может быть и негативной; обратный – сначала критика сущест-х идей и решений, затем формул-ка новых. Применяется, когда: состав экспертом нестабильный, ограничен временной ресурс, нет необходимости изолировать экспертов друг от друга. Факторы, препятствующие МШ: критика (резкая, негативная), официальность, формальность процедуры, поиск правовых решений, пассивный ведущий. Факторы, способствующие МШ: активное воображение присутствующих, поиск аналогов проблемы, развитие, переработка, соединение высказанных идей, активность ведущего. Метод коллективного блокнота Позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым экспертом с их коллективной оценкой. К аждый эксперт получает блокнот, куда в течение месяца записывает свои идеи.Эксперты собираются и с помощью методов Делфи, МШ или просто обсуждают свои идеи.«-» временной промежуток. Метод синектики Синектика – комплексный метод стимулирования творческой деятельности, использующий принципы иприемы МШ и одновременно метода аналогий и ассоциаций. Типы аналогий: прямые, субъективные (личные), символические аналогии (орг-я как живой организм), фантастические. Метод основан на спонтанном мышлении; используется для решения простых и сложных проблем. «+» и «-» как и в методе МШ.
Билет №6.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.228.164 (0.009 с.) |